Карабах против нового референдума: Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник
Перестрелки
По сообщениям бакинских СМИ, армянская стророна продолжает ежедневно нарушать режим прекращения огня. "525-я газета" сообщает, что 9 декабря подразделения вооруженных сил Армении с позиций на территории сел Воскепар, Воскеван и Вазашен Ноемберянского района, а также села Беркабер Иджеванского района Армении подвергли обстрелу места дисклокаций ВС Азербайджана на территории сел Гушчу Айрым и Гызылгаджилы Газахского района. В тот же день, передает газета, были обстрееляны азербайджанские посты близ села Юсифджанлы Агдамского района. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет, сообщает "525".
По сообщению "АПА", 10 декабря с 22.00 до 22.10 "вражеские подразделения со стороны села Вазашен Ноемберянского района Армении" подвергли обстрелу из автоматов и пулеметов позиции ВС Азербайджана, расположенные на безымянных высотах Газахского района. 11 декабря позиции азербайджанцев были обстреляны с безымянных высот на территории Ходжавендского района и со стороны села Кенгерли Агдамского района. 11 декабря "вражеские подразделения" обстреляли азербайджанцев также со стороны села Воскепар Ноембрянского района Армении. "Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".
Аналогичную информацию в течение недели распространяли также Day.az, Analitika.az, 1news.az, ANS-PRESS, "Новости-Азербайджан". В представленных информациях меняются только районы и время обстрела позиций азербайджанских вооруженных сил.
Новостью, пожалуй, лишь одно сообщение: 1news.az 15 декабря сообщает, что "15 и 16 декабря армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана сразу в нескольких направлениях фронта". Видимо, азербайджанские СМИ не только отслеживают ситуацию, но и уже прогнозируют.
Пленные
Как сообщает "525-я газета", представители Международного Комитета
В связи с незаконными действиями в воинской части, в котором служил находящийся в настоящее время в армянском плену Рафиг Гасанов, возбуждено уголовное дело и ведется следствие. Как передает "АПА", об этом журналистам сообщил военный прокурор Ханлар Велиев. По его словам, к ответственности привлечены все лица, допустившие незаконные действия в отношении Гасанова. Прокурор также отметил, что ведется следствие по фактам применения пыток к азербайджанцам, находившимся в армянском плену: "В 2005 году эта работа была поручена военной прокуратуре. В рамках этой работы расследуются факты пыток и случаи смерти, имевшие место до этого, а также в последующие годы. Проводится работа с целью распространения на международном уровне материалов по данным фактам. Наверное, мы достигнем положительного результата. Это очень сложный и долгий процесс".
Переговорный процесс
Американский сопредседатель Минской группы
Откликаясь на это заявление, руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим сказал: "В ближайший месяц не намечены встречи между главами МИД Азербайджана и Армении в рамках переговорного процесса по Карабахскому конфликту, во всяком случае, такой подготовительной работы не ведется. У нас нет информации по этому поводу, и МИД не может комментировать слова некоторых зарубежных политиков, в том числе сопредседателей Минской группы ОБСЕ о возможной встрече на высшем уровне между руководством Азербайджана и Армении", отметил Ибрагим. ("525-я газета").
