Военный вестник

Перестрелки

В ночь с 24 на 25 марта и в течение дня, на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, азербайджанская сторона обстреливала позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении населенных пунктов Горадиз, Чахрлы, Куропаткино, Левонарх и Кармираван. После ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник был подавлен. ("Жаманак").

В ночь с 28 на 29 марта и в течение дня азербайджанская сторона обстреливала позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении населенных пунктов Мехдили, Горадиз, Чахрлы, Корган, Гзлгая, Карвенд, Куропаткино, Марзили, Новрузлу, Тагибейли, Левонарх, Кармираван, Джраберд, Сейсулан, Мадагис и Талиш. После ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь. (Armenia Today).

Подразделения армянских вооруженных сил 31 марта, с позиций возле села Куропаткино Ходжавендского района и с мест дислокаций на территории села Гараханбейли Физулинского района подвергли обстрелу из пулеметов и автоматов противоположные позиции азербайджанских постов. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет. ("525-я газета").

В ночь с 30 на 31 марта на линии соприкосновения Вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана были зафиксированы случаи нарушения режима прекращения огня азербайджанской стороной. Как сообщает пресс-служба Министерства обороны НКР, противник обстрелял из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок передовые позиции карабахских войск, дислоцированных близ населенных пунктов Мехдили, Горадиз, Карахамбейли, Куропаткино, Левонарх, Джраберд и Верхний Чахлу. В результате ответных действий подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь. ("Де-факто").

Как сообщает Day.Az, армянские вооруженные силы 31 марта с позиций, расположенных близ села Гараханбейли Физулинского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. "Ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".

Подразделения армянских вооруженных сил 1 апреля, в различные часы, с позиций, расположенных на безымянных высотах Иджеванского и Бердского районов Армении, обстреляли азербайджанские позиции на безымянных высотах Газахского и Товузского районов Азербайджана. В тот же день автоматному и пулеметному обстрелу подверглись азербайджанские позиции, расположенные близ села Юсифджанлы Агдамского района. Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет. (Day.az).

Азербайджанская сторона вновь нарушила режим прекращения огня на линии соприкосновения с Вооруженными силами Нагорного Карабаха. Как сообщает пресс-служба Минобороны НКР, в ночь с 2 на 3 апреля противник обстрелял из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок передовые позиции карабахской армии у населенных пунктов Чахлу, Ашаг, Абдурахманли, Кзлгая, Куропаткино, Юсуфджанлу, Марзили, Сариджанлу и Джраберд. В результате ответных действий Армии обороны НКР противник прекратил обстрелы. ("Де-факто"). Армянские вооруженные силы 3 апреля в различные часы с позиций, расположенных близ сел Чинарлы Бердского района и Азатамуд Иджеванского района Армении, обстреляли азербайджанские позиции близ села Коханаби и на безымянных высотах Товузского районов и близ села Джафарли Газахского района Азербайджана. Об этом Day.Az сообщили в пресс-службе Министерства обороны Азербайджана. Также подразделения армянских вооруженных сил 3 апреля с позиций, расположенных близ сел Юсифджанлы Агдамского района и Куропаткино Ходжавендского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Потерь нет. (Day.az).

Согласно пресс-службе Министерства обороны Нагорного Карабаха, в ночь с 2 на 3 апреля на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении н.п. Чахрлы, Ашагы Абдурахманли, Гзылгая, Куропаткино, Юсуфджанлу, Марзили, Сарыджанлу и Джраберд. "После ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь", - сообщили АрмИнфо в пресс-службе минобороны НКР. ("АрмИнфо").

Подразделения армянских вооруженных сил 6 апреля нарушили режим прекращения огня в Тертерском и Ходжавендском направлениях. Об этом Day.Az сообщили в пресс-службе Министерства обороны Азербайджана. Во всех случаях огонь был подавлен, потерь нет.

С начала текущего года на участке Третьего армейского корпуса ВС Армении зарегистрировано 186 нарушений режима перемирия со стороны Азербайджана. Как сообщает "АрмИнфо", об этом было сообщено на состоявшемся в областной администрации Тавуша совещании, предшествовавшем проведению мониторинга ОБСЕ. В прошлом году на том же участке было зарегистрировано 110 нарушений режима перемирия. В результате действий противника есть раненые: 10 января, 17, 27 и 28 марта были ранены военнослужащие, а 12 марта ранено гражданское лицо, тракторист Генрих Абовян. Ведется постоянный обстрел, в том числе из крупнокалиберного оружия, населенных пунктов и дорог, стреляют по гражданскому автотранспорту. Серьезную озабоченность как у руководства области, так и у представителей ОБСЕ, вызывает увеличение интенсивности нарушений режима перемирия в связи с началом полевых работ, что делает гражданское население более уязвимым. Как отметил заместитель губернатора области Левон Саркисян, ведется прицельный огонь по сельчанам, занятых сельскохозяйственными работами. По его словам, особую остроту вопрос приобретает сейчас, в период экономического кризиса, когда население приграничных районов занято проблемами обеспечения продовольствия. Постоянному обстрелу также подвергается участок межгосударственной дороги Ереван-Тбилиси. Вследствие этого, гражданское население вынуждено пользоваться более длинной, объездной дорогой.

