Калининградская железная дорога потеряла 54% экспортного потока: интервью
Начальник
Новости REGNUM: Иван Сергеевич, чем вызваны переговоры с Литвой и Белоруссией?
Наша встреча вызвана существенным снижением грузопотока на калининградском направлении, в формировании которого участвуют и Белоруссия, и Литва. И мировой финансовый кризис здесь наложился отчасти. Это можно судить по динамике грузооборота в целом по России. Так, в январе 2009 года объем грузопотока по железной дороге в стране упал на 33%, в феврале - на 24%, в марте - на 21%. У нас же калининградское направление потеряло 54% экспортного потока! Согласитесь, это неадекватное снижение. Если бы речь шла о 20-процентном падении грузопотока, мы бы не волновались, считая, что держим удар кризиса, как в целом по России. Но сейчас мы бьем тревогу.
Новости REGNUM: Уточните, какие конкретно грузы перестали уходить через Калининград в Европу?
Самые серьезные потери первых двух месяцев 2009 года: на 57% сократился транзит сырой нефти, бензина - 45%, мазута - на 87%. Из металлов: грузопоток чугуна упал - на 69%, ферросплавов - на 100%. Кокс - на 90%, древесина - на 78%, удобрения - на 57%. Это экспортный груз, который следовал в вагонах из России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы, которые повысили тарифы на транзит.
Новости REGNUM: Значит, все дело в высоких тарифах сопредельных государств?
Несомненно, одна из причин снижения грузопотока - это более высокая индексация тарифов, которые установила сначала
Новости REGNUM: Что вы предложили литовским и белорусским коллегам?
Мы предлагаем, по сути дела, вернуться к уровню тарифов до введения индексации Литвой и Белоруссией, тем самым позволив перераспределить грузопоток с территории России на калининградское направление. Речь идет о более десятка наименований грузов, по каждому из которых мы будем принимать конкретные решения.
Новости REGNUM: Литва и Белоруссия согласились, что потери Калининграда это в целом и их потери на транзите?
Наши коллеги сказали, что экономика сегодня требует принятия такого рода решений. Положительная динамика в подобных решениях уже есть. Например, в начале 2009 года Литва согласилась снизить тариф на транизт сои на 20%. В итоге компания "Содружество-Соя" [резидент Особой экономической зоны в Калининградской области с наибольшей долей заявленных инвестиций - 6,4 млрд рублей. - Новости REGNUM] увеличила на 40% отправку сои из Калининграда в Россию. В свою очередь Белоруссия снизила на 20% тариф по транзиту щебня, тем самым гарантировав себе продажу 150 тыс. тонн щебня в год на нужды Калининградской области. Иначе бы - при высоком транзите - наш регион закупал щебень в Швеции. В итоге мы договорились о сроке - 20 апреля мои коллеги доведут до нас свое решение о понижении тарифов.
Новости REGNUM: Сказался ли спад грузопотока на потребностях самой Калининградской области?
В этом плане каких-то нареканий, связанных с обеспечением той или иной продукцией жителей Калининградской области, на сегодня нет. Потребности Калининградской области удовлетворяются полностью. Так же на уровне вывоз продукции с территории Калининградской области. Более того, в новых экономические условиях отпала проблема загрузки железнодорожного парома Усть-Луга - Балтийск. Сейчас паром под завязку заполнен калининградским грузами. И мы сегодня рассматриваем вопрос о целесообразности постановки второго парома.