На вопросы ИА REGNUM отвечает исполнительный директор национального рейтингового агентства AmRating/GlobalRating Эммануил Мкртчян

ИА REGNUM: Какими инструментами поддерживается высокий курс армянского драма?

В общем и целом, курс армянского драма давно находится в свободном парении, то есть валютная политика государства базируется на концепции плавающего курса, систематически корректирующегося со стороны денежных властей во избежание спекулятивных всплесков посредством драмовых или валютных интервенций с целью достижения равновесия спроса и предложения. В более широком аспекте эта политическая линия, то есть взятая на вооружение ЦБ Армении концепция плавающего курса, о эффективности которой спорят не только в Армении, но и, поверьте, во многих странах мира, направлена на цели обуздания инфляции. Она предполагает применение столь же не бесспорной модели денежно-кредитной политики - таргетирования инфляции, то есть, кратко говоря, предполагает воздействие на цены посредством регулирования процентных ставок через передаточные механизмы экономики. Эти модели, даже при недостаточной работе передаточных механизмов при низком уровне монетизации экономики, применяются при кризисных явлениях, в условиях серьезных неблагоприятных макроэкономических "нестыковках", в нашем случае, при низком уровне производства, значительном и постоянно растущем торговом дефицитном дисбалансе, усугубленном колоссальным трансфертным давлением на экономику. Сегодня можно с достаточной степенью оснований говорить о том, что любая иная линия поведения денежных властей, будь то жестко фиксированный курс или привязка драма к бивалютной корзине, добавила бы нашей экономике, и без того давно переживающей вялотекущий системный кризис, еще большую головную боль, чем трансферты, ставшие настоящим бичом экономики. А именно высокую внутреннюю инфляцию, сопровождаемую перманентным дефицитом резервов, необходимых для поддержания равновесного стабильного курса и несравнимо высоким уровнем процентных ставок, приводящих к замедлению роста экономики, независимо от основных источников этого роста.

Столь небольшой экскурс в состояние дел необходим для понимания текущей ситуации на денежном рынке. Центробанк сегодня, активно вмешиваясь в эту ситуацию долларовыми интервенциями, пытается в меру своих возможностей с одной стороны умерить аппетиты спекулянтов, готовых хорошо заработать на фоне "российского падения" и паники, а с другой - показать участникам рынка и населению, что будет придерживаться консервативных позиций и не даст повода к инфляционным ожиданиям даже в это нелегкое время. По всей вероятности, и в условиях мирового кризиса, который частично и косвенно, посредством стран-доноров и партнеров, затронет и нас, ЦБ будет проводить ту же плавающую курсовую политику, но при иных скоростях, нежели при ревальвации. Драм будет опускаться постепенно до уровня равновесия, или не будет дешеветь вовсе в случае, если Армения получит из-за рубежа планируемые, колоссальные в нашем случае "антикризисные" ресурсы. Переговоры идут и, несомненно, эти ресурсы или как минимум половина из них, а тут, насколько я знаю, речь идет о миллиарде и более долларов, будут найдены. С другой стороны, если уж говорить о мировых тенденциях, то укрепление доллара - это не факт до тех пор, пока, как минимум, не начнут расти цены на нефть.

ИА REGNUM: Кому выгоден дорогой драм в Армении?

Частично я ответил на ваш вопрос с макроэкономической точки зрения. Ну а то, что продолжавшийся уже несколько лет процесс его укрепления был выгоден импортерам - несомненно, это азбука, и об этом немало говорилось. Собственно выбор у денежных властей до мирового кризиса был небольшой. Учитывая слабую структуру экономики, многочисленные риски, связанные с так называемой "расширительной" инфляционной моделью, правительство и денежные власти предпочли иную - сдерживающую. В любом случае, как я отмечал выше, курсовая политика второстепенна, она производна от состояния дел в реальной экономике. А тут нам не позавидуешь.

ИА REGNUM: Тогда почему же сегодня, когда многие страны идут по пути плавной девальвации, власти Армении действуют обратным образом - к чему это может привести в итоге?

Говоря о многих странах, в первую очередь приводят в пример Россию и Украину. Если они не отпустят, хотя бы частично, временно, свои национальные валюты, они через полгода - год, в условиях низких цен на нефть, лишатся золотовалютных запасов и сядут на мель. Нам это не грозит, мы не интегрированы в мировую кредитно-финансовую систему и кризис по нам катком не прошелся. Напротив, низкие цены на нефть, иные товары, подстегнут производительность экономики, особенно производственного сектора. Государству надо лишь не мешать этому, содействовать процессу перераспределения трудовых ресурсов, процессам импортозамещения и роста экспортного потенциала с помощью умеренной расширительной денежной политикой. Что, собственно, уже происходит в купе с задействованием законодательных рычагов, направленных на существенное снижение налогового бремени и значительное облегчение таможенного администрирования. Нужно, конечно же, усилить борьбу с коррупцией, с монополизацией рынков и т.д., эти вопросы, надо надеяться, войдут во второй эшелон насущных задач.

ИА REGNUM: Сколько в реальности стоит драм?

Мир отошел от золотого стандарта давно и драм стоит столько, сколько за него дают долларов, евро, рублей и фунтов в условиях, конечно же, относительного равновесия, на уровень которого влияет множество объективных (экономика) и субъективных (ожидания) факторов. В Армении отсутствует рынок валютных фьючерсов, чтобы можно было бы хотя бы ориентироваться по нему с точки зрения настроений и ожиданий.

ИА REGNUM: Каким образом на курс нацвалюты скажется неминуемое падение уровня частных трансфертов и простой экспортоориентированных предприятий?

При всех равных условиях - курс национальной валюты может начать постепенно слабеть прямо пропорционально уменьшению объемов трансфертов. Главное, что отсутствие валютной выручки и снижение налоговых отчислений наших горно-металлургических компаний будет до поры до времени компенсироваться государством. Некоторое снижение платежеспособного спроса с одной стороны будет иметь негативное воздействие на показатели экономического роста, но с другой - станут фактором сдерживания инфляции и стимулом для развития бизнеса. Прогнозы - вещь неблагодарная, тем более, что, образно говоря, для "спасения армянской экономики" от последствий мирового кризиса нужны не такие уж большие ресурсы. Многое будет зависеть от их количества и качества применения.