Мониторинг

Министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Георгий Петросян направил письмо Действующему председателю ОБСЕ Доре Бакоянис, в котором выражается озабоченность в связи с участившимися нарушениями режима прекращения огня с азербайджанской стороны, особенно в период мониторингов или пребывания сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регионе. Как известно, во время мониторинга линии соприкосновения вооруженных сил Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана 26 февраля сего года, несмотря на получение гарантий безопасности от местных командиров, имели место выстрелы в непосредственной близости от точки мониторинга, в результате чего мониторинг ОБСЕ был сорван. В письме выражается необходимость предоставления письменной информации о результатах проведенного расследования указанного инцидента.В МИД НКР убеждены, что доведение до всех сторон конфликта своевременной и правдивой информации об истинном виновнике подобных нарушений положительно скажется на сохранении режима прекращения огня, отразится на эффективной работе Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ. Копия письма направлена Личному представителю Действующего председателя ОБСЕ Анджею Каспршику. (www.nkr.am).

31 марта на участке армяно-азербайджанской границы близ села Беркабер Тавушской области Армении в рамках мандата ОБСЕ был проведен мониторинг. В мониторинге принял участие личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. Как сообщает пресс-служба Минобороны Армении, мониторинг прошел без инцидентов. ("Де-факто").

Личный представитель действующего председателя ОБСЕ в зоне карабахского конфликта, посол Анджей Каспршик намерен посетить приграничное село Чинари. О своем намерении посол заявил в ходе состоявшегося в областной администрации Тавуша совещании, предшествовавшем проведению мониторинга ОБСЕ. "АрмИнфо" напоминает, что армянское село Чинари (Бердский район) в прошлом году оказалось в центре пристального внимания азербайджанских снайперов, обстреливающих село с господствующей высоты. Так, в прошлом году в один день были убиты двое и ранен один житель села. ОБСЕ неоднократно предпринимала попытки провести мониторинг в направлении Чинари, но ни одна попытка не увенчалась успехом - азербайджанская сторона под или иным предлогом срывала уже запланированные мониторинги либо отказывалась от их проведения. По словам представителей местного командования, с начала года обстрелы возобновились, причем стреляют как по селу, так и, причем более интенсивно, по виноградникам и полям.

На границе между Арменией и Азербайджаном количество нарушений режима прекращения огня растет. Об этом заявил после проведения мониторинга на линии соприкосновения, личный представитель действующего председателя ОБСЕ посол Анджей Каспршик, добавив, что это его сильно беспокоит, тем более что это часто затрагивает мирное население. По его словам причины такого роста могут быть разными и ситуация на линии соприкосновения Армии обороны ВС Карабаха и Азербайджана в 2009 году примерно такая же, как в прошлом году, чуть больше. Комментируя отказ азербайджанской стороны о встрече между командирами участка, где проходил мониторинг ОБСЕ, Каспршик отметил, что предложение было сделано экспромтом, и азербайджанская сторона не была к этому готова. Тем не менее, по мнению посла, такая встреча нужна, и он выразил намерение содействовать ее проведению. Дело в том, сообщает Armenia Today, что в ходе мониторинга, состоявшегося в направлении села Беркабер на линии соприкосновения Иджеван-Газах, командир с азербайджанской стороны попытался обвинить армянскую сторону в периодических обстрелах мирного населения, на что армянский командир предложил азербайджанскому коллеге говорить не по рации, а встретится лично и обсудить все волнующие обе стороны вопросы. Однако азербайджанский командир отклонил это предложение, сославшись на необходимость принятия такого решения высшим руководством.

Говорят, лучшее - враг хорошего, но я не могу назвать ситуацию даже хорошей. Как передает "Де-факто", такое заявление сделал в интервью одной из армянских газет личный представитель действующего председателя Миской группы ОБСЕ Анджей Каспршик, комментируя ситуацию на линии соприкосновения ВС НКР и Азербайджана. "Меня бы удовлетворяло, если бы на передовых позициях не было никакой стрельбы, но, как известно из сообщений министерств обороны сторон, а также по результатам наших наблюдений, выстрелы там звучат постоянно. Что еще хуже - по обе стороны порой бывают раненые и убитые. Мы пытаемся сделать все, что в наших силах, чтобы такие случаи не происходили слишком часто и не превращались в нечто более серьезное", заявил Каспршик. Посол отметил, что его мандат ограничен и действует в качестве меры доверия. "Время от времени та или другая сторона требует от меня провести расследование и выяснить, кто начинал перестрелку в конкретном случае. При этом не учитывается, что такого рода деятельность требует изменения мандата, которое возможно только с согласия не только всех сторон конфликта, но и всех стран - членов ОБСЕ, поскольку изменения потребуют увеличения числа сотрудников моего офиса. Сейчас нас здесь работает 5 человек, в случае же проведения расследований нужны были бы и другие специалисты - скажем, эксперты в области баллистики", пояснил Каспршик. По его словам, если стороны действительно заинтересованы в том, чтобы обстановка была более спокойной и виновники перестрелок были найдены, неплохо было бы установить определенное сотрудничество с целью самим выяснять между собой причины стрельбы. Отвечая на вопрос, влияют ли доклады по итогам проводимых мониторингов на переговорный процесс по урегулированию конфликта, Анджей Каспршик ответил: "Прежде всего, доклады - это информирование председателя ОБСЕ и Минской группы о ситуации, которая интересует всех, так или иначе задействованных в карабахском процессе. Что касается влияния на процесс переговоров, то уменьшение напряженности всегда идет на пользу переговорам и, наоборот, увеличение количества перестрелок и отсутствие контроля на линии соприкосновения могут помешать и усложнить задачу даже президентам. К тому же обстановка на границе влияет на атмосферу среди населения".

