Мэр Красноярска расставил антикризисные приоритеты: Обзор местных СМИ за 22 апреля 2009 года
Пять приоритетов
(Антон Андреев, "Вечерний Красноярск", 22.04.2009)
Глава Красноярска разъяснил депутатам местного Горсовета, по каким приоритетным направлениям чиновники мэрии будут вести борьбу с экономическим кризисом. Все пять основных задач, обозначенных в апрельских тезисах Пимашкова, свелись к комплексной программе "человекосбережения". Забегая вперед, мэр признался, что именно вокруг этой программы будет строиться посткризисная экономика города.
Мэр Красноярска в минувший понедельник выступил с долгожданной программой развития города в условиях мирового экономического кризиса. Доклад Пимашкова оказался универсален, и, опираясь на обозначенные в нем приоритеты, Красноярск вполне мог бы существовать даже до или вне всяких кризисов. Но обо всем по порядку: итак, мэр насчитал ровно пять основных направлений для борьбы с проявлениями кризиса.
Наиболее значимым направлением деятельности администрации в 2009 году Пимашков назвал обеспечение стабильности бюджета краевого центра. Для этого градоначальник пообещал осуществлять "жесткий контроль за поступлением доходов и осуществлением расходов городской казны". Означенный приоритет, видимо, показался мэру вполне очевидным, так что задерживаться он на нем не стал.
Вторым приоритетом Пимашков назвал формирование новой экономики города, или, другими словами, переход на ресурсо- и энергосберегающие технологии. Вот тут-то как раз и потребовались объяснения, которые незамедлительно последовали. Оказалось, что в городе последние пять лет непрестанно трудится некое "профессорское собрание", которое, по словам мэра, объединяет более 800 ученых. Из доклада следовало, что именно эти благородные мужи уже пять лет как придумывают ресурсосберегающие технологии, а потом в свободное от придумывания время внедряют их. То ли благодаря этим ученым, то ли все-таки стараниям чиновников мэрии в городе повсеместно используются неназванные технологии, позволяющие экономить горячую и холодную воду и вообще позволяющие сберегать до 30% ресурсов. Девиз мэрии в этом вопросе - с тем же качеством, но с использованием меньших ресурсов, сообщил Пимашков.
Большую надежду на спасение города мэр возложил на предстоящую общегородскую ассамблею, которая пройдет 24-25 апреля. Чиновники пригласили поучаствовать в ней своих коллег из Баварии, которые, по всей видимости, должны научить красноярцев, как же окончательно прекратить расход ресурсов. В качестве третьего приоритета мэр определил обеспечение качественного функционирования социальной сферы. Говоря человеческим языком, мэрия обязуется, несмотря на кризис, достроить два детских сада (оба в сумме на 400 мест), еще один сад откапиталить и начать строить поликлинику. Также в городе оборудуют две искусственных футбольных площадки. В довершение всего, по социальным программам построят три жилых дома, контроль за которыми Пимашков уже взял на себя лично.
Предпоследним приоритетом стало развитие городской инфраструктуры. Здесь основным направлением станет-таки замыкание железнодорожного кольца вокруг города. Невзирая на кризис, в городе отремонтируют 15 км магистральных трасс, продолжат строительство дорог на ул. Белинского, Шахтеров. Обнадежил мэр и пешеходов - подземный переход на ул. Матросова будет дофинансирован, как и виадук на перекрестке ул. Маерчака и пр. Свободный (в общем-то, уже давно и с успехом эксплуатируемый). Но истинным бальзамом на сердце каждого патриота Красноярска станет, если верить мэру, то, что продолжится финансирование строительства метро. По информации градоначальника, на сегодняшний день готово 3,4 км тоннелей, еще один км будут рыть до конца года.
Последним по порядку, но не по значимости приоритетом стало создание условий для самореализации молодежи. Мэр уведомил депутатов, что именно молодежь и есть "внутренний резерв для развития новых возможностей". Он напомнил, что в миллионном городе ежегодно определяется 25 юных дарований, которых заносят в золотой кадровый резерв. Также Пимашков сообщил, что реальностью может стать возрождение советской практики создания МЖК (молодежных жилых комплексов). Расшифровывать свою "угрозу" мэр не стал, напоследок заверив отсутствующую в зале молодежь, что мэрия "слышит голос молодежи".
Завершая свой доклад, Пимашков сообщил, что в запасе у него есть еще один приоритет - "человекосбережение". То есть как бы отдельный приоритет и в то же время основа для остальных пяти приоритетов. Именно вокруг "человекосбережения", по прогнозу Пимашкова, будет строиться посткризисная экономика. Уже покидая трибуну, мэр предупредил депутатов, что кризис - не время для политических амбиций. Депутаты - каждый второй из которых во время доклада настороженно крутил в руках авторучку, силясь услышать в докладе мэра слова, которые стоило бы записать - потупили взоры.
