Евгений Шевчук: Отменив пакт Молотова-Риббентропа, Молдавия объявила свою государственность порождением оккупационного режима
Политический кризис в Молдавии и перспективы дальнейшего развития Приднестровской Молдавской Республики прокомментировал 17 апреля для Новости REGNUM председатель Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики
Волнения, произошедшие в Молдавии, - это не только тревожный сигнал, но и своего рода показатель того, к чему приводит игнорирование глубинных общественных процессов, заложенных еще при формировании государственности Республики Молдова. Некоторые комментарии, появляющиеся в СМИ, полагаю, свидетельствуют о том, что и на постсоветском пространстве, и в Европе многие ранее недооценивали динамично развивавшийся все эти годы процесс самоидентификации граждан, проживающих в Молдавии, как граждан Румынии, и проявившиеся молодежные прорумынские выступления в Кишиневе стали для некоторых якобы некой неожиданностью.
Безусловно, любая агрессия, в том числе в рамках политических процедур, недопустима. Проявление пристрастий в такой форме, когда жгут здания и гибнут люди, - это более чем крайность, это правонарушение, которое власти обязаны пресекать, дабы защитить других граждан и общественный порядок. Но вместе с тем, по моему мнению, в Кишиневе также пытаются всячески отвести глаза от реально происходящего, называя волнения выступлениями группы хулиганов, подпитываемых якобы исключительно из-за рубежа. Полагаю, что некоторые ответы на вопрос о том, что происходит в Молдавии, лучше всего даёт история этой страны, она же представляет наиболее полную картину, в том числе, базиса противоречий молдавско-приднестровского урегулирования.
Пропагандистская машина Республики Молдова все эти годы маскировала суть истинных глубинных причин молдавско-приднестровского конфликта, используя различные идеологические пропагандистские инструменты, особенно преуспев в мифотворчестве. Но случившееся сейчас демонстрирует, что такие же причины, по сути, лежат и в основе разлома самого молдавского общества, которое почти уже 20 лет находится в фазе поиска самоидентификации и самоопределения. Отказ от концепции формирования национальной государственности на основе идеологии молдовенизма, как и отказ от культурных основ, заложенных еще Штефаном Великим, которого и сегодня называют отцом молдавской культуры и государственности, - все это было положено в основу радикальных изменений в начале 90-х гг. ХХ века, одним из которых был языковой вопрос. По сути, еще тогда действия властей означали дрейфование на уровне идентичности в сторону румынского образования, культуры, заимствования других категорий ценностного ряда, в связи с тем, в том числе, что после перехода на латинскую графику молдавский и румынский языки стали полностью идентичными. При этом хочу подчеркнуть, что я не говорю - хорошо это или плохо для Молдавии, я констатирую свой взгляд на процессы, происходящие в этой стране.
Люди, представляющие сегодня официальную власть в Молдавии, предпринимающие усилия для уменьшения румынских настроений, предпочитают не акцентировать сейчас внимание на всех тех этапах влияния на процессы прорумынской самоидентификации в Молдавии, которые на протяжении уже почти 20 лет осуществлялись для избавления от якобы навязываемого российского влияния. Таким образом, продвигалась концепция: "Чем больше мы говорим на румынском, тем дальше мы от России". С образованием нового государства - Республики Молдова - молдавский язык был переведен с кириллицы, на которой писал почитаемый молдаванами до сих пор молдавский правитель Штефан Великий, на латинскую графику. Не следует забывать, что именно этой страницей открывается летопись трагических событий на берегах Днестра. Еще 1 сентября 1989 года, когда Верховный совет Молдавской ССР обсуждал закон о функционировании языков, центральная кишиневская площадь была наполнена людьми, круглосуточно скандирующими антирусские лозунги, когда с криками "Воссоединяйтесь!" демонстранты несли карту Молдавии с новыми границами, где республика изображалась частью Румынии. Той же осенью многотысячная толпа сторонников Народного фронта Молдавии, вооруженная металлическими палками и камнями, атаковала и подожгла здание
Следует в этом контексте вспомнить и о том, какой гимн, законодательно утвержденный соответствующим актом в качестве государственного гимна Республики Молдова, пели молдаванам в 1991 году. Это был государственный гимн Румынии, и начинался он словами "Пробудись, румын!". Первый молдавский президент
В основу декларации о независимости Республики Молдова были положены выводы специальной комиссии, давшей политико-правовую оценку пакту Молотова-Риббентропа и признавшей пакт и протокол к нему недействительными. Образование Молдавской автономной ССР в 1940 году декларацией названо насильственным захватом. По-видимому, тогда молдавские власти не смущало, что отмена ими акта, по которому была провозглашена МССР и ликвидирована МАССР на левобережье Днестра, создала редкий прецедент, поскольку объявление собственной государственности порождением иноземного оккупационного режима нечасто встречается в мировой практике. Нужно согласиться с тем, что еще в 1991 году документ, учреждающий молдавскую государственность, Декларация о независимости, передавал вполне однозначный мессидж румынским унионистам. Кстати, в преамбуле декларации также напоминается о том, что (цитирую): "Стремление Республики Молдова к национальному единству выражено, в том числе, постановлениями парламента Республики Молдова 1989 года о провозглашении румынского языка государственным и о возврате ему латинского алфавита".
