Жилое строительство и жилищная политика Москвы

"Московские власти начали выкупать строительные площадки у частных инвесторов на фоне подающего рынка (скидки на имущественные комплексы, включающие земельные участки, к докризисным ценам уже достигают 25%)", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 16 марта. "Как стало известно "Ъ", мэрия завершает переговоры о приобретении завода "Красная Пресня" рядом с деловым центром "Москва-Сити" (на месте завода запланировано строительство соцжилья, сумма сделки оценивается в $50 млн). Всего чиновники изучают 12 участков, среди которых территория бывшего ЖБИ-10 в Раменках (занимает около 7-10 га), принадлежащая "Главстрою"... Глава департамента имущества города Владимир Силкин пояснил, что город находится в финальной стадии переговоров (решается вопрос о цене) с собственником по выкупу имущественного комплекса "Красной Пресни" (около 25 тыс. кв. м). По оценкам аналитиков, до кризиса этот актив оценивался в $65 млн, а сейчас его можно приобрести с 25-процентным дисконтом. Владимир Силкин соглашается, что речь идет примерно о $50 млн. "Городу необходимо расселить восемь жилых домов рядом с "Москва-Сити", чтобы построить транспортную развязку для делового центра. Необходимое для этого жилье планируется построить как раз на месте "Красной Пресни"", - пояснил господин Силкин... В пресс-службе "Главстроя" не подтвердили факт переговоров по выкупу площадки ЖБИ-10, однако источник "Ъ" в компании знает о том, что вопрос о выкупе ее городом рассматривается. Владельцы завода "Красная Пресня" отказались от комментариев", пишет газета. "По существующим нормативам - 25 тыс. кв. м на 1 га - на трех площадках можно возвести более 630 тыс. кв. м жилья. "Если по этим трем участкам заключены старые контракты, по которым было согласовано большее количество метров, то на них может быть возведено до 1 млн кв. м жилья",- посчитал коммерческий директор Galaxy Group Артем Цогоев", отмечает "Ъ".

"Цена выкупа участков для строительства социального жилья будет рассчитываться исходя из того, чтобы в итоге готовый квадратный метр построенного жилья в Москве обошелся мэрии в 65 тыс. рублей, а в Московской области - в 54 тыс. рублей", уточняет "Вечерняя Москва" в номере от 16 марта.

"Национальный проект "Доступное жилье" по понятным причинам все реже становится темой новостей. Но не перестает быть предметом профессиональных размышлений и народных чаяний. В том числе и в самом "недоступном" городе страны - Москве", пишут "Известия" в номере от 18 марта. "Падающий рубль утянул вниз доходы москвичей, но рублевые цены на недвижимость все еще держатся. Существенно дешевеет московское жилье только в долларах. Но провал между ценой предложения и условиями ипотеки с одной стороны и возможностями массового покупателя - с другой настолько велик, что преодолеть его можно лишь с помощью государства... По информации "Известий", число построенных и непроданных квадратных метров превысило 4 млн. Это свыше 40 тысяч квартир - впечатляющее затоваривание. При этом с осени московская недвижимость подешевела на 30% в долларах, и теперь квадратный метр стоит около 4,5 тысячи. В последнее время наблюдатели отмечают снижение темпов падения цены до 1% в неделю - это может означать, что продавцы почти достигли своего дна. Однако оживления спроса все равно нет. Покупатели, полгода назад грезившие падением цен, утратили интерес к московской недвижимости, особенно к новостройкам. Ведь и их доходы упали, не исключено, что на те же 30%", пишет газета. По выводам аналитиков, ситуацию давно уже не спасает и ипотека: "среднестатистический работающий москвич в состоянии обслуживать всего лишь 3-процентную ставку кредита, а не, скажем, 18%, как предлагают банки. То есть чтобы купить в ипотеку небольшую квартиру при нынешних ценах на недвижимость, он должен зарабатывать в месяц не 22 тысячи, а на 60 больше - 80-90 тысяч при условии сохранения того же уровня покупательной способности рубля... Однако ситуация складывается таким образом, что скоро обычные москвичи не потянут и 3%". "Провал в объемах жилищного строительства уже сформирован на 1,5-2 года, то есть как минимум до 2010 года. Нужны будут титанические усилия, чтобы восстановить отрасль. Ведь строительный процесс - непрерывный. Если проекты не стартуют своевременно (а они уже не стартовали), то говорить о том, что отрасль в срочном порядке нарастит мощности, нельзя, это просто нереально. И через два года можно ждать и нового взрывного роста цен, потому что к этому периоду будет сформирован достаточно сильный провал в объемах предложения", цитирует газета слова специалиста. "Что означает для Москвы взрывной рост цен на недвижимость - хорошо известно из недавнего прошлого. Все вернется на круги своя: на новостройки накинутся инвесторы, снова надуется "мыльный пузырь", а московское жилье, так и не став просто жильем, опять превратится в "инвестиционный инструмент"".