На аренде - клоуны
(Ольга Соломонова, "МК в Красноярске", 22.04.2009)
Власть насмешила народ заботой о малом бизнесе
Проявляя заботу о малом и среднем бизнесе как о флагмане, способном вывести местную экономику из тупика, красноярские власти ставят предпринимателей в позы, изобретателям которых позавидовали бы авторы Камасутры. Испытание любовью, похоже, вынесут не все. Год назад, когда об угрозе надвигающегося мирового кризиса широкая общественность и не подозревала, в беседе с корреспондентом "МК" в Красноярске" столичный эксперт, доктор экономических наук, профессор
Удивительно, но о тех же антикризисных мерах бесконечно разговаривают и у нас. Однако делают нечто противоположное. Помощь государства манной небесной сходит на олигархов: по зарубежным кредитам "
В то же время, на словах обласканные властью менее крупные бизнесмены, чтобы выжить, вынуждены напоминать о своем существовании в резкой форме. Недавно красноярские предприниматели, которые арендуют площади на муниципальных объектах краевого центра, заявили о намерении пикетировать здание мэрии. С января депутаты горсовета Красноярска повысили арендную плату в два раза. Отработав в новых условиях три месяца, коммерсанты поняли, что концы с концами не сходятся. "Мы посмотрели расчеты, которые нам предоставили предприниматели, они доказывают, что им действительно очень тяжело в этой ситуации", - подтвердил лидер фракции
Все же городские парламентарии вняли то ли доводам разума, то ли наказам первых лиц государства, и повернулись к бизнесменам лицом. Правда, пока выражение его кислое. В горсовете сейчас идут дебаты о снижении аренды на 20 % (ранее увеличенной, напомним, на 100 %). Когда будет принято решение, и будет ли вообще, зависит от того, как проголосует большинство, а оно, как известно, представлено единороссами. В СМИ вице-спикер горсовета Алексей Додатко заявил, что фракция еще не определились с позицией. Странно - а разве она может не совпадать с позицией президента Медведева и премьера Путина - вдохновителей единороссов всея Руси? Они же с высоких трибун с завидным постоянством призывают не кошмарить малый и средний бизнес, и всячески ему помогать: снижать налоги, помогать кредитоваться. Получается, единороссы местного разлива лучше своих федеральных лидеров знают, что нужно стране?
К чему может привести недальновидная политика горсовета - очевидно. Бизнесмены либо разорятся, либо перейдут на коммерческие площади, стоимость аренды которых, как заверили "МК" в одном из риэлтерских агентств, уже упала вдвое. В том и другом случае бюджет потеряет доход. В чем же тогда эффективность принимаемых мер?
"Это безобразие, - считает президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей края, депутат Заксобрания Валерий Сергиенко. - Сегодня, когда рентабельность предприятий и так на грани выживания (заказов нет, тарифы на электроэнергию, тепло, воду увеличили), повышение арендной платы может стать последней каплей, и приведет к закрытию ряда предприятий малого бизнеса, которые не выдержат конкуренции, потому что их услуги из-за аренды вырастут в цене. Все стоны по поводу того, как власть любит малый и средний бизнес, только для трибуны. Только сходим с нее - сразу забываем свои слова, и делаем то, что делают городские власти, увеличивая в разы арендные платежи".
Богучанская аномалия
(Олег Володин, "Вечерний Красноярск", 22.04.2009)
"Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него одна лишь мука..." Однажды Русгидро, Русал и
Трехсторонний инвестиционный проект, да еще и такого масштаба (5 миллиардов долларов), да еще и с участием государства, - штука неустойчивая по определению. Начиная с дележа руководящих должностей и заканчивая вопросами приобретения канцелярских скрепок. Но пока российская экономика переживала период стабильного благодушия, проблемы особо не беспокоили - все трое инвесторов БЭМО аккуратно выделяли средства на строительство, дружно рассказывали о достигнутых успехах и вообще старались не ссориться. И все было бы замечательно, если бы проект удалось закончить до 2008 года, когда в мировой экономике все зашаталось и начало обваливаться.
Первые тучки
Хотя нет, в 2008 году небо над богучанским проектом все еще было безоблачным. Несмотря на беспрецедентный кризис в цветной металлургии, который обрушил цены на алюминий на уровень 80-х годов прошлого века. Но вплоть до начала 2009 года все три соинвестора излучали оптимизм, утверждая, что кризис кризисом, а БЭМО по расписанию. В 2010 году планируется запустить первую очередь БоГЭС и первую серию БоАЗа. ГЭС будет давать ток, завод будет давать металл, и вместе они будут давать работу жителям края и налоги краевому бюджету. Потерпеть оставалось всего полтора года.
Но с самого начала 2009 года по плотине прочного, как бетон, союза металлургов, энергетиков и властей пошли первые трещины. Началось все с того, что Русал объявил о намерении отложить ввод в строй алюминиевого завода на пару лет - до 2012 года. Мера вроде бы вынужденная и вполне логичная - потребление алюминия в мире стремительно падает (будем надеяться, до строительства самолетов из фанеры все-таки не дойдет), и лишние полмиллиона тонн богучанского алюминия на рынке будут... действительно лишними. Поэтому Русал предложил строительство завода законсервировать, но по поводу строительства ГЭС никаких заявлений не делал. Партнеры по проекту такое поведение соинвестора восприняли стоически и громких заявлений тоже делать не стали. На вопросы журналистов - а на что, собственно, планируется в эти два года тратить вырабатываемую БоГЭС электроэнергию (не тундру же освещать, чтобы оленям ягель полярной ночью легче искать было) - отвечали, что такие проекты у нас имеются. "В крае уже появились проекты, которые и без алюминиевого завода обеспечат нормальную работу БоГЭС на первом этапе. Наконец-то мы приведем в нормальное состояние энергоснабжение Кодинска, что потребует около 100 МВт. У нас много энергоемких проектов в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах. Порядка 130 МВт необходимо будет Богучанскому ЛПК. Кроме того, больше 700 МВт электроэнергии потребуется "солнечному кластеру", так что будем рассматривать и этот вариант" (Сергей Верещагин, министр инвестиционной политики Красноярского края, февраль 2009 года).
