Воронежская область: Атомный заряд под РАО "ЕЭС", удар по маршруткам и похороны трамвая. Обзор СМИ за 28 апреля - 5 мая
По сообщению газеты "Коммерсант-Черноземье", в Воронеже создано альтернативное РАО ЕЭС сбытовое предприятие - ОАО "Воронежатомэнергосбыт". С 1 июля оно начнет продажу электроэнергии Нововоронежской атомной станции. Стоимость электроэнергии у "Воронежатомэнергосбыта" будет на 10% ниже, чем у "Воронежэнерго". Планируется, что клиентами альтернативного энергосбытового предприятия станут Юго-Восточная железная дорога, ОАО "Рудгормаш", город Нововоронеж и часть Воронежа.
Еще в августе 2001 года мэр Воронежа Александр Ковалев подписал распоряжение о вхождении городской администрации с долей 49% уставного капитала в энергоснабжающую организацию ОАО "Воронежатомэнергосбыт". Вторым учредителем "Воронежатомэнергосбыта" стал концерн "Росэнергоатом". Таким образом Александр Ковалев пытался избавиться от монополизма "Воронежэнерго" в Воронеже. Планировалось, что "Воронежатомэнергосбыт" будет продавать энергию через муниципальное предприятие (МП) "Воронежская горэлектросеть", однако расчеты показали, что тариф на электричество получится выше, чем у ОАО "Воронежэнерго". В начале 2002 года мэрия Воронежа отказалась от участия в ОАО "Воронежатомэнергосбыт". Этим проектом заинтересовалась страховая компания "Рекон", которая выкупила у мэрии 49% акций предприятия. Теперь ОАО "Воронежатомэнергосбыт" будет покупать энергию непосредственно на Нововоронежской атомной станции (НВ АЭС) и продавать ее, минуя региональных посредников.
По словам заместителя генерального директора по сбыту "Воронежэнерго" Леонида Воробья, областные энергетики не боятся конкуренции со стороны "Воронежатомэнергосбыта", так как "представители этой компании много говорят, но еще ни одного киловатта не продали". "Они не смогут покупать электричество на ФОРЭМ дешевле, чем мы, поэтому они будут не конкурентоспособны", - пояснил Леонид Воробей. Он сообщил, что "Воронежатомэнергосбыт" не сможет покупать электричество непосредственно на атомной станции в связи с тем, что это не разрешено российским законодательством. Однако генеральный директор "Воронежатомэнергосбыта" Игорь Макшанов опроверг мнение представителя "Воронежэнерго". Он сообщил, что по федеральному закону "Об электроэнергетике", принятому Госдумой 26 марта 2003 года, сбытовые компании могут покупать электроэнергию напрямую у производителей. "Так как наш учредитель - "Росэнергоатом", то мы будем покупать электроэнергию напрямую на атомных станциях и продавать ее по более низкой цене, чем региональные предприятия РАО ЕЭС", - заявил Макшанов.
"Московский комсомолец в Воронеже" в материале "Штрафной удар в сторону маршруток" сообщает: "Областная транспортная инспекция обратилась к перевозчикам с требованием с 1 мая снять все ограничения на проезд льготников. Предприниматели в ответ заявили, что если подчинятся - утонут в убытках. На ремонт парка денег не будет, а уже к зиме часть подержанных автобусов выработает ресурс".
Частники перевозят 85% пассажиров в Воронеже. Поэтому стоит даже нескольким предпринимателям выйти из игры - город окунется в хаос, уверена газета. Однако, судя по приводимым ею же сведениям, каждое место в воронежском "ПАЗике" ежемесячно приносит владельцу маршрута 50-60 тысяч рублей, поэтому заявления перевозчиков о неминуемом разорении кажутся слегка преувеличенными. Тем не менее, проблема существует: если деньги, которые вышестоящие бюджеты заплатят маршруткам в текущем году на исполнение закона "О ветеранах", поделить между ветеранами, то в месяц каждый получит 4 рубля 81 копейку на стоимость одного проезда. Отдавая распоряжение о неограниченном провозе льготников (в настоящее время большинство маршрутных такси, чьи владельцы заключили соглашение с городскими властями, имеют одно льготное место в автобусах класса "ГАЗель", два - в автобусах "ПАЗ", пять - в большегрузных), власти не потрудились даже пообещать компенсировать перевозчикам выпадающие доходы - хотя тот же закон "О ветеранах" возлагает финансирование льгот на местные бюджеты. Таким образом, новое распоряжение транспортной инспекции заведомо создает ситуацию, когда маршрутчики смогут на законных основаниях не исполнять предписания инспекции, и та, в свою очередь - на столь же законных основаниях "принимать меры" к владельцам маршруток. И только льготники не получат ничего...
