Влияние финансового кризиса на московский стройкомплекс

"Вследствие кризиса у московских архитекторов поубавилось работы, экономические трудности вынуждают отложить на неопределенный срок реализацию некоторых амбициозных проектов. Но свои обязательства по проектированию жилых домов и детских садов столичный архитектурный комплекс продолжает выполнять в прежнем объеме. Об этом... заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин", сообщает "Время новостей" в номере от 4 марта. "С учетом кризиса архитекторы сосредоточат свои усилия на проектировании тех объектов, где гарантировано стабильное финансирование. Главный столичный архитектор заверил москвичей, что запланированный в городском бюджете "объем по жилью и детским садам остался тем же". Правда, добавил Кузьмин, пришлось "несколько сократить объем по ФОК". Городские власти не отказываются и от проектов создания новых магистралей, призванных разгрузить транспортную систему Москвы. По словам Александра Кузьмина, уже разработаны предпроектные предложения по строительству новой трассы, которая должна стать дублером Волгоградского проспекта и Люблинской улицы... Около половины новой радиальной магистрали составят уже существующие трассы. Остальное, в том числе отрезок, который пройдет параллельно Люблинской улице вдоль линии Курской железной дороги, еще предстоит построить... Среди дорогостоящих проектов, реализация которых отложена на неопределенный срок, г-н Кузьмин упомянул строительство подземного паркинга под Пушкинской площадью... По словам главного архитектора Москвы, неизвестны и сроки реализации проекта строительства подводной парковки под обводным каналом в районе Хохловской площади. Более определенно Александр Кузьмин высказался о возведении "народных гаражей" в московских промзонах. Сейчас два таких гаражных комплекса строятся в Южном округе. Стоимость одного места для парковки - около 10 тыс. долларов", пишет газета.

Свое видение ситуации прокомментировал "Известиям" президент Союза архитекторов России Андрей Боков. Интервью с ним газета публикует в номере от 2 марта. "Весь этот ажиотаж - давление инвесторов, безумные темпы строительства, невозможность и нежелание остановиться и подумать, то ли мы делаем, - порождал ощущение ненормальности происходящего. Постоянный рост стоимости строительства и цен на жилье (причем явно не соответствующих качеству) вызывал недоумение еще до того, как мы с удивлением обнаруживали, что скромная квартира в Москве стоит дороже апартаментов на Манхэттене... Кризис означает, что теперь у нас есть возможность переосмыслить происходящее", - уверен Боков. "Архитектурные проекты - скоропортящийся продукт. Спустя три года возвращаться к этим сюжетам ни у кого не будет особого желания. Изменятся не только геоподосновы, имеющие четкий срок годности, поменяется и организационная структура, и психология. Думаю, мы выйдем из кризиса другими - изменится представление о том, что хорошо, что плохо, как можно делать, как нельзя. Очень может быть, что мы просто не захотим больше пафосных башен", отметил он. Что касается возможности создания идеальной городской среды, то, по мнению специалиста, это "Невысокое жилье - 3-4 этажа: это и комфорт, и безопасность, и иное мироощущение. Дворы должны быть с четкими границами - вы должны знать, куда выпускаете своего ребенка, а он - представлять себе свою территорию. Человек должен иметь возможность приобрести необходимые вещи на минимальном расстоянии от дома. И, конечно, мы обязаны думать о создании рабочих мест в пределах района проживания... Сейчас вокруг Москвы активно разрастаются пригороды, но стихийно - и это наша беда. Пока "одноэтажная Москва" выглядит совершенно беспризорной. До тех пор, пока мы не признаем это явление, не научимся проектировать его, регулировать, управлять им, жизнь огромного города нам не наладить".

Коммерческое строительство в Москве

"Группа компаний "ДОН-Строй", специализирующаяся на девелопменте элитной недвижимости, продает два строящихся торговых центра - "На Беговой" и "Сокольники" - общей площадью около 45 тыс. кв. м", сообщает "РБК daily" в номере от 5 марта. "По данным владельца крупной консалтинговой компании, "ДОН-Строй" продает как торговые, так и офисные активы. Он утверждает, что это предложение ходит по рынку как минимум два месяца. Ранее проходила информация о возможной продаже "ДОН-Строем" трех торговых комплексов - "Щука" (105 тыс. кв. м), "Измайловский" (17,6 тыс. кв. м) и "Мосфильмовский" (14,8 тыс. кв. м)... Между тем пресс-служба "ДОН-Строя" опровергает информацию о "распродаже" объектов коммерческой недвижимости. "Вопрос о продаже какого-либо объекта будет рассматриваться только при предложении супервыгодных условий - и в этом случае вырученные средства будут направляться исключительно в развитие программы коммерческой недвижимости", - резюмировали в пресс-службе "ДОН-Строя"... "Сейчас любая компания готова расстаться с активами в обмен на деньги, - говорит топ-менеджер консалтинговой компании. - Тем не менее рынок встал, продаж нет, и цены на коммерческую недвижимость падают". По мнению эксперта, площади в ТЦ "На Беговой" и "Сокольники" могут стоить 5 тыс. долл. за 1 кв. м... Базовая арендная ставка в ТЦ "На Беговой" и "Сокольники" может находиться на уровне 500 долл. за 1 кв. м торговых площадей, таким образом, их продажная цена может составить 50 млн и 65 млн долл. Соответственно", пишет газета со ссылкой на аналитиков и игроков рынка.

