Как живет город, в котором стоят все заводы: репортаж ИА REGNUM из Пикалево (Ленобласть)
Пикалево, небольшой городок на востоке Ленинградской области с населением 20 тысяч жителей, в последние недели стал широко известен благодаря остановке всех трех городских предприятий - глиноземного, цементного и химического заводов. Официально уволенных пока не так много, но в связи с тем, что все предприятия стоят, де-факто безработных немало. Все прочие предприятия города - от ЖКХ до магазинов - тоже косвенно зависят от того, работают ли заводы и получают ли рабочие зарплату.
СПРАВКА
Причиной городских проблем стало решение компании
Внешне Пикалево - классический советский рабочий городок, построенный в середине двадцатого века вокруг заводов и для заводов. С высоты двадцать первого века заводы, конечно, выглядят жутковато, но рабочие не жалуются на условия труда - говорят, внутри все более или менее автоматизировано, тепло, работает хорошая столовая. В городке в основном двух-, трех- и четырехэтажные дома в желто-серых тонах, высоток немного, частных домов тоже. В газетных киосках - семена, женские журналы и анекдоты, в книжном магазине - школьные учебники и открытки. Кстати, о школьниках здесь вообще заботятся: во Дворце детского творчества - десятки работающих кружков, от лепки из глины (местная специфика) до культурологии. Заботятся и о спорте: тут и освещенная лыжная трасса, и каток, и ежегодные спартакиады, и гандбол с футболом, и бокс с плаванием. И болеют тут, разумеется, за "
У тротуаров - горки снега, дома увешаны сосульками. И все-таки коммунальные службы пока работают: в домах топят (хотя, по словам местных жителей, прохладнее все-таки стало), проблем с водой, газом и электричеством тоже пока нет. Хотя проблемы могут начаться в любой момент, ведь у глиноземного завода накопились долги местному водоканалу и подразделению "
Нерешенная и явно нерешаемая в ближайшее время проблема - дороги. Они как и везде в России - мягко говоря, неухоженные, грубо говоря - раздолбанные. С транспортной доступностью - так себе: до Питера 250 километров, добраться общественным транспортом можно, но занимает это пять часов, и выезжать надо ночью или на рассвете. В ближайшие городки регулярно ходят автобусы. Большая часть частных машин - отнюдь не "Жигули". Машин много, они есть, вероятно, у каждой или почти у каждой семьи. В последние годы средняя зарплата на крупнейшем в городе глиноземном заводе была 18 тысяч, на цементном заводе - еще больше, средняя по городу - 16. Для маленького городка, где еда - почти единственный источник расходов и квартплата - 1,5 тысячи рублей, это немало. Поэтому многие купили машины в кредит. Сейчас, когда заводы стоят и зарплаты нет, эти кредиты станут одной из первых проблем. Как и кредиты на жилье.
Пикалевская безработица, впрочем, - явление весьма неоднозначное. Значительное число жителей 20-тысячнего городка - по некоторым данным, до 4 тысяч человек - вообще никогда не работали. Жили на пенсии и зарплаты родственников, выращивали овощи на огородах, которых здесь много. Похоже, что город вообще относится к деньгам весьма спокойно - почти полное отсутствие мест, где их было бы необходимо иметь и тратить, а также близость к природе к этому располагает. Оставшиеся без работы жители сейчас занимаются домашними делами и наслаждаются зимним отдыхом. В общем, атмосфера в городе вполне мирная, даже сонная: никаких лозунгов на заборах (кроме непременных), никаких стихийных митингов, ни одна оппозиционная партия не попыталась "возглавить" пикалевское недовольство. Правда, с марта первые уволенные (с цементного завода) перестанут получать среднюю зарплату, которую им платили три месяца, и останутся на пособии по безработице, которое ниже в разы. Вот тогда, считают в профсоюзе глиноземного завода, все поймут, наконец, что случилось. И некоторые предупреждения уже есть: недавно группа местных жителей прислала в администрацию письмо, в котором предупреждала, что скоро в городе начнут громить магазины и автомобили. Впрочем, и в профсоюзе, и в администрации расценивают такие письма как жест отчаяния. Но если ситуация не изменится, недовольство, несомненно, найдет себе выход. Первые кандидаты на объекты приложения этого недовольства - дорогие машины начальства, немногочисленные гастарбайтеры, а также сами предприятия, которые по старой привычке могут начать разбирать по кусочкам. С одной стороны, в маленьком городке все друг друга знают, с другой - не слишком рафинированную местную молодежь это может и не остановить.
Пока собственники пикалевских заводов ведут долгоиграющие переговоры о возобновлении производства, областные и местные власти предлагают жителям другие виды работы. В частности - на заводе "
Местные власти рассчитывают на помощь губернатора - кроме вариантов с рабочими местами, должны быть выделены деньги из бюджета на общественные работы, к которым тоже надеются привлечь местных жителей. В администрации города надеются, что общение губернатора Ленинградской области
Сергей Гуркин, Дмитрий Матвеев