Турция рискует остаться заложником амбиций Азербайджана: интервью Масиса Маиляна
Корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал о перспективах нормализации армяно-турецких отношений и связанных с этим процессах на Южном Кавказе с председателем Общественного совета по внешней политике и безопасности, экс-замминистра иностранных дел Нагорного Карабаха
ИА REGNUM: Армения и Турция делают определенные шаги на пути к урегулированию отношений. Как вы думаете, насколько такая нормализация отношений необходима Еревану с учетом неурегулированного карабахского конфликта?
Нормализация межгосударственных отношений нужна не только Еревану, но, в первую очередь Анкаре. Закрытые границы и отсутствие дипломатических отношений между странами-соседями не создает позитивного имиджа в современных международных отношениях. Тем более, что подобный негативный образ является препятствием для страны, стремящейся вступить в
Армяно-турецкие добрососедские отношения желательны, но здесь важна цена вопроса. Если эти отношения будут выстраиваться с учетом взаимного интереса и без предварительных условий, тогда нормализация армяно-турецких отношений в перспективе может оказать позитивное влияние на урегулирование конфликта между НКР и Азербайджаном.
ИА REGNUM: Может ли Анкара воспользоваться процессом нормализации отношений с Арменией для давления на нее в карабахском урегулировании, учитывая перманентные заявления турецкой стороны о том, что они не бросят своих азербайджанских братьев?
Известно, что создание нового тюркского государства на Южном Кавказе являлось турецким проектом. Турция не случайно способствовала становлению азербайджанской государственности и поддерживала вооруженную агрессию Азербайджана против карабахских армян как в 1918-20 гг., так и после развала СССР. В истории азербайджано-турецких взаимоотношений были и сложные периоды, когда Турция, преследуя свои интересы, могла на какое-то время и "забыть" своих азербайджанских братьев.
В результате налаживания отношений между Арменией и Турцией и открытия границ в регионе возникнет новая ситуация, которая предполагает появление как новых возможностей, так и новых вызовов. В этой связи, Армения должна обладать соответствующим потенциалом, чтобы суметь ответить на новые вызовы, в том числе касающиеся Карабаха.
ИА REGNUM: Как вы расцениваете совместное заявление МИД Армении и Турции о формировании "дорожной карты"? В этом контексте, не думаете ли вы, что данный процесс должен протекать максимально прозрачно?
Текст заявления внешнеполитических ведомств Армении, Турции, а также Швейцарии в качестве посредника - полон оптимизма. Но здесь не менее важны дата и формат принятия документа. Публикация совместного заявления накануне дня памяти жертв армянского Геноцида, на мой взгляд, отвечала интересам турецкой стороны. Дело в том, что после того как Демократическая партия США заняла большинство мест в обеих палатах американского Конгресса, а также в связи с приходом к власти дуэта демократов Обама-Байден, появились благоприятные условия для признания Соединенными Штатами Геноцида армян в Османской империи.
Турецкая дипломатия провела колоссальную многоплановую работу по нейтрализации этой для себя опасности. С одной стороны наращивались официальные контакты с Арменией, с другой - рекламируя этот диалог, турецкие власти призывали мир и, прежде всего, США не мешать своими односторонними действиями по налаживанию армяно-турецких отношений. В тексте совместного заявления говорится о том, что стороны определили "дорожную карту". Считаю необходимым обнародование этого документа, с тем, чтобы люди могли понять, что в этой дипломатической игре обрела Армения.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете возможности Турции играть доминирующую роль на Южном Кавказе? Как это будет сочетаться с политикой России и США в регионе?
Стремление Анкары стать серьезным игроком в кавказском регионе очевидно. Об этом свидетельствуют недавняя череда поездок лидеров Турции в страны региона и Россию, инициатива по созданию "платформы безопасности" на Кавказе и ряд других шагов. Согласно мнению специалистов по региону, в том числе, представителей экспертного сообщества Турции, политика, проводимая Анкарой за последние полтора-два десятилетия по отношению к Армении и НКР, оказалась неэффективной. Для повышения своей роли в кавказских делах Турция, прежде всего, должна была наладить свои отношения с Арменией.
Поскольку власти Армении заявили о своей готовности нормализовать отношения с Турцией без предварительных условий, то сейчас именно турецкая сторона должна продемонстрировать политическую волю и пойти на установление долгосрочных добрососедских отношений с Арменией, не связывая свои шаги с конфликтом между НКР и Азербайджаном. Если Турция действительно претендует на региональное лидерство, то она не может и далее оставаться заложником необоснованных азербайджанских амбиций.
Прагматичный подход Анкары может выразиться в установлении дипломатических отношений с Арменией, разблокировании армяно-турецкой сухопутной границы и отказе от требований к армянам пойти на территориальные уступки Азербайджану. Эти шаги должны продемонстрировать гражданам Армении, с кем они имеют дело: со страной, которая продолжает руководствоваться доктриной пантюркизма или современной Турцией, которая стремится в Европейский Союз, принимая систему ценностей этого объединения.
Кроме нерешенных армяно-турецких отношений, в качестве ограничителей для расширения роли Анкары на Южном Кавказе и Центральной Азии выступают США. В ближайшей перспективе к этой работе может подключиться и Россия, которая, по причине появления кораблей американских ВМС в акватории Черного моря, с августа 2008 года поощряет определенную активизацию Турции в регионе.
В конечном итоге, роль Турции на Кавказе определят РФ и США, и это новая роль Анкары вряд ли будет доминирующей. Турция будет вынуждена принять американо-российское предложение, понимая, что без внешней поддержки она не сможет оставаться целостным государством.
ИА REGNUM: Открытие армяно-турецкой границы воспринимается как сугубо американский проект. Возможно ли углубление со стороны Азербайджана пророссийского курса и приведет ли это к изменению баланса сил в регионе? Возможна ли замена Еревана Баку на "посту" стратегического партнера Москвы? Что ожидает армянское государство в таком случае?
Когда-то нормализацию армяно-турецких отношений и, как следствие, открытие границы действительно можно было называть американским проектом. Как выяснилось, сегодня в поддержку данного процесса кроме США выступают Россия и Евросоюз.
Что касается российско-азербайджанских отношений, то они уже носят характер стратегического партнерства. Соответствующий документ принят президентами двух стран в июле 2008 года. Происходящие в регионе процессы следует рассматривать шире, с учетом "перезагрузки" российско-американских отношений, а значит, и перераспределения ролей различных региональных и нерегиональных сил. Согласованные действия США и России не приведут к дисбалансу сил в регионе. Создаются новые условия, и армянские государства должны быть готовы функционировать в новой геополитической обстановке, учитывая свои национальные интересы.
ИА REGNUM: Возможно ли, что "обида" Азербайджана по поводу армяно-турецкой нормализации пойдет так далеко, что Баку пойдет на силовой сценарий решения карабахского конфликта?
Силовой вариант решения карабахского конфликта нереален по нескольким причинам. Вот некоторые из них: во-первых, ни одна из сторон конфликта не обладает достаточным военным превосходством для победы в новой войне. Да, в регионе продолжается гонка вооружений, меняется качество и количество сил и средств, но стратегический баланс сохраняется. Во-вторых, по разным причинам, в региональной стабильности сильно заинтересованы основные мировые центры. В-третьих, в западных экспертных кругах бытует мнение, что решение вопросов войны и мира в нашем регионе с определенного времени выведено из сферы исключительной компетенции официального Баку.