"С началом весны начинается реконструкция здания гостиницы "Центральная" на Тверской, 10", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 3 марта. "Охраняемая часть этого памятника архитектуры согласована с Москомнаследием во всех деталях. Что же конкретно произойдет с домом на углу Тверской и Глинищевского переулка? Основная идея девелоперов - группы компаний "Уникор" - амбициозна: создать лучшую столичную гостиницу, сохранив здание в историческом масштабе центральной улицы города... По проекту реконструкции, разработанному в 14-й мастерской "Моспроекта-2" под руководством архитектора Павла Андреева, три верхних этажа, надстроенные в советские годы, будут разобраны. К сожалению, ни один гостиничный номер в первоначальном виде не сохранился... В современном варианте здание на Тверской воссоздадут примерно в ту же высоту. Верхний его карниз будет даже на 30 сантиметров ниже прежнего. И фасад здания не изменится, останется в старомосковском духе. Он из тех фасадов, что определяют лицо улицы. Дом деликатно увенчают отступившей от края прозрачной мансардой, а внутренний двор перекроют стеклянной крышей, создав красивый и комфортный атриум. За счет таких невидимых с улицы перестроек полезная площадь здания увеличится на 40 процентов. В новом отеле будет 230 номеров, включая 2 номера президентского класса. 3 нижних этажа станут общественной зоной с конгресс-центром, бизнес-центром, с балл-румом, фитнесом, спа-центром, ресторанами, барами, кафе. Будут и 5 подземных уровней, где разместятся сервисные службы и весьма вместительный паркинг", пишет газета. "Самой сложной частью всех работ станет реставрация сохранившихся помещений булочной, кондитерской, кофейни, входной группы и холла с лифтовой шахтой, оформленной "рубленым" стеклом. Функции исторических помещений пока не определены, но поставлена задача восстановить их в первоначальном виде... Реализация проекта практически уже началась. Во внутреннем дворе разбираются поздние хозяйственные пристройки, совершенно непотребные для центра города и центральной улицы".

""Реконструкция Пушкинской площади откладывается на неопределенный срок. Власти отвергают один проект за другим и не могут найти общий язык с инвестором. Вчера эту информацию подтвердил главный архитектор столицы Александр Кузьмин", пишет "Труд" в номере от 4 марта. "Власти против того, чтобы отдавать этот пятачок под бутики и палатки... Это затягивает реализацию другого проекта, частью которого является этот участок на Тверской улице, - Большой Ленинградки. Предполагается, что в этом месте начнется широкая бессветофорная магистраль. Она вольется в Ленинградский проспект, а затем - в Ленинградское шоссе. В итоге долететь от центра до МКАД можно будет за 15-20 минут. Реконструкция должна была завершиться в будущем году, но из-за затянувшихся споров с инвесторами и начавшегося кризиса она отложена на неопределенное время", пишет газета, цитируя Кузьмина: "Мэр Москвы однозначно дал понять, что никакой торговли на Пушкинской площади городу не нужно. Однако инвестор пытается согласовать этот проект с уменьшением торговых площадей. Дело идет ни шатко ни валко, и я не думаю, что в ближайшее время этот проект будет реализован".

"Комплекс с гостиницей, спортшколой и парковкой появится на берегу реки Сходни на севере Москвы", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 4 марта. "Как сообщили в городской администрации, утвержден акт разрешенного использования участка земли для строительства горнолыжного парка по адресу: Новоподрезково, деревня Верескино, река Сходня, в Северном административном округе. Площадь утвержденного земельного участка - почти 40 гектаров. Здесь планируется блок центров обслуживания при горнолыжных трассах, гостиница и жилые коттеджи, сервис-центры, хозяйственно-технический центр, а также детская спортшкола и парковка на 2280 машино-мест".

"Светящаяся тонированным стеклом "летающая тарелка" давно вызывает любопытство у горожан - выпить и закусить, болтаясь в "блюдце" на высоте 105 метров от земли, мечтают все экстремальщики города. Строители отбиваются от звонков любителей острых ощущений, которым не терпится расстаться с кругленькой суммой ради ужина над Москвой-рекой", пишут "Известия" в номере от 4 марта. "Москва после сдачи объекта в эксплуатацию должна будет провести конкурс инвесторов, готовых открыть здесь ресторан. Объект специфический, на дворе кризис...", цитирует газета представителя компании, осуществляющей технадзор за строительством Константина Шумова. "На самой "тарелке" пока неуютно. В зале, рассчитанном на сто посетителей, готов только черновой пол, на который настелют мраморное или гранитное покрытие. Стены без отделки. Будущий воздушный ресторанный зал займет средний из трех этажей "тарелки". На верхнем и нижнем - техпомещения. А на самой макушке сооружения разместится противопожарный бак с водой... Сам ресторан, кстати, состоит из двух частей. "Летающая тарелка" - это воздушная часть проекта. Прежде чем попасть туда, посетители окажутся в здании, где будут расположены еще один ресторанный зал на 100 человек, кухня и холл для посетителей, ожидающих лифты. Четыре лифта-подъемника (каждый рассчитан на 8-10 человек) не просто поднимаются вверх, повторяя траекторию дуги арки, а отклоняются, сохраняя горизонт. Их разработкой занималась та же фирма, подъемники которой доставляют космонавтов к ракетам на Байконуре. Бесперебойность работы космических лифтов - вопрос принципиальный: им придется отвечать за доставку на "тарелку" не только людей, но и продуктов питания".