Может ли "погромная солидарность Прибалтики" докатиться до Калининграда?: мнения экспертов
Стихийные политические события в Риге и Вильнюсе продемонстрировали известную балтийскую сплоченность, к которой гипотетически может примкнуть соседняя с Литвой Калининградская область. Есть ли в самом западном регионе России предпосылки для "продолжения погрома" на фоне развивающегося экономического кризиса и оторванности от метрополии? С таким вопросом корреспондент ИА REGNUM обратился к калининградским политикам и экспертам.
Депутат Калининградской областной Думы, президент общественного фонда "Региональная политика"
- Надеюсь, что не будет погромов, поскольку у жителей Калининградской области несколько иной менталитет, чем у граждан Прибалтики. Вообще, такие вещи происходят тогда, когда люди не достигают какого-то дна в своей жизни, а рассчитывают на то, что им будет лучше. Эти погромы не от бедности, а от несбывшихся социальных надежд. В Калининграде самих надежд на лучшее еще просто нет.
Доцент кафедры философии и культурологии Российского государственного университета имени Канта
- В ближайшее время, думаю, активных действий в Калининграде ожидать не придется. В Литве все было формально разрешено, власти дали участникам акции собраться. В Калининграде не дадут. У нас не работает система "выпуска пара". В Вильнюсе я часто бываю, сейчас слежу за событиями. Вот вчера узнал, что разбомбили мою кафешку, которая находится рядом с библиотекой.
Председатель Калининградской областной Думы, секретарь региональной организации партии "Единая Россия"
- Накануне в Москве состоялась встреча первого заметителя главы администрации президента Владислава Суркова с региональными секретарями отделений "Единой России". Обсуждалась ситуация, которая сложилась в стране. Ситуация не простая. Но никакой паники нет, все по плану. Калининград хвалили. Хвалил и Жуков, и Сурков очень хорошо отозвался. Главный предмет этого позитива - что партийное руководство в регионе своевременно секвестировали бюджет Калининградской области [в декабре 2008 года расходная часть облбюджета была сокращена на 7 млрд рублей. - ИА REGNUM]. Также отметили работу с автоперегонщиками, которые оказались в непростой ситуации [речь идет о многочисленных акциях протеста в самом западном регионе в связи с повышением ввозных пошлин на иномарки. - ИА REGNUM]. Отметили, что в регионе есть диалог и динамика.
Депутат Калининградской областной Думы, председатель регионального отделения
- Думаю, что невозможно. У нас, россиян, как таковое чувство солидарности пока еще развилось. А оторванность Калининграда от России на менталитете русского народа не сказывается. Русский он и во Владивостоке, и в Калининграде, и в Швейцарии. Российский народ, по моему мнению, может выйти на улицу, когда лично его допекут собственные власти. Судя по тому, как развиваются события, как растут ценники в продовольственных магазинах, протестные выступления не исключаю, правда, не в ближайшее время.
Депутат Калининградской областной Думы, бывший лидер калининградского отделения
- Думаю, это исключено. Во-первых, в Калининградской области на 700 тысяч активного населения приходится огромная армия людей в погонах. Это сотрудники милиции, таможенных органов, прокурорские работники, контингент
Председатель калининградской общественной организации "Наш город" Михаил Костяев:
- Если калининградские власти не будут предпринимать мер для снятия напряженности в регионе, то у нас такое возможно. Приведу последний пример. Мы пытались подать заявку на 1 февраля на проведение акции протеста против безработицы, так чиновники администрации Калининграда просто отказываются ее принимать без объяснения причин. Тем самым сознательно подталкивают нас на противозаконные меры. Ведь проблема безработицы не рассосется, если митинг отменят.
Председатель запрещенной общественно-политической организации Калининградской области
- Погромная солидарность перетечь в Калининград не может, поскольку в странах Прибалтики уже возникли гражданские общества. И проявление этих событий как раз одно из действий гражданских обществ. В Калининградской же области, как и в целом по России, гражданского общества не возникло, а есть просто население. У нас - "политическая неопределенность". Именно такая формулировка стоит в решении