Нефть, ГУАМ и Карабах: МИД Азербайджана отчитался за 2008 год
В течение 2008 года Азербайджан успешно продолжал курс своей внешней политики, направленный на содействие устойчивому развитию страны и защите прав граждан. Об этом, как передает ИА REGNUM, говорится в сообщении Министерства иностранных дел, посвященном итогам прошедшего года. Далее в документе указано:
В истекшем году МИД Азербайджанской Республики продолжало осуществлять последовательную деятельность по урегулированию вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном на основе соблюдения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности международно-признанных границ Азербайджана. Вооруженный конфликт в Южной Осетии (Грузия) ярко продемонстрировал хрупкость ситуации на Южном Кавказе и опасность состояния "ни войны, ни мира". Августовские события показали всю пагубность игнорирования основополагающих универсальных международно-правовых норм и принципов, и дали новый импульс международным усилиям по урегулированию конфликтов в регионе. Именно на фоне последствий этих событий интенсифицировался переговорный процесс в рамках Минской группы
По инициативе Российской Федерации 2 ноября состоялась трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Армении и России, результатом которой стало подписание президентами Московской Декларации. В документе выражено стремление способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов. Обе стороны конфликта и российский посредник согласились, что урегулирование конфликта создаст основы для экономического сотрудничества между сторонами.
Продолжалась работа по консолидации позиции международного сообщества по урегулированию карабахского конфликта и ликвидации его последствий. 14 марта на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята выдвинутая Азербайджаном резолюция, "заявляющая о неизменности уважения суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики в пределах ее международно-признанных границ, требующая немедленного, полного и безоговорочного вывода армянских сил со всех оккупированных территорий, подтверждающая неотъемлемое право изгнанного с этих территорий населения на возвращение в свои дома и подчёркивающая, что ни одно государство не должно признавать законной ситуацию, сложившуюся в результате оккупации. Очень важно отметить пункт этого документа, указывающий на необходимость обеспечения безопасных и равных условий жизни армянской и азербайджанской общин нагорно-карабахского региона для создания в нем эффективной демократической системы самоуправления в рамках Азербайджанской Республики, что соответствует положениям лиссабонских принципов ОБСЕ относительно рамок будущего статуса региона и гарантий безопасности всего его населения".
На Саммите
В рамках очередного заседания Совета министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, которое прошло в Хельсинки 4-5 декабря, было принято заявление, отмечающее конструктивные итоги ноябрьской встречи в Москве трех президентов и призывающее стороны карабахского конфликта к интенсификации переговоров в соответствии с положениями Московской Декларации. Абсолютное большинство государств-членов ОБСЕ в своих выступлениях на заседании подчеркнули важность соблюдения принципа территориальной целостности.
15-16 апреля Министерством иностранных дел Азербайджанской Республики была организована и проведена в Баку международная конференция "Принципиальные основы урегулирования конфликтов на территориях государств
Интеграционные связи с Европейским Союзом развивались в рамках реализации Плана действий в контексте Политики европейского соседства и участия в таких программах как "Twinning" и "TAIEX". Процесс укрепления партнерства и дальнейшего сближения с Европейским Союзом получил дополнительный импульс с выдвижением инициативы Восточного Партнерства. Инициатива создает условия для углубления торгово-экономических, политических и гуманитарных связей путем заключения новых ассоциативных договоров, включая договор о свободной торговле, а также о взаимном облегчении визового режима. Успешно продвигалось сотрудничество с НАТО по вопросам региональной и энергетической безопасности, борьбы с терроризмом, нераспространения оружия массового уничтожения, незаконного оборота наркотиков и торговли людьми, охраны границ, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, реформы в сфере безопасности и в других областях. В марте был принят второй документ по Индивидуальному плану действий партнерства (IPAP), открывший следующую фазу реализации IPAP и предусматривающий углубление политического диалога с НАТО, осуществление реформ в области обороны и безопасности и сотрудничество в сфере науки и общественной дипломатии.
Особое внимание уделялось экономической составляющей внешней политики Азербайджана, реализации задач по повышению конкурентоспособности, влияния и роли Азербайджана в глобальных и региональных экономических интеграционных процессах, защите экономических интересов государства и его граждан за пределами страны, обеспечению энергетической безопасности Азербайджана, продвижению транснациональных энергетических и транспортных проектов с его участием и закреплению за ним ключевой позиции в региональных инфраструктурных связях.
Значительные усилия были сконцентрированы на расширении и углублении сотрудничества в рамках организации "За демократию и экономическое развитие - ГУАМ". В качестве председательствующего в этой организации Азербайджан провел ряд важных мероприятий, в том числе международные конференции "ГУАМ-Транзит" и "Стратегия развития ГУАМ", продолжал активно и целенеправленно продвигать стратегию развития транспортного коридора ГУАМ в трансрегиональном и Евроазиатском масштабе.
