Изменение Конституции - неограниченный срок для президента

Пленум Конституционного суда рассмотрел проекта Акта референдума "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Азербайджана", представленного в КС парламентом для правовой экспертизы, - сообщает ИА "Туран". Что касается Акта референдума "О внесении изменений и дополнений в Конституцию", то он предполагает 41 изменение и дополнение в 29 статей Конституции.

19 декабря 2008 года Милли Меджлис (парламент) направил в КС поправки в Конституцию для получения комментария. Основным пунктом проекта Акта референдума является изъятие из Конституции пункта 101.5, который ограничивает избрание президентом одного лица не более двух раз (ИА "Тренд"). Кроме того, проектом предусматривается, что полномочия президента и парламента с решения Конституционного суда продлеваются при отсутствии возможности проведения выборов в условиях войны. Статью 17 Конституции предусматривается дополнить несколькими пунктами, где отмечается, что дети, не имеющие родителей и опекунов, находятся под государственной опекой, запрещается привлечение детей к опасной для их здоровья деятельности, запрещается брать на работу детей, не достигших 15 лет, также указывается, что государство контролирует соблюдение прав детей. Согласно дополнениям к статье 32, никто не может подвергаться слежке, видео- и и фотосъемкам, записи голоса и другим действиям без его разрешения, за исключением предусмотренных законодательством случаев. Кроме того, каждый, за исключением предусмотренных законодательством случаев, может ознакомиться с собранными о нем незаконным путем материалами, а также имеет право потребовать внесения изменений или ликвидации таких сведений, не соответствующих действительности, либо неполной информации. В предусматривающихся к статье 50 дополнениях отмечается, что каждому обеспечивается право опровергать или отвечать на опубликованные в СМИ сведения, нарушающие его права и наносящие его интересам вред.

"Зеркало" пишет: "Чтобы "разобраться" с Конституцией КС потребовалось менее двух часов. И это несмотря на то, что многие правоведы, средства массовой информации утверждали, что дополнения в статью 32 Конституции в предложенной редакции в конечном счете могут быть использованы для ограничения свободы слова, права граждан на получение информации и применения предварительной цензуры. Но наш Конституционный суд даже не захотел выслушать альтернативную точку зрения. Для него было более чем достаточно позиции представителей правящей партии. Вообще-то вряд ли стоит чему-то удивляться. Ведь среди членов нашего Конституционного суда есть и бывший министр юстиции, которая в свое время публично заявляла, что "демократию надо душить в зародыше". И душили буквально перед зданием Конституционного суда, разгоняя пикет оппозиции, протестующей против предложенных правящей партией поправок".

Как сообщает ИА АПА, заведующий общественно-политическим отделом исполнительного аппарата президента Али Гасанов в это же время, комментируя акцию протеста оппозиции, убеждал журналистов в том, что в Азербайджане "каждый имеет право протестовать против конституционных реформ": "Это естественно. Пусть протестуют". Али Гасанов подчеркнул, что, сколько в стране политических партий, столько же и мнений: "Есть общественная инициатива о конституционной реформе. С инициативой выступила группа депутатов, и эта инициатива была поддержана. А нужны эти изменения Азербайджану или нет - решит народ. Каждый имеет право как поддерживать эти изменения, так и протестовать против них".

Вынесение вопроса проведения референдума по отмене конституционных ограничений сроков президентства явилось итогом давнего обсуждения этой темы в нашем обществе, сказал депутат Милли Меджлиса Айдын Мирзазаде (1news.az). "Правящая партия просто вынесла на обсуждение в парламент то, что уже давно интересует широкие слои общества ", - сказал депутат. "Я считаю, что нужно снять ограничение, которое не позволяет способному и энергичному президенту, имеющему широкую поддержку общества, избираться более двух раз. Ограничения в этом плане хороши для стран с устоявшимся демократическим развитием и стабильностью, но, учитывая геополитическое положение Азербайджана, наличие неурегулированного нагорно-карабахского конфликта, требуется расширение возможностей главы государства. Что касается возможного риска превращения Азербайджана в будущем в авторитарное государство, то напомню, что Конституция - не догма, и в нее всегда можно внести изменения, соответствующие вызовам времени", - завершил Айдын Мирзазаде.

