Регионы России во времени перемен: IV рейтинг политической выживаемости губернаторов
Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) и Фонд "Петербургская политика" представили IV рейтинг политической выживаемости губернаторов. Его материалы поступили в распоряжение ИА REGNUM.
Как сообщают авторы рейтинга, такие исследования публикуются на регулярной основе с августа 2007 года. Основой для них становятся результаты анкетирования экспертов - ведущих специалистов-политологов, регионоведов, специализирующихся в сфере регионалистики журналистов. Каждый из экспертов оценивает шансы на продолжение пребывания главы региона в должности в ближайшие полгода по 5-балльной шкале. Создание Рейтинга стало реакцией на публикацию многочисленных "списков" подготовленных к замене губернаторов, ставших уже своего рода политической технологией. Информация о грядущей замене большого (вплоть до 30-40!) губернаторов с завидной регулярностью появляется едва ли не ежемесячно. Между тем, темпы замены корпуса глав регионов обычно оказываются существенно ниже, а многие из намеченных авторами "списков" чиновников (например, Ю.Лужков или М.Шаймиев) демонстрируют чудеса политической выживаемости.
За время публикации Рейтинга автором удалось дать достаточно точный прогноз возможных будущих отставок. После публикации Первого рейтинга (август 2007 г.) свои посты потеряли 3 из 10 двоечников (К.Титов, Г.Шпак, Н.Киселев) и 2 из 23 троечников (В.Маслов, А.Лисицын). По итогам Второго рейтинга не сохранили свои должности 1 из 4 получивших "единицу" (А.Черногоров, еще двое - Н.Шаклеин и А.Лебедь - были заменены позже), 1 из 4 "двоечников" (А.Тишанин), 2 из 16 "троечников" (М.Батдыев, Н.Колесов). С момента подготовки Третьего рейтинга ушли в отставку Н.Шаклеин (единственный получивший "единицу"), 3 из 7 двоечников (М.Зязиков, А.Лебедь, Е.Строев), 2 из 19 "троечников" (В.Кулаков, В.Потапенко).
Большинство из сохранивших свои посты "двоечников" и "троечников" по-прежнему считаются потенциальными кандидатами на замену. Однако прогнозирование сроков их отставок затруднено с учетом сохраняющейся непрозрачности политики в сфере замены глав регионов. Обратим особое внимание на то, что, сходным образом оценивая шансы на "политическую выживаемость" большей части глав регионов, эксперты дали различающиеся между собой (а подчас и полярные) оценки карьерных перспектив нескольких губернаторов. В их числе - В.Матвиенко, Э.Россель, К.Илюмжинов, В.Позгалев, О.Королев, О.Богомолов, А.Михайлов, А.Чернышев, И.Михальчук.
По традиции публикация сопровождается кратким обзором основных тенденций в сфере отношений "Центр - регион", наблюдавшихся за время с момента публикации предыдущего Рейтинга. Роль глав регионов в условиях экономического кризиса очевидно возросла. Наблюдавшийся в конце 2008 года рост социальной напряженности, сопровождавшийся протестными акциями, и экстренная разработка антикризисных мер на местном уровне объективно усиливали роль губернаторского корпуса, позволяя главам регионов подчеркивать свою "незаменимость". В то же время по истечении января - первой половины февраля, когда предположения о качественном увеличении массовых акций недовольства не оправдались, ожидания кадровой ротации возросли.
Обозначенная в феврале готовность к перестановкам в составе губернаторского корпуса (отставки В.Кулакова, Е.Строева, М.Кузнецова, В.Потапенко) сопровождались тактикой уступок и компромиссов в отношениях с руководителями других субъектов Федерации. Подтверждением этого стало продление полномочий А.Волкова (Удмуртия) и Н.Виноградова (Владимирская область).
По-прежнему заметной была обозначившаяся в первой половине 2008 года тенденция к росту претензий глав регионов на политическую самостоятельность. Яркими примерами этого стали инициатива столичного мэра Ю.Лужкова по восстановлению губернаторских выборов, пресечение главой Дагестана М.Алиевым попытки назначить без согласования с Махачкалой главу республиканского УФНС, открытое сопротивление М.Рахимова попыткам его замены на посту главы Башкирии, "бунт" против
Выдвижение в губернаторы представителя "правого" лагеря Никиты Белых, продление полномочий коммуниста
При выборе кандидатов на пост главы региона продолжилась тактика преподнесения "сюрпризов". Сохраняется акцент на выбор в пользу "варяга" (за исключением Хакасии). Ослабление роли полпредов президента в федеральных округах при отборе претендентов почти не сопровождалось реальным вовлечением в процесс политических партий. Это относится и к "Единой России" (выдвижение Н.Белых без предварительных консультаций с партией), и к эсерам (формально победившим на выборах в Ставропольском крае, но не получившим возможности повлиять на выбор губернатора), и к Ненецкому автономному округу (победителем выборов на момент голосования по кандидатуре И.Федорова была
Отставки М.Зязикова, В.Кулакова и В. Потапенко обозначили завершение периода массового рекрутирования выходцев из спецслужб на посты руководителей регионов. В ряде случаев на первые роли выдвигаются представители юридической корпорации (Б.Эбзеев) или вооруженных сил (Ю.Евкуров).
