Эксперт: ЕС решил, что хорошие отношения с Россией лучше, чем NABUCCO
Сведения о том, что
"Реалистичность этого проекта была более-менее материальной в период высоких цен на энергоносители, когда были возможны крупные затраты. А затраты предлагаются гигантские, учитывая протяжённость трубопровода и его очень небольшую мощность - 31 млрд кубометров в год, что совсем немного даже по сравнению с современными российскими сетями. Но в условиях падения цен сначала на нефть, а потом и на газ, все эти составляющие потеряли свою инвестиционную привлекательность", - отметил эксперт.
"Во-первых, стало ясно, что в обозримом будущем подобные газопроводы в нынешних коридорах цен на энергоносители не окупятся. Во-вторых, свободных ресурсов для того, чтобы финансировать этот в большей степени политический, нежели экономический, проект, ни у кого нет", - подчеркнул Данилин.
По мнению эксперта, европейские государственные игроки, которые, в отличие от корпоративного сектора, были наибольшими энтузиастами NABUCCO, тоже в значительной степени потеряли мотивацию из-за серьёзных внутренних проблем. "У государственного сектора сейчас имеется ряд других, гораздо более серьёзных экономических приоритетов, связанных с нынешней рецессией. И, наконец, политическая целесообразность тоже уменьшилась, поскольку в условиях падения цен на углеводороды фактор "русской угрозы", активно раскручивавшийся в период российско-украинского газового кризиса, в значительной мере теряет актуальность, поскольку чем ниже цена на газ и нефть, тем меньше возможностей у поставщиков влиять на политику стран-импортёров", - считает Данилин.
"Дополнительным фактором здесь также стали достаточно серьёзные успехи Ирана в строительстве параллельной инфраструктуры по поставкам иранского газа и возможного транзита газа из Туркмении в Европу через территорию Турции. Речь идёт об инициативах, осуществляемых в условиях тесной кооперации с Турецкой Республикой. Как представляется, Евросоюз при всём своём вынужденном скептицизме по отношению к подобного рода проектам, учитывая характер иранского режима и ситуацию вокруг иранской ядерной программы, знал об этих проектах и молчаливо их поддерживал. Поскольку теперь осталась лишь небольшая часть работ по сравнению с тем, что надо было сделать по NABUCCO, для того, чтобы иранский газ пошёл в Европу, стало понятно, что и с этой точки зрения NABUCCO теряет свою изначальную цель, смысл и значимость. Тем более, что и многие европейские игроки проявляют всё больший интерес к иранскому газу. Недавно Тегеран посетили представители германской E.ON и французской
"Наконец, важным фактором, повлиявшим на данное решение, стал и российский лоббизм, который не прекращался при всём официальном нейтралитете по отношению к проекту NABUCCO, потому что в условиях кризиса менять поставщиков Евросоюз не захотел. Перспективы NABUCCO достаточно сложны, и европейские корпорации и государства ЕС поняли, что сейчас лучше поддерживать хорошие отношения с Россией, нежели следовать мифологическим и крайне политизированным целям "энергетической независимости", - считает Данилин.
"С другой стороны, очень важно отметить, что, несмотря на победные и триумфальные комментарии в российской прессе, хоронить идею NABUCCO как таковую, мягко говоря, преждевременно. Да, сейчас происходит финансовый кризис, все компании и банки переживают сложности, но прямой выход к странам Каспийского региона и Средней Азии как к поставщикам энергоресурсов остаётся в числе важных приоритетов и ЕС, и США. Кажется невероятным, чтобы они отказались от этого в ближайшем будущем. Даже если NABUCCO в том виде, в котором он предлагался изначально, будет похоронен, проект всё равно останется и в долгосрочной перспективе будет в той или иной мере реализован", - подвёл итог Иван Данилин.
Как сообщало ИА REGNUM, строительство газопровода NABUCCO было исключено из числа наиболее приоритетных проектов Европейского союза. По сведениям источника из