Как предлагает "МК в Воронеже", все льготные удостоверения (в городе около 400 тысяч льготников) следует заменить на адресную денежную помощь. Каждому ветерану, чернобыльцу и остальным выдавать, например, по 100 рублей в месяц. Тогда им больше не придется интересоваться у водителя насчет свободных мест. Каждый сможет сам заплатить за проезд. Сейчас комитеты соцподдержки Воронежа проводят перепись льготников. По результатам "паспортизации" станет ясно, кто нуждается в адресной помощи. А пока стоит оставить в силе январское соглашение между перевозчиками и горадминистрацией: в большегрузах - 5 бесплатных мест, в "пазиках" - 2.
В том же номере газета сообщает и радостную новость для пассажиров маршруток: в ближайшие месяцы льготники получат новое средство защиты от "неуставных" выходок водителей. Управление городского пассажирского транспорта (УГПТ) заводит на каждого шофера карточку, куда будут заноситься все должностные нарушения. Начиная от курения в салоне и заканчивая хамством по отношению к льготнику. Делать записи в "штрафных листах" смогут сотрудники ГИБДД и транспортной инспекции, а также сами чиновники из УГПТ - в ходе регулярных рейдов. Это поможет составить "черные списки" нарушителей.
Наведение порядка в перевозке пассажиров маршрутными такси - пожалуй, одна из наиболее "горячих" проблем Воронежа - особенно в свете усилий по искоренению городских трамваев, предпринимаемых мэрией. Как пишет газета "Коммуна", специалисты ЗАО ПИ "Гипрокоммундортранс" пришли к неутешительному выводу: воронежский трамвай в его виде - бесперспективный, убыточный и вымирающий вид городского транспорта. В Воронеже 145 км трамвайный путей, из них 27 км - в Левобережной части города. Половина левобережных линий - в аварийном состоянии. Ремонт 1 км обойдется не меньше чем в 6 млн. рублей, то есть только на левом берегу для восстановления 13,5 км трамвайных маршрутов потребуется 81 млн. рублей. Ни городские власти, ни сами транспортники не имели бы ничего против сохранения в Воронеже трамвайных маршрутов, но в бюджете города практически нет средств для ремонта даже аварийных участков трамвайных линий, не возмещаются затраты на перевозку льготников 49 категорий, из-за чего нет возможности поддерживать в технически исправном состоянии подвижной состав. Трамвай стал абсолютно неконкурентоспособным в сравнении не только с маршрутными такси большой вместимости, но даже с троллейбусами.
В последние годы в Воронеже ведется активный демонтаж трамвайных линий. В настоящее время эти работы идут в Левобережной части города. И, как сообщает газета "Эфир-365", "бесполезные трамвайные пути будут убраны с Ленинского проспекта в рекордно малый срок. Последняя "антирельсовая кампания" стартовала на левом берегу в первых числах апреля. Недавно дорожники трудились даже в ночную смену, что для города редкость. По информации "Эфира", оставшиеся километры начнут асфальтировать не раньше лета. Взамен трамвая будет введен дополнительный троллейбусный маршрут. Число экологически чистых троллейбусов, работающих в этой части города, возрастет с 22 до 50. Сюда же добавят 20 маршруток". Единственной проблемой, о которой не упоминает газета, остается перевозка льготников. В оставшихся городских трамваях бесплатный проезд за счет государства сохраняется - в то время как троллейбусы Воронежа арендует фирма из Нижнего Новгорода. О льготах же в маршрутных такси можно прочитать в материале "МК в Воронеже".