"Не исключено, что правящая элита одним махом уже сегодня желает закрыть вопрос о формуле обеспечения преемственности власти к 2013 году. Ведь "открытость" данного вопроса порождает в умах размышления по поводу возможных различных вариантов обеспечения этой самой преемственности власти, что может вызвать разброд в самой правящей элите. Ну, например, кто-то может предложить воспользоваться российским вариантом обеспечения преемственности и начнется жесткая борьба за "вакантное место". А это, безусловно, нежелательно. Проблем же и без этого будет предостаточно...", - пишет "Зеркало".

Так как акции протеста внутри страны не дают никакого результата, оппозиционные партии и правозащитники обращаются в международные организации. Правозащитник, член Мониторинговой группы правозащитных организаций, директор Бюро по правам человека и соблюдению законности Саида Годжаманлы подписалась под обращением в международные организации с просьбой не допустить узаконивания отмены указанных конституционных ограничений. Как передает ИА "Новости-Азербайджан", Саида Годжаманлы сообщила, что на зимней сессии ПАСЕ этот вопрос будет обязательно поднят, или, как минимум, об этом будет сказано в негативном контексте. "Наша страна все время декларирует свою приверженность западным идеалам демократии, акцентирует намерение интегрироваться в Европу. И в то же время руководство страны фактически показывает, что у нас нет ничего от европейской демократии. Мы все больше скатываемся на другую сторону Каспийского моря и становимся похожими на Туркмению", - отметила она.

"Зеркало" отмечает: "Уж очень хотелось бы верить в искренность наших правозащитников. Однако как-то не получается. Ведь буквально несколько месяцев назад эти правозащитники из Мониторинговой группы правозащитных организаций утверждали, что после внесения изменений в соответствующий закон в Азербайджане обеспечивается право граждан на свободу собраний. Создается впечатление, что общество в целом и его активная часть, в частности, предпочитают приспособиться к ситуации. Скорее всего, это следствие безысходности, а если быть более точным, неверия в успех. А если цель - приспособление, то невозможно постоянно придерживаться четкой гражданской позиции. Как тут не вспомнить одного из основоположников современной демократической азербайджанской журналистики Наджафа Наджафова. В 1988 году, будучи главным редактором газеты "Молодежь Азербайджана", то есть официального органа республиканского комсомола, он написал статью "Народ не безмолвствует". Сегодня могут возразить, что ныне ведь "народ безмолвствует". Да, на самом деле это так. Но, скорее всего, одной из причин "безмолвствия народа" является то, что часть общества, которая считает себя элитой этого же народа, предпочитает не выражать гражданскую позицию по тем или иным важным вопросам, а приспособиться к ситуации в стиле всеобщего "одобрямс". А это уже проблема намного более серьезная, чем предполагаемые изменения в Конституцию..."

По мнению "Зеркало", "все это является логичным результатом многолетней имитации демократических ритуалов, которые происходили в Азербайджане. И именно эта имитационность, в которой принимала участие и оппозиция, и породила то скептическое и негативное отношение к демократии значительной части населения, так как другой демократии большая часть граждан, к сожалению, никогда не видела. А власти старательно убеждали и продолжают убеждать население в том, что происходящее в Азербайджане и есть настоящая демократия. Может быть, поэтому общество, лишь местами не согласное, в целом выражает полный консенсус относительно подобной трансформации власти. Удивление вызывает и поспешность принятия поправок в Конституцию. Вроде бы, как сообщают официальные источники, в Азербайджане не наблюдается снижения темпов роста экономики, что постепенно могло бы привести к росту безработицы. То есть обострения социальной ситуации и возможного всплеска напряженности в стране не предвидится, то есть народ вдруг окажется недовольным, а в это время начнется реализация плана по увековечению власти. Народ хотя и тогда будет молчать, но все же не поймет и неправильно оценит происходящее. В этой связи приходится сделать один-единственный вывод: по всей видимости, правящая элита не может в точности спрогнозировать, в связи с чем и на каком фоне может быть поколеблен фундамент действующей власти, то есть откуда ждать опасности. Но главное - наверху, видимо, решили, что смысл этих поправок именно в пролонгации нынешней власти на максимальное количество лет. Это нужно для всей нынешней властной элиты, которая будет находиться у власти целое поколение. Многими из них власть рассматривается как ценность, которую, заполучив один раз, можно и не отдавать другим. Все это, безусловно, приведет к еще большему углублению кризиса взаимоотношений власти и общества при усиливающемся отчуждении между властью, изобретающей все новые механизмы политического самосохранения, и гражданами. В исторической перспективе это неизбежно ведет к снижению эффективности деятельности всех органов власти, в том числе и исполнительной, утрате ими реальной представительности и легитимности в глазах общества..."