Серьезную интригу создало появление президентской "сотни" (в перспективе - "тысячи") кадрового резерва. Попавшие в нее представители региональных элит могут рассматриваться как потенциальные выдвиженцы на роль глав субъектов Федерации. Однако трудно сказать, как это будет сочетаться с ориентацией на выдвижение "варягов" и заявленным наделением имеющих большинство в региональных парламентах партий правом выдвигать собственных кандидатов. Открытым остается вопрос о соотношении критериев электоральной и экономической эффективности при оценке работы губернаторов. Своих постов лишились как "проваливший" голосование за "Единую Россию" и Д.Медведева на федеральных выборах В.Потапенко, так и относительно электорально успешный М.Кузнецов. Итоги мартовских выборов 2009 года (особенно в контексте перестановок в региональном блоке Администрации президента) могут повысить политическую значимость муниципальных выборов. Это касается как голосования по кандидатуре главы муниципального образования (налицо резонансные избирательные кампании в Мурманске, Смоленске, Томске, Петропавловске-Камчатском), так и по депутатам горсоветов административных центров регионов (Тверь, Брянск). Очевидно, это побудит глав регионов попытаться усилить контроль над муниципальными органами власти. Впрочем, в некоторых случаях вмешательство губернаторов в местные выборы приносит отрицательный результат.
Президент РФ заявил в феврале 2009 года о готовности к применению утвержденных в 2007 году 43 критериев эффективности работы глав регионов. Однако отношение экспертов к перспективе их реального использования остается скептическим. Более четко звучит заявленный главой государства критерий об антикризисной эффективности губернаторов. Однако здесь федеральной власти также предстоит доказать серьезность намерений: например, продление полномочий главы "кризисной" Владимирской области контрастирует с заменой главы слабо пострадавшей от кризиса Псковской области. Кроме того, от новых "назначенцев" пока не потребовали публичного предъявления антикризисной программы. Новым фактором стала публикация Министерством регионального развития РФ перечней регионов, наиболее пострадавших от кризиса. Однако эти списки были обнародованы относительно недавно и пока нельзя делать однозначные выводы о том, в какой степени они повлияют на судьбу глав "кризисных" территорий. Несмотря на вызванное экономическим кризисом снижение веса компаний и корпораций, ряд кадровых назначений указывает на продолжение практики "корпоративизации" регионов. На пост губернатора Иркутской области был предложен выдвиженец "Российских технологий"
Обращает на себя внимание неполное соответствие информационно-политического фона губернаторских отставок (подаваемых как усиление "вертикали" и антикризисное действие) и их формальных обстоятельств (как правило, президент не пользуется своим правом увольнения, а губернаторам лишь предлагают написать заявление о "добровольном уходе").
Наряду с общими тенденциями следует обозначить специфику политического процесса в отдельных категориях регионов:
• Ключевые с экономической и политической точки зрения территории (Москва, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). Конкурирующие группы могут уравновешивать друг друга, обеспечивая продление власти действующих глав.
• Национальные республики, к смене лидеров которых (особенно на взрывоопасном Северном Кавказе) федеральный Центр подходит с особой осторожностью;
• Депрессивные регионы, мало привлекательные для бизнес-групп (Курганская область, Еврейская автономная область и др.). Эта низкая привлекательность может обеспечить "политическую выживаемость" даже относительно слабому губернатору.
Список экспертов, принявших участие в составлении Рейтинга:
IV рейтинг политической выживаемости губернаторов
Адыгея -
Башкирия -
Бурятия -
Республика Алтай -
Дагестан -
Ингушетия -
Кабардино-Балкария -
Калмыкия -
Карачаево-Черкесия
Карелия -
Коми -
Марий Эл -
Мордовия -
Саха (Якутия)) -
Северная Осетия -
Татарстан -
Тува -
Удмуртия -
Хакасия -
Чечня -
Чувашия -
Алтайский край -
Краснодарский край -
Красноярский край -
Приморский край -
Ставропольский край -
Хабаровский край -
Амурская область -
Архангельская область -
Астраханская область -
Белгородская область -
Брянская область -
Владимирская область -
Волгоградская область -
Вологодская область -
Воронежская область -
Ивановская область -
Иркутская область -
Калининградская область -
Калужская область -
Камчатский край -
Кемеровская область -
Кировская область -
Костромская область -
Курганская область -
Курская область -
Ленинградская область -
Липецкая область -
Магаданская область -
Московская область -
Мурманская область -
Нижегородская область -
Новгородская область -
Новосибирская область -
Омская область -
Оренбургская область -
Орловская область -
Пензенская область -
Пермский край -
Псковская область -
Ростовская область -
Рязанская область -
Самарская область -
Саратовская область -
Сахалинская область -
Свердловская область -
Смоленская область -
Тамбовская область -
Тверская область -
Томская область -
Тульская область -
Тюменская область -
Ульяновская область -
Челябинская область -
Забайкальский край -
Ярославская область -
Москва -
Санкт-Петербург -
Еврейская автономная область -
Ненецкий автономный округ -
Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) -
Чукотский автономный округ - Роман Копин - 4
Ямало-Ненецкий автономный округ -