Жилищное строительство и жилищная политика Москвы

"В Москве заморожено лишь 19 жилых новостроек из 158 - таковы результаты исследования компании "Инком". Эти 158 девелоперы так или иначе достроят, беда в том, что новых объектов они не начинают, говорят эксперты", сообщают "Ведомости" в номере от 3 августа. "Все 158 новостроек - и живые, и замороженные - находятся в активной продаже, рассказал "Ведомостям" Дмитрий Таганов, руководитель аналитического центра корпорации "Инком". Среди 19 замороженных сотрудник "Инкома" называет комплексы "Московские окна" на Новогиреевской улице (застройщик - группа NBM) и "Английский квартал" на Мытной (ГК ПИК). Представители ГК ПИК и NBM немедленно опровергли "Ведомостям" эту информацию. 139 домов продолжают возводиться, но в большинстве случаев сроки их сдачи сдвинуты на 6-8 месяцев, говорит Таганов. По его информации, в стадии первичных продаж сейчас находится еще примерно 144 дома, строительство которых уже завершено", пишет газета. "Сокращение объемов строительства не такое критичное, как многим казалось, говорит руководитель IRN.ru Олег Репченко. По его оценкам, остановлено строительство не более чем 10-20% новостроек. Месяц назад руководитель департамента городского строительства Москвы Александр Косован сообщал "Интерфаксу", что в столице насчитывается 28 объектов долгостроя. Цифры "Инкома" близки к правде, соглашается заместитель гендиректора ДСК-1 Андрей Паньковский. Объекты с готовностью более 50% обычно достраиваются, говорит вице-президент Гильдии риэлторов России Константин Апрелев. "Главный вопрос - не сколько заморожено, а сколько останется площадок на рынке через полгода", - считает он. Ведь дома, которые сейчас достраиваются, закладывались еще до кризиса, а сегодня новых площадок практически не появляется".

"В руководстве столичной мэрии вчера заявили, что средства, выделяемые из бюджета на капремонт жилых домов, будут перечисляться непосредственно гражданам-собственникам жилья", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 7 августа. "В мэрии считают, что это "подтолкнет" москвичей к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ) и других объединений собственников и поможет "контролировать качество ремонта"... О намерении властей передавать москвичам деньги на проведение ремонта их жилья вчера заявил глава департамента капремонта жилищного фонда мэрии Артур Кескинов. По словам чиновника, эта мера позволит "подтолкнуть" граждан к созданию объединений собственников и поможет им самим "контролировать объем и качество ремонта"... в мэрии говорят о "беспрецедентных в российской практике" планах по передаче средств на капремонт самим жильцам. Ранее сообщалось, что смета программы на 2009 год составит свыше 50 млрд руб., на которые планируется отремонтировать 1,9 тыс. зданий. Правда, вчера Артур Кескинов уточнил, что в этом году капремонт пройдут лишь 480 домов, но заверил, что "город выполнит все обязательства, которые на себя взял". Сроки, когда начнутся выплаты жильцам, господин Кескинов не назвал, пояснив, что "платить можно только тогда, когда мы будем понимать, что эти деньги пойдут только на капремонт"... Впрочем, в любом случае свободно распоряжаться "ремонтными" деньгами гражданам не дадут... перед процедурой передачи средств чиновники должны еще провести техническую экспертизу дома, разработать по ее итогам проектную документацию и провести тендер, на котором будет выбрана подрядная организация. При этом жильцы смогут сменить последнюю лишь в случае, "если подрядчик окажется недобросовестным". На вопрос, можно ли будет собственникам жилья уже после того, как мэрия перечислит им средства на капремонт, изменить, например, цвет стен в доме, в департаменте ответить затруднились".