После августовской войны в Грузии Азербайджан вряд ли решится развязать новую войну против НКР, не получив согласия всех заинтересованных в Южном Кавказе держав: США, России, Турции, Франции, Великобритании. Подобное мнение выразил журналистам административный директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Карапет Каленчян. "В этом вопросе не следует также сбрасывать со счетов Иран. Даже если Азербайджан и заручится согласием вышеупомянутых стран, что по определению практически невозможно, то Баку придется хорошенько подумать прежде, чем напасть на армянские республики, опять-таки учитывая плачевный опыт Грузии", отметил он. По мнению Каленчяна, в свое время Саакашвили заручился поддержкой США, начав военные действия против Южной Осетии с молчаливого согласия Вашингтона. Развитие событий в регионе показывает, что Грузией просто пожертвовали, как проходной пешкой и США, и Россия для укрепления своих позиций в регионе. "Вполне вероятно, что в дальнейшем эти же державы могут пожертвовать и интересами Армении. Исходя из этого, Армении следует вести более грамотную, четкую и однозначную политику с максимально возможным отстаиванием своих национальных интересов. А это возможно лишь, когда руководство страны опирается на свой собственный народ, не ища поддержки на стороне, которая никогда не бывает бескорыстной", заключил Каленчян. (АрмИнфо).

1 апреля президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян принял начальника Генштаба Вооруженных сил Республики Армения, генерал-полковника Юрия Хачатурова. Как сообщает Главное информационное управление аппарата президента НКР, в ходе встречи обсуждались вопросы, касающиеся военного строительства и сотрудничества двух армянских государств. На встрече присутствовал министр обороны НКР Мовсес Акопян. ("Де-факто"). Процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта был обсужден в ходе состоявшейся 27 марта встречи президента Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяна с Личным представителем Действующего председателя ОБСЕ, послом Анджеем Каспршиком. Согласно сообщению Главного информационного управления аппарата Президента НКР, участники беседы обсудили также вопросы, касающиеся мониторинга ОБСЕ на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. (www.nkr.am).

Позиции сторон

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров принял 6-го апреля находящегося с визитом в Баку спецпредставителя Европейского Союза по Южному Кавказу Питера Семнеби. Как сообщает Day.Az, коснувшись в ходе беседы карабахского конфликта, Мамедъяров отметил "важность принуждения Европейским Союзом армянской стороны к конструктивизму в переговорном процессе по решению проблемы".

В ходе бриффинга, состоявшегося в Тбилиси по результатам встречи с министром ИД Грузии Григолом Вашадзе, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил: "Азербайджан не позволит создать на своей территории другое государство. Это реальность, которую должны осознать и армяне". ("525-я газета").

Как сообщает газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на азербайджанские СМИ, замминистра ИД Азербайджана Халаф Халафов призвал сопредседателей Минской группы ОБСЕ "ужесточить требования к Армении, чтобы последняя освободила оккупированные территории Азербайджана". "Мы ожидаем, что Минская группа ОБСЕ, ее сопредседатели активизировали свои усилия, которые могут открыть возможность мирного урегулирования", отметил Халафов. Он также призвал Россию прекратить вооружать Армению. В противном случае, заявил замминистра, Россия не только приобретет славу страным вооружающей агрессора, но и поставит под сомнение свой имидж надежного посредника в урегулировании НК конфликта.

Самым счастливым днем в жизни президента Армении Сержа Саргсяна станет день, когда Азербайджан признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение, и Карабах или станет независимой страной, или присоединится к Армении. Об этом в интервью немецкому социологу, профессору франкфуртского университета Тилману Алерту заявил сам Серж Саргсян, добавив, что в этот день он подаст в отставку и распрощается с политикой. При этом глава армянского государства подчеркнул, что процесс решения вопроса Карабаха не находится в тупике. Он выразил уверенность, что существует возможность урегулирования нагорно-карабахского конфликта мирным путем. "В ином случае я бы не баллотировался на пост президента РА", добавил Серж Саргсян. (PanARMENIAN.Net).

Мнения "В любом случае Азербайджан не должен портить отношения с Турцией, это нам ничего хорошего не сулит. Хорошо, предположим, мы обиделись на Турцию и сблизились с Россией. Хитрые армяне моментально смещают авторитарного Сержа Саргсяна, приводят к власти демократа Тер-Петросяна, объявляют себя центром демократии на Южном Кавказе, заявляют о вступлении в ЕС и в НАТО, и Запад в знак благодарности Армении признает Карабах, как Косово. А Россия использует момент, прибирает к рукам всю нашу нефть и газ, и в итоге мы остаемся и без Карабаха, и без наших богатств". Об этом 1news.az заявил политолог Вафа Гулузаде. "Здесь идет очень хитрая и сложная игра. Баку должен просчитать все возможные варианты. Я считаю, что мы должны снова поговорить серьезно с Турцией и получить у нее гарантии, что открытие границ не навредит интересам Азербайджана. А столь эмоционально подходить к этим процессам не стоит. Параллельно мы должны вести работу с США, чтобы в ближайшее же время после открытия границ они надавили на армян, чтобы они вернули оккупированные территории. Все должно происходить быстро. Если мы потеряем время, то армяне будут продолжать валять дурака и на этот раз руками Запада и России они заставят Азербайджан признать Карабах. Мы сейчас вступили в фазу очень тонкой игры вокруг Карабаха. От нас требуется здесь максимум дипломатии и выдержки. Любая ошибка, и мы можем потерять Карабах", отметил политолог.

За последнее время процесс стал более динамичным, есть тенденция к расширению круга участников привлечением к миротворческому процессу гражданского общества. Об этом в интервью Новости REGNUM заявил бывший замминистра ИД Нагорного Карабаха Масис Маилян. С точки зрения Маиляна, говорить о скором подписании мирного договора преждевременно, "поскольку позиции сторон по ключевым вопросам урегулирования остаются взаимоисключающими, а схема урегулирования, озвученная одним из сопредседателей на форуме, противоречит интересам Армении и НКР". Маилян отметил, что в этих условиях совместная работа конфликтующих сторон, как на уровне политического руководства, так и на уровне общества по согласованию мер построения доверия и их реализации крайне необходима. "Есть понимание того, что меры доверия имеют важное значение как для цивилизованного урегулирования конфликта, так и для поддержания региональной безопасности. Очевидно: чем больше будет доверия между сторонами, тем больше наши народы будут чувствовать себя защищенными. Из предыдущего опыта известно, что преградой к реализации мер доверия было отсутствие политической воли у азербайджанских властей, и по этой причине многие предложения, сделанные руководством НКР и поддержанные Офисом ОБСЕ по Нагорному Карабаху, не были до конца реализованы. Сейчас наблюдаются определенные позитивные изменения в подходах Азербайджана по этому вопросу", сказал он.