Буря мглою небо кроет
На этом все вроде бы успокоилось, и набежавшие в район Нижнего Приангарья тучки были решительно отправлены за горизонт мужественными синоптиками. Однако история только начиналась. То ли
Реакция последовала незамедлительно - оба других участника проекта решительно заявили, что первая очередь БоГЭС будет сдана в срок, а Русал, если в это не верит, может выйти из проекта, уступив свое место кому-нибудь более оптимистично настроенному. Но Русал, успевший инвестировать в проект значительные средства и уже начавший строить в Богучанах алюминиевый завод, на такой вариант развития событий оказался не согласен. И предложил... привлечь независимых экспертов, которые дадут трезвую и непредвзятую оценку - имеет смысл строить ГЭС без завода или деньги лучше поберечь. Ситуация в общем понятная - если две стороны не могут прийти к компромиссу, то они могут встретиться в суде и получить независимое решение, обязательное к исполнению. С другой стороны, согласитесь, странно обращаться за советом к соседям, если муж с женой не могут договориться, заканчивать им ремонт на кухне или так пока пожить.
Ситуация между тем стала накаляться. В прессе даже появилась новость о том, что от запуска Богучанской ГЭС в 2010 году так или иначе пострадает все население Красноярского края, потому что из-за избыточных мощностей в энергосистеме вырастут тарифы на электроэнергию для всех, включая пенсионеров и неродившихся младенцев. В логику этого заявления вдаваться не будем, но сам факт его появления свидетельствует о том, что борьба за БоГЭС вышла на новый уровень. Ответный ход не заставил себя долго ждать - и тут же о проблемах Русала в крае заговорили как-то все разом, и губернатор на встрече с президентом пожаловался на некоторые системообразующие компании, которые ведут себя несообразно системе... В общем, пошло-поехало.
Завтра будет солнце?
При этом словами партнеры не ограничивались и перешли к делу - Красноярскэнергосбыт (подконтрольный Русгидро) подписал соглашение с Богучанской ГЭС, оптом закупив всю ее будущую энергию до 2029 года. Тем самым сняв вроде бы вопросы о невостребованности этих мегаватт на рынке. Но почти сразу пришло известие, что Русал заблокировал подписание этого договора, объяснив, что в таком формате он не учитывает интересы Богучанского алюминиевого завода, которому придется покупать энергию не у ГЭС по одним тарифам, а у энергобсытчиков по другим. По большому счету стороны занялись привычным для себя делом - игрой в экономико-правовые шахматы, в которых обе имеют статус гроссмейстера.
Между тем Русал сделал новый ход и предложил все-таки достроить БоГЭС в срок, раз уж все этого так хотят, но при условии, что Русгидро выделит средства на достройку Богучанского алюминиевого завода (150 миллионов долларов - еще столько же выделит сам Русал), а БоГЭС заключит 5-летнее соглашение на поставку энергии с Тайшетским алюминиевым заводом, строительство которого ранее тоже было приостановлено Русалом. И этой комбинации Олега Дерипаски можно мысленно поаплодировать, но в Русгидро делать этого, очевидно, не собираются, и их тоже можно понять.
Независимому арбитру в решение конфликта между акционерами БЭМО вступить все-таки придется, но в этой роли выступит государство, пока в лице вице-премьера правительства России
Ну, дай-то бог. Мы же закончим тем, с чего и начинали, - басней Крылова, известной все еще со школьной скамьи: "Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; / Да только воз и ныне там". Хочется верить, что за без малого 200 лет, которые прошли со времени появления на свет этой басни, в мире многое изменилось, и жители не только Красноярского края, но и всех стран еще увидят, как побегут богучанские мегаватты по проводам в разные концы Сибири на радость всему прогрессивному человечеству.
К летнему отдыху - готовы!
(Светлана Хустик, "КП в Красноярске", 22.04.2009)
В этом году 201 000 ребятишек поправят здоровье в оздоровительных, загородных, палаточных лагерях края и на пришкольных площадках. И кризис тому не помеха.
Лагеря получат существенную поддержку
В крае началась активная подготовка к летнему отдыху детей. В этом году у нас будут работать 62 детских лагеря. В прошлом было 64, два из них на сегодняшний день не отвечают необходимым требованиям. А вот ребят в этом году получится оздоровить больше, чем в прошлом, - 31000. В прошлом году - 29 000. Всеми же формами занятости, отдыха и оздоровления будут задействованы 201 000 человек, это 74 процента школьников края. Это удалось сделать благодаря хорошей организации работы. Кроме летних оздоровительных лагерей, дети будут отдыхать в загородных, пришкольных и палаточных лагерях. Численность их также увеличена. Более 60 000 ребятишек в этом году с различных пришкольных площадок пойдут в походы, лагеря, поедут на сплавы.
Да и средств на организацию детского отдыха в этом году выделено рекордное количество - 13 000 000 рублей только на доплату сотрудникам лагерей. Таким образом, удастся привлечь первоклассных специалистов: шеф-поваров, медиков. И 20 000 000 рублей - непосредственно на поддержку лагерей. Десять из них, которые докажут, что качественно потратили деньги, получат по 1 000 000 рублей. Остальные - по 650 000 рублей. Средства поступят уже в апреле-мае, а значит, лагеря успеют их реализовать.