Политика

С годовым отчетом вчера выступила Мониторинговая группа правозащитных организаций (ИА АПА). По мнению представителей Мониторинговой группы, в нынешнем году ситуация с правами человека в Азербайджане оставляет желать лучшего. Кроме того, Азербайджан вступает в 2009 год с уймой нерешенных проблем, приоритетом среди которых является неурегулирование карабахского конфликта. Мониторинговая группа всерьез обеспокоена тем, что в Азербайджане по сей день в заключении находятся четверо журналистов.

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ обнародовало итоговый доклад о президентских выборах 15 октября 2008 года в Азербайджане (ИА "Туран"). "Хотя на президентских выборах был отмечен существенный прогресс в сторону соответствия обязательствам перед ОБСЕ и международным стандартам, в то же время ряд технических аспектов управления выборами не соответствовал обязательствам перед ОБСЕ". С такой фразы начинается итоговый отчет БДИПЧ ОБСЕ о президентских выборах в Азербайджане. В отчете далее говорится, что выборы прошли в мирной атмосфере, но характеризовались слабой конкуренцией, недостаточными политическими дискуссиями и ограничениями для СМИ. Таким образом, ситуация не отражала ряд принципиальных условий, необходимых для плюралистических и демократических выборов. БДИПЧ ОБСЕ сожалеет, что ряд оппозиционных партий не участвовал в выборах, мотивируя это долгосрочными преградами и отсутствием равных возможностей для всех кандидатов. Хотя власти и делали некоторые усилия по созданию более благоприятных условий для всех кандидатов, однако доминирующее освещение в электронных СМИ кандидата от правящей партии не служило созданию равных условий. "В Избирательном кодексе все еще сохранились некоторые существенные недостатки. Проведенные в нем изменения учли лишь часть рекомендаций Венецианской комиссии Совета Европы. Сами выборы вызвали мало интереса общественности и отличались недостатком политических дебатов. В то же время поездки главы государства по стране широко освещались телеканалами. Церемонии открытия с его участием предприятий воспринимались как предвыборная кампания. Структуры исполнительной власти были вовлечены в избирательный процесс, а студенты и школьники принуждались к участию в предвыборных акциях правящей партии..."

"Я нормально оцениваю итоговый отчет ОБСЕ в связи с президентскими выборами". По информации ИА АПА, об этом журналистам сообщил заведующий общественно-политическим отделом исполнительного аппарата президента Али Гасанов. Он отметил, что в предварительном заключении ОБСЕ в связи с президентскими выборами было отмечено, что выборы соответствовали обязательствам, взятым Азербайджаном перед международными организациями. А.Гасанов отметил также, что некоторые технические параметры, в том числе управление избирательными процессами, не соответствуют желаниям и рекомендациям данной структуры: "Мы знали об этом. Это было связано с формированием избирательных комиссий. В данном вопросе представленные в парламенте политические партии не смогли прийти к согласию. Поэтому комиссии были сформированы в соответствии с нормами представительства политических партий, представленных в парламенте. Этот шаг мы посчитали самым нормальным и целесообразным в сложившейся ситуации. Главное, что в ходе выборов не были зарегистрированы факты массовых фальсификаций, каждый гражданин сам голосовал. В соответствии с этим были подсчитаны и голоса".

Азербайджан-Россия

"Эхо" пишет: "В Армении попытки подтолкнуть Россию к реализации "грузинского варианта" в отношении Азербайджана предпринимаются уже давно. Тем более что главная задача войны против Грузии так и осталась нерешенной - транспортировка нефти и газа в обход России продолжается. Вопрос, однако, в том, что в Нагорном Карабахе нет ни российских "миротворцев", ни компактно проживающих российских граждан, ни даже пресловутых "этнических россиян". А вот север Азербайджана - дело другое. Здесь даже имеется два села, жители которых - граждане России, а "угнетаемых дагестанцев" так легко объявить "этническими россиянами". И идти в наступление до Баку и Сангачальского терминала вовсе не обязательно: все можно использовать как предмет торга. Назван уже и главный приз: то самое предложение Алексея Миллера скупить на корню, то есть у устья скважины, весь азербайджанский газ, похоронив тем самым и проект "Набукко", и надежды Европы на диверсификацию поставок энергоносителей. А заодно вернуть Азербайджан к тем временам, когда при помощи территориальных захватов меняли правительство..."