Коммерческая недвижимость Москвы

На прошлой неделе газеты уделили внимание "разморозке" строительства "Москва-Сити". "В начале года гигантская строительная площадка, на которой растет Московский международный деловой центр "Москва-Сити", была почти мертвой. У подножия небоскребов копошились где один, где два десятка гастарбайтеров.", вспоминает "Российская газета" в номере от 3 августа. "Комплекс "Аквапарк" с гостинично-офисным зданием и апартаментами. Зимой во время первого совещания мэра в "Москва-Сити" у 60-этажного небоскреба вылезли из земли лишь первые два этажа, а сейчас их уже 54. Как доложил первый замруководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Петр Аксенов, который назначен куратором этой самой большой в столице стройки, строительные работы здесь сейчас ведут 120 человек вместо 350, как того требует график, составленный городом... Следующий объект - многофункциональный офисно-рекреационный комплекс "Федерация", состоящий из двух башен - в 62 и 93 этажа. Меньшая под названием "Запад", как известно, уже не только введена в эксплуатацию, но и заселена арендаторами. Строящаяся большая уже поднялась до 64-го этажа. Одновременно с кладкой стен сразу ведутся остекление и монтаж металлоконструкций. Срок сдачи - 2010-й год - ни у кого не вызывает сомнений. А комплекс "Город столиц", состоящий из двух четырехугольных башен, символизирующих Москву и Санкт-Петербург, и вовсе вышел уже на финишную прямую. Монолитные работы здесь завершены. Полторы тысячи рабочих ведут монтаж инженерных систем, лифтов, фасадов и занимаются отделочными работами. Вошли в нормальную колею и работы по возведению Северного въезда в "Москву-Сити", сооружение которого очень беспокоило городские власти... из 20 проблемных небоскребов осталось два. Один из них - это 48-этажный многофункциональный комплекс с Дворцом бракосочетаний, напоминающий по форме вальсирующую пару. Работы на нем остановлены из-за отсутствия средств. В первый приезд фирма-подрядчик обещала решить этот вопрос и еще зимой начать работы, но так и не сделала этого. Больше город ждать не намерен..."

"На днях мэр Москвы Юрий Лужков посетил стройплощадки в новом деловом центре "Москва-Сити" и пришел к выводу, что работы на них идут полным ходом. "Всякие разговоры о том, что "Сити" остановился, не имеют под собой оснований. "Сити" продолжает строиться", - заявил московский градоначальник", на ту же тему пишет "Газета" в номере от 3 августа. "" Центральное ядро в 2010 году будет введено", - пообещал Юрий Лужков. И действительно, на стройплощадке давно заметно движение, работают краны. Вполне возможно, что этот объект, который должны были сдать еще в 2008 году, достроят в заявленный мэром срок, то есть с опозданием всего на два года. Другая вполне живая стройка - комплекс "Федерация", который состоит из двух башен разной высоты. Низкая башня " Запад " уже давно построена и эксплуатируется, а работы над более высоким " Востоком " в какой-то момент встали. Ожила стройплощадка в начале лета. Сейчас строящийся "Восток" почти не уступает по высоте "Западу", и его фасады остеклены вплоть до 53-го этажа. Комплекс " Город столиц " достроен и остеклен, внутри ведутся отделочные работы. Здание "Меркурий Сити", строительство которого еще осенью находилось на стадии котлована, недавно доросло до четвертого надземного этажа. А в комплексе Imperia Tower на набережной Москвы реки сейчас стеклят фасады. На этом список из пяти "живых" строек в "Сити" можно закончить. Еще столько же объектов не подают признаков жизни", констатирует газета. "Например, башня "Евразия" пребывает примерно в том же виде, что и полгода назад, то есть в состоянии частично остекленного металлического каркаса... судьба башни "Россия", самого знакового проекта московского "Сити", и вовсе непонятна. В конце апреля главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что это 118-этажное здание, которое должно было стать самым высоким небоскребом Европы, в обозримом будущем строиться не будет".

