Эксперт: На данный момент в проекте нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк" нет ничего, кроме политической составляющей
Уполномоченный президента Украины по вопросам энергетической безопасности
В последнее время появилось достаточно много сообщений о том, что Украина в партнёрстве с рядом других игроков собирается активизировать работы по реализации проекта нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск". В частности, господин Соколовский, уполномоченный украинского президента по вопросам энергетической безопасности, сообщил, что по итогам целой серии консультаций принято решение продолжать этот проект. Прошёл ряд переговоров между азербайджанской и украинской стороной, между Украиной и ЕС, и т.д. Тем не менее, в настоящее время создаётся ощущение, что данный проект в контексте событий января 2009 года и российско-украинского газового кризиса приобретает фактор некого политического предлога для внутриукраинских разборок, а также, возможно, пиара Украины в Европе, с тем, чтобы ещё больше заручиться поддержкой ЕС и поиграть на чувствительных струнах идей о диверсификации поставок энергоносителей в
Несмотря на все заявления, до сих пор неясно, откуда возьмётся нефть для "Одесса-Броды". Если взять данные по прокачке нефти по трубе "
Более того, не очень понятно, зачем Азербайджану отказываться от уже налаженной прокачки по Баку-Тбилиси-Джейхан в пользу "Одесса-Броды". С Казахстаном примерно та же ситуация: там прокачка нефти в западном направлении составляет где-то до 20 млн тонн в год, большая часть идёт по Каспийскому трубопроводному консорциуму и направляется через "Баку-Тбилиси-Джейхан". Опять же неясно, откуда возьмутся дополнительные объёмы для "Одесса-Броды" или почему Казахстан переориентирует свои нефтяные потоки на этот коридор, который, к тому же, не достроен. Также возникают крупные вопросы по инвестициям: если сам Виктор Ющенко, который является наиболее пламенным энтузиастом и лоббистом данного проекта, признаёт, что существуют сложности с его финансированием, то это означает, что дела идут не вполне хорошо. При отсутствии у проекта ресурсной базы, его финансово-экономические параметры в условиях мирового кризиса оказываются полностью в подвешенном состоянии. В худшем случае, это будет повторение истории 2001 года, когда трубопровод остался сухим, в лучшем - будут осуществлены очень небольшие поставки нефти, изысканной партнёрами.
Наконец, непонятно, что на сегодняшней день есть в этом проекте, кроме политической составляющей. Аналогичным образом какого-то мощного платёжеспособного спроса, который предопределил бы окупаемость этого проекта, ни у одной из стран региона пока что нет. Понятно, что возникают вопросы о надёжности поставок российских энергоресурсов, но пока что это не настолько жёсткая ситуация, чтобы вынуждать все страны, которые заинтересованы в альтернативных поставках нефти, к достаточно крупным инвестициям в осуществление проекта "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск". Таким образом, всё это возвращает нас к идее о том, что нынешние дискуссии по этому вопросу являются сложным фактором украинской политики. Никаких практических последствий они за собой на данный момент не повлекут. Скорее, это станет новым фактором-раздражителем в отношениях между Россией и Украиной и попыткой пролоббировать интересы Киева в ЕС.