IT-технологии помогают приставам Кузбасса искать должников и бороться с коррупцией: интервью
В Кемеровской области на сегодняшний день рабочее место каждого судебного пристава-исполнителя, а их в регионе 505 человек, обеспечено персональным компьютером. Общее количество вычислительной техники в кузбасской службе судебных приставов превышает 800 единиц. По сравнению с 2007 годом эта цифра выросла в 3,5 раза. Каким образом информационные технологии помогают одной из таких структур, как службе судебных приставов, выполнять ее функцию - исполнять судебные решения, корреспонденту ИА REGNUM рассказал начальник отдела информатизации и информационной безопасности кузбасского управления Федеральной службы судебных приставов Константин Шумилов.
ИА REGNUM: Константин Николаевич, как используются информационные технологии в работе судебного пристава?
Рабочее место каждого судебного пристава-исполнителя обеспечено персональным компьютером. При этом, каждый компьютер оснащен программным комплексом "Судебный пристав", цель которого - максимальным образом автоматизировать труд судебного пристава-исполнителя. Если быть точным, этот программный продукт позволяет учитывать все исполнительные производства, составлять статистические отчеты. А сэкономленное таким образом время судебный пристав посвящает непосредственной работе с должниками, проверке их имущественного положения. Сегодня в базе данных ПК "Судебный пристав" содержится информация обо всех исполнительных производствах, находящихся на исполнении в отделах судебных приставов области. На данный момент их более 300 тысяч.
Кроме того, в каждом из 33 отделов судебных приставов Кузбасса, как и в аппарате управления, созданы локальные вычислительные сети, объединенные в единую корпоративную сеть. Это позволяет не только организовать оперативный документооборот, но и осуществлять ежедневный, если необходимо, ежечасный контроль над результатами работы каждого судебного пристава. Это нужно для того, чтобы оперативно оказывать практическую либо методическую помощь сотруднику в случае необходимости. И не только: благодаря единой корпоративной сети специалисты управления могут контролировать ход каждого исполнительного производства, проверять правильность и своевременность принятых судебным приставом-исполнителем мер. А это - один из факторов профилактики коррупционных проявлений в наших рядах.
Более того, единая корпоративная сеть позволяет быстро устранять неисправности в работе программного обеспечения каждого компьютера даже на расстоянии. То есть специалистам управления не нужно выезжать в Новокузнецк, Таштагол, другие города и районы области - они устраняют неисправности прямо на своем рабочем месте.
ИА REGNUM: Насколько защищена база данных кузбасских должников от внешнего вмешательства? Есть ли гарантии, что эта информация не окажется в руках коллекторов или мошенников?
Информационной безопасности мы уделяем особое внимание. Для нас это - одна из приоритетных задач. В управлении ФССП России по Кемеровской области этим занимается специализированное подразделение - отдел информатизации и информационной безопасности. Наше программное обеспечение позволяет не только защитить нашу информационную инфраструктуру от негативного воздействия различных компьютерных вирусов, но и от несанкционированного проникновения извне. Что касается утечки информации, то здесь главное средство защиты - разграничение прав доступа каждого сотрудника службы к внутренним информационным ресурсам. Это значит, что судебный пристав, который ведет исполнительное производство в автоматизированной системе, просто не имеет технических возможностей каким-то образом скопировать информацию и поместить ее на какой-либо носитель. Таким образом, данные обо всех должниках и взыскателях области надежно защищены.
ИА REGNUM: Какие возможности информатизация предлагает гражданам, которые обращаются в службу судебных приставов за помощью?
В первую очередь, отмечу, что именно информационные технологии дают гражданам возможность не только получить исчерпывающую информацию о нас, но и обратиться в нашу службу с предложением, вопросом или за консультацией специалиста. Чтобы направить обращение напрямую главному судебному приставу Кемеровской области, теперь жителю любого, даже самого отдаленного уголка Кузбасса, достаточно открыть раздел "Виртуальная приемная" на нашем официальном интернет-сайте. Кроме того, компьютерная техника обеспечивает круглосуточную работу "телефона доверия". Все поступающие обращения в обязательном порядке регистрируются и рассматриваются специалистами управления.
Что касается возможности быстро оплатить долги, то на нашем сайте размещены квитанции для каждого отдела судебных приставов области. Должнику достаточно ее распечатать, внести сумму и вид платежа и предъявить для оплаты долга в любую операционную кассу. В ближайшем будущем у кузбассовцев появится новая и весьма удобная возможность оплачивать долги. Сегодня мы готовимся к обмену информацией о должниках - физических лицах с банком "Уралсиб", чтобы оплачивать задолженности можно было через терминалы системы "Город", точно так же, как и квартплату, телефонную связь, штрафы и многое другое.
ИА REGNUM: Каким образом судебный пристав получает информацию о должнике и его имуществе? Используются ли здесь IT-технологии?
Сегодня судебные приставы области благодаря электронному обмену данными с рядом государственных структур и организаций могут оперативно получить полную информацию о должнике и принадлежащем ему имуществе. Мы направляем запросы в Пенсионный фонд РФ, Территориальный фонд медицинского страхования, чтобы выяснить место работы должника, если он трудоустроен. Если необходимо временно ограничить должнику право выезда за рубеж, миграционная служба информирует нас, есть у него загранпаспорт, оформляется ли он в данный момент.
Налоговые органы сообщают полную информацию о должниках - индивидуальных предпринимателях и юридических лицах: юридический адрес, уставной капитал, кто учредители, в каких банках находятся их расчетные счета. Также обмениваемся информацией с региональным отделением
Каждый электронный запрос, который мы направляем, обрабатывается в течение одного-семи рабочих дней.
В ближайшем будущем мы планируем организовать электронный обмен данными с Кузбасским УВД на транспорте, чтобы владеть информацией о передвижении должника в пределах Российской Федерации. Также с
Для качественной организации электронного документооборота в управлении был специально создан Информационный центр. Его главная задача - оперативное направление запросов и обработка поступающих ответов на них. Всего в прошлом 2008 году мы направили около 170 тысяч информационных запросов. Таким образом, судебные приставы быстро получают полную информацию о должнике и его имуществе, необходимую для исполнения судебного решения.