Об итогах уходящего года в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев.

ИА REGNUM: Чем запомнился уходящий год?

Уходящий 2008 год для Южной Осетии был и сложным и знаменательным. Сложным в том плане, что в августе этого года мы испытали на себе очередную военную агрессию со стороны Грузии, пожалуй, самую жестокую, по сравнению со всеми предыдущими. В то же время этот год, для нашего народа очень запоминающийся в том плане, что осуществилась его вековая мечта - в этом году мы получили признание нашего государства. 18 лет народ Южной Осетии добивался, чтобы государство, которое он создал, было признано. И в августе мы получили признание со стороны Российской Федерации. То есть нашу республику признало самое большое государство в мире. Для нас это очень важно и знаменательно, в том плане, что народ Южной Осетии всегда был ориентирован на Россию. Мы строили и продолжаем строить с РФ самые теплые и добрососедские отношения и поэтому для нас это признание было более чем важным.

ИА REGNUM: Какую работу проделало ваше ведомство в 2008 году?

МИД РЮО до августа текущего года неоднократно обращало внимание международного сообщества на то обострение ситуации вокруг Южной Осетии, которое наблюдалось со стороны Грузии. В течение более чем полугода мы указывали на военные приготовления, военную риторику, акты терроризма, которые осуществляли грузинские спецслужбы против Южной Осетии. К сожалению, западные страны и международные организации голос Южной Осетии не услышали, в противном случае, может быть, эта агрессия не совершилась бы. После августовских событий МИД Южной Осетии делает все, чтобы вслед за Россией признание Южной Осетии последовало со стороны других государств. Как известно, мы имеем признание со стороны Никарагуа и, думаю, что примеру России последуют и другие государства. В то же время мы не собираемся замыкаться в собственной среде. Мы ищем пути взаимодействия как с отдельными странами, так и с международными организациями. Мы активно участвуем в проводимых в Женеве дискуссиях, которые проводятся в соответствии с планом Медведева - Саркози по обеспечению безопасности Южной Осетии и Абхазии. Мы используем трибуну этих дискуссий, чтобы довести до международного сообщества позицию Южной Осетии. А эта позиция состоит в том, что мы готовы к равноправному добрососедскому сосуществованию со всеми странами как региона, так и всего международного сообщества.

Сегодня перед МИД стоят большие задачи. В частности, у нас установлены дипломатические отношения с РФ. В ближайшее время начнут свою работу посольства РФ в Южной Осетии и посольство Южной Осетии в РФ. И в этом направлении нам тоже предстоит большая работа. В то же время мы с августа начали налаживать новые отношения с международными организациями. В частности, мы поставили вопрос, что если международные организации будут открывать свои представительства в нашей республике, то это должны быть представительства этих организаций непосредственно в Южной Осетии. То есть не филиалы этих организаций в Грузии, как это было до сих пор. В этом плане мы передали ОБСЕ предложение, где мы предлагаем открыть непосредственно в Южной Осетии миссию ОБСЕ, заключить меморандум о сотрудничестве с руководством Южной Осетии.

ИА REGNUM: Какие планы не удалось осуществить?

Хотелось, конечно, сделать очень многое. Во-первых, наше ведомство, которое существует с 1992 года, получило в начале 2008 года большие материально-технические возможности для нормальной работы, но, к сожалению, в первую же ночь августовской агрессии, здание, в котором располагалось МИД, было полностью сожжено. Все материально-техническое имущество было уничтожено и нам приходится все это восстанавливать. Мы потеряли многое, что было наработано. Мы надеялись, что в текущем году нас признает больше государств, но, к сожалению, многие государства пока, видимо, думают. Может быть, это в какой-то степени недоработка нашей внешней политики - в этом направлении мы также будем активно работать.