Между тем, завотделом внешних связей администрации азербайджанского президента
О следующей встрече президентов Армении и Азербайджана, сроке и месте ее проведения конкретных договоренностей на данный момент нет, хотя возможность подобной встречи не исключается, сказал пресс-секретарь президента Армении
Минская группа ОБСЕ
Отказываться от услуг Минской группы ОБСЕ не стоит, но в то же время необходимо поставить перед сопредседателями жесткие требования с тем, чтобы были достигнуты реальные результаты в процессе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, считает первый вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров. 'Я не поддерживаю мнения о том, что мы должны отказаться от услуг Минской группы. Мы должны работать с ними, однако перед Минской группой необходимо поставить жесткие требования, чтобы был конкретный итог их посреднической деятельности", сказал он журналистам. По его словам, МГ ОБСЕ занимается миротворческой деятельностью в карабахском вопросе долгие года, однако "от их деятельности до сих пор нет никакого плодотворного результата". "Нам всегда говорят о том, что вы сами должны найти общий язык с Арменией, а мы (сопредседатели) можем только выступать с предложениями. Знаете, если мы сами могли бы найти общий язык с Арменией, то для чего тогда нужна Минская группа?", отметил Аскеров. По словам первого вице-спикера, для того, чтобы достичь конкретного итога в переговорном процессе по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, необходимо обеспечить, в первую очередь, территориальную целостность и суверенитет Азербайджанской Республики. "Другие вопросы могут быть решены только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Если Армения не освобождает оккупированные территории, не выполняет требования 4 резолюций ООН, резолюции
Со сменой администрации в Вашингтоне, произойдет и смена руководства Госдепартамента. Обычно происходит смена самого госсекретаря и первых лиц в его окружении. Речь идет о замене политических дипломатов, которые осуществляют внешнюю политику, карьерных дипломатов смена президентской администрации обычно не затрагивает. Об этом в интервью агентству Turan заявил помощник госсекретаря США
Французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха
О встрече в Хельсинки
4 декабря в рамках проходящего в Хельсинки ежегодного заседания министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, главы внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ призвали стороны карабахского конфликта предпринять усилия с целью завершения согласования базовых принципов урегулирования в ближайшие месяцы и приступить к составлению проекта всеобъемлющего мирного соглашения на этой согласованной основе. В Хельсинки при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана
Министры иностранных дел России, Франции и заместитель госсекретаря США в Хельсинки передали сторонам карабахского конфликта "технический" документ, который может способствовать разрешению карабахского вопроса и ускорить процесс согласования основополагающих принципов по урегулированию конфликта. Об этом азербайджанской службе радиостанции "Свобода" сообщил французский сопредседатель МГ ОБСЕ
В Хельсинки, странами-членами Минской группы ОБСЕ властям Армении и Азербайджана было сделано конкретное предложение - отозвать снайперов с линии соприкосновения армяно-азербайджанских вооруженных сил. Сопредседатели по каждому поводу напоминают об этом, а французский сопредседатель Бернар Фасье сказал, что сопредседатели надеятся, что это произойдет до конца текущего года. В связи с этим, газета "Айкакан жаманак" обратилась в МИД Армении с просьбой высказаться об отношении к этому вопросу официального Еревана. Как сообщает газета, ей сообщили, что "это всего лишь призыв", и они его не комментируют. Как известно, министры иностранных дел России, Франции и заместитель госсекретаря США в Хельсинки передали представителям Азербайджана и Армении "технический" документ, который, как предполагается, может способствовать разрешению карабахского конфликта, пишет бакинская "Эхо". По словам пресс-секретаря МИД Азербайджана
По мнению пресс-секретаря
Глава Центрального офиса Ай Дата по политическим вопросам АРФ "
Главы МИД Азербайджана и Армении сошлись во мнении "оставить все плохое наследие в прошлом", сказал министр иностранных дел Азербайджана
Процесс карабахского урегулирования, по всей видимости, на определенное время повиснет в воздухе. И хотя посредники договариваются о следующей встрече президентов Армении и Азербайджана, очевидно, что процесс застопорился. Об этом свидетельствует несколько факторов. Прежде всего, то, пишет газета "Лрагир", что на состоявшейся в Хельсинки встрече министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ не была принята декларация по карабахскому урегулированию, хотя в преддверии встречи были сделаны оптимистические заявления. Азербайджанские источники утверждают, будто итоговый документ заблокировали Россия и Армения, потому что в проекте документа значился приоритет принципа территориальной целостности. Вместо итогового документа, в котором должны были найти место положения о Карабахе, в оборот было пущено два документа, которые продемонстрировали, сколь далеко находится карабахский конфликт от согласования основных принципов урегулирования. Сначала Минской группой ОБСЕ было принято заявление по карабахскому урегулированию. В заявлении были определены сроки начала выработки Большого договора - через несколько месяцев, как только будут согласованы базовые принципы. Во-вторых, в качестве одного из шагов доверия предлагалось отвести снайперов с передовой линии. Однако, механизмов контроля за выполнением пунктов не предлагалось, и в целом заявление носило декларативный характер. То, что заявление не будет принято в учет, доказал и распространенный вечером того же дня ультиматум Азербайджана. В нем Азербайджан заявляет, что не поступится своей территориальной целостностью. В документе указывается на неприемлемость позиции армянской стороны, которая пытается поставить Азербайджан перед ситуацией "свершившихся фактов". О том, что урегулирование не получилось и на этот раз, свидетельствовало и возобновление милитаристской риторики азербайджанского президента. Когда Алиев говорит о войне, это означает, что на мирном фронте ничего не предвидится, заключает "Лрагир".