На прошлой неделе председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев обсудили в Москве вопросы взаимодействия в нефтегазовой сфере (ИА "Тренд"). В ходе переговоров стороны подняли темы долгосрочного сотрудничества в области закупок азербайджанского газа и своповых операций. Летом 2008 года "Газпром" начал переговоры об условиях закупки азербайджанского газа и возможных своповых обменных операциях, предложив Азербайджану закупать его газ по рыночным ценам на основе долгосрочного договора.

Ранее неофициально сообщалось, что "Газпром" обсуждает возможность закупки газа с азербайджанского месторождения "Шахдениз". На годовом собрании акционеров "Газпрома" 27 июня А.Миллер оценил как вполне вероятное достижение договоренности по закупке газа в Азербайджане. В октябре 2008 года советник президента ГНКАР Мурат Гейдаров сообщал, что Азербайджан обсуждает с "Газпромом" поставки своего газа в Дагестан на основе прямых продаж или своповых (обменных) операций, и уже состоялись предварительные консультации с российским газовым монополистом. Этот вопрос обсуждается отдельно от получения газа со второй стадии разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз" в азербайджанском секторе Каспия, который предлагает покупать "Газпром", и никак не зависит от экспорта Азербайджана (ИА "Финэко").

Для поставок азербайджанского газа в Дагестан можно использовать газопровод, по которому раньше поставлялся российский газ в Азербайджан, его реконструкции не потребуется, и работу просто возобновить. Поставки страна может начать уже в 2009 году, но все будет зависеть от переговоров. До 2007 года "Газпром" сам являлся поставщиком газа в Азербайджан. Однако с 2007 года Азербайджан отказался от поставок. Это было связано, в частности, с тем, что "Газпром" намеревался в 2007 году сократить поставки газа в Азербайджан с 4,5 млрд. кубометров до 1,5 млрд. кубометров и поднять цену до 235 долларов за 1 тыс. кубометров. Сейчас Азербайджан обеспечивает себя сырьем за счет добычи собственного газа, в том числе на месторождении "Шахдениз" ("Зеркало").

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

Глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ), политолог Мубариз Ахмедоглу на пресс-конференции заявил, что "Московская декларация является по своей сути важным документом. Значимость данной декларации заключается в том, что, во-первых, в ней указывается на то, что Нагорный Карабах не является стороной переговоров. Во-вторых, для установления стабильности и экономического развития на Южном Кавказе необходимо урегулировать карабахскую проблему. И последнее, урегулирование карабахского конфликта должно происходить на основе международного права. Тем более что существуют четыре резолюции ООН и ПАСЕ, принятые в пользу Азербайджана" ("Зеркало"). Мубариз Ахмедоглу также считает, что формула урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и мирным путем становится все более актуальной. И, по мнению политолога, Азербайджан, несомненно, находится в более выгодной позиции, нежели Армения. "На данный момент Армения больше зависит не от России, а от США. Так, Армения смогла получить от России газ на выгодных ценах, но взамен не выполнила обещания, согласно которым часть предприятий перешла под протекцию России. А это немаловажный фактор, который дает основания думать, что Армения обратит свой взор в сторону Запада", - сказал он.

"Я не знаю, какую форму примет этот процесс в дальнейшем, но на данный момент мне ясно, что Минский процесс потерпел неудачу". С таким заявлением выступил руководитель Института исследований по Центральной Азии и Кавказу университета Джона Хопкинса Фредерик Стар (ИА АПА). "Считаю, что было бы наивно полагать, что произойдет какое-то чудо в процессе переговоров и он принесет какие-либо результаты. Единственный путь для прорыва в этом вопросе - это изменить точку зрения в Москве и Ереване на этот вопрос. И в Ереване есть люди, которые понимают, что это тупик и нужно начать действовать иначе, предпринимать что-либо. И чем скорее их голоса будут услышаны в Армении, тем будет лучше для всех. Только после подобных изменений станет возможным урегулирование нагорно-карабахского конфликта и дальнейшее сотрудничество стран региона, которое пойдет региону только на пользу", - сказал Стар. Он также прокомментировал посредничество России в данном вопросе. "Конечно же, у России достаточно власти, чтобы решить проблему Нагорного Карабаха. Однако пока Россия не изменит свои действия на Кавказе, в этом вопросе будет наблюдаться промедление".

