Эксперт: Проект NABUCCO - пример оруэлловского двоемыслия европейцев
15 мая произошёл ряд значимых событий в сфере мировой энергетической политики. Россия, Болгария, Греция, Сербия и Италия подписали соглашения, направленные на реализацию проекта газопровода "Южный поток", Узбекистан устами заместителя председателя правления Национальной холдинговой компании (
ИА REGNUM Новости: Как вы оцениваете подписанные соглашения по "Южному потоку"?
Россия очень активно лоббирует "Южный поток". Однако при этом
ИА REGNUM Новости: Сегодня Узбекистан заявил о намерении экспортировать газ в Китай. Каковы причины и возможные последствия этого заявления?
Дело в том, что у NABUCCO всё замечательно, кроме одного момента - там нет транскаспийского газопровода, а без этого всё остальное неактуально. Ситуацию мог бы спасти Иран, но у него свои планы. Тегерану не нравится, что европейцы проявляют настороженность по поводу его участия в NABUCCO, и он создаёт собственную инфраструктуру. Есть возможность транзита туркменского газа через иранскую территорию в ЕС, но эта перспектива довольно отдалённого будущего. Европейцы поддаются на американское давление, а Вашингтон относится к Тегерану совершенно определённо. Соответственно, и Узбекистану, и Туркмении хочется получить какие-то альтернативные пути, и выход здесь только один - Китай. По большому счёту, это чудо, что для России в регионе сохраняется нынешняя ситуация. Китай осуществляет в Средней Азии множество проектов, раздаёт массу кредитов. И среднеазиатские страны понимают, что если они будут поставлять газ в Китай, у них появятся и кредиты, и инвестиции, и не только в энергетической сфере. То, что Узбекистан намерен участвовать в заполнении газопровода в Китай, это вполне естественно, и странно лишь то, что подобные заявления не были озвучены раньше. При этом NABUCCO останется в качестве красивой идеи. В каком-то будущем, он, возможно, реализуется, поскольку рамочные условия для вхождения Европы в Среднюю Азию существуют, что бы по этому поводу ни говорилось. На это много поставили и сами европейцы, в этом готовы участвовать и США. Однако сейчас этого не будет по причине отсутствия денег. В то же время, Китай не снижает своей активности в Средней Азии. Это оправданно и с точки зрения внутренней экономической политики Пекина, который рассчитывает за счёт повышения импорта дешёвых углеводородов из Средней Азии обеспечить экономический подъём северных и северо-западных провинций.
ИА REGNUM Новости: В таком случае, о какой реализации проекта NABUCCO может идти речь, если Туркмения и Узбекистан начнут продавать газ в Китай? И почему Европа продолжает так за него цепляться?
У
ИА REGNUM Новости: В чём причина выхода болгарского холдинга из проекта нефтепровода Бургас-Александруполис?
В основном, это экономические причины. В Болгарии тоже кризис, а на проект нужны деньги. Вообще, вся эта южная ветвь, учитывая турецкую позицию и необходимость дополнительных крупных инвестиций в Бургас-Александруполис, представляется в значительной мере тупиковой. Гораздо более перспективными представляются северные маршруты. Пока проектов этой области нет, но экспорт нефти через северные российские порты кажется более перспективным, чем через южные.