На протяжении 20 лет ежегодно в высших учебных заведениях и лицеях Румынии обучаются по нескольку тысяч молдаван. Помимо весомой доли бесплатного образования, молдавские студенты обеспечиваются общежитиями и стипендиями. Многие из выпускников румынских вузов знают, что в начале 90-х гг. прошлого века стипендия, которую молдавским студентам платили в Румынии, была больше, чем зарплата большинства родителей обучавшихся детей. В этом году, по данным профильного министерства Молдавии, около двух тысяч молодых людей воспользовались выделяемыми стипендиями на обучение в Румынии, причем теперь это не только вузы, аспирантура и докторантура, но и лицеи, и школы. Для большего привлечения молодежи в этом году румынские власти заявили о необходимости приостановления закона о ратификации соглашения Румынии с Республикой Молдова о признании дипломов, выданных учебными заведениями двух стран, сославшись на то, что система образования Молдавии не соответствует европейским стандартам. Нетрудно догадаться, что у молдавских старшеклассников практически не останется альтернативы, и румынские образовательные учреждения теперь будут пользоваться у молдаван еще большим спросом. Альтруизм таких масштабов мировой политике неизвестен, и, думаю, во многом понятно, почему все организованные волнения в Кишиневе имеют такое молодое, студенческое лицо.
Еще одной немаловажной деталью в контексте обсуждаемых событий, на мой взгляд, является и то, что среди митингующих людей, выкрикивающих: "Мы румыны! Хотим жить в Румынии!", подавляющее большинство - наверняка граждане Румынии. Показателен и тот факт, что еще два года назад президент Румынии
Выросло поколение двадцатилетних людей, которым элита Молдавии на протяжении всей их жизни твердила о том (или своими действиями во многом предоставляла возможность думать так), что есть румынский народ, разделенный на два государства, что у них есть единый румынский язык, единая история, и что стратегическим курсом развития Молдавии является курс на евроинтеграцию через единение с Румынией. Неудивительно, что желающие жить в Европейском союзе молодые люди видят путь туда через "румынский желудок". И у молодого поколения есть все основания и право так думать и выбирать такую стратегию - добиваться лучшей судьбы. Сегодня, когда, возможно, единственным путем такой интеграции является слияние с членом ЕС - Румынией и понятно, что экономический разрыв в развитии Румынии и Молдавии будет только усиливаться, причем не в пользу последней, полагаю, динамики развития еще большей интеграции молдаван в румынское поле не избежать, потому что маятник запущен, и это необратимый процесс. Странно, что элита Молдавии совершенно не хочет замечать некую числовую параллель: в ХХ веке Молдавия (Бессарабия) была частью Румынии 22 года, с 1918 по 1940 годы, и такого временного отрезка оказывается достаточно для того, чтобы требовать воссоединения с Румынией и сегодня, спустя почти 20 лет независимости. Но почему-то двадцатилетняя история самостоятельности Приднестровья при этом политическими силами в Молдавии не учитывается как весомый аргумент. Думаю, что странам-гарантам и участникам переговорного процесса необходимо учитывать это в процессе урегулирования.
Я уже не раз отмечал и вновь подтверждаю свое мнение о том, что слияние Молдавии и Румынии - это не некая гипотетическая возможность, а существующая реальность с единственным искажающим ее восприятие моментом - отсутствием фиксации слияния на институциональном уровне сегодня. Но, на мой взгляд, когда речь идет об общественно-социальном самочувствии населения, критерием анализа являются не государственные формы и институты, а факторы идентичности, потому что именно они мотивируют поведение любого человека. А если еще учесть, что через пять лет тех, кто помнит МССР, станет гораздо меньше, а тех, кто воспитывается на других ценностях - больше, то можно с достаточной точностью получить ответ на вопрос о будущем Республики Молдова.
Напомню любопытную параллель: когда в 2003 году, в канун предполагаемого подписания
Мы не раз обращали внимание мирового сообщества на необходимость учета глубинных причин конфликта и реально происходящих в Молдавии процессов, не раз отмечали отсутствие последовательности властей официального Кишинева в ходе урегулирования. Мы, конечно же, с уважением относимся к выбору молдавского народа и искренне сопереживаем всем людям, независимо от страны их проживания, чей покой нарушается ввиду волнений, приносящих немало трагедий в семьи пострадавших. Последствия действий властей Молдавии, то ли задуманных, то ли нечаянных и неосторожных, положение в Республике Молдова вновь и вновь заставляют трезво смотреть на ситуацию и называть вещи своими именами.