После визита в Ереван президента Турции Абдуллы Гюля для наблюдения за футбольным матчем между Турцией и Арменией, события развиваются возрастающими темпами, и то, что они будут развиваться подобным образом, ни у кого сомнений не вызывало, считают эксперты информационного агентства "Тренд".

"Армения не только серьезно подготовилась к визиту Гюля, но даже определила, какие дипломатические шаги будут предприняты после этой встречи. Иная позиция в отношении к Евросоюзу нынешнего правительства исламистов в Турции, отличная от предыдущего националистического правительства, и настойчивость во вступлении в ЕС стали результатом еще большей активизации армян в восстановлении связей между двумя странами. Прохладное отношение Гюля к кампании "Мы извиняемся" стало причиной активизации в стране оппозиции. Без сомнения, что недовольные правящей партией и старающиеся расколоть страну силы будут использовать в своих целях ситуацию в Турции, которая может привести к гражданскому противостоянию. Подобный ход событий и активная деятельность армянского лобби могут стать причиной развития в Турции нового внутреннего кризиса. Ряд факторов, которые произошли в политической жизни Турции, приводят к не очень радужным выводам", - заявил в интервью "Эхо" профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов. По его словам, активность Турции в вопросах открытия границ и установления дипломатических отношений с Арменией ничего хорошего Азербайджану не сулит. "Кроме того, не вижу ничего позитивного в том, что группа лиц пытается призвать к извинению за якобы совершенный "геноцид". Возможно, это еще не говорит о том, что турецкая политическая элита находится в кризисном состоянии. Но то, что она взяла этот курс во имя каких-то интересов, и прежде всего вступления в ЕС, сближения с европейскими странами, решения внутриполитических проблем, и пытается таким образом решить эти вопросы, это, конечно, не делает чести многим представителям турецкой интеллигенции и политического руководства страны", - пояснил он. Эксперт считает, что подобным образом вопросы не решаются и они ничего не добьются. Относительно того, что какая-то группа пытается инициировать извинение перед армянами, политолог упомянул, что это безосновательная инициатива. "Это вообще непонятная профанация, которая не только не принесет положительных дивидендов Турции, но и наоборот, может привести к ее ослаблению как достаточно сильное государство в данном регионе", - продолжил он. По мнению Ф.Садыхова, даже если Турция извинится перед армянами за так называемый геноцид, она ничего не добьется. Это только станет началом дальнейших антитурецких акций со стороны той же Армении и многих европейских государств. "После извинений последуют другие требования, вопросы, связанные с контрибуциями, с компенсациями политического, морального и материального ущерба. Это говорит о том, что в руководстве Турции определенные силы пытаются инициировать процессы, с тем чтобы решить свои внутриполитические, корпоративные вопросы", - отметил он. Однако это, по мнению политолога, не приведет к какому-либо позитивному результату.

Азербайджан-Турция

"2008-й наверняка запомнится многим в Азербайджане как год неожиданных изменений во взаимоотношениях между братской нам Турцией и враждебной Арменией. Эти события вызвали большое смятение в общественных настроениях в Азербайджане. Попытки налаживания мирного диалога с Ереваном со стороны официальной Анкары на фоне неурегулированности нагорно-карабахского конфликта и продолжающейся армянской оккупации земель Азербайджана многими в Баку были расценены как едва ли не прямое предательство самого близкого внешнеполитического партнера. Однако еще вопрос, насколько в действительности изменились к сему дню взаимоотношения между Азербайджаном и Турцией как в политической, так и в экономической части? И если они меняются, то какими могут быть прогнозы относительно будущего этих межгосударственных связей?", - пишет "Эхо".