"Вместо самого высокого небоскреба в Европе - башни "Россия", инвестором которого должен был выступить Шалва Чигиринский, в ММДЦ "Москва-Сити" может быть построена временная автостоянка на 530 машиномест", - сообщает "Коммерсантъ" в номере от 4 августа. "О том, что в прошедшую субботу в ходе выездного совещания в деловом центре мэр Москвы Юрий Лужков одобрил идею управляющей компании ОАО "Сити" (84% принадлежит Олегу Дерипаске и близким ему структурам, 34% из них находится в залоге у банка "Союз" - см. "Ъ" от 10 апреля) построить на 17-18 участках (более 2,4 га) временную автостоянку, "Ъ" рассказали два участника совещания. В ОАО "Сити" уточнили, что Москомархитектуры уже заказан проект стоянки - предполагается, что это будет паркинг на 530 машиномест, однако параметры и объем инвестиций еще не определены... Это уже не первый вариант использования участка 17-18, на котором изначально планировалось построить башню "Россия". В конце прошлого года главный архитектор Москвы Александр Кузьмин предложил разбить на участке небольшой скверик (см. "Ъ" 25 декабря). Обсуждалась также возможность строительства многофункционального комплекса с двумя-тремя высотками сравнительно небольшой этажности (менее 200 м), с максимально возможным количеством машиномест... Инвестиции в возведение временной наземной автостоянки могут быть достаточно скромными, отмечают девелоперы. "530 машиномест - это примерно 15-17 тыс. кв. м, что обойдется инвестору до $15 млн",-- оценивает стоимость проекта один из девелоперов, работающий в "Москва-Сити". По его мнению, парковка с участка 17-18 исчезнет не раньше, чем возродится спрос на коммерческую недвижимость на территории "Москва-Сити" - то есть через четыре-пять лет".

Перспективное развитие города

"В четверг в столице заканчивается первый этап публичных слушаний, посвященных обсуждению проекта Генерального плана развития Москвы до 2025 года и правил землепользования. Это значит, что две недели, отведенные городскими властями для того, чтобы узнать мнение москвичей по поводу двух важнейших документов, от которых зависит будущее столицы по крайней мере на ближайшие 16 лет, на исходе. Достигнута ли цель?", задает вопрос "Российская газета" в номере от 3 августа. "Этим вопросом задался первый заммэра Москвы руководитель стройкомплекса Владимир Ресин, отправляясь на слушания в Мещанский район Центрального административного округа... В Музее истории Мещанского района было довольно многолюдно... Поднялась пожилая женщина, представилась: "Стражникова Лариса Николаевна... Я хотела бы узнать, что будет с нашим домом, расположенным по Рождественскому бульвару, 5/7". "Попробуем", - смущенные архитекторы включили компьютер. Подождали, когда он загрузится. Наконец, светящаяся указка уперлась в нужный дом. Выяснилось, что зона, в которой он стоит, останется жилой. Новой застройки по соседству не предвидится. Но женщине этого явно было недостаточно: "А что с нашим домом будет? - повторила она. - У него износ 60 процентов. Мы создали ТСЖ. Кто теперь будет платить за его капремонт: жильцы, которым всучили эту развалюху, или бюджет города?" - "Бюджет, - вмешался префект ЦАО Алексей Александров. - И ремонт проведем без отселения". - "Я знаю, что вас волнует, - подключился и Ресин. - Сразу скажу: сносить не будут, дом как был, так и останется вашим". По облегченному вздоху женщины стало понятно: ее тревогу угадали точно... Большую часть москвичей, как убедился корреспондент "РГ", и в самом деле в первую очередь интересует судьба родного дома, микрорайона и лишь потом - вся громадная Москва. К сожалению, в большинстве районов мощных компьютеров, как и в Мещанском районе, нет. Да, видимо, уже и не появится, так как до конца слушаний остается всего четыре дня. А что есть? Те же слепые карты, в которых нередко слабо ориентируются и сами представители Москомархитектуры... Судя по записям в книгах отзывов, волнует москвичей и то, что проходят слушания летом, в разгар отпусков и каникул, поэтому многие горожане даже при всем желании на них не попадут... Тем не менее слушания начались, превратившись в ряде районах, увы, в формальность".

