Станислав Тарасов: Баку может вылететь на обочину большой политики
Согласно сообщениям турецких СМИ, на 15 мая намечен визит в Москву премьер-министра Турции
Если смену министров, курирующих сферу экономики, можно объяснить неудовлетворенностью турецкого правящего класса тем, как осуществляются антикризисные меры в стране, что ведет к опасному росту социальной напряженности, то появление на посту главы МИД страны Ахмета Давутоглу можно действительно считать событием знакового значения. В Турции он слывет не только специалистом по челночной дипломатии - он выполнял посредническую миссию на непрямых переговорах Израиля и Сирии, - но и своей близостью к военной элите страны. В ноябре 2008 года именно ему было поручено довести до сведения боровшейся тогда за пост президента команды демократа
Сегодня складывается устойчивое ощущение того, что доживавшая последние дни в Белом доме администрация
Теперь Давутоглу оказался у руля турецкой внешней политики. В своем первом заявлении он следующим образом обрисовал контуры нового внешнеполитического курса: "Турция не является страной, которая лишь реагирует на кризисы, она должна эффективно предотвращать их. Это касается роли Турции в
Турция действительно оказалась в положении, когда вынуждена была только реагировать на кризисы. С одной стороны, следование диктуемым из Брюсселя "евростандартам" в развитии демократических процессов привело только к одному: к возможному появлению на юге Иракского Курдистана полноценного государственного образования, а затем - курдской автономии в Восточной Анатолии. Попытки Анкары только силовыми средствами упредить процессы слияния Турецкого и Иракского Курдистана в единое государство не могут носить долговременный характер. Даже если речь идет о занесении в " террористический список" Рабочей партии Курдистана (РКК). Именно это обстоятельство вынуждает Анкару активизировать процесс переоценки своих внешнеполитических приоритетов. Поэтому "вилка" между НАТО и ЕС, о которой говорит Давутоглу, остро ставит проблему сохранения территориальной целостности страны. Ранее Ахмет Давутоглу заявлял, что Турция, как страна, "вовлеченная в евразийскую и центральноазиатскую политику, должна вести такой внешнеполитический курс, который бы учитывал многообразие существующих географических и исторических факторов". Что это может означать на практике?
Во-первых, нивелирование идей тюркизма, с позиции которых до сих пор воспринималась политика Турции на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии. Во-вторых, стремление встроиться в "Евразийский треугольник" - Россия, Китай и Индия. То есть создать геополитический противовес ЕС и НАТО, сделать то, что удалось достигнуть Ирану, имеющему статус наблюдателя при ШОС. Тем более что Турция начинает приобретать важную роль в качестве транзитной страны, через которую поставляется российский газ в Европу и в будущем будет доставляться в Израиль. В перспективе к этому энергетическому коридору могут быть подключены и энергоресурсы стран Центральной Азии, не говоря уже о возможности расширения энергетического сотрудничества с соседним Ираном.
Кстати, именно на подобный сценарий развития событий намекал недавно глава администрации президента Азербайджана
Это выступление нельзя считать случайным, поскольку Баку начинает осознавать серьезность положения, при котором ему неизбежно придется прямо на ходу перестраивать свою внешнюю политику, чтобы не оказаться на обочине бурно продвигающегося вперед процесса "общекавказского урегулирования". Турция уже сделала в этом направлении главный шаг.