"Столичные власти не намерены отказываться от планов по строительству жилья для очередников", в то же время сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 20 марта. "Как сообщил префект Восточного административного округа Николай Евтихиев, за последние пять лет очередь на получение бесплатного жилья в округе сократилась с 28 тысяч до 20 тысяч очередников. В 2008 году улучшить свои жилищные условия смогли 2,2 тысячи семей-очередников, проживающих на востоке столицы. 950 семей очередников получили новые квартиры. Около 300 из них предпочли возмездные формы приобретения жилья: ипотеку, субсидию, договор купли-продажи в рамках социальной программы "Молодой семье - доступное жилье"... В 2008 году 555 очередникам были выданы жилищные субсидии на общую сумму 1476,2 миллиона рублей, за счет которых ими было приобретено около 28 тысяч квадратных метров жилья... Другим, не менее значимым моментом в жилищной политике московских властей остается массовое возведение социального жилья. Признанным лидером в этой области остается сегодня юг Москвы. Так, близятся к завершению строительные работы в Щербинке и Бутове... Что касается Бутово, то здесь в нынешнем году будет введено в строй 80,1 тыс. кв. метров социального жилья (7 жилых домов), школа, детский сад и гаражный комплекс. Завершаются работы по реконструкции участка Варшавского шоссе, соединяющего Бутово и Щербинку с МКАД и основной частью города... В четырех застраиваемых микрорайонах Щербинки останется возвести только административно-бытовые корпуса", оптимистично пишет "Вечерка".

"Во вторник на заседании городского правительства, где рассматривался проект постановления реализации градостроительного плана Южного административного округа Москвы до 2020 года, мэр Москвы Юрий Лужков раскритиковал префекта округа Юрия Буланова и председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина, поставив им по "неуду" за работу. По словам Лужкова, в округе на 27 процентов увеличилось количество жалоб от жителей", сообщает "Российская газета" в номере от 18 марта. "В проекте постановления, принятом по итогам обсуждения, запланировано в 2010 году построить 850 тысяч квадратных метров нового жилья. Из них почти 100 тысяч приходится на муниципальное жилье, подчеркнул первый заместитель руководителя департамента городского строительства Москвы Владимир Хайкин. Большая часть новых домов будут построены на месте снесенных блочных пятиэтажек. В округе имеется 34 квартала таких домов из числа так называемых несносимых серий общей площадью более миллиона квадратных метров. В настоящее время разработано 18 проектов планировки, а на четырех из них уже ведется работа. Снести предполагается 112 тысяч квадратных метров жилья, а нового построить взамен него более 400 тысяч квадратных метров. Чтобы эта работа пошла активнее, Хайкин призвал проектировщиков ускорить разработку проектной документации по сносу пятиэтажек, чтобы в 2010 году началось массовое строительство на освобожденных территориях. Лужков поддержал Хайкина: "Блочные пятиэтажки приносят такой же дискомфорт, как и пятиэтажный фонд сносимых серий", - заметил он и пояснил, что через год, полтора или два кризис закончится и Москва к этому времени должна быть готова к реализации такой масштабной программы, как снос пятиэтажек несносимых серий", пишет газета. Также на заседании шла речь о развитии транспортной инфраструктуры округа, гаражном строительстве и т.д.