Подняв тему значения клише в политике, газета "Лрагир" пишет, что одним из таких клише является применяемое в карабахском урегулировании заявление "надо как можно скорее урегулировать конфликт", которое посредники озабоченно повторяют на каждом шагу. "Один, два, пять раз, и эту фразу стали применять в Армении и Карабахе. Действительно, нельзя же жить вечно в конфликте, говорят армянские политические и государственные деятели. Но как только предложенное клише стало достоянием армянского общества, ему тут же был предложен способ разрешения конфликта, абсолютно не соответствующий армянским интересам. Не успело общество осмыслить, что клише о необходимости скорейшего урегулирования было ему просто навязано, потому что конфликт для него, в принципе, решен, как на него было оказано новое психологическое давление, новое клише - "конфликт невозможно решить без компромиссов". Вместо того, чтобы задуматься о своем интересе, о реальном положении дел и целесообразности, общество, оказавшись в плену навязанных клише, начинает усиленно думать о компромиссах. Предлагает что-то, отказывается, даже определяет для себя границы уступок. Не понимая, что эти границы обозначены для него другими. Ярким свидетельством тому стала армяно-азербайджанская встреча в Вене, на которой французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье прямым текстом рассказал о Мадридских принципах, отметив, что несогласованной осталась лишь проблема Лачина. Со всем остальным - а это жизненно важные для армянской нации вопросы - армянские власти согласились, сказал сопредседатель. Политика делается с помощью клише. Но армянские власти не только не придумывают свои клише, предлагая их миру, но и демонстрируют несостоятельность понять смысл навязанных клише. Они становятся их заложниками, а это значит, просто инструментами в чужих руках. Хуже всего то, что инструменты эти применяются против Армении и Карабаха. Потому что здесь привыкли оперировать клише, а не собственными интересами", обеспокоенно пишет "Лрагир".

Другие позиции

СНГ надеется, что в будущем нагорно-карабахский конфликт будет благополучно разрешен с учетом интересов обеих стран, сказал Trend News первый заместитель председателя Исполкома СНГ Владимир Гаркун. "Президенты двух стран - Азербайджана и Армении стараются не допустить его разгорания с новой силой. И это очень важно", сказал Гаркун. Новый стимул для активизации переговоров по урегулированию конфликта, считает Гаркун, придала трехсторонняя встреча глав Азербайджана, Армении и России, которая состоялась в ноябре прошлого года в Москве. "Надеемся, что в будущем конфликт будет благополучно разрешен с учетом интересов обеих стран", сказал он. Исполком СНГ всегда выступал за мирное решение любых межгосударственных конфликтов, сказал Гаркун. "Войны и кровопролитие в первую очередь оборачиваются трагедией для простых людей, так как в результате любого конфликта гибнут мирные жители, сотни семей остаются без крова, дети становятся сиротами. Поэтому любые проблемы и недопонимания между странами необходимо решать с трезвым рассудком и политической мудростью и только путем переговоров. И Исполком СНГ в свою очередь, если возникнет такая необходимость, готов всячески этому способствовать", сказал заместитель председателя Исполкома СНГ.

Великобритания не признает образования под названием "Нагорный Карабах". По информации "АПА", об этом заявила посол Великобритании в Азербайджане Каролин Браун, отвечая на вопрос, выдаются ли лицам из Нагорного Карабаха визы для получения образования в Англии. Посол отметила, что позиция ее страны по этому вопросу не изменилась.

Франция готова приложить максимум усилий для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом говориться в послании министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера своему армянскому коллеге Эдварду Налбандяну. Послание передал главе армянского внешнеполитического ведомства посол Франции в Ереване Серж Смессов. В послании, в частности, отмечается важность подписанных в Подмосковье и Хельсинки деклараций по карабахскому урегулированию. Кушнер выразил полную готовность Франции как сопредседателя МГ ОБСЕ приложить усилия для достижения мирного урегулирования конфликта. (Armenia Today).

Открытие границы между Турцией и Арменией может помочь разрешению нагорно-карабахского конфликта. Об этом сказал журналистам во вторник в Баку государственный секретарь МИД ФРГ Гернот Эрлер. "В данный момент существуют два направления разрешения нагорно-карабахского конфликта. Первое - переговоры между Турцией и Арменией, второе - переговоры между Азербайджаном и Арменией. Германия поддерживает оба направления. Они оба позитивны для региона", сказал Эрлер. Диалог - лучший путь решения нагорно-карабахского конфликта, нежели военный путь, сказал государственный секретарь МИД ФРГ. (Trend News).