За питанием будет тотальный контроль
В минувшую пятницу министр социального развития правительства края
- В этом году "Родничок" будет работать в полном объеме, - сделала заключение после осмотра Ольга Анатольевна, - небольшие замечания, которые остались, будут доустра-неныдо 1 июня. На сегодняшний день лагерю не хватает спортивной базы, но над этим сейчас активно работают, будут реконструированы беговые дорожки, появится волейбольная, бадминтонная площадки. Есть замечания, что в некоторых помещениях не хватает места, но здание не расширишь на метр вправо и влево. Поэтому мы будем руководствоваться здравым смыслом. Вспышка иерсиниоза в прошлом году произошла не из-за того, что не хватало метража, а потому что люди безответственно подошли к своей работе. И вот за этим у нас будет самый пристальный контроль. Лагерь должен сдаваться 1 июня, мы специально приехали в апреле, чтобы у руководства было время все привести в порядок. В ближайших планах правительства поездки в детские лагеря Назарова и Ачинска. А до 1 июня тщательному осмотру подвергнутся практически все лагеря края.
В крае разработают стандарты отдыха детей
27 мая в правительстве края состоится большое совещание на тему летнего отдыхадетей. Сейчас в крае разрабатываются стандарты отдыха. Когда их согласуют все службы, будет вынесен большой закон Красноярского края, где все они будут тщательно прописаны. Каждый родитель сможет спросить у руководства лагеря, в каких условиях будет находиться его ребенок. К слову, в этом году, несмотря на сложную экономическую ситуацию,
Участок с удобствами
(
Красноярцам не хватает "загородной культуры"
Большая часть красноярцев предпочитает строить коттеджи самостоятельно. Однако эксперты предупреждают - стоимость такой инициативы может оказаться чрезмерно высокой. Основная причина в том, что в пригороде и близлежащих районах не хватает земли с готовой инфраструктурой.
Гарлем и Манхэттен в одном
Отметим, в Красноярске существуют компании, которые продают землю с уже проведенными коммуникациями. На фоне падения спроса на сами коттеджи интерес к земле растет. В идеале формула проста: купил участок земли с проведенными коммуникациями, построил дом и живи.
Руководитель группы развития компании "PAN GROUP Девелопмент" Ирина Гонштейн отмечает, что работать с земельными участками намного легче самим продавцам. Правда, покупатели стали разборчивее и покупать просто кусок земли уже не согласны.
- Покупка "готовой" земли для строительства будущего коттеджа выгодна покупателям. Дело в том, что мы предлагаем землю с уже проведенными коммуникациями - электричеством и водой. У клиента нет необходимости получать разрешения в различных инстанциях, тратить свое время. У него есть возможность больше уделять времени будущему строительству - проекту, подбору материалов и так далее, - говорит Гонштейн.
Выгода и вправду очевидна, ведь доля инфраструктурной составляющей в стоимости собственно участка может достигать 80%, а если еще приплюсовать сюда временные затраты на разговоры с чиновниками, то сумма получится еще более внушительной. Для справки - среднестатистический участок в поселке "Серебряная миля" от "PAN GROUP Девелопмент" уходит к клиенту за 1-1,5 млн рублей. При этом дом в том же поселке обойдется около 10 млн рублей.
Однако не все участники рынка считают, что в нашем регионе достаточно развит рынок продажи "готовой" земли. Председатель совета директоров "Сибирского инвестиционного агентства" Семен Лайкевич говорит, что, хоть люди и заинтересованы в получении такого вида участков и существуют компании, предлагающие этот товар, в реальности никто не занимается такой услугой. С ним согласны и другие эксперты, опрошенные "ВК". По общему признанию, наличие инфраструктуры предполагает полное отсутствие затрат на что-либо, кроме строительства домов: купил землю - построил дом (а лучше заселился в уже готовое жилье). Таких участков и вправду нет. Собственникам приходится заниматься не только своим очагом, но и подходами к нему - дорогами, коммуникациями. Игроки рынка, например, отмечают, что в той же "Серебряной миле" не все в порядке с электричеством и транспортной составляющей.
Гендиректор компании "Народный дом" Дмитрий Шендеров полагает, что нынешняя практика продажи земли под строительство не предполагает комплексного подхода. В итоге каждый застройщик строит, что хочет, и поселок получается пестрым - некий Гарлем и Манхэттен в одном флаконе. Поблизости может жить и олигарх местного разлива, и простой рабочий, строящий свой дом на протяжении десяти лет. Естественно, архитектурный облик от такого соседства не выигрывает. Кроме того, по словам Шендерова, такие поселки в большинстве случаев не обеспечены надлежащей транспортной инфраструктурой.
Дольше думать
Эксперты признают: компании не потерпели серьезных убытков от кризиса. Правда и в том, что у некоторых застройщиков объемы строительства и продаж упали более чем в два раза. Однако в целом общий спад экономики серьезно не затронул строителей коттеджных поселков. В некоторых фирмах спрос вырос, в других - остался на прежнем уровне. Вместе с тем время принятия решения о покупке в среднем растянулось с одного до трех месяцев.
Земля все равно остается выгодным вложением финансов. Кризис пройдет, стоимость будет расти. При этом никаких вложений для поддержки таких инвестиций не требуется. С другой стороны, готовящиеся в правительстве заградительные налоги могут отбить всякое желание у инвесторов. Напомним, Федерация планирует принять закон о повышенных ставках для неактивных владельцев земли, которые ничего не строят на своих участках в течение определенного периода. И все-таки это дело далекой перспективы.
