Молдавия - Румыния: перезагрузка: обзор СМИ Румынии
Выборы в Молдавии: "Существуют все основания для "перезагрузки" румынско-молдавских отношений". Румыния - Молдавия: "Молдаване являются большими патриотами Румынии, чем сами румыны". Скандал: "Что нам делать, если Мазаре вдруг посмотрит "Горбатую гору"?" "Венгерский вопрос": "Венгерские и румынские дети из Румынии, чтобы понять друг друга, общаются на английском".
Выборы в Молдавии: "Существуют все основания для "перезагрузки" румынско-молдавских отношений"
На выборах 29 июля в Молдавии своим правом голоса смогли воспользоваться в основном пенсионеры и работники государственной системы, пишет Gandul. Большинство лицеистов, студентов и молодёжи так и не дошли до избирательных урн, а для молдавских гастарбайтеров за рубежом, не считая того, что они остались абсолютно не проинформированными о месте голосования, вообще не оказалось достаточного числа бюллетеней.
Власти применили на выборах старые проверенные трюки, которые всегда применялись тоталитарными режимами: административное давление (к примеру, всем военным было приказано голосовать за ПКРМ), использование бюджетных средств, запугивание конкурентов, аресты и уголовное преследование оппозиционеров, закрытие доступа на общественные СМИ, продолжает Gandul. Многие иностранные наблюдатели были выдворены под бредовым предлогом, что они "намеревались развернуть цветную революцию". Особенно не повезло румынам - им изначально отказали в аккредитации. Помимо "грязных" методов в ход шли и более изощренные, такие, как, к примеру специальные "испаряющиеся чернила" или спланированные в интернете провокационные призывы к новой революции, исходящие якобы от лица оппозиции. Ну и для полноты картины: у Молдавии есть внешний враг - коварная Румыния, которая хочет разрушить молдавскую государственность и внешний друг - щедрая Россия, которая обещала дать полмиллиарда долларов кредита.
Европа тем временем опять молчит, пишет Gandul. Сомнительной репутации спецпредставитель ЕС в Молдавии
"Следующий уровень" для молдавско-румынских отношений - на данный момент, это, конечно, громко сказано, однако после парламентских выборов в Молдавии отношения между этими двумя странами, которые имеют, по меньшей мере, общий государственный язык (Государственным языком Молдавии по Конституции является молдавский, переведенный в 1989 году на румынскую латиницу, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии - прим. ИА REGNUM Новости) и много общих интересов, должны перейти на другие координаты, пишет Cotidianul. Разумеется, после голосования 29 июля могут возникнуть сюрпризы. Однако, какой бы ни сложилась правящая коалиция, существуют все основания для "перезагрузки" румынско-молдавских отношений. Непреклонность Румынии перед теми, кто упорно пытается подорвать отношения между Бухарестом и Кишиневом является совершенно правильным курсом нашей страны, которого мы должны придерживаться и впредь. Не исключено, кстати, что такое поведение возьмёт себе на вооружение и сама ПКРМ, а точнее, её "второй эшелон", - партийцы, которые имеют другие взгляды и цели, нежели их лидер
Интернет-издание Euractiv.ro публикует интервью с депутатом
Отвечая на вопрос об отношении молдавских властей к иностранным и, в частности, румынским наблюдателям, румынский представитель отметил: "По разному относились, но вряд ли "враждебно". А по поводу заявлений об участии Румынии в апрельских волнениях, я уже слышал выступления
Румыния - Молдавия: "Молдаване являются большими патриотами Румынии, чем сами румыны"
Поддержка Молдавии была в числе приоритетов внешней политики Румынии ещё со времён революции 1989 года, пишет Gandul. Но происходят ли ещё в современной Молдавии какие-либо события, которые могли бы быть важными и для румын? Кого ещё на самом деле волнует, что там происходит за Прутом? Новости из Бессарабии интересуют всё меньше, за исключением, пожалуй, творческой деятельности Клеопатры Стратан или группы Zdob şi Zdub. Ещё, возможно, был ограниченный и непродолжительный интерес во время апрельских протестов, когда всеобщее внимание могло привлечь постоянно звучавшее слово "революция".
Молодые румыны больше не уделяют молдавским событиям никакого внимания, продолжает Gandul. Учитывая нынешний хаос в системе образования, некоторые из них просто знают, что когда-то Румыния с Молдавией были объединены в одно образование. Предыдущее же поколение рассуждает более прагматично: какие выгоды могут быть от "унири" (от рум. unirea - "объединение"; имеется в виду объединение Бессарабии с Румынией - прим. ИА REGNUM Новости) с "запрутскими братьями"? И понимают - лишь экономические проблемы из-за объединения с ещё более отсталой страной. Молдавия может нам "подарить" поток дешёвой рабочей силы. Однако в условиях, когда сами румынские гастарбайтеры вынуждены возвращаться домой из-за экономического кризиса, дополнительные рабочие из Молдавии станут для нас непосильным бременем.