Открытый конфликт в регионе Южного Кавказа имеет непосредственную опасность для Европейского Союза. Как передает Day.Az, об этом в Баку на пресс-конференции заявил специальный представитель Европейского Союза по Южному Кавказу Питер Семнеби. "Что касается вопроса возвращения Азербайджану районов, соседствующих с Нагорным Карабахом, то никто не оспаривает, что это азербайджанские территории", сказал он, отвечая на вопросы журналистов. Вместе с тем он отметил, что Европейский Союз не принимает непосредственного участия в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. "Тем не менее, мы поддерживаем деятельность Минской группы ОБСЕ. Одновременно карабахский вопрос является нашим приоритетом", сказал он. Семнеби подчеркнул необходимость решения нагорно-карабахского конфликта. "Конфликт не может существовать в его нынешнем состоянии. Это представляет собой достаточно большую опасность для государств и населения региона, а также для Европейского Союза, что в достаточной степени продемонстрировали прошлогодние события в Грузии", отметил спецпредставитель ЕС. По его словам, Евросоюз заинтересован в обеспечении стабильности, мира и безопасности в регионе. "Мы хотим видеть Южный Кавказ в качестве региона, где все границы открыты, что содержит в себе предпосылки безопасности и развития регионального экономического потенциала", подчеркнул Семнеби, комментируя вопрос возможного открытия государственной границы между Турцией и Арменией. Вместе с тем он затруднился прокомментировать влияние возможного открытия турецко-армянской границы на урегулирование нагорно-карабахского конфликта. "Евросоюз заинтересован в том, чтобы наши партнеры имели друг с другом нормальные отношения. Это касается, в том числе, азербайджано-российских и грузино- азербайджанских отношений", подчеркнул Семнеби.

Сопредседатели МГ ОБСЕ

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ свой очередной визит в регион совершат в течение этого месяца. Стороны по-прежнему обсуждают Мадридские принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, которые были представлены сторонам в 2007 году, и новых принципов не имеется, сказал журналистам американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза. По словам Брайзы, Мадридские принципы включают в себя неприменение силы, территориальную целостность и право народов на самоопределение. "Мы должны найти такое сбалансированное решение, чтобы оно удовлетворяло обе стороны", сказал он. (Trend News).

Очередная встреча президентов Армении и Азербайджана может состояться 7-8 мая в рамках саммита Евросоюза, посвященного программе "Восточное партнерство". Об этом заявил на пресс-конференции в Баку американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. "Я надеюсь, что президенты примут участие в этой встрече", сказал он. Брайза дал понять, что целью визитов в регион сопредседателей является достижение окончательной договоренности и подготовки очередной встречи президентов. Касаясь ситуации в регионе, Брайза сказал, что она способствует продвижению в урегулировании карабахского конфликта. Он отметил особую роль Турции в этом, подчеркнул потепление в армяно-турецких отношениях. Говоря о проведенных встречах Баку, Брайза сказал, что провел переговоры с президентом Ильхамом Алиевым, а также министром и замминистра иностранных дел. (АрмИнфо).

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков считает, что преждевременно говорить о проведении референдума по определению статуса Нагорного Карабаха, пока не удалось найти его модель. Проведение референдума определялось как принцип, который был предложен сторонам конфликта со стороны сопредседателей, сказал Мерзляков. "Это будет волеизъявление населения Нагорного Карабаха, после того как стороны договорятся по модальностям этого голосования", сказал Мерзляков. В нем будет участвовать все население Нагорного Карабаха, которое проживало там до начала конфликта. Вопрос участия в голосовании азербайджанского населения Нагорного Карабаха, изгнанного оттуда с момента начала конфликта, еще не решен. "Мы как раз над этим работаем, нужна формулировка принципа, с которым бы обе стороны согласились бы", сказал российский дипломат в телефонной беседе с Trend News. Мерзляков сказал также, что открытие турецко-армянской границы может положительно повлиять на разрешение нагорно-карабахского конфликта. "Нормализация отношений - позитивный факт и должен способствовать стабилизации обстановки в регионе, потому что Армения не будет чувствовать себя в изоляции", сказал Мерзляков. Дипломат не согласен с тем что, после открытия границ Армения может стать несговорчивой на переговорном процессе по разрешению нагорно-карабахского конфликта. "Перестать вести переговоры Армения не может, и рычаги давления на нее остались, - сказал Мерзляков, - просто нельзя рассчитывать на нормализацию обстановки в регионе, не думая о том, чтобы это был весь регион, а не только двусторонние армяно-азербайджанские отношения".

Как сообщает АрмИнфо, российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков опроверг приписываемое ему агентством "Тренд" заявление о том, что "перестать вести переговоры Армения не может, и рычаги давления на нее остались". Отвечая на вопрос агентства, соответствуют ли действительности приписываемые ему слова, Мерзляков заявил: "Это совершенно не так. Я хочу официально сказать, что я этих слов не говорил. Контекст был совершенно другой. Вопрос стоял в том, как может сказаться ожидаемая нормализация армяно-турецких отношений на процессе урегулирования нагорно- карабахского конфликта, и я сказал, что сопредседатели полагают, что это будет только способствовать процессу урегулирования. Был вопрос - но они же могут выйти из процесса тогда. Я ответил, что этого не может произойти". Отвечая на уточняющий вопрос о том, было ли использовано вообще российским посредником слово "рычаги", Мерзляков пояснил, что вопрос был задан корреспондентом: "Задавал вопрос корреспондент - "они могут уйти из процесса, у нас не будет рычагов давления". Но я этого не говорил".

"Не знаю, насколько Алиев и Саргсян любят и уважают друг друга, но я чувствую, что между ними есть взаимное доверие". Комментируя такое высказывание американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы, газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Взаимное доверие между Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым может действительно есть (злые языки утверждают, что, когда Ильхам еще не был президентом, продавал "левые" нефтепродукты предпринимателям, которых "крышевали" очень конкретные официальные лица Армении, а без взаимного доверия бизнес невозможен). Другое дело, что доверять своим президентам также народы Армении и Азербайджана, в противном случае ничего не получится. Как обстоят с этим дела в Азербайджане - не знаем, но в Армении Сержу Саргсяну уж точно не доверяют".

