"Единая Абхазия" компенсировала отсутствие программы партии безграничной любовью к президенту и к власти вообще. Но хватит ли одной лишь чиновничьей преданности, чтобы пролонгировать полномочия Сергея Багапш еще на пять лет?

Вряд ли одним только притупившимся чувством такта можно объяснить то, что на следующий день после столь громкого преступления - убийства первого заместителя министра внутренних дел - делегаты съезда "Единой Абхазии", ни словом не обмолвившись о тяжелой криминогенной ситуации в стране, превратили форум в некое тостообразное состояние - с досрочным выдвижением Сергея Багапш на второй президентский срок по озвученной депутатом Владимиром Начач формуле "5+5". Просто искушение сохранить власть весьма велико, и хотя до выборов еще достаточно времени, уже сейчас в "Единой Абхазии" чувствуют необходимость готовиться к ним. Казалось бы, партия власти, тем более та, которая пришла к руководству страны посредством демократических выборов, просто обречена за год до президентских выборов представить на своем съезде, помимо подробного отчета о проделанной работе, дальнейшую программу действий, базирующуюся на серьезном анализе сложившейся внутри страны и за ее пределами ситуации. Ведь должно быть понимание: выборы в абхазских условиях - вещь не всегда предсказуемая.

Но вместо анализа был предложен набор ничем не обязывающих тезисов, удобных фактов и цифр, иногда не совсем точных. Вот, допустим, новоизбранный председатель партии Даур Тарба, не без гордости говоря о размере государственного бюджета на этот год, долю запланированных доходов за счет собственных ресурсов как-то между прочим округлил с 1,5 миллиардов до "почти 2 миллиардов", хотя перед этим с точностью до запятой - 447,5 млн. рублей назвал параметры бюджета за 2004 год. При этом, учитывая, что мировой финансовый кризис еще никто не отменял, а он по оценкам экспертов полностью накроет собой 2009 год, нет никаких гарантий, что взятые обязательства не превратятся в декларацию благих пожеланий. Ведь до сих пор не совсем ясно, за счет каких ресурсов мы ждем серьезного экономического скачка. При полном отсутствии реформ, когда промышленность и сельское хозяйство находятся в глубоком кризисе, при той необузданной коррупции, от которой фонит в коридорах власти, добиться результата лишь за счет одной оптимизации налогооблагаемой базы - это достаточно смелый прогноз. Между тем, на съезде никто так и не обмолвился о крайне неудобных тенденциях, которые идут по возрастающей, к примеру, о балансе внешнеторгового сальдо. Тут ситуация действительно аховая - импорт превалирует над экспортом в восемь раз. И как результат, когда нет экономики, как таковой, единственным ликвидным товаром, способным принести доход, остается земля, которая по закону не подлежит продаже, тем не менее, это не секрет, ее активно продают как люди из власти, так и простые граждане в зависимости от того, кто каким ресурсом владеет. Плоды этого активного бизнеса видны не вооруженным глазом - от большинства лимузинов, заполонивших наши улицы, за версту несет землей. Тенденция такова, что мы становимся по своим повадкам похожи на индейцев, в свое время разменявших Манхеттен на груду бус и ящик рома.

Другая проблема - на одного работающего в реальном секторе экономики приходится в среднем пять бюджетников, из которых больше половины приходится на долю бюрократического аппарата. Каково это не вставшему на ноги бизнесу кормить такую ватагу чиновников? Размышлений по этому поводу на съезде не было.

Сейчас в качестве главного социально-экономического козыря успешного правления Сергея Багапш называют ремонтирующиеся дороги, школы, больницы, но при этом опять же забывают уточнить, что делается это на средства, выделенные Россией. Нынешнее поведение власти - словно ренессанс тех порядков, которые, казалось бы, безвозвратно должны были остаться в советском прошлом. Вместо того, чтобы думать, как научиться самим заработать, мы заняты тем, как достать. Дадут деньги в Москве - отстроим школу, не дадут - отложим на следующий раз, то есть, когда дадут.

Российская дотация, при полной нашей экономической несостоятельности, становится главным источником абхазского благосостояния. После признания нашей независимости и вовсе просматривается безграничная уверенность, что беспокойство за нашу независимость нужно всецело возложить на Россию, будто это дело нас теперь не касается. В этом аспекте мы настолько умыли руки, что считаем вполне нормальным явлением, когда все силовые структуры, в том числе и спецслужбы, с нескрываемым облегчением полностью готовы перевестись на довольствие хоть и очень дружественного нам, но иностранного государства. Между тем, развивающееся иждивенчество приводит к ситуациям, подобным той, что сложилась на Ингур ГЭС. Когда власть говорит, что не была в курсе о планах создания совместного российско-грузинского управления над единственным источником, питающим Абхазию электроэнергией, это весьма тревожный сигнал, сообщающий о слабости наших позиций. Ведь, если мы находимся на содержании, то почему тот, кто дает деньги, не может за нас решать? Это ведь вполне логично.