Сама по себе идея "румынизма", как по правую, так и по левую сторону Прута, сохранилась лишь как тема для разговоров в элитарной среде и для ностальгически настроенных граждан, пишет Gandul. Недавно проведённый опрос показал, что румыны занимают последнее в Европе место по степени остроты "национальных чувств". Иначе говоря, мы неудовлетворены своей страной. Парадоксальная ситуация: тысячи молдаван хотят стать румынами, становясь тем самым, большими патриотами нашей страны, чем мы сами.
Разумеется, существуют до сих пор и румыны-ностальгики, которые со всей искренностью верят, будто придёт время, когда между Бессарабией и Румынией больше не будет колючей проволоки, продолжает Gandul. Некоторые из них даже искренне сопереживают молдавским гражданам, оказавшимся на столько лет запертыми в "тюрьму" авторитарного коммунистического режима. Однако, таких "сопереживающих", к сожалению, всё меньше. Ну и, не в последнюю очередь, существуют румынские политики, которые, в погоне за голосами румын, в том числе обладателей двойного гражданства из-за Прута, эксплуатируют эти ностальгические чувства.
Между тем, в центре всеобщего внимания находятся сегодня те, кто возлагает на Румынию последнюю надежду своего экономического и духовного выживания, пишет Gandul. Это, как правило, бессарабская молодёжь, желающая учиться и работать в Румынии, или использовать её, как трамплин дальше на Запад. Для всех них мы можем сделать одну единственную вещь: дать румынское гражданство. Меры по ускорению предоставления румынских паспортов, может быть, и не решат в достаточной мере проблему, тем не менее, они необходимы хотя бы как символические действия. Коммунистический режим в Молдавии находится, возможно, уже на последнем издыхании. Однако, прежде чем он совсем исчезнет, Румыния должна дать бессарабцам хотя бы надежду, подводит итог издание.
Скандал: "Что нам делать, если Мазаре вдруг посмотрит "Горбатую гору"?"
На нацистской униформе, в которой появился на публике 18 июля мэр Констанцы
Несмотря на то, что шокирующие действия Мазаре во всей зарубежной прессе подверглись критике, однопартийцы мэра по Социал-демократической партии сохранили равнодушие, продолжает Evenimentul Zilei. Так, председатель комиссии по арбитражным делам и моральной целостности СДПР Валер Дорняну заявил, что о "случае Мазаре" ему ничего не известно. "Я не следил за заявлениями, и я не обладаю информацией", - заявил Дорняну.
На мэра города Констанца Раду Мазаре, продефилировавшего на одном из показов мод вместе со своим 13-летним сыном в униформе офицера гитлеровской армии, может быть заведено уголовное дело, пишет Libertate. Его действия, а именно "публичное использование фашистских символов", подпадают под статью со сроком наказания от полугода до 6 лет. Однако, как утверждает директор национального Совета по противодействию дискриминации Кшаба Асталош, вероятность того, что Мазаре попадёт в тюрьму, крайне мала, поскольку данный закон никогда в Румынии не применялся. Мэр Констанцы объяснил свою выходку тем, что его "всегда впечатляла строгость немецкой армии" и что на него "повлиял фильм "Операция Валькирия", в котором предпринимается покушение на Гитлера. "Подобные оправдания говорят о том, что у Мазаре большие пробелы в культуре и знании истории", - заявил Кшаба.
Мэр Констанцы в оправдание своих действий заявил, что его выход на подиум в нацистской форме был навеян фильмом "Операция Валькирия", пишет Gardianul в материале под заголовком "Что нам делать, если Мазаре вдруг посмотрит "Горбатую гору"?". Дескать, Мазаре вообразил себя офицером африканского фронта, который спланировал покушение на "злого гения", вовлекшего весь мир в войну.
Стоит ли говорить, что пример Мазаре оказался неудачным, и что заговорщики "Валькирии" закончили еще хуже чем злой гений, продолжает Gardianul. Удачный и более подходящий пример мог бы получиться, если Мазаре посмотрел бы "Калигулу". Тогда его наряд (в тех немногих сценах, где герои были одетыми!) больше соответствовал бы модным тенденциям лета. И вот еще что. На сегодняшний день в копилке образов Мазаре уже имеются Джеймс Бонд, Валькирия. Если за этим вдруг последует "Горбатая гора", тогда уж лучше продать телевизор, подводит итог издание.