"Юрий Лужков на заседании московского правительства раскритиковал сложившуюся в городе практику строительства жилья и других объектов недвижимости на территории вдоль столичных магистралей, в частности, рядом с МКАД", отмечает "Вечерняя Москва" в номере от 18 марта. "Мэр отметил, что застройка жильем этих территорий значительно повышает транспортную нагрузку на автомагистрали, что обернулось появлением удлиненного города вдоль МКАД. Столичный градоначальник подчеркнул, что в будущем жилищную застройку в городе необходимо осуществлять, не осложняя транспортную обстановку в столице. Первые гипермаркеты появились на внешней стороне МКАД примерно 8 лет. Сейчас на этих территориях расположены торгово-развлекательные и офисные центры, а также жилые комплексы".

"Несколько лет назад правительство Москвы вплотную занялось вопросом помощи обманутым дольщикам, которые пострадали от недобросовестности строительных компаний. По распоряжению мэра столицы Юрия Лужкова контроль над решением проблем обманутых соинвесторов был возложен на руководство столичного стройкомплекса. И вот уже в этом году власти рассчитывают полностью закрыть этот вопрос, обеспечив пайщиков обещанным жильем", пишет "Московская правда" в номере от 17 марта. "В Северном округе состоялась торжественная передача ключей от новых квартир большой группе семей пострадавших соинвесторов. Теперь наконец-то получили многострадальные квартиры в новостройке по адресу: Верхняя Масловка, 28/2". "Не только в Москве - по всей России прокатилась волна обмана тех, кто хотел за свои деньги получить жилье. Теперь же мы заканчиваем эту эпопею. На сегодняшний день дом на Верхней Масловке, 28/2, является одним из последних домов, которые позволят поставить точку в решении этой проблемы. Два дома - на бульваре Маршала Рокоссовского и на Ленинском проспекте - будут также введены в строй в этом году. Я обещаю, что в 2009 году все дольщики будут обеспечены жильем", цитирует газета слова мэра Москвы Юрия Лужкова. "Вопрос с обманутыми соинвесторами, пострадавшими в результате безответственности горе-строителей, потребовал непростых управленческих решений и длительной правовой работы... К сожалению, нет универсальной схемы, следуя которой, можно было бы решить проблему сразу для всех. В отдельных случаях дострой такого жилья осуществлялся за счет средств городского бюджета, в других было необходимо найти и привлечь новых инвесторов. Кроме того, совместно решались и юридические тонкости, связанные с перезаключением договоров между дольщиками и новыми инвесторами. Важно, что проделанная работа дала конкретные результаты. А главное - мы заселили дом, предназначенный для пострадавших людей. В Москве подготовлен проект типового договора для участников долевого строительства. Возможно, и другие регионы, где ситуация с дольщиками гораздо более тяжелая, захотят воспользоваться нашим опытом. Кроме того, формируется реестр деловых партнеров правительства Москвы, в котором можно будет узнать всю "подноготную" о компаниях", прокомментировал ситуацию исполняющий обязанности префекта Северного округа Фазиль Измайлов.

А вот жителей садоводческих товариществ "Речник" и "Огородник" окончательно выселяют с территории, давно обжитой ими и ставшей предметом затяжного конфликта со столичными властями. "Столичные власти приняли окончательное решение о ликвидации садоводческих товариществ "Речник" и "Огородник", расположенных на берегу Москвы-реки в Крылатском. Согласно подписанному Юрием Лужковым распоряжению, на их месте будет парковая зона. Документ принят несмотря на то, что суды по поводу законности дачного строительства на этой территории пока продолжаются", сообщает "Газета" в номере от 23 марта. "В нем, в частности, говорится, что площадь около 20 га будет освобождена от "объектов самовольного строительства" (так названы дома "Речника" и "Огородника"). Москомархитектуре поручено включить территорию садоводств в общую территориальную схему развития парка "Москворецкий", в котором расположены товарищества. Разработка схемы должна быть завершена осенью 2009 года. Впрочем, московские власти могут столкнуться с юридическими трудностями. Пока однозначно решен лишь вопрос с участками, стоявшими на принадлежащей городу земле: это уже уничтоженные товарищество "Огородник" и меньшая часть домов "Речника". Остальные дачи стоят на федеральной земле ФГУП "Канал имени Москвы", и судебных решений по их сносу пока нет", отмечает газета. "Снос "Речника" и "Огородника" - часть масштабного плана по рекультивации долины Москвы-реки от Серебряного Бора до Кунцево, поэтапно воплощаемого правительством города... И хотя на особо охраняемых природных территориях запрещено капитальное строительство, принятые недавно поправки в городской закон об особо охраняемых природных территориях делают исключение для спортивных сооружений и сопутствующей им инфраструктуры. Как отмечает депутат Мосгордумы лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин, понятие "спортивных сооружений" весьма расплывчато. Так, построенный неподалеку от "Речника" комплекс "Остров фантазий" - по сути элитный коттеджный поселок, хотя возводили его с целью обеспечения работы детско-юношеской спортивной школы".

