"Я, честно говоря, не знаю, на каком основании господа Негрей и Палади именуют себя "историками". С таким же успехом клуб краеведов и естествоиспытателей Костюжен (ставший нарицательным пригород Кишинева, в котором находится известная в Молдавии психиатрическая больница - прим. ИА REGNUM) мог бы называть себя "Академией наук", - заявил 23 декабря молдавский историк Олесь Стан, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM утверждение представителей "Ассоциации историков Молдавии" о том, что преподаваемая молдавским школьникам интегрированная история "травмирует" их.

"Если основанная на подтасовке, передергивании и перевирании исторических фактов пропагандистская ложь, которую повторяют за своими румынскими коллегами упомянутые молдавские "историки" - наука, то я - инкарнация Влада Цепеша. Травмируют психику и интеллект молдавских школьников не учебники интегрированной истории, а присутствие в наших учебных заведениях преподавателей, подобных Негрею и Палади. И именно на этот факт следует обратить внимание молдавских властей", - продолжил Стан.

"Дискутировать с этими деятелями о том, что переведенный на латиницу молдавский язык, названный "румынским", а также искусственно созданные русофобами из Западной Европы "румыны", "Румыния", "Великая Румыния" и румынская церковь вторичны по отношению к молдавским государственности, языку и культуре - бессмысленно. Эти и другие проявления румынского Эдипова комплекса, которым наградили своих бессарабских последователей их наставники из-за Прута - предмет исследования для психиатра, а не историка. Меня больше возмущает тот факт, что эти прикормленные румынскими фальсификаторами канарейки требуют (!), чтобы румынская пропаганда преподавалась в учебных заведениях Молдавии как "история". Это очередное напоминание о том, что пришедшая в молдавские школы два года назад на смену "Истории Румынии", интегрированная история - полумера, которая дает бессарабским представителям румынского агитпропа повод для реваншистских требований. Поэтому введение в молдавских учебных заведениях обязательного курса "Истории Молдавии", избавленного от содержащихся в нынешнем курсе идеологических установок доживающей последние месяцы Партии коммунистов - вопрос, требующий незамедлительного решения", - считает историк.

"Хотелось бы также отметить, что присутствие румынских нацистов в современных молдавских культуре, науке, учебных заведениях, церкви представляет гораздо большую опасность для нашего государства, чем их политическая деятельность. В том, что нынешние 20-летние выкрикивают нацистские лозунги, звучавшие на улицах Кишинева и других городов бывшей Молдавской ССР в конце 80-х начале 90-х гг., лозунги, спровоцировавшие приднестровский и гагаузский конфликты, куда больше вины литераторов Дабижи и Лари, "историков" Палади и Негрея, расстриг Бубуруза и Пэдурару, нежели политических клоунов Рошки, Гимпу и Киртоакэ. Потому что взрослого человека, выросшего на лжи, которую вбивали ему в голову перечисленные бессарабские адепты румынизма, впитывавшего эту ложь со школьной скамьи, невозможно переделать, правду этот человек воспринять уже неспособен", - резюмировал Олесь Стан.

Как сообщало ИА REGNUM, "Ассоциация историков Молдавии" 20 декабря приняла резолюцию, в которой требует от молдавских властей отзыва из системы образования учебников интегрированной истории. По словам вице-председателя ассоциации Иона Негрея, молдавские ученики "получают моральные и интеллектуальные травмы" из-за содержания учебников интегрированной истории, "пропитанных идеями молдовенизма". По мнению "Ассоциации историков Молдавии", курс интегрированной истории "возрождает тезис советского периода о существовании двух разных народов: молдаван и румын, двух языков, культур и разной истории". Другой представитель ассоциации Георгий Палади выступил за объединение усилий историков для продвижения среди молодежи "концепции единства румынского народа, живущего в двух румынских государствах".