В любом случае приобретение собственного дома - более выгодное мероприятие, нежели покупка городской квартиры. Судите сами, цена одного квадратного метра в коттедже в среднем составляет 22 тысячи рублей. В городе - практически в два раза дороже. Стоимость сотки земли начинается от 10 тысяч рублей. В Красноярске вообще очень сложно получить в собственность какой-либо участок. Тем не менее председатель Союза строителей Красноярского края
Траты для миддл-класса
Несмотря на кажущееся многообразие рынка коттеджной застройки и обилие проектов, нынешнее состояние этой сферы эксперты признают не самым лучшим. Например, соотношение объемов многоэтажной и малоэтажной застройки составляет в крае 95 и 5 соответственно. Шендеров отмечает, что приемлемым выглядел бы показатель 60 на 40. Именно такое соотношение может решить жилищную проблему с помощью коттеджей. Они станут и доступнее и комфортнее. Но на это могут уйти годы.
Очень распространен миф о том, что участок земли обходится дешевле, чем территория с готовым коттеджем. Это и вправду миф. Считайте сами. В большинстве случаев владельцы домов используют в домах электрическое отопление. Без централизованной бойлерной на это может потребоваться от 8 до 10 тысяч рублей в месяц в зависимости от сезона. Естественно, в местах стихийной застройки, где каждый сам себе хозяин, ни о какой централизации речи не идет. Это и является проблемой. Даже если собственники совместно решат построить трансформаторную будку, траты на присоединение к сетям и остальные формальности будут гораздо выше, чем если бы это делала строительная компания.
Семен Лайкевич также считает, что индивидуальный путь строительства влечет проблемы с эксплуатацией строения в дальнейшем.
- Необходимо, чтобы в поселке была собственная служба, которая бы занималась уборкой, отоплением и оказанием прочих коммунальных услуг. Всего этого, конечно, нет в поселках индивидуальной застройки. Если человек не хочет переквалифицироваться в электрика или слесаря, то наличие таких служб просто необходимо. Кроме того, наличие специалистов имеет свои выгоды. В поселке с готовым жильем полное обслуживание выльется в 8-15 тысяч рублей в зависимости от сезона. Стоимость самостоятельного обслуживания составит около 60 тысяч рублей в месяц. Это накладно даже для людей с доходами 6-8 тысяч долларов на семью, - говорит Лайкевич. Как бы то ни было, пока земля и коттеджи остаются привилегией богатых, что бы ни говорили эксперты. По словам Лайкевича, большая часть предложений на этом рынке касается как раз среднего класса. Однако называть средним классом человека с уровнем доходов в несколько тысяч долларов в российских условиях не очень корректно, ведь у нас такой человек все же считается весьма состоятельным.
Грибы "законсервировали" вместо кардиоцентра
(Маргарита Баранова, "МК в Красноярске", 22.04.2009)
Судьба кардиоцентра в Красноярске до сих пор неясна. Стройку федерального значения местные чиновники оградили не только забором, но и вакуумом - информационным.
В середине марта на стенах строящегося федерального центра кардиохирургии был обнаружен грибок. По словам министра здравоохранения Вадима Янина, это "весьма незначительное повреждение площадью до 150 кв. метров". В PR-беседе с губернатором он сказал: "Мы провели со строителями необходимые работы по зачистке, покраске и обработке антигрибковым покрытием, грунтовкой, и сегодня на объекте точек роста больше нет. Мы ждем окончательные результаты экспертизы. Я думаю, что у нас на объекте будет все благополучно".
Приходится верить чиновнику на слово: мы любовались новостройкой из-за зеленого, под стать настрою ответственных за нацпроект, забора. Охранникам дано строгое указание не пускать СМИ на социально значимый объект (таким образом, журналистов приравняли к террористам). Единственное, в чем мы убедились: центр не пустует. Десятки интернациональных рабочих трех строительных фирм - "Техноинторг" (генподрядчик), "Русьмодульстрой" (строят здание), "Каскад-М" (фундамент и благоустройство) - снуют туда-сюда по территории. Изредка подает голос техника. В понедельник центр посетило петербургское стройначальство. По словам главного инженера "Русьмодульстрой"
Эта уверенность пока не подкреплена выводами специалистов НИИ медицинской микологии, взявшихся выяснить природу плесени. На запросы "МК" петербургские эксперты, увезшие пробы 21 марта, реагируют разнообразно: "грибы растут медленно", "пока не можем дать точный, адекватный ситуации ответ". В понедельник, 20 апреля, директор НИИ
Александр Симановский: "Земля должна быть инструментом развития"
(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 22.04.2009)
Проблема земельных отношений для Красноярского края не нова. Примерно за 20 лет - с начала процесса приватизации - в регионе скопилось такое количество ничейных земель, что даже легкое увеличение активности в сегменте регистрации прав привело к утроению земельных налоговых сборов. О происходящем на рынке земли "ВК" беседует с председателем комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края Александром Симановским.
- Начнем с простого - как вообще распределена собственность на землю в Красноярском крае?
- В основном в крае сосредоточены федеральные земли, далее по распространенности идут земли муниципальных образований, где доминирующую роль играет Красноярск, границы которого весьма велики. Краевые же земли расположены только под краевой недвижимостью, краевыми предприятиями, которых на сегодня не так много осталось. Помимо этого, сегодня формируется еще один земельный фонд - из сельскохозяйственных земель, которые являются не востребованными среди других собственников. Т. е. земли через суд признаются невостребованными и переходят в краевую собственность. На данный момент речь идет о тысяче гектаров, но уже через два-три года эта цифра увеличится на порядок и составит около 20-30 тысяч гектаров. Сейчас в массовом порядке идут процессы, и те, кто не воспользовался своими земельными паями, которые достались им от колхозов, теряют эти земли - они переходят в краевую собственность.