В рамках расширенного диалога в сфере энергетики, 14 ноября в Баку состоялся Энергетический саммит. По итогам встречи на высшем уровне была принята Декларация, в которой подчеркнута важность продолжения политики, направленной на диверсификацию путей поставок нефти и газа из Каспийского бассейна на мировые и европейские рынки. В Декларации участники саммита выразили поддержку реализации проектов по созданию многовекторной инфраструктуры транспортировки и транзита азербайджанского природного газа на региональные и европейские рынки для наиболее полного удовлетворения потребности государств-участников.
На состоявшихся 8-9 сентября в Баку конференции "Нефтяной и газовый потенциал Азербайджана и Туркменистана: стратегия энергетического, экономического и экологического сотрудничества" и 29 ноября в Туркменистане трехсторонней встрече президентов Азербайджана, Турции и Туркменистана обсуждались вопросы расширения сотрудничества в энергетической сфере. Инвестиционные энергетические проекты в Грузии и Турции, в частности открытие 16 мая в грузинском населенном пункте Кулеви черноморского нефтяного терминала Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики и начало детальной разработки проекта строительства нефтеперерабатывающего завода в Джейхане, укрепили позиции Азербайджана на региональном энергетическом рынке.
Продолжалась работа с заинтересованными странами по развитию транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг". В рамках реализации проекта строительства железной дороги
3 декабря в Баку прошла юбилейная конференция министров транспорта государств, участвующих в проекте Международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), посвящённая 10-летнему юбилею Международной конференции по восстановлению исторического Шелкового пути. На мероприятии были обсуждены вопросы, связанные с продлением транспортного коридора, присоединением к этому проекту других соседних государств, расширением и перспективами сотрудничества между странами-участниками проекта.
В течение года Азербайджан активно участвовал в работе ООН и ее специализированных учреждений, вносил свой вклад в процесс осуществления Целей развития тысячелетия, поддерживал усилия стран-членов ООН, направленные на повышение центральной роли этой универсальной организации в обеспечении международного мира и безопасности.
Азербайджан внёс важный вклад в деятельность вспомогательных органов ООН, в частности акцентируя внимание на вопросах, связанных с нарушением норм и принципов международного гуманитарного права. По инициативе Азербайджана на очередных сессиях Совета по правам человека и Комиссии по положению женщин были приняты резолюции, соответственно, "Пропавшие без вести лица" и "Освобождение женщин и детей, захваченных в качестве заложников, включая тех, кто впоследствии подвергся тюремному заключению, в ходе вооруженных конфликтов".
В центре внимания находилась работа по обеспечению лучшей представленности Азербайджана в выборных структурах международных организаций. Так, в уходящем году Азербайджан был избран в Консультативный комитет Совета по правам человека, Административный совет Всемирного почтового союза и Совет по почтовой эксплуатации.
Азербайджан активизировал свою деятельность в Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Началась подготовка к председательствованию Азербайджана в ОЧЭС в 2009 году.
Важная роль Азербайджана, накопленный страной опыт и принципиальное отношение к вопросам транспарентности в добывающих отраслях промышленности стали основой выдвижения Азербайджаном на 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН проекта резолюции "Повышение транспарентности в промышленности", которая была принята единогласно. Резолюция явилась важным шагом в направлении придания международной законности инициативе по транспарентности в добывающей промышленности и создания правового механизма для обеспечения честности, прозрачности и подотчетности в этой области.
Азербайджан принял активное участие в третьей встрече Министров иностранных дел Совещания по мерам взаимодействия и доверия в Азии, закрепил свою координирующую роль в осуществлении мер доверия по безопасности и эффективности транспортных коридоров.
Азербайджан, будучи составной частью исламского мира, продолжал развивать тесное сотрудничество с Организацией
В числе инициатив, которые Азербайджан выдвинул в уходящем году в области развития диалога между цивилизациями, следует отметить проведенный 10-11 июня в Баку форум "Расширение роли женщин в межкультурном диалоге". Важным событием в этой области также явилась организованная 2-3 декабря в Баку Конференция министров культуры государств-членов
Поддержание процессов демократизации в стране, в частности дальнейшего развития институтов гражданского общества, обеспечения защиты прав и основных свобод граждан, повышения эффективности государственного управления и другие вопросы были в центре внимания сотрудничества Азербайджана с Советом Европы, его Парламентской Ассамблеей, ОБСЕ/
Было продолжено развитие двухсторонней дипломатии. Визиты президента
Последовательно расширялось дипломатическое присутствие Азербайджана в зарубежных странах, открывшего в этом году посольство в Сирии, а также офис в Афганистане. В свою очередь, в текущем году Таджикистан, Туркменистан, Венгрия и
Наиболее успешному, эффективному и системному решению задач, стоящих перед Министерством иностранных дел Азербайджанской Республики, способствовало дальнейшее совершенствование его взаимодействия c другими министерствами и ведомствами, органами представительной власти, академическими центрами, средствами массовой информации, национальными неправительственными организациями и объединениями соотечественников за рубежом. В заключение в сообщении говорится о том, что "совокупный вклад широкого ряда структур государственной власти Азербайджана и его гражданского общества в продвижение внешнеполитических интересов и рост международного авторитета страны в 2008 году".