Любая попытка со стороны обратить внимание власти на складывающуюся ситуацию воспринимается, как злопыхательство, и при этом проплаченное. ""Единая Абхазия" и впредь остается последовательным сторонником власти в ее позитивной деятельности. Однако это вовсе не означает, что мы не будем замечать недостатки, проблемы, дистанцироваться от их решений, снимая с себя ответственность. В этой связи мы вновь подтверждаем готовность к плодотворному сотрудничеству со всеми общественными, политическими и гражданскими структурами страны в вопросах конструктивной критики власти, предъявления ей претензий, предложений и требований, направленных на удовлетворение законных интересов граждан Абхазии и укрепление государства. В то же время, мы не сможем взаимодействовать с политическими партиями и движениями, которые созданы не на основе идейного единства, а по принципу наемных работников, клюнувших на возможность заработать деньги, и призрачную перспективу карьерного роста", - говорит в своем докладе Даур Тарба. Формально лидер "Единой Абхазии" сообщает, что власть готова к диалогу с конструктивными силами, но на деле же, если посмотреть, кто может подходить под эту формулу, выясняется, что вот этот "конструктивизм" можно искать только в коридорах самой власти. Ведь оппозиционные "Форум народного единства" и общественная организация ветеранов войны "Аруаа" вкупе с негосударственными СМИ изначально были "неконструктивными", а более умеренную Партию экономического развития Абхазии (ЭРА), как только в ней руководство страны почувствовало опасность, тоже внесли в этот список. При этом довольно странными звучат призывы выступавших на форуме "Единой Абхазии" о необходимости единства народа. Одно дело, когда ты сумел объединить чиновничество, другое - распространить эту тенденцию единения на весь остальной народ. Но как это сделать, коль сама партия власти открещивается от какого-либо диалога с другими силами?

Нынешняя ситуация до боли напоминает начало 2004 года. Тогда в прежней власти, ошибочно уверовавшей в свою непотопляемость, так же, как и у нынешних власть имущих, присутствовали шапкозакидательские настроения. И тогда казалось, и сейчас кажется, что оппозиционные силы слабы, они разрознены и не готовы к объединению. Кроме того, как тогда, так и сейчас душу власти греет поддержка Москвы. Но если, кто не забыл, ближе к выборам 2004 года тогдашняя оппозиция смогла найти главную точку соприкосновения - сменить, во что бы то ни стало, власть и, объединившись на этой основе, выиграла выборы даже при том давлении, которое пытался оказать Кремль на исход голосования. Сейчас наверняка Москва в преддверие новых выборов уже сделала свои определенные выводы из тех допущенных ею в 2004 году ошибок, и вряд ли будет, как бы этого ни хотелось команде Багапш, наступать на одни и те же грабли - делать ставку на одного кандидата. Кремль, скорее всего, тихо поддержит всех без исключения кандидатов по принципу не класть все яйца в одну корзину, так спокойнее. Ведь в реальности нет ни одного политического игрока в Абхазии, который априори не смог бы найти общий язык с Москвой.

С другой стороны, вполне реально, что, помимо двух оппозиционных сил в лице Беслана Бутба и Рауля Хаджимба, способных объединить свои усилия против нынешней власти, данная конфигурация ближе к новым президентским выборам вполне может быть расширена и за счет других влиятельных игроков, которые, как ни странно, сейчас находятся в самой власти. Допустим, нынешний секретарь Совета безопасности Станислав Лакоба давно воспринимается командой Багапш неким инородным телом. При этом, в отличие от многих своих коллег, он не только не растворил свою популярность в мещанском накоплении активов, но и остался достаточно независимой и самодостаточной политической единицей. Другим возможным кандидатом на вхождение в коалицию, как бы это фантастически ни звучало, может стать нынешний премьер-министр Александр Анкваб. У него тоже есть проблемы, ведь весь оставшийся лояльный к нынешней власти электорат собран под знаменами "Единой Абхазии", и, естественно, он - этот электорат, будет работать исключительно на одну фигуру - нынешнего президента Сергея Багапш, и в этом контексте будущее оставшегося без политической опоры Анкваба, у которого полно недоброжелателей в системе партии власти, остается весьма туманным. И в этой связи нынешний премьер вполне способен удивить Сергея Багапш и уйти в противоположный лагерь. Так что варианты создания антибагапшского фронта весьма разнообразны, и здесь у власти есть над чем подумать.

Есть еще один аспект, который должен отрезвить сторонников нынешнего президента от шапкозакидательских настроений. Абхазский народ, конечно же, уважает своих лидеров, но если "накипит", его невозможно загипнотизировать былыми достижениями того или иного политика. Несмотря на безграничные заслуги первого президента Владислава Ардзинба, стоявшего во главе народа в самый тяжелый период абхазской современной истории, тем не менее, в 2004 году накопленного в войну авторитета не хватило, чтобы в дальнейшем пролонгировать свою власть в лице Рауля Хаджимба. Как бы ни старалась нынешняя команда Сергея Багапш за счет того, что произошло 26 августа прошлого года, приравнять значимость двух событий - с одной стороны победу в войне, а с другой - признание независимости Абхазии Россией и Никарагуа, а заодно двух этих фигур - Ардзинба и Багапша, все понимают искусственность такого сравнения. Если для Владислава Ардзинба кредит доверия народа оказался с ограничителем, то у Сергея Багапш, как бы его ни воспевала и не успокаивала свита, этот ресурс еще больше ограничен.

Президенту Сергею Багапш есть над чем задуматься. Весь вопрос, готов ли он к этому?

Инал Хашиг - главный редактор газеты "Чегемская правда"