Своим видением этой ситуации поделился с "Эхо" известный отечественный политэксперт Зардушт Ализаде. "Вообще, изменения заключались в том, что турецкая внешняя политика выходит из русла, которое было проложено азербайджанской дипломатией. И в том числе и для турецкой дипломатии, - отметил политолог. - И турецкая дипломатия вошла в это русло не по своей воле, а именно из-за враждебной политики Армении. Сейчас, после того, как в августе 2008 года случились южноосетинские и абхазские события в Грузии, ситуация на Южном Кавказе начала меняться. И турецкая политика очень оперативно откликнулась на эти изменения. И армянская, и турецкая политика стала более реалистичной. В этом смысле сейчас наблюдается улучшение отношений между ними, контакты активизируются. Де-факто Турция сделала многое для того, чтобы Армения преодолела ту отчужденность, которая господствовала в их отношениях. Армянский бизнес, армянские граждане, их спортивные круги, неправительственные организации, политики и раньше ездили в Турцию, но сейчас Анкара хочет это узаконить, в каком-то виде подвести юридическую базу под развитие этих отношений".

Но в Азербайджане сегодня царят совсем другие соображения, говорит Ализаде. "Другой путь, как говорится. Путь в никуда, путь бесплодного повторения одних и тех же заклинаний. Поэтому на первый взгляд якобы есть охлаждение между Турцией и Азербайджаном хотя бы на страницах национал-демократической печати. Хотя официальные круги усиленно отрицают какое-либо охлаждение. Но так и не дождавшись какой- либо реальной поддержки со стороны Турции в своих амбициях на власть, национал-патриотическая пресса начала активно обвинять Турцию в предательстве. Хотя я считаю эти обвинения необоснованными. Наши главы МИД и президенты сейчас продолжают встречаться, они объясняют друг другу новые повороты в своей политике, и я ничего трагического в этом не вижу".

Азербайджан-Грузия

Перспективы развития азербайджано-грузинских отношений были обсуждены в Баку в ходе переговоров министров иностранных дел двух стран - Эльмара Мамедъярова и Григола Вашадзе. На брифинге по окончании переговоров Мамедъяров назвал символичным, что Вашадзе в качестве главы МИД Грузии свой первый зарубежный визит совершил в Азербайджан. Это является "показателем уровня стратегического партнерства" между двумя странами, сказал он (ИА "Туран").

По словам Мамедъярова, в ходе переговоров тет-а-тет и в расширенном составе была дана "оценка ситуации в регионе в свете последних событий в Грузии в августе этого года". Мамедъяров со своей стороны информировал Вашадзе о ходе переговоров по карабахскому урегулированию. Кроме того, были обсуждены вопросы взаимодействия двух стран в рамках ГУАМ, ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Касаясь экономической тематики, Мамедъяров отметил, что за последний год товарооборот между двумя странами возрос на 86 процентов и перешагнул за рубеж 700 млн. долларов. Эти показатели достигнуты благодаря сотрудничеству в энергетической сфере, успешному функционированию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Была отмечена необходимость продолжения сотрудничества по железнодорожному проекту Баку-Тбилиси-Карс. Наряду с этим были обсуждены и вопросы реализации других инфраструктурных проектов в двух странах. Министры также обсудили блок гуманитарных вопросов и, в частности, проведение Дней культуры Азербайджана в Грузии и Грузии - в Азербайджане. Помимо того, по словам Мамедъярова, затрагивались вопросы функционирования азербайджанских школ в Грузии и в целом положение азербайджанского меньшинства в этой стране (ИА "Тренд").

"Августовская агрессия России показала, насколько мир в нашем регионе хрупок, насколько дружественные страны зависят друг от друга, и насколько мы нуждаемся в углублении сотрудничества с тем, чтобы исключить в дальнейшем подобные трагедии", - в свою очередь заявил глава МИД Грузии Григол Вашадзе. По его словам, стороны рассмотрели весь спектр вопросов, связанных с сотрудничеством в сферах безопасности, экономики, энергетики и других областях, и обнаружили полное взаимопонимание. На его взгляд, отношения между Грузией и Азербайджаном могут служить "примером стратегического партнерства" ("Зеркало").

Отвечая на вопрос о ходе переговоров по заключению нового грузино-американского соглашения, Вашадзе сказал, что в случае достижения намеченных сторонами целей удастся подписать "историческое соглашение". Министр особо выделил три вопроса в указанном соглашении: стратегическое партнерство между США и Грузией; безусловное признание территориальной целостности и суверенитета Грузии; сотрудничество в области обороны и безопасности (ИА "Туран").