Дорожно-транспортное строительство

"Количество пассажиров общественного транспорта в Москве в разы превышает количество автомобилистов. Автобусы, метро и т.д. перевозят 17,5 млн. человек в день, а на личных авто передвигается 4,7 млн. человек - то есть в 3,7 раза меньше. Но у транспортников масса проблем. Так, чтобы метро действительно стало общедоступным и комфортным, протяженность линий подземки надо увеличивать более чем в два раза - до 650 км. Но за какой срок это можно сделать? И что еще в этой области предлагают специалисты?", задает вопрос "Московский Комсомолец" в номере от 19 марта, анализируя проект Генплана развития транспорта в столице. "Идеальный вариант - довести протяженность линий метрополитена до 650 км (сейчас это 276 км). В этом случае количество москвичей, пользующихся общественным транспортом, станет еще больше, чем сейчас: на 89 "безлошадных" горожан будет приходиться только 11 моторизованных. С учетом планомерного развития дорожной сети и усиления водительской дисциплины пробки уйдут. Но этот путь заведомо нереальный. Потому как цена вопроса - 85% годового бюджета Москвы. Версия вторая. Во главу угла ставится исключительно комфорт автомобилистов. Протяженность дорог увеличивается на 300-400 км. Перевозки машинами вырастают почти в 2 раза (40%). Количество пассажиров общественного транспорта снижается на четверть (до 60%). Цена вопроса - 120% годового бюджета Москвы. Но вторая версия оказалась неприемлемой. И дело даже не в огромных затратах на строительство дорог и развязок. В Москве просто нет такого количества территорий для их сооружения", пишет газета, ссылаясь на мнение специалистов: выходом для столицы является развитие общественного транспорта, в том числе развитие пассажирских перевозок по железнодорожным линиям, создание системы скоростного трамвая, выделение полос для автобусов и троллейбусов и т.д., констатирует "МК".

"Новый тоннель на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения открылся без торжественных речей и помпы. Просто в пять часов утра в ночь на пятницу отодвинули пластмассовые блоки с четырех полос движения, ведущих сторону от Ленинградского шоссе к району Крылатское, а в ночь на субботу - убрали препятствия и со второй половины тоннеля", пишет об открытии нового участка городской дорожной сети "Российская газета" в номере от 16 марта. "Этот полукилометровый тоннель строители возвели всего за год. "Контракт на его сооружение у нас был заключен аж до 2010 года, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель генерального директора объединения "Ингеоком" Дмитрий Илькевич. - Но, учитывая то, насколько здесь была сложная транспортная ситуация, мы постарались проложить его побыстрее". Но тоннель - лишь часть сложнейшей транспортной развязки на перекрестке, где сходятся сразу три магистрали: проспект Маршала Жукова, улицы Народного Ополчения и Мневники. Для того чтобы здесь развести транспортные и людские потоки, над тоннелем построят еще две эстакады. Одна - для того, чтобы дать автомобилистам левый поворот с проспекта Маршала Жукова на улицу Народного Ополчения, а другая - тоже с проспекта Маршала Жукова ведет на улицу Мневники. Кроме того, на все улицы предусмотрены пешеходные переходы".

