Станислав Тарасов: Эрдоган в Сочи - лучше Россия в руках, чем NABUCCO в небе
Вокруг визита премьер-министра Турции
В целом такое предположение вписывалось в контекст разновекторных политико-дипломатических потоков, которые так или иначе затрагивают интересы Турции и России. Тут и объявленная нормализация отношений с Арменией, и появившиеся сразу проблемы во взаимоотношениях с Азербайджаном по поводу перспектив карабахского урегулирования, то приближающиеся, то отдаляющиеся шансы сохранить российский проект "
Действительно "сочинский эндшпиль" Эрдогана оказался на редкость эффективным. Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган основное внимание сосредоточили на вопросах экономического сотрудничества и перспективных совместных проектах в сфере энергетики. Они быстро договорились о продлении соглашения по поставкам российского газа, поскольку Турция проявила желание расширить объемы транзита российского газа по своей территории. Более того, стороны высказали намерение приступить к предметному изучению возможностей строительства газопровода "Голубой поток - 2".
Добавим к этому и удовлетворение сторон объемами и темпами роста двустороннего товарооборота. По итогам 2008 года объем торговли между Россией и Турцией вырос почти на 50%, достигнув 34 млрд. долларов. Теперь поставлена задача выведения российско-турецких отношения на уровень "продвинутого, многопланового партнерства", что предусматривает переход расчетов между двумя странами на национальные валюты - рубль и турецкую лиру. Владимир Путин сообщил и о готовности российских компаний принять участие в строительстве на территории Турции четырех блоков АЭС, а также теплоэлектростанции, для работы которой будут обеспечены дополнительные объемы газа.
Тем не менее, в сочинских переговорах негласно присутствовал серьезный политический контекст. Во-первых, нам представляется не случайным решение президента Казахстана
Во-вторых, накануне сочинских переговоров в Праге Казахстан, Узбекистан и Туркменистан отказались подписывать декларацию, предусматривающую их участие в лоббируемом США и ЕС проекте NABUCCO.
В-третьих, Турция оказалась в числе "подписантов" NABUCCO. Аналитики связывали это с обещанием Брюсселя в "знак благодарности" возобновить переговоры о членстве Турции в ЕС. Но не успели еще просохнуть "турецкие чернила" на "пражской бумаге", как канцлер Германии
Это еще один показатель того, как различные политические коалиции, сколачиваемые Брюсселем под крышей виртуальных проектов, разваливаются, так и не успев родиться. Более того, за несколько дней до пражской декларации стало известно, что переговоры между турецкой компанией "Ботас" и Госнефтекомпанией Азербайджана о цене на газ для Турции, закончились безрезультатно.
Баку поставляет свой газ в Турцию с 2007 года через газопровод
Много надежд в Брюсселе связывали с Туркменистаном, особенно в связи с недавним российско-туркменским газовым конфликтом. Считалось, что даже декларативное присоединение этой страны к соглашению означало бы, что Ашхабад готов предоставить газ для NABUCCO или хотя бы приступить к обсуждению данного вопроса. Не получилось. Примечательно, что не подписала декларацию и Украина, которая заинтересована в осуществлении проекта "Белый поток", который конкурирует с интересами Турции.
Так что в портфеле инициатив премьер-министра Турции осталась только одна карта. Поэтому было принято простое и верное решение: наращивать дальнейшее сотрудничество с Россией, которое не обставляется никакими дополнительными условиями, кроме взаимной выгоды.