- О каких паях идет речь?
- Давайте чуть издали. До недавнего времени в крае действовало 14 краевых законов, регулирующих земельные отношения, которые не только в какой-то части повторяли те или иные частные нормы, но иногда и противоречили друг другу. Когда в прошлом году мы стали разрабатывать единый краевой закон о земле, рабочее название его было "Земельный кодекс Красноярского края", мы увидели, что один из острейших вопросов земельных отношений на сегодня - вопрос паев земель сельскохозяйственного назначения. Вообще земельные паи достались нам со времен приватизации. Если промышленные предприятия приватизировались через систему ваучеров, то земли на селе были приватизированы в виде паев, доставшихся конкретным людям. По сути же, человеку дали бумажку, в которой говорилось, что ему принадлежат, к примеру, 5 гектаров ранее колхозных земель. Пару лет назад федеральные власти взялись наводить порядок в сфере собственности на землю. Основным лозунгом этой работы стало "Каждый должен платить за собственность". Вот тогда-то и возникла эта проблема: к жителям села стали приходить налоговые инспектора и требовать уплаты налогов. На что, как правило, получали один и тот же ответ: "Покажите мне эту землю".
- Я правильно понимаю, что, по сути, большая часть подобных паевых земель была бесхозной?
- Да, так и есть. Проблема в том, что у людей было свидетельство о собственности, но не было самой собственности, поскольку, чтобы получить конкретный участок земли в собственность, его нужно зарегистрировать в Регистрационной палате, а для этого необходимо как минимум провести межевание. Только оно стоит 10-15 тысяч рублей. Большая же часть сельских жителей не в состоянии не только заплатить эти деньги, но и в дальнейшем платить земельный налог. Есть и другая проблема - социальная. Сельское хозяйство в нашем крае долгое время находилось в упадке и только сейчас начинает подниматься с колен. Так вот, имея этот пай, а точнее, свидетельство о нем, люди, оставшись без работы и источников дохода, не могли даже встать на учет в службу занятости, чтобы получать хоть какие-то деньги по этой линии.
- А что им мешало возделывать эту землю, налаживать какое-нибудь сельхозпроизводство?
- Да то, что этой земли у них фактически не было. Владельцы паев действительно имели право возделывать эту землю, но для начала им нужно было выделить именно свой пай в виде конкретного участка из общих земель бывшего колхоза. А тут начинались те проблемы, о которых я говорил ранее: земельное дело, межевание и прочие, но, по сути, этим просто никто не занимался - хозяйства решали этот вопрос на уровне устных договоренностей с владельцами паев.
- Получается, если считать с начала приватизации, а это 15-20 лет, земли стояли без дела и никак не обрабатывались?
- Не совсем верное утверждение: что земли были бесхозными - по сути, да, что не обрабатывались - как правило, нет. Хозяйства - те, которые могли обрабатывать эти земли, - их обрабатывали, там же, где таких хозяйств не было, земельные наделы чаще всего просто сдавались в аренду. Причем, что называется, "в черную", без уплаты налогов. Сейчас же, кстати, даже договор аренды нельзя заключить без регистрации прав на землю. И вот когда правительство взялось за регламентацию земельных отношений, те предприниматели, которые занимались сельским хозяйством, стали скупать эти паи, формировать земельные наделы и их уже оформлять в собственность. Часть этих земель попала и еще попадет в краевую собственность, за счет этого и будут достигнуты обозначенные выше показатели.
- Можно подробнее, о каких механизмах изъятия этих земель идет речь?
- Ну, я б не стал говорить об изъятии - это ж дело, как говорится, сугубо добровольное, то есть, если владелец пая заявляет, что последний ему не нужен, мы за счет средств уже краевой казны формируем земельное дело, проводим межевание, и эта земля переходит в краевую собственность. А в дальнейшем, если эти участки понадобятся кому-то для строительства, организации сельхозпроизводства или для получения дачных наделов, то тут уже придется работать с краем и выкупать эти земли у него. Кстати, помимо выше названых видов земель есть и еще один: так называемые земли фонда перераспределения. Их достаточно много даже по сравнению с муниципальными землями. Основное их отличие от всех остальных в том, что они вообще никому не принадлежат. Вроде бы они расположены на территории муниципальных образований, но у муниципалитетов нет прав на эти земли, которые либо не оформлены, либо не включены в генеральные планы. Сейчас опять же ведется работа по оформлению этих участков в собственность - либо краевую, либо муниципальную.
- И как решается, где чья?
- Очень просто: если оформление происходит за краевые деньги, то земли уходят в край; если средства на межевание и регистрацию принадлежат муниципалитетам, то им. Вообще же в сегодняшней редакции краевого земельного закона мы заложили такую норму, по которой первоочередное право на оформление земель фонда перераспределения принадлежит муниципалитетам.
- А какую роль в формировании бюджета играет земля?
- В краевом - небольшую. Что же касается бюджетов муниципальных образований, то там земля в перспективе должна стать одним из основных источников доходов, преобладая даже над налогом на доходы физических лиц. Тут ведь есть другая проблема - далеко не вся земля оформлена в собственность, и, соответственно, муниципалитеты недополучают денег. Такая ситуация складывается, например, в Богучанском районе, где ряд населенных пунктов, в которых расположены достаточно крупные предприятия, постоянно требуют от районных властей повышения дотаций, в то время как у самих не вся земля под предприятиями оформлена в собственность. Руководство района, кстати, ведет совершенно правильную политику: вы сначала используйте для формирования доходной части бюджета все ваши ресурсы, в частности земельные, а уж потом посмотрим.