"Судьба родных районов пока еще находится в руках москвичей. Однако удивительное дело: большинство горожан грядущими стройками не интересуется. Люди просто не приходят на публичное обсуждение Генплана. Между тем власти планируют снести десятую часть домов, застроить природоохранные зоны и возвести в черте города еще несколько мусоросжигательных заводов", продолжают тему "Новые Известия" в номере от 5 августа. "Поводов для беспокойства у горожан предостаточно, убеждены эксперты. "У столичных властей грандиозные планы насчет строительства офисных центров, а прирост транспортной сети крайне низок: 25% вместо минимально необходимых 40%, - рассказал "НИ" председатель Комитета защиты прав москвичей Сергей Митрохин. - Боюсь, что сегодняшние пробки покажутся нам детским лепетом по сравнению с тем коллапсом, в который погрузится город к 2025 году". Впрочем, намного больше, чем офисные центры, горожан должны беспокоить планы строительства жилых домов. Жители 43-го квартала района "Фили-Давыдково" негодуют: по проекту предельная плотность застройки территории составляет 25 тыс. кв. метров на 1 га. Еще десять лет назад этот показатель держался на уровне 6,9 тыс. кв. метров, а с развитием строительства дорос до 11,6 тыс. кв. метров на 1 га. Примечательно, что недавно главный архитектор Москвы Александр Кузьмин говорил: для комфортного проживания москвичей плотность застройки микрорайонов должна составлять от 7 до 15 тыс. кв. метров на гектар... Неоднозначно будет решаться и проблема нехватки жилья в Москве. По прогнозам специалистов, население столицы вырастет до 12 млн. человек и еще около 4 млн. будут приезжать в Москву на заработки. Поэтому городские власти намерены возвести до 2025 года около 100 млн. кв. метров нового жилья. Часть из них будет построена "с нуля", часть - на месте снесенных так называемых "некомфортных" домов (23 млн. кв. метров, или 10% жилого фонда). Проект Генплана предусматривает снос не только "хрущоб", но и 12-этажных домов, построенных в 1960-1970-х годах", пишет газета. "По данным Москомархитектуры, сейчас критическую степень износа имеет 1 млн. "квадратов" (0,5% жилого фонда), а через 15 лет цифра увеличится до 32 млн. кв. метров. Похоже, власти решили не ждать, когда грянет гром и нанести превентивный удар... Чтобы выполнить свои намерения в срок, стройкомплексу придется сдавать в эксплуатацию по 5,88 млн. "квадратов" в год. По оценкам экспертов, на это потребуется порядка 100-130 млрд. долларов, не считая затрат на строительство сопутствующих дорог и инфраструктуры. Интересно, что рекордом по сдаче жилья считается 2007 год, когда было введено в эксплуатацию 5,4 млн. кв. метров. Все бы ничего, но из-за кризиса, погрузившего строительную сферу в анабиоз, планы выглядят, мягко говоря, утопичными. До сих пор также не решено, куда будут переселять жильцов, чьи дома попадут под снос. А это - примерно 15% семей". Также, по мнению специалистов, проект Генплана и правил застройки несет в себе огромную экологическую угрозу, отмечают "НИ". "Запланировано строительство шести мусоросжигательных заводов, планируется сокращение санитарно-защитной зоны вокруг промышленных предприятий, велика угроза сокращения зеленых зон", - говорит Митрохин. Часть земель, согласно предыдущему Генплану, была зарезервирована под особо охраняемые природные территории (ООПТ). По проекту им будет присвоен иной статус и соответственно ничто не помешает их застройке. По словам Митрохина, такая судьба ждет 10-15% долины реки Клязьмы и Филинского болота в Молжаниново. Согласно проекту Генплана, также будет урезана часть Битцевского парка".