"Нам нужно понять, что произошло на состоявшейся недавно в Хельсинки встрече министров иностранных дел ОБСЕ. От армянских дипломатов ответа на этот вопрос не дождешься - скажут, что это государственная тайна. Азербайджанские дипломаты, как всегда повторяют свои пропагандистские клише - "территориальная целостность", "оккупация", "возвращение азербайджанских беженцев" и т.д. Что касается сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то они просто излучали оптимизм. В интервью, которые посредники дали до Хельсинки, в ходе встречи и после нее, все трое заверяли: основные принципы урегулирования будут согласованы "до конца года", "в ближайшие месяцы", "до середины будущего года". Тем самым, пожалуй, подтверждаются заявления оппозиции о "стремительном процессе" урегулирования. С другой стороны, в Хельсинки азербайджанская делегация ввела в обращение "неофициальный" документ, основанный на вышеупомянутых клише, против которого справедливо выступил министр ИД Армении. И это скорее доказывает мнение экс-главы МИД Армении
Можете назвать те положительные для Армении стороны, которые зафиксированы во время последних событий по урегулированию карабахской проблемы?
Прежде я должен сказать, что как Майндорфская декларация, так и Хельсинское заявление были приняты с учетом уроков последних событий, которые имели место в регионе и касались следующих важных вопросов: влияние проблемы Косово, вариант решения которой исключался для урегулирования карабахской проблемы, и исключение возможности возобновления войны. На мой взгляд, до сих пор армянская общественность не обратила должного внимания на Майндорфскую декларацию с точки зрения закрытия жизненно важных для нас возможностей. Речь идет о признании независимости со стороны Армении. Эта декларация просто с треском закрыла дверь для одностороннего признания НКР. До Майндорфской декларации власти Армении теоретически имели возможность отказаться сесть за стол переговоров по урегулированию карабахской проблемы или в одностороннем порядке признать независимость НКР, имея перед собой прецедент Косово. Армения имела такую теоретическую возможность и основания, что было обусловлено международной ситуацией. В том плане, что международное сообщество постепенно удовлетворяло капризы Азербайджана, тогда как Армения каких-либо капризов не представляла и осталась в роли послушного исполнителя. В Майндорфской декларации проблема переместилась в плоскость двустороних переговоров - Армении и Азербайджана. Если мы могли, ссылаясь на 1997 год, заявить что Нагорный Карабах является стороной конфликта и Армения не может принимать решения от его имени, и тем самым были свободны в плане одностороннего признания независимости НКР, то в этом смысле Майндорфская декларация закрыла все окна. И, следовательно, на этот момент отказ Армении от предложенных в переговорах принципах урегулирования и одностороннее признание НКР будет означать отвергнуть договоренности, выйти из Майндорфской декларации и уже, извините, объявить войну, а проблему завести в тупик. Вот эта угроза в Майндорфской декларации, которая до сих пор не удостоилась должного внимания. Когда мы спрашиваем, почему карабахская сторона не стала участницей и не подписалась под Майндорфской декларацией, притом, что ее организатором был союзник Армении - Россия, но, к сожалению, эти вопросы не находят серьезного отклика.
Какую задачу выполнил Хельсинский процесс?