- То есть на недооформленных землях бюджеты и края и муниципальных образований достаточно много теряют...
- Конечно.
- Александр Алексеевич, а есть оценки размеров этих потерь?
- На сегодня можно посчитать, сколько бюджеты получают с этого, а вот размер потерь оценить достаточно трудно. Можно ответить так - в границах населенных пунктов неоформленных земель очень мало (по Красноярску это максимум 10%), что же касается земель фонда перераспределения, то на них, как я уже говорил, не установлены права, и, следовательно, очень сложно посчитать их количество и определить, кто же и в каких объемах недополучает налогов. Можно, в принципе, сказать, что если сегодня включить в оборот как можно больше земель, то доходы по этой статье моли бы вырасти раза в три.
- А вообще кто и как устанавливает размер земельного налога?
- Смотрите, ставка налога на землю рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли, которая в свою очередь рассчитывается по постановлению правительства Красноярского края в зависимости от района расположения данного земельного участка. К тому же муниципалитеты, как главный администратор земельного налога, имеют право сами назначать ставку этого налога до 1,5 процента от кадастровой стоимости соответствующих земельных участков. Вообще же земля и ставка земельного налога должны исполнять роль своеобразного налогового стимулятора развития экономики муниципальных образований. Сегодня в законе через систему зонирования земель мы предусмотрели такой механизм, при котором гораздо проще понять, где и какое предприятие будет располагаться.
- Можно подробнее о системе зонирования: что это за зоны и чем они будут отличаться одна от другой?
- В законе предусмотрено несколько зон: промышленная, рекреационная и коммерческая. Каждая из них предполагает создание на их территориях разных предприятий: в коммерческой зоне будут создаваться разного рода торговые центры и прочие коммерческие предприятия подобного рода, в рекреационной - места для отдыха, в промышленной - понятно, промпредприятия. Таким образом, мы получили механизм, в котором с помощью земельного налога (назначая различные его ставки) можно задавать определенную схему развития населенного пункта.
- Механизм оборота земель сегодня достаточно прозрачен для того, чтобы эффективно его контролировать?
- Да, на самом деле он прозрачен и прост. Возьмем хоть те же сельскохозяйственные паи. У человека есть свидетельство о владении некоторым паем колхозных земель. Для того чтобы выделить этот участок из общего объема, его владелец сначала подает заявление в общекраевую газету о намерении выделить конкретный участок земли. Если в течение месяца на это объявление не поступает никаких возражений, то человек с этим объявлением идет в земельный комитет, платит оговоренную сумму, после чего заводится межевое дело, и человеку выделяется совершенно конкретный земельный участок. Далее это дело ставится на кадастровый учет, и уже в конце человек с межевым делом и кадастровым паспортом идет в регпалату, где и получает свидетельство о собственности. Механизм прост и понятен.
- То есть после прохождения вот этой процедуры человек становится полноправным собственником своего земельного участка, обязан платить налог на землю, но при этом вправе распоряжаться этим участком по своему усмотрению?
- Конечно, но что касается продажи участка, есть некоторые ограничения. Дело в том, что при намерении продать землю собственник обязан сначала предложить ее краю, который, если ему эта земля нужна, купит ее. Если же данный участок окажется не нужным региональным властям, он может быть продан кому угодно.
- А цена участка как-нибудь регламентируется, есть регуляторы?
- Только существующие рыночные цены, которыми и оперирует собственник.
- Но ведь, по сути, я как собственник земли, сделав предложение краю, могу выставить цену заведомо большую?
- Но тогда край у вас не купит этот участок.
- А если ему эта земля нужна (он ведь и сам может выступить инициатором сделки в связи с необходимостью)?
- Тогда купит.
- Довольно странный механизм ценообразования, который может привлечь массу разного рода не очень добросовестных перекупщиков. Вы так не считаете?
- Отчасти. Хотя в одном вы правы - перекупщики уже на этом рынке. Особенно остро эта проблема стоит в прилегающих к Красноярску районах. В связи с перспективами развития красноярской агломерации цена на землю здесь сильно повысилась (сейчас, правда, несколько снизилась, но все еще вернется на круги своя). На этой почве возник своеобразный "теневой" оборот этих земель. Схема довольно проста: для того чтобы обойти "право первой ночи", перекупщик заключает с собственником не договор купли-продажи, а договор дарения. Соответственно, край теряет не только землю, но и налоги со сделки, а в перспективе попадает в ситуацию, когда ему придется покупать эту землю у перекупщика по более высокой цене. Причем, как правило, договор аренды составляется с указанием заведомо заниженной стоимости участка, и, соответственно, те 15%, которые получает край в виде налога на дарение, в абсолютных величинах оказываются меньше, чем при указании рыночной стоимости земли.
- А насколько сегодня активен рынок земли?
- Очень активен. За последние несколько лет количество земель в обороте увеличилось в разы. Собственно, поэтому земельный налог и стал доминировать в бюджетных доходах муниципальных образований.
- Чем же вызвана возросшая активность на этом рынке? Только ли перспективами создания агломерации и реализацией краевых инвестпроектов?
- Не только. Дело в том, что с 1 января 2010 года покупать и продавать земли можно будет только по кадастровой стоимости - ни больше ни меньше. Поэтому они и спешат ввести сейчас как можно больше земель в оборот (оформить права собственности. - "ВК").