О проекте Генплана и других планах стройкомплекса сообщил его руководитель Владимир Ресин. Интервью с ним "Российская газета" публикует в номере от 5 августа. Речь зашла о реставрации московских усадеб, о ценах на жилье. Дорожно-транспортном строительстве и, конечно, о Генплане. "Такие слушания проходят в Москве впервые. Цель их - учесть пожелания москвичей, чтобы Генплан получился с "человеческим лицом". Он, в общем-то, таким стал еще в 1995 году, так как его разработчики ориентировались не на создание столицы имперского государства, как прежде, а в первую очередь на город с комфортными условиями для жителей. Но за прошедшие годы многое изменилось. Поэтому происходит актуализация плана и изучение мнения жителей", заявил заммэра. "После ликвидации самых ветхих пятиэтажек город планировал снести дома несносимых серий. Не отказались от этих планов и сейчас, недавно принята новая городская целевая программа, которая так и называется "Некомфортное жилье". В нее войдут дома, которые невозможно привести в приличный вид, а также те, что независимо от качества мешают полностью реконструировать микрорайон. Вместе с тем в Москве очень много домов, которые, если перетряхнуть их внутренности, осовременить и утеплить фасады, заменить инженерные сети и провести благоустройство территории, ни в чем не уступят новым. Их мы, конечно же, будем реконструировать и ремонтировать. Я уверен, что их жильцам грустить не придется", цитирует газета слова Ресина. Что касается строительства дорог, то "главное - проект реконструкции "Большой Ленинградки". Надеюсь, что в будущем году ничто не помешает нам дойти до МКАД. В целом же хоть и боюсь сглазить, но наш настрой таков: за два-три года по этой магистрали закончить все работы. Вот к Дню строителя, например, откроем движение в сторону центра по Волоколамскому тоннелю". Когда начнется реконструкция в районе Пушкинской площади? "Деньги нашли, контракт подписан. В ноябре начнутся сами работы. Но сначала будет воздвигнут бытовой городок для строителей. Пока же идет согласование предпроектной и проектной документации. За четыре года предполагается возвести подземный многофункциональный комплекс, в котором найдется место для кафе и ресторанчиков, выставочных залов, паркингов". Когда рабочие уйдут с площади Тверской заставы у Белорусского вокзала? "В будущем году пустим движение, а полностью развязка и подземный торговый комплекс с паркингом будут готовы в 2012 году. Работы сейчас идут полным ходом. Я каждую субботу лично провожу там совещания. Когда же доведем всю трассу до Шереметьева, то представляете - сел на машину у Манежной площади и до самого аэропорта долетел без единого светофора!"

Дорожно-транспортное развитие столицы

Продолжая затронутую тем дорожного строительства, обратимся к проекту "раскопок" под Пушкинской площадью "Судьба одного из самых спорных узлов проекта "Большой Ленинградки" - развязки на Пушкинской площади - тоже полна странностей. Буквально в один день два высоких чиновника мэрии сделали взаимоисключающие заявления о ее будущем", отмечают "Известия" в номере от 6 августа. "Первый - главный архитектор города Александр Кузьмин - сообщил на брифинге: "На данный момент власти Москвы все еще ищут компромисс с инвестором данного проекта. Дело в том, что городу не нужны торговые площади, но каждый раз после переработки проекта они, по инициативе инвестора, там появляются... Кроме того, Пушкинская площадь не является главным звеном в проекте "Большая Ленинградка". Задача Ленинградки прежде всего работать на выезд из города, и развязка под Пушкинской в этом плане не намного улучшит ситуацию..." Таким образом он фактически признал правоту экспертов, которые неоднократно на страницах "Известий" доказывали, что развязка под "Пушкой" интересует мэрию в коммерческом плане куда больше, чем в транспортном. Второй - главный строитель Владимир Ресин - озвучил в интервью "Российской газете" другую версию: "Реконструкция в районе Пушкинской площади начнется в ноябре 2009 года. Деньги нашли, контракт подписан. В ноябре начнутся сами работы. За четыре года предполагается возвести подземный многофункциональный комплекс, в котором найдется место для кафе и ресторанчиков, выставочных залов, паркингов. Пока же идет согласование предпроектной и проектной документации..." Получается, или главные прораб с зодчим почему-то не согласовали позиции по этому вопросу, выходя к прессе, или мэрия все-таки пошла на поводу у инвесторов, которые, как мягко намекает Кузьмин, всеми правдами и неправдами хотят запихнуть в подземелье под "Пушкой" торговые площади? Судя по тому, что Лужков и Ресин в один голос говорят, что в тяжелое кризисное время надо повернуться к инвесторам лицом (хотя их и раньше не сильно осаживали), именно это предположение вернее", - пишет газета.