"Венгерский вопрос": "Венгерские и румынские дети из Румынии, чтобы понять друг друга, общаются на английском"
Харгитский уездный совет (Харгита - уезд, населённый преимущественно венграми - прим. ИА REGNUM Новости) выделил 5000 леев (1$ - 2,94 румынских лея - прим. ИА REGNUM Новости) на организацию и финансирование летнего лагеря Ассоциации венгерской молодёжи Трансильвании (ВМТ), который пройдёт с 5 по 9 августа в городе Георгень, пишет Evenimentul Zilei в материале под заголовком "Венгерский экстремизм за деньги румынских налогоплательщиков". В качестве почётного гостя лагеря уездные власти пригласили председателя экстремистской крайне-правой венгерской партии Jobbik - "Партии за лучшую Венгрию".
По словам председателя ВМТ Шоош Шандора, лидер венгерских радикалов из Jobbik Вона Габор был приглашён "чтобы рассказать румынским венграм о феномене своей партии, о том, как её популярность выросла с 1 до 15%", продолжает Evenimentul Zilei (На парламентских выборах в Венгрии в 2006 году Партия за лучшую Венгрию Jobbik набрала около 2% голосов и не прошла в национальный парламент. На выборах в Европейский парламент в 2009 году Jobbik набрала 14% голосов венгерских избирателей и заняла третье место после партии Фидес и правящей ВСП, обеспечив себе 3 места в Европарламенте - прим. ИА REGNUM Новости). "Мы ожидаем приезда в лагерь и трёх евродепутатов от Jobbik", - заявил он. Кроме этого, председатель молодёжной организации признал, что летний лагерь в качестве гостей посетят и представители "Венгерской гвардии" - военизированной организации, поддерживаемой партией Jobbik. При этом Шоос отверг обвинения в венгерском экстремизме и ирредентизме, заявив, что "темы, которые планирует обсудить ВМТ, может быть и радикальны, но не являются экстремистскими". "Мы будем говорить о венграх, о самоуправлении, о перспективах создания автономии в Трансильвании, но ни о каких бомбах или других вещах, которые противоречат румынской конституции, речь идти не будет", - заверил Шоош.
Организаторы лагеря обещают приезд и выступление европарламентария от Демократического союза венгров Румынии (ДСВР)
Примирились ли румыны с венграми? - задается вопросом Adevarul. Да, сегодня румынские и венгерские политики между собой помирились - с этим можно согласиться. О территориальных претензиях никто не вспоминает. Осуществляется сотрудничество, регулярно проходят совместные межправительственные заседания. Но что происходит за официальными дверями? Действительно ли наши общества перестали враждовать? Возможно, нам просто хочется верить в то, что здесь, в Восточной Европе мы воспроизводим франко-немецкую модель. Но тогда где наши общие учебники по истории? Где совместный молодёжный парламент? Где культурный обмен? Где общие молодёжные лагеря? А совместный культурный телеканал? Именно такие отношения позволили бы (как в франко-немецком случае) прийти к примирению. Не на бумаге, а в жизни.
В действительности же, мы так мало знаем друг о друге! - продолжает Adevarul. К примеру, мы, румыны, имеем лишь смутное представление о том, что представляют из себя десятки венгерских замков, находящихся в Трансильвании, или о том, сколько выдающихся деятелей венгерской культуры похоронено в этом регионе. Но и с другой стороны дела обстоят не лучше. Недавно мэр Святого Георгия от Демократического союза венгров Румынии рассказывал, как он организовал для венгерских и румынских школьников своего города экскурсию в Бухарест. Так вот, он с удивлением обнаружил, что венгерские и румынские дети, чтобы понять друг друга, вынуждены были общаться на английском.
Возможно, разделение школ по языку обучения и помогло венгерской общине сохранить свою идентичность, пишет Adevarul. Может быть и так. Но, в конце концов, изоляция и отчуждение людей только питает их страхи и заблуждения. Слава Богу, что после случая в Тыргу Муреш в 1990-м Румыния больше не знала крупных межэтнических конфликтов (В марте 1990 года в румынском городе Тыргу Муреш, находящемся в Трансильвании, произошли столкновения между румынами и венграми. Прежде чем успели вмешаться правительственные войска, в межэтнических столкновениях погибли несколько человек. На момент, когда происходили столкновения, большинство населения Тыргу Муреша составляли венгры. По данным переписи населения 2002 года, 50% жителей города являлись румынами, около 47% венграми - прим. ИА REGNUM Новости). Но может быть, вместо настоящего примирения мы просто игнорировали друг друга? И однажды возникнет случай (хотя бы банальный футбольный матч), когда из глубин нашего общества вырвется необъяснимый всплеск недовольства и ненависти. Так получилось, что на существование такой опасности практически одновременно обратили внимание сразу два крупных издания: румынский Adevarul и венгерский Népszabadság. При этом мы не договаривались друг с другом. Мы очень рады, что эта озабоченность объединила нас. Значит мы разделяем те же европейские ценности, и это может стать хорошим поводом для настоящего примирения. Сейчас мяч на стороне политических элит Румынии и Венгрии. От них потребуются большие усилия, которые вряд ли принесут скорый политический капитал. Тем не менее, оно того стоит, подводит итог издание.