- Получается, что сегодня даже теневой оборот, о котором мы говорили выше, приносит свои дивиденды рынку земли?
- Конечно, ведь, по сути, по каким бы схемам ни совершались сделки с землей, они все равно требуют регистрации прав собственности, а значит, автоматически включаются в рынок. Это уже потом нужно будет выявлять собственников, неплательщиков и собирать эти налоги.
- Возвращаясь к теневому обороту земельного рынка, не складывается ли такая же ситуация в районах реализации краевых инвестиционных проектов?
- Нет, там совершенно иное отношение к этому. Например, в том же Богучанском районе вообще не стали перераспределять земли до полного понимания, где и какой объект будет находиться. В этих районах, правда, есть другая проблем - люди не до конца понимают происходящее. Когда мы писали закон о переселении из мест затопления Богучанской ГЭС, мы говорили, что готовы переселить людей в городские квартиры, но при условии полной передачи в нашу собственность их земельных участков вместе с постройками. Нас спрашивали: "А если мы не хотим?" "Тогда, - объясняли мы, - в свое время начнет действовать федеральный закон о государственных нуждах, по которому ваша земля будет выкупаться, но уже только по кадастровой стоимости, которая заведомо ниже, чем стоимость того имущества, которое вам предлагаем мы".
- А почему сейчас не используется закон о государственных нуждах?
- Потому что он не распространяется на региональные инвестпроекты. Если бы мы могли выкупать земли по этому закону, то это происходило бы по рыночным ценам, и не выше. Вообще, я считаю, это нужно сделать, нужно распространить этот закон на инвестиционные проекты, поскольку в противном случае мы рискуем повторить опыт Иркутской области, где развитие агломерации остановилось именно по причине нехватки денег на выкуп земель. Вообще же довольно большая часть проблем земельного оборота связана не с отсутствием законодательной воли на местах, а с несовершенством федерального законодательства, из-за чего предлагаемые нами законы периодически вступают с ним в противоречие. Для комплексного решения проблем в области земельных отношений необходимо изменение действующих на уровне Федерации законов. В этом направлении, через депутатов
Тест высшей пробы
(Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск", 22.04.2009)
Удержит ли Красноярск талантливых режиссеров?
В минувшую субботу в Москве подвели итоги национального театрального фестиваля "Золотая маска". В России он считается самым престижным. А для театров Красноярского края фестиваль примечателен в этом году тем, что на него попали сразу три наших спектакля. Пусть лишь один из них - в конкурсной программе.
Напомню, вниманием экспертов, составлявших афишу "Маски", была удостоена "Чайка" Красноярского театра драмы им. А. С. Пушкина. Постановка Олега Рыбкина номинировалась как спектакль большой формы, за режиссуру и сценографию (Игорь Капитанов). И хотя "Чайка" в итоге осталась без наград, сам факт участия театра в "Золотой маске" имеет огромное значение - как для краевой драмы, так и для развития театрального процесса в регионе. И это вовсе не попытка сомнительного самоутешения.
Да, театры края не впервые показываются на "Золотой маске". Минусинский драмтеатр выезжал туда аж четырежды (если учесть внеконкурсный показ "Черного тополя" в этом году), в 2000 году он получил "Маску" за "Циников" А. Мариенгофа в постановке Алексея Песегова. В тот же год этой почетной награды были также удостоены солисты двух театров края - оперная прима Светлана Кольянова и артист красноярской музкомедии Иван Корытов. Три года назад в столице с интересом восприняли балет Красноярского театра оперы и балета "Ромео и Джульетта" в постановке
На этом посту Рыбкин уже почти три года, и под его руководством театр заметно преобразился. Мне трудно судить, каким театр им. Пушкина был в советскую эпоху, но в 90-е годы и в первой половине 2000-х годов он переживал далеко не лучшие времена. Сегодня, когда с появлением яркого художественного лидера краевая драма получает самые высокие оценки на различных фестивалях от региональных до международных, тот сложный период постепенно выветривается из памяти, как дурной сон. Что, с одной стороны, совершенно оправданно - театр развивается, уверенно двигаясь вперед. И все же кое в чем не следовало бы забывать прошлое. Хотя бы для того чтобы не воспринимать все, что имеем, как нечто незыблемое и само собой разумеющееся.
Спросите: к чему этот исторический экскурс? Он напрямую связан с днем сегодняшним. Да, "Чайка" в чем-то вызвала неоднозначные мнения у жюри "Золотой маски" - в частности, постановку Рыбкина несколько критиковали за излишнюю радикальность. По мнению члена жюри, известного театрального критика
На показе "Чайки" присутствовал и учитель Рыбкина, знаменитый режиссер
Кстати, 28 апреля театр им. Пушкина отправится в Омск с "Чайкой" на фестиваль "Лучшие спектакли в городах России", в рамках которого в регионах показываются лучшие спектакли "Золотой маски". Что говорит само за себя.
И еще к этой же теме. Лучшим кукольным спектаклем на "Маске" в этом году стали "Соседи" абаканского театра "Сказка" в постановке Сергея Иванникова. Параллельно возглавляющего в нынешнем сезоне и Красноярский театр кукол. Но предпочтет ли он Красноярск Абакану - вопрос открытый. Однако есть надежда на лучшее. Поездка театров края на "Золотую маску" стала возможной благодаря личной поддержке губернатора края Александра Хлопонина и фонда