"В ноябре начнутся работы еще на одном участке " большой Ленинградки ". Вчера на развязке возле метро " Сокол " было открыто движение по Волоколамскому туннелю в сторону центра города", продолжает тему "Газета" в номере от 6 августа. "А руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин сообщил, что подписан контракт на освоение подземного пространства под Пушкинской площадью. Прежний проект, предполагавший строительство огромного торгового центра с надстройкой в Новопушкинском сквере, был изменен, но вопросы к нему остались... Планы строительства развязки на Пушкинской сразу вызвали недовольство общественности. Согласно первому проекту, под площадью должен был появиться четырехуровневый подземный торговый центр с трехэтажной надстройкой в Новопушкинском сквере - облик этого места изменился бы необратимо. После возражений граждан и общественного совета предыдущий проект раскритиковал и мэр Москвы Юрий Лужков. "Окончательный проект пока согласовывается, - сообщил корреспонденту " Газеты " источник в московском стройкомплексе. - В нем предусмотрены автостоянки и общественные площади, но большого торгового центра под Пушкинской не будет Облик площади и сквера в любом случае не изменится ". Действительно, выставленные сейчас на общественные слушания правила землепользования и застройки в городе Москве в принципе не допускают наземного строительства в Новопушкинском сквере... Пока неизвестно, впрочем, что будет с двумя основными болевыми точками проекта: фундаментами соседних зданий и подземным переходом на площади. Подземное пространство здесь загромождено тремя линиями метро, поэтому для перехода может физически не хватить места на приемлемой для пешеходов глубине, делятся своими опасениями члены инициативной группы местных жителей. "Ходят слухи, что подрядчики в своем проекте собираются укрепить только те части фундаментов окрестных зданий, что соприкасаются с туннелями и подземными помещениями, - рассказал корреспонденту "Газеты" член инициативной группы краевед Роман Цеханский. - Остальные же части фундаментов останутся незащищенными, а тут недалеко и до настоящих оползней". Между тем окрестности Пушкинской площади известны своими ненадежными подтопленными грунтами".

"В среду в столице открыли Волоколамский тоннель, связывающий одноименное шоссе с Ленинградским проспектом, - важный узел амбициозного городского проекта "Большая Ленинградка". Благодаря новому тоннелю движение по многострадальной Ленинградке должно ускориться. Но так как тоннель извилистый, это ускорение чревато авариями. Строители говорят, что другого пути у них не было", отмечают "Известия" в номере от 6 августа. "Сначала по новому тоннелю прошли бетономешалки, краны и самосвалы, а потом за ними осторожно въехали в подземелье и частники. Пока что движение открыто только из области в центр. В обратном направлении его обещают сдать к 5 декабря. Сейчас въехать на глубину 22 метра можно возле перекрестка Волоколамки и улицы Дубосековской (не доезжая до здания Гидропроекта), а выехать возле дома 55 по Ленинградскому проспекту (между станциями метро "Сокол" и "Аэропорт"). Поток из тоннеля сливается там с наземным. Теперь поверху поедут разве что общественный транспорт и машины, сворачивающие на Ленинградку с Песчаных улиц и улицы Алабяна. При сравнении Волоколамского тоннеля с Лефортовским плюсов больше у нового. Его строили открытым способом: не пускали щит под землей, а выкопали экскаваторами траншею и затем засыпали ее верхнюю часть, оставив внизу дорогу для машин. За счет этой и других технологий квадратный метр тоннеля обошелся раза в полтора дешевле, чем обычно. Таким образом, Волоколамский тоннель стал самой длинной в Москве дорогой под землей, построенной непроходческим способом. Это 1800 метров пути, из них 400 метров машины проезжают в рампе (так называются въездные-выездные участки под открытым небом). И одним из самых глубоких - 22 метра".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры Москвы

"Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что здание театра " Геликон опера " отремонтируют к 2011 году, несмотря на проблемы и финансовые затруднения", сообщает "Газета" в номере от 4 августа. "Реконструкция здания театра постройки XVIII века по улице Большая Никитская, 19/ 16, строения 1 и 2 началась более года назад. В результате реконструкции в здании должны появиться два зрительных зала - на 500 и на 200 мест. Общая стоимость работ оценена в 1,823 млрд рублей".

"Под будущее здание "Геликон-оперы" отведена усадьба Глебова-Стрешнева, расположенная по адресам: Большая Никитская, 19/13, 19/16, стр. 1, 2. Ее главный корпус был возведен в 1703 г. Это очень красивый дом: из красных кирпичей по фасаду выложены различные узоры, слепые окна, арки, ниши. После 1780 г. к зданию сделали несколько пристроек", отмечает "Вечерняя Москва" в номере от 3 августа. "В этом открытом дворе в конечном итоге появится партер театра, - пояснил журналистам мэр Москвы. - Этот контур мы должны закрыть зимой. По плану мы вводим этот объект в 2011 году. Это не так-то просто - найти здесь, в центре города, в такой тесноте, место для зрительного зала на 500 человек. Однако на стройке работают прекрасные специалисты, и театр получится очень уютным и комфортным. Он не будет таким прямолинейным, как многие современные здания, в нем будут уголки и закуточки... Основная проблема, по словам мэра, - деньги. Общая стоимость работ оценивается в 1 млрд 823 млн руб.". Напомним, краеведы и архитекторы крайне негативно отозвались об этом проекте, назвав его уничтожением исторической усадьбы: проект предполагает существенную реконструкцию здания и прилегающей к ней территории, включая снос ряда элементов застройки.