Он, скорее всего, решил вопрос отношений ОБСЕ-Россия. Если вы обратите внимание на формулировки, то заметите, что в Майндорфской декларации не написано, что переговоры надо продолжать в рамках Минской группы ОБСЕ, а записано, что во взаимном сотрудничестве или просто сотрудничестве с сопредседателями Минской группы. То есть, там решался лишь вопрос информированности, в то время как Хельсинское заявление привело процесс обратно в Минскую группу, четко обозначив, что конфликт должен решаться в рамках Минской группы ОБСЕ. Сказать, что Хельсинское заявление что-либо существенное поменяло, нет. Для армянской стороны ничего не поменяло. НКР все так же отсутствует в переговорах. Просто здесь западная общественность решила свою задачу, не позволив России когда-либо иметь возможность начать свой процесс урегулирования карабахской проблемы. И Россия, которая прежде открыто заявляла, что непродуманное изменение статус-кво намного хуже, чем его сохранение, сегодня изменила свою позицию. Можно сказать, что Россия, которая ранее являлась препятствием для урегулирования, сегодня активизировала процесс и ведет его к реальному урегулированию. А самая большая опасность для урегулирования - это мадридские принципы, которые неуравновешенны, должным образом не представляют интересы армянской стороны и предполагают исключительно односторонние уступки. А о каких уступках идет речь?
Мадридские принципы, в качестве отправной точки принимают территориальную целостность Азербайджана и, следовательно, все те территории, которые сегодня находятся под контролем НКР, должны быть возвращены Азербайджану, азербайджанские беженцы должны вернуться на эти территории, а спустя годы - обсужден статус Нагорного Карабаха по "референдумоподобному" механизму, (говорю так, поскольку нельзя утверждать, что это полноценный референдум). Получается, что этот вариант урегулирования просто решает проблему азербайджанских беженцев, вопрос территориальной целостности Азербайджана. Оставим в стороне причину конфликта, возникшего, в основном, из-за агрессии Азербайджана. Но, не касаясь подобных задач и вопросов Шаумяна и Геташена и других населенных пунктов, откуда были выселены армяне, получается, что мы просто решаем задачу восстановления территориальной целостности Азербайджана. И, следовательно, с такой мотивацией процесс не может внушать какого-либо доверия или получить какую-либо поддержку со стороны общества, и составляющую его частичку "Наследия". Вот это и есть наши аргументы против этого процесса. Фактически Армения не участвует в деле признания международного статуса Нагорного Карабаха. Каким образом Армения может пресечь этот процесс, который ведет к неблагоприятному решению карабахской проблемы?
Я думаю, что должна быть решена самая принципиальная задача - возвращение Нагорного Карабаха в качестве стороны переговоров. То есть Армения должна очень императивно выдвинуть условие и потребовать, чтобы основной стороной переговоров в этом конфликте стал Нагорный Карабах. На этот момент независимость Нагорного Карабаха могла бы быть признана лишь при одном обстоятельстве, если бы оппозиция в парламенте Армении составляла большинство. И президент лишь таким образом мог объяснить признание Арменией независимости Карабаха. В нынешней ситуации, когда парламентское большинство и президент из одной команды, признание со стороны законодательного или другого органа становиться невозможным. Фактически, для признания Нагорного Карабаха у Армении остался один сценарий, если Азербайджан нападет на Карабах, то лишь в этом случае, мотивируя предотвращением геноцида и т.д. можно сделать такой шаг. В других обстоятельствах мы не можем, поскольку закрыли все пути для этого, подписав Майндорфскую декларацию и Хельсинское заявление. И сейчас единственной возможностью является отказ от этих принципов, что может сделать Нагорный Карабах, если примет участие в переговорном процессе. (Armenia Today, с сокращениями).
Что такое "мадридские принципы"?