"Очевидно, власти столицы не боялись чертовщины, назначая досрочное открытие новой развязки по улице Народного Ополчения на пятницу, 13. И зря. "Асфальт в тоннеле - что стиральная доска, а пробки пуще прежних", - жаловались в понедельник водители", с другой точки зрения, продолжают тему "Известия" в номере от 17 марта. "Асфальт в тоннеле ужасен, волны по всей длине. Его что, лопатами таджики ровняли? - недоумевает водитель Андрей, живущий поблизости. Ливневые решетки здесь не стандартные, а сваренные вручную из стальных прутьев. Строители объяснили, что стандартную кладут под асфальт толщиной в 2,65 см, а в тоннеле лежит слой в 1,3 см. Видимо, объект очень торопились сдать. По плану развязку должны были открыть в мае. Но в начале марта глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства (ДДМС) Москвы Александр Левченко сообщил... что одно направление тоннеля откроют 14 марта, а второе - 25 марта. В начале прошлой недели сроки еще раз сдвинули: пуск движения со стороны Сокола в Крылатское наметили на 13 марта, в обратную сторону - на 14-е... Понедельник стал первым рабочим после открытия развязки. И оказался трудным...Основная масса недовольных - местные жители. С открытием тоннеля схема дорожного движения в районе изменилась. Одним стало труднее проехать к своему дому и выехать оттуда на ближайшие дороги. Дворы других внезапно оказались оживленными дорогами - например, при повороте основного потока с улицы Народного Ополчения на Краснопресненскую магистраль в сторону шлюзов... Ситуация обещает несколько улучшиться в конце этого года и в начале следующего, когда будут сданы остальные объекты этой развязки (смотрите схему). А пока на въезде в тоннель висит плакат "Правительство Москвы", ЗАО "Ингеоком", ООО "Организатор" - РОДНОМУ ГОРОДУ!" Так и хочется дополнить его слоганом: "Хотели как лучше..."", заключает газета.

"Cерьезное улучшение транспортной ситуации ждет жителей Юго-Восточного и Восточного административных округов столицы уже в этом году. Об этом заявил в ходе "круглого стола", проходившего в штабе строительства первого участка Четвертого транспортного кольца, первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Петр Аксенов", пишет "Российская газета" в номере от 17 марта. "Его первый участок длиной 3,8 километра, который свяжет шоссе Энтузиастов с Измайловским шоссе, войдет в строй, по словам Аксенова, как и планировалось, в 2011 году. Но уже к концу текущего года строители откроют движение по Электродному проезду до Измайловского шоссе. В результате транзитный транспорт больше не будет загружать улицы близлежащих районов. В том, собственно, и состоит главная особенность первого участка ЧТК, что, несмотря на небольшую длину прямого хода, он заметно улучшает транспортное обслуживание очень большой территории. Дело в том, что параллельно с его сооружением ведется реконструкция и расширение практически всех окрестных улиц. О том, как много их, можно судить хотя бы по тому, что если пересчитать длину реконструируемых улиц на однополосное исчисление, то она составит 76 километров. Если же добавить к ним еще и 44 километра эстакад, которые появятся здесь в ходе сооружения ЧТК, то получится, что дорожная сеть востока и юго-востока столицы расширится на 120 километров", пишет газета. "По маршруту новой магистрали не оказалось жилья, попадающего под снос. Этим во многом и объясняется выбор под строительство промышленных зон и территории, прилегающей к железной дороге. В противном случае дорога обошлась бы городу еще дороже".

"В районе Бирюлево-Западное для улучшения транспортной ситуации будут построены трамвайные линии и депо", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 19 марта. "Об этом говорится в проекте постановления правительства Москвы по градостроительному плану развития территории Южного округа до 2020 года. Так, по планам, строительство депо на 200 вагонов в промзоне №28А собираются завершить в 2012 году. Из нового депо "Бирюлево" трамваи будут ходить по улице Красный Строитель, станция метро "Улица Академика Янгеля", и дальше по территории Юго-Восточного и Восточного округов. Кроме того, в будущем году разработают предпроектную документацию на строительство конечных станций наземного городского пассажирского транспорта на ул. Академика Янгеля, возле станции метро "Нагорная", на Коломенской улице и в квартале 16-73 "Волхонка-ЗИЛ" Нагорного района".