Венский форум

Как сообщает Новости REGNUM, 24 марта в Вене начался организованный британской НПО "Интернешнл Алерт" (International Alert) азербайджано-армянский общественный миротворческий форум по поддержке мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта. В своем выступлении на форуме сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье особо отметил, что переговоры между руководством Азербайджана и Армении порой проходят в сложной обстановке и нуждаются в усилиях на гражданском уровне между людьми доброй воли. По его мнению, компромисс - это не сдача позиций, а решение проблемы без проигравших. Дипломат заявил, что к новой войне может привести как признание Нагорного Карабаха независимым государством, на что не идёт даже Армения, так и попытка безусловного возвращения этой территории Азербайджану. По словам Фасье, конечно, Мадридские принципы не являются идеальными, но неидеальный компромисс лучше идеальной войны. "Наиболее реальным в настоящее время является возвращение Азербайджану контролируемых армянскими военными территорий, выработка с учетом гарантий безопасности временного статуса Нагорного Карабаха, приемлемого для Баку и Еревана. Другая часть проблемы нерешаема сейчас, и только через 5-10 или 15 лет - после возвращения азербайджанской общины, возможно самоопределение населения Нагорного Карабаха", заявил французский посредник. В свою очередь, Мэтью Брайза (посредник от США - ред.) отметил, что порой кажущееся невозможным становится по прошествии времени возможным и привел в качестве примера разрушение казавшейся вечной Берлинской стены. Американский дипломат заявил, что хочет быть откровенным. "Азербайджанский и армянский президенты стоят во главе своих стран и должны вести народы к миру, - сказал он. - Не знаю, насколько Алиев и Саргсян любят и уважают друг друга, но, мне кажется, между ними имеется взаимное доверие. Однако население остается на прежних позициях", заявил американский дипломат. Брайза заявил, что с пониманием относится к опасениям армян Нагорного Карабаха, которые не хотят из соображений безопасности возвращать контролируемые территории, "но ведь это произойдет под международные гарантии, а не только Азербайджана".

Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков полагает, что сложность проблемы заключается в статусе-кво, полностью устраивающем одну из сторон, тогда как другая готова сделать всё, чтобы его изменить. По словам Мерзлякова, сегодня работает только одна мера укрепления доверия между азербайджанским и армянским обществами - это мониторинги на линии прекращения огня. Он напомнил, что один из последних мониторингов был сорван. Мерзляков считает, что достигнутое в мае 1994 года при активном посредничестве России Соглашение о временном прекращении огня позволило избежать больших жертв как с азербайджанской, так и армянской сторон. Этот документ был подкреплен другим, заключенным 5 февраля 1995 года, где были указаны конкретные меры по его выполнению. Однако этих мер не последовало. Российский дипломат заявил, что такие меры пытались предусмотреть и в Московской декларации 2008 года.

Руководитель Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу отмечает возникновение новых нюансов в переговорном процессе по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Еще год тому назад официальный Баку выступал за поэтапное урегулирование конфликта с необходимостью на первом этапе освобождения Ереваном всех оккупированных территорий и вывода армянских вооруженных формирований с азербайджанских земель, а также возвращение в свои дома азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, а уже потом, на следующем этапе, за определение правового статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана. Сегодня же мы заявляем о том, что статус Нагорного Карабаха должен быть документально определен в рамках Азербайджана заранее, параллельно с рассмотрением вопросов об освобождении оккупированных азербайджанских территорий и возвращения беженцев в свои дома", отметил политолог. По его словам, урегулирование конфликта в той форме, которая была представлена в Вене, не выгодна Баку, так как в этом случае речь идет об участии в переговорах Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха в качестве трех конфликтующих сторон. "Несмотря на это, в австрийской столице произошло знаковое событие, и связано оно с французским сопредседателем Минской группы Бернаром Фасье, выразившим азербайджанскую модель поэтапного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Французский дипломат выступил за освобождение всех оккупированных районов и возвращение беженцев в свои дома. А вопрос рассмотрения вопроса об определении правового статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана он отодвинул на 15 лет", подчеркнул Ахмедоглу. (Day.Az).

До лета может быть подписано рамочное соглашение по Нагорному Карабаху, заявил в интервью "Новости-Азербайджан" политолог Расим Мусабеков, комментируя прозвучавшее в Вене в ходе общественного миротворческого форума высказывание французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье о том, что в условиях финансового кризиса Армения все равно не сможет удерживать оккупированные территории и им придется вернуть их Азербайджану.

В свете прошедшей в Вене встречи представителей общественности конфликтующих сторон можно ли прогнозировать перспективу карабахского процесса?

До лета, я думаю, может быть подписано рамочное соглашение. В противном случае опять весь процесс разрушится. Но в принципе многое зависит от того, как пройдут переговоры президента США Барака Обамы в Турции. Америке от Турции много что нужно, она и от Азербайджана много чего хочет. Барак Обама понимает, что с пустыми руками, одними пожеланиями, он от тюрков ничего не получит.

Были ли какие-то точки соприкосновения в обсуждениях сторон?

Общая точка была отражена в коммюнике, которое будет опубликовано. Она заключается в том, что ни одна из сторон не желает войны. Альтернативы миру нет, и надо прикладывать усилия, чтобы продвигать мирные переговоры. Мы, как гражданское общество, можем этот диалог расширять. А так, конечно, каждый пытается тянуть одеяло на себя.

Заметили Вы разницу в позициях армян из Карабаха и Армении?

Карабахские армяне были обеспокоены тем, что с ними не ведут переговоры и просили дать им такую возможность, на что Фасье достаточно жестко сказал, чтобы они перестали жить иллюзиями. Он также подчеркнул, что никакой независимости у Нагорного Карабаха нет, даже Армения не признает НК, и никакой безопасности реально тоже нет.