Мадридские принципы (официально - "Справедливые и сбалансированные базовые принципы мирного урегулирования конфликта") базируются на отводе армянских воинских подразделений с территорий, находящихся вне границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области в составе Советского Азербайджана. Иными словами, предлагается отвод карабахских сил из бывшего Агдамского, Физулинского, Джебраильского, Кубатлинского и Зангеланского, отчасти Лачинского и, возможно, отчасти бывшего Кельбаджарского районов. Видимо, этот процесс предполагает дислокацию на линии противостояния международного миротворческого контингента, как гаранта безопасности. Хотя предложенный в Мадриде документ не разглашается, нет никаких оснований полагать, что "принципы" определяют независимый от Азербайджана политический статус Нагорного Карабаха. Это подтверждается также заявлением заместителя государственного секретаря США
15 ноября в ходе совместной с генеральным секретарем ОБСЕ
Газета "Азг" утверждает, что 3-страничный документ "мадридских принципов" содержит 4 основных принципа урегулирования конфликта:
1) Статус Нагорного Карабаха определяется путем осуществления права народа Нагорного Карабаха на самоопределение - референдумом или плебисцитом. Референдум или плебисцит проводится (если проводится вообще) при той демографической картине Нагорно-карабахской Автономной области, которая существовала до начала войны - в 1991 году. Для сторон практически очевидно, что вероятность проведения такого референдума или плебисцита ничтожно мала, и это, по существу, является для сторон способом "сохранить лицо". Но для армянской стороны, в первую очередь для Еревана, чрезвычайно важно, чтобы Баку подписался под тем (что по сегодняшний день не делается), что в будущем статус Карабаха может быть определен путем проведения референдума. И именно этот пункт продолжает оставаться "яблоком раздора" в переговорном процессе.
2) Нагорный Карабах получает промежуточный статус (до проведения кажущегося невероятным референдума), что принимается со стороны Баку. По этому промежуточному статусу закрепляется существующий status kvo, за исключением пяти районов - Кубатлу, Джебраил, Зангелан, Физули и Агдам.
3) Возвращение находящихся под контролем карабахских сил районов осуществляется по схеме 5+1+1 (Кубатлу, Джебраил, Зангелан, Физули, Агдам + Кельбаджар + Лачин). Вопрос 5-ти районов ясен, то есть, в вопросе возвращения территорий осуществляется поэтапно. На втором этапе определяется вопрос Кельбаджара, который привязывается к референдуму. Проще говоря, Кельбаджар возвращается тогда, когда проводится референдум по определению статуса Карабаха. Этот принцип неприемлем для Баку, поскольку в Азербайджане не уверены в том, что референдум когда-либо будет проводиться. Будущее Лачина также является одним из самых спорных вопросов. Определено, что карабахские силы выводятся из северной и южной частей Лачина, а центральная его часть остается в границах Карабаха с тем же статусом, что и Карабах, как связывающий Нагорный Карабах с Арменией сухопутный коридор. 4) Этот принцип относится к гарантиям безопасности.
Мадридский документ предполагает поэтапную методологию решения вопроса, поскольку вопрос статуса Нагорного Карабаха, по существу, остается открытым.
