Возбуждение уголовного дела по факту браконьерской охоты в горах Алтая вызвало ожидаемое удовлетворение не только в среде экологов, но и активистов других общественных организаций. На протяжении последних нескольких месяцев они неоднократно обращались в органы власти с требованием провести тщательное расследование обстоятельств катастрофы вертолета Ми-171, поскольку существовали подозрения, что "авиационное происшествие" случилось в момент отстрела краснокнижных аргали.

Об этом свидетельствовали фотоснимки с места катастрофы, а также многочисленные косвенные подтверждения этой версии. Так, в оказавшейся в распоряжении общественности служебной телеграмме Росавиации сказано: "Вертолет снизился до недопустимо малой высоты и начался поиск и отстрел с вертолета и с земли горных баранов. При очередном заходе для поднятия на борт подстреленного горного барана вертолет столкнулся со склоном горы".

Тем не менее, правоохранительные органы в январе возбудили уголовное дело лишь по факту авиапроисшествия, игнорируя сообщения о факте браконьерской охоте.

Часть экспертов объясняло такое поведение прокуратуры тем, что на борту вертолета находился полпред президента в Госдуме Александр Косопкин, который в результате катастрофы погиб. В полете вместе с Косопкиным было еще несколько чиновников рангом поменьше, в том числе полпред Республики Алтай в Москве Анатолий Банных. Последний в катастрофе выжил и вскоре был отправлен в отставку.

Считается, что Косопкин был человеком президента Дмитрия Медведева и замглавы президентской администрации Владислава Суркова. В связи с этим возбуждение дела по браконьерству могло быть использовано соперниками Суркова для снижения его позиций во властной вертикали.

Видимо, в последнее время борьба между так называемыми "башнями Кремля" обострилась, что и привело к тому, что 21 апреля дело по факту незаконной охоты все-таки было возбуждено. Несмотря на общественный резонанс, информация об этом почти две недели не раскрывалась.

По всей видимости, жители страны станут свидетелями очередного раунда борьбы за влияние, развернувшейся во властной элите страны. В этой ситуации "дело Косопкина" стало разменной монетой, которую удобно использовать против Суркова.

По одной из версий, оппонентов Суркова смущает то, что в этом году, после вступления в силу поправок в законодательство о порядке назначения губернаторов (политическая партия, победившая на выборах в региональный парламент, сможет вносить на рассмотрение президента свои кандидатуры), он станет ключевой фигурой в процессе формирования губернаторского корпуса.

Прогнозировать развитие событий в данном случае сложно. По некоторым данным, конфликтующие "башни" могут достигнуть некоего компромисса, и тогда дело будет спущено на тормозах. Другой вариант развития событий - более жесткий - может привести к определенным кадровым решениям в кремлевской администрации, после которых, весьма вероятно, дело опять-таки "выбросят" за ненадобностью.

С высокой степенью очевидности ясно лишь одно - возбуждение уголовного дела в связи с охотой на аргали вызвано не стремлением восстановить попранную законность, а с намерением неких властных сил таким образом порешать свои политические проблемы.

Как ранее сообщали ИА REGNUM Новости, авиационное происшествие произошло 9 января в 12:11 (9:11 мск) после столкновения с горой, высота которой составляет около 3 тыс. метров. В катастрофе погибли два пилота - жители Новосибирска Алексей Баяндин и Александр Вертей, а также двое жителей Москвы - полпред президента в Госдуме Александр Косопкин и сотрудник аппарата Госдумы Сергей Левишин. Среди погибших - трое жителей Республики Алтай - командир летного отряда из Горно-Алтайска Владимир Пидопригора, руководитель ансамбля "Ярманка" из Турочака Василий Вялков, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин.

Среди выживших - московский бизнесмен Борис Белинский, главный эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов, второй пилот Максим Колбин и бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных.

В России охота на горных баранов (архаров) запрещена, они внесены в Красную книгу. В мире насчитывается около 40 тыс. архаров. Существующий в России подвид горного барана - алтайский горный баран (аргали). Помимо алтайского горного барана существует, например, баран Дарвина (гобийский архар), обитающий исключительно в Монголии. Численность этого подвида архара - 10-12 тыс. особей.

Всего в мире насчитывается около 4,5 тыс. особей аргали. Таковы данные, полученные монгольскими и российскими исследователями в 2003-2007 годах. Основное место обитания аргали - Монголия. Трансграничные группировки баранов обитают также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Восточном Казахстане, на юге республик Алтай и Тува. На юге Западной Сибири насчитывается четыре трансграничные группировки аргали численностью 1,1-1,2 тыс. особей.

В Республике Алтай самая многочисленная группировка обитает на хребте Сайлюгем (именно там и произошла катастрофа Ми-171): она насчитывает летом 360-400 особей, зимой - 120-200. Еще одна трансграничная группировка обитает на хребте Чихачева, летом ее численность достигает на территории России 200, а зимой - 50-120 особей.