Метрострой

"На развитие столичного метрополитена в 2009 году из федерального бюджета средств не выделено. Как в таких условиях будет развиваться подземка, рассказал на пресс-конференции начальник метро Дмитрий Гаев", пишет "Российская газета" в номере от 20 марта. ""Финансирование метрополитена осуществляется из двух бюджетов - города Москвы и федерального. Соотношение на этот год такое: федеральный бюджет - зеро, бюджет Москвы - 36 миллиардов рублей", - пояснил он. При этом на строительство одного только километра двухпутного участка метро требуется 7 миллиардов рублей. Тем не менее, пообещал Гаев, метро все же придет в этом году в район Митино. Здесь появятся станции "Волоколамская" и "Митино", а в 2012 году на этом участке откроют еще одну станцию - на пересечении Митинской улицы и Пятницкого шоссе. Около нее будет организован крупный транспортный узел. Также в ближайшее время будут завершены работы на центральном участке Люблинско-Дмитровской линии от станции "Трубная" до станций "Достоевская" и "Марьина Роща". Новый участок откроется для пассажиров уже в декабре 2010 года. Кроме того, Люблинско-Дмитровскую линию в перспективе планируется продлить от станции метро "Петровско-Разумовская" до Лихобор. Это поможет разгрузить трассу на Бескудниковском бульваре, Дмитровское и Коровинское шоссе. Еще три станции - "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово" - появятся в 2012 году на Люблинской и на Замоскворецкой линиях метро. Калининская линия пройдет от "Новогиреево" в район Новокосино за МКАД. Работы в этом районе предполагается завершить также в 2012 году... Кроме того, Калининская линия будет продлена в центральной части от "Третьяковской" до новой станции "Остоженка", где москвичи смогут пересесть на Сокольническую ветку. А до 2015 года длиннее станет Бутовская линия метро в районе станции "Бульвар Дмитрия Донского"".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"В спорах между столичными чиновниками и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом ("Росимущество") о праве собственности на памятники культуры появилась и третья сторона, мешающая юридическому оформлению и реставрации исторических объектов недвижимости", сообщает "Время новостей" в номере от 18 марта. "Вчера на заседании правительства Москвы председатель городского комитета по туризму Григорий Антюфеев сетовал на вмешательство третьей силы, которая, в частности, тормозит работы по восстановлению княжеской усадьбы Голицыных "Влахернское-Кузьминки" на юго-востоке столицы. Часть построек усадьбы находится в хозяйственном ведении Россельхозакадемии, что, как утверждают чиновники, создает "клубок юридических проблем"... Как рассказал вчера "Времени новостей" руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин, город и федерация в первоочередном порядке оформят в собственность по 230 объектов исторической недвижимости. "Фактически перечень их уже согласован, сейчас чисто технически готовится соответствующее постановление правительства РФ, в марте планируется согласовать его проект с Минэкономразвития", - пояснил он. Правда, по остальным из почти 900 объектов, как выразился г-н Силкин, "разногласия пока остаются". Понятно, что имущественные притязания третьих лиц только осложняют и без того весьма тяжелые переговоры мэрии и "Росимущества"... По словам Владимира Силкина, в целом мэрии удалось договориться с федеральными коллегами об увеличении "городского пакета" еще на 17 построек... Уверены в департаменте имущества города, что нашли бы общий язык и с немногочисленными арендаторами в усадьбе. "Они кардинально на ситуацию не влияют", - считает г-н Силкин. Однако Россельхозакадемия предъявила свои права на эти помещения и вовлекла "Росимущество" в судебные тяжбы... "Я не исключаю, что аналогичное может повториться и на других объектах", - заявил г-н Силкин "Времени новостей"".

