В Кузбассе к приставам чаще обращаются с вопросами о взыскании алиментов: интервью
За прошедший год в управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области поступило 4.418 обращений от граждан и представителей предприятий. Чаще всего жалобы поступают от простых жителей области: 63% всех обращений. В интервью корреспонденту ИА REGNUM начальник отдела организации работы по обращению граждан и актам прокурорского реагирования УФССП России по Кузбассу Анатолий Халяпин отметил, что работа судебных приставов связана с двумя противоположными сторонами: должником и взыскателем, и одна из сторон, как правило, недовольна действиями приставов. Это порождает жалобы на действия или наоборот, бездействие судебных приставов.
ИА REGNUM: Анатолий Иванович, что вы можете сказать о динамике обращений в службу судебных приставов?
В 2008 году, по сравнению с предыдущим, количество обращений возросло на 33%. Однако это не значит, что жалоб на работу судебных приставов стало больше. Одно из направлений нашей работы - правовое просвещение граждан, мы разъясняем населению права и обязанности взыскателей, должников и судебных приставов, нормы действующего законодательства, особенно Федерального закона "Об исполнительном производстве", новая редакция которого вступила в силу с февраля прошлого года. За прошлый год разъяснения получили около 3 тысяч граждан и представителей юридических лиц, обратившихся в нашу службу.
ИА REGNUM: Что чаще всего служит поводом для обращений?
Значительная часть всех обращений касается взыскания алиментов. Связано это, прежде всего, с тем, что у должника отсутствуют доходы, имущество, на которое можно обратить взыскание (это или безработные, не имеющие ни имущества, ни доходов, или вполне материально благополучные должники, которые представляют справки о минимальной заработной плате, а имущество регистрируют на родственников, или место нахождения алиментщика неизвестно). Но и в этом случае у судебных приставов есть рычаги воздействия на недобросовестных должников: безработным алиментщикам мы выдаём направления в Центр занятости населения; бухгалтерии предприятий проверяем на предмет правильности и своевременности удержания алиментов. Кроме того, передаём в органы внутренних дел материалы на должников по алиментам для объявления их в розыск, и на нашем сайте создан раздел "Внимание, розыск!".
Ещё один повод для жалоб - исполнение судебных решений о предоставлении жилья. Исполнение подобных решений связано с объективными трудностями: должник в этом случае - администрация города или района, у которой на балансе нет жилья, или квартиры, которые предоставляются по судебному решению, не соответствуют требованиям взыскателя. Так, в Юрге женщине, которой должны были предоставить квартиру взамен ветхого жилья, администрация предлагала дома в 60 км от города. Естественно, взыскатель отказывалась. Затягивание сроков исполнения судебного решения зачастую и порождает жалобы.
ИА REGNUM: Каков механизм действий ваших специалистов при получении жалобы?
Специалисты нашего отдела запрашивают в отделе судебных приставов материалы исполнительного производства, проверяют, принял ли судебный пристав-исполнитель все меры, предусмотренные законодательством, связываются с заявителем, чтобы уточнить суть жалобы. Если выясняется, что судебный пристав допустил нарушения, то они оперативно устраняются, а недобросовестный судебный пристав привлекается к дисциплинарной ответственности. Так, за прошлый год было наказано 36 сотрудников.
Одним из показателей работы специалистов является тот факт, что 17% исполнительных производств, по которым поступили жалобы, окончены судебными приставами до поступления обращений в управление, а требования ещё 10% полностью удовлетворены уже в ходе рассмотрения жалоб. Большая часть исполнительных производств окончена фактическим исполнением.
ИА REGNUM: Когда жители области, обратившиеся к вам, смогут получить ответ?
Согласно федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан", срок для предоставления ответа - 30 дней со дня поступления обращения. Адрес управления Федеральной службы судебных приставов: Кемерово, проспект Советский, 30.
ИА REGNUM: Обращение к вам можно отправить только по почте?
Нет, направлять жалобы к судебным приставам можно по-разному. Во-первых, можно позвонить нам по телефону. Десятый рабочий день каждого месяца с 10:00 до 12:00 (6:00-8:00 МСК) действует "горячая" телефонная линия, по которой можно получить консультации специалистов управления ФССП России по Кемеровской области. В прошлом году этой возможностью воспользовалось около 100 человек.
Во-вторых, о фактах коррупции, вымогательства, намеренного неисполнения судебными приставами решений судов можно сообщать на круглосуточный "телефон доверия". Всю поступившую информацию специалисты управления проверят. За прошлый год на телефон доверия и горячую линию обратились 33 человека. Но обращаю внимание на то, что анонимные обращения, согласно федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан", не рассматриваются. В случае если анонимное обращение содержит информацию о противоправных действиях, то оно передается в соответствующие компетентные органы.
ИА REGNUM: А лично на приём можно обратиться?
Да, жители областного центра могут прийти на личный приём. Еженедельно главный судебный пристав Кемеровской области
Для того чтобы консультации смогли получить все желающие, мы работаем с общественными организациями: судебные приставы принимают участие в приёмах граждан, которые проходят в городах и районах области.
ИА REGNUM: Вы используете возможности интернет-ресурсов?
Конечно, к нам можно обратиться через интернет. На сайте управления действует "Виртуальная приёмная" главного судебного пристава, где можно оставить свой вопрос, пожелание или рекомендацию, указать свой адрес и в течение 30 дней получить ответ. Если же вопрос не требует проверки документов исполнительного производства, то ответ появится на сайте и придёт на электронную почту обратившегося в течение трёх дней. В прошлом году таким способом связи воспользовалось около 200 человек.
ИА REGNUM: Курьёзные обращения в вашу службу бывают?
Довольно редко, но встречаются необычные обращения. Например, бывшие супруги не смогли договориться о разделе имущества. Женщина выиграла суд, судебные приставы арестовали недвижимость, принадлежащую бывшему мужу. Однако взыскатель сама оказалась должницей (не оплатила услуги адвоката), и когда судебные приставы арестовали её имущество, обратилась к нам с жалобой на действия наших сотрудников.
ИА REGNUM: А благодарности в адрес судебных приставов поступают?
Конечно, поступают. Благодарят за оперативно исполненное решение суда или за быстро подготовленное разъяснение. Причём благодарят и граждане, и представители организаций. Не так давно к старшему судебному приставу по Юрге и Юргинскому району на личный приём с благодарностью пришёл начальник службы безопасности одного из банков. Дело в том, что судебные приставы взыскали с должника свыше 1 млн рублей. Должник принёс всю сумму в отдел судебных приставов наличными. По словам начальника службы безопасности, сотрудники банка не думали, что смогут вернуть свои деньги.
Также благодарят и конкретных сотрудников. Например, администрация кемеровского детского дома-интерната №22 попросила объявить благодарность судебному приставу-исполнителю по Рудничному и Кировскому районам города Кемерово Николаю Бойцову за работу по взысканию алиментов в пользу детей, находящихся в этом учреждении. Поступила благодарность от ООО "Синар" в адрес судебного пристава-исполнителя по городу Белово и Беловскому району Ларисы Холодовой за профессионализм и исполнение решения суда в максимально короткие сроки.
Чаще всего взыскатели ограничиваются устной благодарностью, особенно женщины, которые начали получать алименты на своих детей. Думаю, каждый судебный пристав может вспомнить много случаев из практики, когда слышал слова признательности в свой адрес.