В армянской прессе появилось сообщение, согласно которому сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье заявил в Вене, что все равно армянам придется уступить Азербайджану и вернуть земли. На самом деле такое заявление было?

Именно так он не говорил, во всяком случае, я такой фразы не слышал. Но сам факт того, что сопредседатели МГ ОБСЕ на протяжении полудня, в течение пяти часов встречались с представителями гражданского общества конфликтующих сторон, говорит о том, что конфликт вышел на такую фазу, когда уже нужно вести диалог, в том числе и с гражданским обществом. Либо они смогут подвести их к принятию каких-то принципов, и начнется следующий этап, и будет обеспечена позитивная динамика урегулирования, в противном случае трехлетние усилия пойдут насмарку. Точно так, как было с предыдущими планами Минской группы - план Ки Уэст и прочие. Как видно, наблюдая, что главы государств колеблются, сопредседатели МГ ОБСЕ хотят выйти на диалог с гражданским обществом. Мое отношение к этому в общем позитивное.

И каков предварительный результат? Ну, по крайней мере, это такое начало. До сих пор мы встречались как эксперты, за закрытыми дверями с сопредседателями МГ.

Азербайджанская делегация выступала единым фронтом или были между вами различия?

Каждый из нас представлял себя, выступления были разные. Но в целом, конечно, наша позиция была известной и в принципе единой. Мы считаем, что другого пути, кроме как двигаться в переговорах вперед, нет. Те вопросы, которые сегодня кажутся не решаемыми, следует вынести за скобки переговорного процесса и пытаться найти решение более легких проблем. Эта наша позиция близка в общем и сопредседателям. Альтернативой этому является просто уступить Карабах армянам.

На вопросы "Де-Факто" отвечает участник конференции, директор Института Кавказа Александр Искандарян

Участник форума, азербайджанский политолог Расим Мусабеков, сославшись на Мэтью Брайзу, заявил, что через американского сопредседателя получили теоретическое обоснование некоторые высказываемые им идеи. В частности, что "сперва следует разрешить вопрос оккупированных территорий и возвращения всех беженцев, после чего можно определить статус Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана и разрешить другие спорные вопросы". То есть азербайджанские эксперты говорят и действуют в русле политики официального Баку...

Армянская и азербайджанское экспертные сообщества по-разному реагируют на одни и те же события. Связано это, на мой взгляд, не с самим событием. Сопредседатели сказали то, что говорят всегда, - есть вещи, которые они не могут говорить. Работа у них такая. А дальше армянское и азербайджанское общества реагируют, причем по-разному. Из одного и того же армяне обычно выносят алармистские, тревожные представления, а азербайджанцы - победные реляции. Это касается не собственно карабахского конфликта, а скорее общественной ситуации в Армении и Азербайджане, состояния умов, степени ангажированности гражданских обществ, степени большей или меньшей демократичности, в самом построении общества безотносительно к проблеме НК.

Не следует забывать, что Азербайджан потерпел поражение в войне. И связанная с этим фрустрация, ощущение потери и бессилия вызывает некий компенсаторный механизм. Он называется реваншизмом. Для этого и нужно демонстрировать победные реляции - мы победим, мы заработаем, мы богатеем, у нас нет проблем, связанных с глобальным кризисом, и т.д. Далее. Структура азербайджанского общества другая. Степень конкурентности в армянском обществе выше. Она не всегда проявляется в приятных нам формах, но давайте посмотрим, как прошли выборы в Армении и как в Азербайджане. Выборы - это определенный показатель состояния общества. В Армении они прошли безобразно - погибли люди, общество раскололось, тенденции этого раскола сохраняются, есть связанные с этим внутриобщественные проблемы... Но выборы в Армении показали наличие очень серьезной конкуренции внутри политической системы. Эта же конкуренция пронизывает не только политические круги, но и экспертное сообщество, и гражданское общество.

Выборы в Азербайджане показали, что там нет серьезной конкурентности. Как по маслу прошли выборы, референдум о султанате. Нам очень трудно судить, что происходит в низах азербайджанского общества, трудно нам получить реальное мнение людей. Но что степень свободы там принципиально другая - это очевидно. У нас разброс мнений принципиально больший. Соответственно те позиции, которые у нас могут проявляться, у них проявляться не могут. Та степень оппозиционности, которая может быть в Армении, у них есть, но она гораздо меньше. И это приводит к тому, что некоторые люди там просто не могут говорить так, как они думают.

Еще одна причина, гораздо более глубокая. Мне самому в ней трудно разобраться. Но в Армении есть разрыв между государством и обществом, и, в частности, в вопросе НК. Разговоры о том, что государственные лидеры собираются Карабах продать, я слышу, наверное, с 1990 года... Может, это от того, что проводимая Ереваном политика, в том числе по Карабаху, непонятна общественности? У Азербайджана есть цель - вернуть потерянное, и они, плохо ли, хорошо ли, действуют в этом русле. Каковы наши цели, в том числе в вопросе НК?...