"Жители Пресненского района опасаются возможного ущерба жилым домам из-за нового строительства. В том числе могут исчезнуть и исторически ценные постройки", сообщает "Газета" в номере от 16 марта. "У дома 28 по Малой Грузинской, где проживал когда-то Владимир Высоцкий, собрались более 50 человек - жители домов по улицам Малая Грузинская, Климашкина, а также Новопресненскому, Волкову, Большому Тишинскому и Зоологическому переулкам. В их обращении указывается, в частности, что ООО "Фобос" на закрытом конкурсе департамента инвестиционных программ строительства Москвы получило право на строительство по четырем адресам в районе: улица Климашкина, 7/11, Большой Тишинский переулок, 30/44, строение 1, Тишинская площадь, 3 и улица Большая Грузинская, 13/2, строение 1. Здания по первым трем адресам были еще в 2003 году признаны властями аварийными... Однако здесь есть несколько немаловажных нюансов. Во-первых, в прошлом году Москомнаследие зарегистрировало заявки на постановку на учет в качестве вновь выявленных памятников здания на Большой Грузинской и Климашкина (последний - постройки архитекторов Людовика и Эрнеста Нирнзее в 1903 году). Но работы вопреки закону после этого не были приостановлены; дом Нирнзее уже фактически разрушен, от него остался только фасад. Реконструкция района может привести и к другим серьезным последствиям, опасаются жители района. Так, помимо реконструкции здесь запланировано и новое строительство. Должны появиться подземные гаражи 10-метровой глубины. Между тем, как рассказал лидер московских диггеров Вадим Михайлов, значительная часть домов в районе располагается на первой надпойменной террасе реки Пресни, взятой около 100 лет назад в коллектор. Поэтому строительство здесь подземных гаражей, рытье глубоких строительных котлованов и даже разбор старых фундаментов перестраиваемых домов могут спровоцировать к оползневые явления. В результате, по информации диггеров, в некоторых домах района уже поползли трещины", пишет газета.

"На минувшей неделе решалась судьба бывшего Газового (Газгольдерного) завода в Нижнем Сусальном переулке, 5. Завод, построенный еще в XIX столетии, не получил статус памятника, а в этих случаях снос проходит по упрощенной процедуре - через знаменитую "несносную" комиссию при правительстве Москвы. Рабочая группа комиссии при нескольких голосах против согласилась со сносом 24 строений", сообщают "Известия" в номере от 20 марта. "Завод "Общества освещения Москвы текучим газом" основан в 1865 году... По линии переулка сохранились его конторский корпус и рабочая казарма (архитектор Федор Дмитриев), а по задней границе владения - собственно газгольдеры, четыре впечатляющих цилиндрических здания 20-метровой высоты и 40-метрового диаметра (архитектор Рудольф Бернгард). Эти строения обещают не сносить. После перехода завода в собственность города (1905 год) между переулком и газгольдерами были выстроены еще шесть сооружений: аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, завод водяного газа, завод счетчиков, очистной цех. Эти строения, а также постройки советского времени теперь попали под удар", уточняет газета. На месте снесенных построек должен появиться некий бизнес-парк. "Впрочем, как выглядит его проект, неизвестно: "несносной" комиссии он не был представлен. Что, кстати, является нарушением процедуры, закрепленной в постановлении правительства Москвы о порядке работы комиссии. Вообще, исторические здания не должны доказывать свое право на жизнь. Аргументы должны предъявлять сторонники сноса... Давно понятно, что техническую экспертизу памятников, как и объектов исторической застройки, должно заказывать государство, а не инвестор...Что же может спасти Газгольдерный завод? Председатель "несносной" комиссии Владимир Ресин может отказаться утвердить протокол рабочей группы, он имеет такое право. Или Москомнаследие примет от кого-либо повторную заявку на охрану и внесет заводской ансамбль в реестр выявленных памятников. Впрочем, нынешних отцов города практически невозможно переубедить", констатирует газета.

"По мнению члена координационного совета общественного движения "Архнадзор" Константина Михайлова, изъятие части зданий сформировавшегося архитектурного ансамбля снизит ценность всего исторического комплекса. Также опасения эксперта вызывает присвоение сохраняемым зданиям статуса исторически ценных градоформирующих объектов: режим их охраны не прописан четко в законодательстве. Константин Михайлов привел в пример судьбу дома 7/11 по улице Климашкина, которому был присвоен такой же статус, однако "от дома в результате "реконструкции" остались только стены"", на ту же тему пишет "Газета" в номере от 19 марта. "Один из игрогок рынка недвижимости высказал "Газете" предположение, что в освоении этой территории может быть заинтересован коммерческий банк "Развитие-столица" (бывший КБ "Визави"), один из дополнительных офисов которого открыт по адресу Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 2. Впрочем, в КБ эту информацию назвали ложной".