"Зеркало" отмечает, что "визит главы МИД Грузии в центре внимания многих российских и западных СМИ. И это понятно, так как Азербайджан и Грузия являются союзниками Вашингтона в регионе, что вызывает раздражение у российских политиков. Между тем политическая ситуация в регионе и мире развивается таким образом, что меняется и геополитический расклад сил. Как Турция, так и США постепенно теряют влияние на регион. Кроме того, как в Грузии, так и в Азербайджане внутриполитическая ситуация не в полной мере внушает доверие западным партнерам. Правда, у США пока нет окончательной уверенности, что в этих странах ситуация может дестабилизироваться. Тем более они озабочены своими экономическими интересами в регионе, куда вложили немало средств. Так что игра продолжается..."

Экс-депутат парламента Грузии, член правления нацдвижения "Гейрат" Зумруд Гурбанлы заявил "Эхо", что, по его мнению, "в этом году отношения между Азербайджаном и Грузией развивались, можно сказать, в лучшую сторону. Однако к сожалению, многочисленные инвестиции Азербайджана в экономику Грузии очень мало отражаются на благосостоянии наших соотечественников в этой стране, свидетельствует Гурбанлы. "На новых бензозаправках ГНКАР в Грузии работу получили максимум несколько десятков азербайджанцев. Было упущено много возможностей для привлечения азербайджанцев в сферы деятельности, связанные с вложением госсредств соседнего Азербайджана. В результате, продолжает оставаться острым вопрос миграции коренных местных азербайджанцев из Грузии. Потому что нет занятости, никто не занимается обучением населения государственному языку на том уровне, чтобы азербайджанцы имели шансы на занятия хоть какой-то работой. В этом вопросе успехов между двумя странами не достигнуто". Кроме того, важнейшим остается вопрос неудовлетворительного состояния образования, говорит экс-депутат.

Глобальный кризис. Экономика

"Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) старается не замечать усилия стран-экспортеров нефти сократить объемы поставок "черного золота" на мировые рынки с целью добиться повышения цен на него. Поведение руководителей нефтяной компании можно понять, так как Азербайджан не слишком много нефти поставляет на мировые рынки. Кроме того, нефтяники считают, что именно в условиях мирового кризиса создается наиболее благоприятная ситуация для внедрения на внешние рынки", - пишет "Зеркало".

Азербайджан готов сократить нефтедобычу на 300 тыс. баррелей в сутки, если подобное решение примут и страны ОПЭК. Об этом сообщил вчера министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев, входящий в состав азербайджанской делегации в чрезвычайном совещании ОПЭК в Оране (Алжир). ("Эхо"). Как стало известно, на данный момент ежедневная нефтедобыча в Азербайджане составляет 854 тыс. баррелей в сутки, и в случае сокращения добычи в стране будет добываться 534 тыс. баррелей в сутки. Министр добавил, что Азербайджан считает справедливой цену нефти в размере 65-80 долларов. По его оценкам, себестоимость добычи нефти в Азербайджане ниже, чем в других странах, в частности, проекты рассчитывались из цены 20 долларов за баррель. Однако, как считает министр, в госбюджете Азербайджана заложена цена в 70 долларов, и падение ниже этой отметки может привести к недостатку средств. При этом руководитель ведомства отметил, что эта нехватка может быть компенсирована за счет резервов Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР).

По итогам года инфляция в Азербайджане составит порядка 20%. Об этом "Эхо", анализируя тенденции потребительского рынка, сообщил руководитель экспертной группы Центра экономических исследований Вусал Гасымлы. По его словам, в этом месяце на потребительском рынке следует ожидать продолжения процесса удешевления рынка. "Подобное удешевление рынка является признаком рецессии (спад всех сегментов экономики при увеличении безработицы), когда сокращается экономический прирост, а инфляция заменяется дефляцией". Далее, после завершения этого периода в стране следует ожидать период застоя, а также возобновление инфляции. Поэтому, как считает руководитель исследовательской группы, официальным кругам необходимо пересмотреть свои макроэкономические прогнозы на следующий год, поскольку, вероятнее всего, темпы прироста ВВП страны будут отличаться от официальных прогнозов примерно на 10-15%.