Цель армян после окончания войны - сохранение, цель азербайджанцев - изменение ситуации. Опытные дипломаты обычно говорят: если не знаешь, что делать, лучше ничего не делай. Они считают это хорошей стратегией. Напомню, что в период между 1988 и 1994г., когда армяне работали на изменение тогдашней ситуации, проявлялась чрезвычайная креативность, способность мобилизовываться, и совершались чудеса. Вся страна работала на победу в войне. Креативность была чрезвычайной. Мы тогда получали продовольствие через Турцию, деньги с Запада и оружие из России. Это практически было невозможно сделать, но это делалось. Еще пример. То, что сейчас происходит в армяно-турецких отношениях. Обычно армянская дипломатия чрезвычайно осторожна, медленна, реактивна. Но когда появилась возможность чего-то не сохранить, а приобрести, а именно - открыть турецко-армянскую границу и установить взаимоотношения с Турцией, армянская дипломатия резко ускорилась и стала очень креативной. Я еще не знаю, получится это или нет. Но когда есть реальная возможность изменения, происходит изменение стратегии. У азербайджанцев, строго говоря, нет иного выхода, как работать на пропагандистском поле, на поле международных организаций и пытаться изменить ситуацию, либо говорить, что они эту ситуацию будут менять. Работать в других сферах у них не получается. Разница эта проявляется абсолютно во всем, в том числе в Карабахском конфликте.

И что же - такая работа не может привести к изменению ситуации? Тем более в условиях нынешней глобальной неопределенности...

Все довольно понятно. После осетинской войны, во время кризиса никаких серьезных изменений реальной ситуации ожидать нельзя. Никакой войны не будет. Никакое НАТО сюда не прилетит, и серьезных изменений в политике великих держав не будет. Им не до нас. То есть сейчас, на грядущие, как минимум, пару-тройку лет, ситуация предельно понятна. Собственно, сопредседатели в Вене это и говорили. Что можно делать в этой ситуации? Работать внутри обществ, готовить гражданские общества, пытаться поддерживать контакты, работать на будущее, живя в конфликте, но думая, что когда-нибудь что-нибудь изменится. ("Де-факто", с сокращениями).

На вопросы СМИ отвечает министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян

На днях в беседе с корреспондентом BBC представитель азербайджанского МИД заявил, что вопрос статуса Нагорного Карабаха может быть рассмотрен после сдачи ряда территорий и возвращения азербайджанцев в Нагорный Карабах. Какова позиция НКР по данному вопросу?

Данный тезис является отражением традиционного подхода азербайджанской политики по подмене причин, сути и последствий азербайджано-карабахского конфликта. С нашей точки зрения, для создания основ для окончательного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и установления прочного мира в регионе необходимо, в первую очередь, зафиксировать взаимное признание Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики и взаимный отказ от попыток военного решения конфликта. Взаимное признание Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана и отказ от военной авантюры должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. Данный подход позволит создать благоприятные условия для решения наиболее сложных вопросов: территории, беженцы, границы. Они должны решаться на взаимной основе и быть синхронизированы с ходом мирного процесса. Ключевым в этом ряду вопросов является вопрос беженцев-армян из бывшей Азербайджанской ССР. Исключение беженцев-армян из контекста урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, замалчивание об их законных правах - это путь в никуда. Без решения проблемы беженцев-армян из Азербайджанской ССР невозможно решить вопрос каких-либо беженцев, а также ряд других вопросов.

На состоявшемся в Вене общественном форуме с участием представителей общественности Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха по поддержке мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Франции Б.Фасье заявил, что "к новой войне может привести как признание Нагорного Карабаха независимым государством, на что не идет даже Армения, так и попытка безусловного возвращения этой территории Азербайджану". Как вы рассматриваете данный тезис французского сопредседателя МГ ОБСЕ?

Мы категорически не согласны с утверждением о том, что к новой войне может привести в том числе признание Нагорного Карабаха независимым государством. К новой войне может привести толерантное отношение центров мировой политики к разжигателю войны, создающее парадоксальную ситуацию, когда прямые угрозы миру со стороны официального Баку, по сути, не влекут за собой ощутимой политической и правовой ответственности. Подобная политика лишь укрепит уверенность азербайджанской элиты в своей безнаказанности, что и является основной угрозой миру в регионе. В свое время агрессия Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики в немалой степени стала возможной в связи с тем, что международное сообщество признало в 1991-92 гг.. право Азербайджана на независимость и не признало аналогичное право Нагорного Карабаха, хотя Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика были образованы из бывшей Азербайджанской ССР на общих правовых условиях. Продолжение данной политики, а тем более всяческое противодействие признанию независимости Нагорно-Карабахской Республики, несут в себе серьезную угрозу миру и стабильности в регионе, так как создают у азербайджанской стороны ложное представление, что новая военная авантюра может сойти им с рук. В этой связи считаем важным подчеркнуть, что отказ центров мировой политики от формулы "паритетного подхода" к действиям сторон позволит не только укрепить нашу уверенность в их способности объективно и беспристрастно оценивать ситуацию, но и станет залогом к прогрессу в переговорном процессе.

Сопредседатель МГ ОБСЕ также заявил, "что наиболее реальным в настоящее время является возвращение Азербайджану контролируемых армянскими военными территорий, выработка с учетом гарантий безопасности временного статуса Нагорного Карабаха, приемлемого для Баку и Еревана. Другая часть проблемы нерешаема сейчас и только через 5-10 или 15 лет, после возвращения азербайджанской общины, возможно самоопределение населения Нагорного Карабаха". Как Вы прокомментируете данную позицию?

Г-н Фасье озвучил элементы из так называемых "базовых принципов", которые сопредседатели МГ ОБСЕ предлагают на рассмотрение президентов Армении и Азербайджана. Консультации между Арменией и Азербайджаном по данным принципам проходят по формуле "ничего не согласовано и не решено, пока все не согласовано и не решено". По этой причине на данном этапе представляется преждевременным комментировать рабочие элементы этих консультаций, которые могут и не быть окончательно оформлены в виде, представленном посредниками. Следовательно, когда будет обозначен конкретный результат консультаций, тогда мы оценим, насколько они приемлемы для нашего народа и реализуемы ли вообще. Без учета позиции Нагорного Карабаха прийти к окончательному урегулированию конфликта и долговременному миру принципиально невозможно. (www.nkr.am).