"Никого в Москве еще не привлекали к уголовной ответственности за повреждение памятников истории и культуры. "Это прецедент, - заявил на пресс-конференции глава Москомнаследия Валерий Шевчук. - Впервые заведено уголовное дело по статье 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры)"", пишет "Российская газета" в номере от 3 августа. "Речь идет об уникальном здании Славяно-греко-латинской академии XVII-XVIII вв., расположенной по адресу: Никольская улица, дом 7-9, строение 5. В вандализме обвиняется и.о. гендиректора ООО "Старград" Б.А. Петросян. Ему грозит до двух лет тюрьмы... Компания-инвестор ООО "Старград", которая занималась его реконструкцией, обросла судебными исками. Вместо работ, положенных по контракту, она самовольно увеличила торговые площади в переход... Огромный котлован строители рыли в охранной зоне Московского Кремля, в переходе напротив ГУМа, а землю из него тайно выносили по ночам прямо к Музею революции. Докопались до того, что оставили без фундамента расположенный по соседству памятник федерального значения - Славяно-греко-латинскую академию XVII-XVIII вв. В итоге "Старград" уничтожил древний белокаменный фундамент здания, относящийся к XIV веку, вместо того чтобы его укрепить, что должен был сделать по контракту. Пропали безвозвратно клеймёные кирпичи. Разрушены просуществовавшие свыше 300 лет карнизы, своды, декор, оконные и дверные проемы. Повреждены и несущие стены трехэтажного корпуса - первого в России высшего учебного заведения. Ущерб от так называемой реконструкции составил свыше 125 миллионов рублей... По словам Валерия Шевчука, предписания инспекторов Москомнаследия с требованиями остановить стройку не подействовали на компанию-инвестора. Она агрессивно продолжала несанкционированные работы. До тех пор, пока по поручению мэра Москвы Юрия Лужкова комитет не обратился с заявлением в прокуратуру, после чего и было заведено уголовное дело. Префектура Центрального административного округа подала иск о расторжении инвестиционного контракта с ООО "Старград", а Москомнаследие - по факту взыскания с него ущерба. В Арбитражном суде столицы уже состоялось предварительное слушание, следующее заседание назначено на 10 сентября. Согласно июньскому распоряжению столичного правительства о принятии неотложных мер по ликвидации всех нарушений и выполнении ремонтно-реставрационных работ в Славяно-греко-латинской академии в 2010 году начнутся ремонтно-восстановительные работы. Город за свой счет готов устранить безобразия, допущенные "Старградом". Но все затраты взыщет с компании-нарушителя".

Прогнозы

"Именно в кризисную осень 2009-го девелоперы стали любимыми героями анекдотов. А москвичи начали постепенно отвыкать от сомнительного звания жителей самого дорогого города мира", пишет журнал "Секрет Фирмы" в номере от 3 августа. В прогностическом (или даже, можно сказать, футуристическом) материале журнал предполагает возможное развитие событий: "В первую декаду сентября вернувшиеся из летних отпусков гендиректора сотен российских компаний активно изучали настроения на своих рынках... в начавшейся в последний месяц осени гонке по снижению цен на недвижимость не участвовали девелоперы. Их, похоже, совсем расслабило поведение кредиторов, которые, хотя и общались с должниками максимально жестко, в реальности были готовы ждать до бесконечности. К декабрю, когда дым рассеялся, падение стоимости жилья и офисов составило 30-40%. Цены на квартиры остановились около нового уровня, по которому покупали жилье для социальных нужд муниципалитеты и министерства... Но дыры в балансах банков были зияющими. Если товары в обороте для залога оценивались с дисконтом 50% и более, то недвижимость, как залог в буквальном смысле железобетонный, могла идти и с дисконтом 25%... Первоначальная концепция докапитализации банков (с помощью гособлигаций и госгарантий) не решала ключевой проблемы: что делать с ненужной банкам недвижимостью? Еще в момент падения цен публике представили план "Б"... Банк плохих долгов, который бы собирал так называемые токсичные активы (потерявшие стоимость, с неопределенной стоимостью или могущие потерять стоимость), правда, так и не появился. Создать его быстро оказалось просто нереально. Но ВЭБ обнародовал специальную программу выкупа проблемной недвижимости. Средства на нее были выделены специальным законом, который менял бюджет 2010 года и увеличивал его дефицит на $80 млрд. Денежный печатный станок снова был поставлен в строй. Дополнительные деньги стали нужны не только, чтобы выкупить недвижимость, но и для создания специального госагентства по выкупу и для найма управляющих компаний. Они должны были распоряжаться закрытыми фондами, куда государство внесло эту недвижимость... Российская экономика фактически перезапустилась уже в начале 2011-го. Следующие пять лет она росла гораздо быстрее Восточной Европы и Бразилии (проигрывая, впрочем, Индии и Китаю). Такой ход событий нередко объясняют решением запустить печатный станок. Но чаще - мудростью приглашенных варягов, подобравших для огромного количества недвижимости эффективных арендаторов, не впав в грех коррупции". Правда, вероятность такого сценария авторы материала оценивают не слишком высоко - в 35%.

Вероника Шарова