В связи с 17-летием референдума о независимости Нагорного Карабаха Союз журналистов НКР провел опрос жителей республики. Как сообщаетИА REGNUM, организаторы опроса отмечают, что одной из побудительных причин проведения данного мероприятия стал обсуждаемый в последнее время на переговорах по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта пункт о проведении через некоторое время повторного референдума по окончательному определению правового статуса Нагорного Карабаха. Было опрошено 300 человек. Им был задан следующий вопрос: "Считаете ли Вы, что для определения правового статуса Нагорно-Карабахской Республики необходимо провести в Арцахе новый референдум?" 138 опрошенных были в возрасте до 30 лет, 102 - 30-50 лет и 60 - выше 50 лет. 197 из них работают в различных сферах, 43 не работают, 40 являются студентами, 20 - пенсионерами. 148 имели высшее образование, 64 - неполное средне-специальное, а 88 - среднее образование. Отрицательно высказались относительно необходимости проведения референдума 249 опрошенных, 24 ответа были положительными, 27 затруднились ответить. Отрицательно ответили в основном респонденты групп до 30 и 30-50 лет. Агентство напоминает, что 17 лет назад, 10 декабря, народ Нагорного Карабаха принял на референдуме судьбоносное для себя решение - о государственной независимости НКР. Сегодня НКР имеет все атрибуты независимой государственности и, несмотря на непризнанность со стороны междунаодного сообщества, де-факто существует как самостоятельное государство. 10 декабря в Нагорном Карабахе отмечают также день принятия Основного закона страны - Конституции. Почти 99% участников состоявшегося 2 года назад референдума проголосовало за проект Основного закона страны. За ходом голосования следили более 100 международных наблюдателей из России, США, Франции, Армении, Италии, Хорватии, Израиля, Сербии, Косово, Грузии, Украины, Дании, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики. Освещали референдум корреспонденты телекомпаний
Запад
По мнению газеты "Айк", вопреки уверениям властей Армении, процесс урегулирования карабахского конфликта развивается очень быстро. За последний период, отмечает газета, практически все международные организации выразили свои позиции (причем, исключительно не в интересах армянской стороны), а Минская группа ОБСЕ и ее сопредседатели - США, Россия и Франция, еще больше активизировали свои усилия. Газета считает, что причиной такого ажиотажа являются энергетические ресурсы Азербайджана, желание обладать которыми заставляет Запад подстегивать этот процесс.
Министр ИД Азербайджана
Газета "Жаманак-Ереван" считает, что позиция США в вопросе Нагорного Карабаха стала более определенной, в частности по отношению к сторонам конфликта. Поводом к такому заключению газеты послужило заявление сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США
Стремление и Азербайджана, и Армении развивать сотрудничество с Евросоюзом в рамках программы ЕС "Восточное партнерство" может стать стимулом для обеих стран к скорейшему разрешению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. "Поддержка европейской интеграции в Азербайджане и Армении будет достаточно сильным шагом, чтобы помочь им преодолеть разногласия", сказал "Trend News" эксперт по безопасности стран Южного Кавказа Никлас Нилссон. Для этого, уверен Нилссон, необходимо более активное участие Евросоюза как в разрешении конфликта, так и в регионе в целом, что, возможно, произойдет в рамках "Восточного партнерства". В то, что евроинтеграция может сблизить позиции Азербайджана и Армении, а также поможет достигнуть прогресса в урегулировании конфликта, верит и азербайджанский политолог
Россия
Декларация Минской группы ОБСЕ по карабахскому конфликту не была принята из-за противодействия России, заявил азербайджанскому информагентству "АПА" сопредседатель Минской группы от США
По словам заведующего отделом международных связей Исполнительного аппарата президента Азербайджана Новрузa Мамедова, у азербайджанской стороны нет данных о том, что Россия препятствовала принятию резолюции в связи с нагорно-карабахским конфликтом по итогам заседания министров иностранных дел стран ОБСЕ в Хельсинки. "Я прочитал об этом в прессе. Но я не могу ничего сказать о том, что это официальная позиция России. Вопрос разъяснится после того, как министр иностранных дел
Как сообщили корреспонденту газеты "Аравот" в посольстве США в Ереване, азербайджанское агентство "АРА" неправильно процитировало высказывания американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ
До тех пор пока Карабахское урегулирование поручено Минской группе ОБСЕ, позитивных результатов в этом процессе не будет, так как в числе ее сопредседателей - США и Россия, интересы которых в регионе сталкиваются, заявил азербайджанскому изданию "Бизим йол" первый президент Азербайджана
На вопросы Day.Az отвечает азербайджанский политолог Хикмет Гаджи-заде
Как Вы прокомментируете заявление стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?
К сожалению, в этом заявлении мы не услышали ничего нового по сравнению с Московской декларацией. Как известно, министры призвали Азербайджан и Армению не возобновлять военных действий и продолжать переговоры на основе международного права и мадридских принципов. Но почему же заинтересованные стороны в последнее время так часто повторяют эти призывы не возобновлять военные действия? А дело в том, что пятидневная война в Грузии неожиданно для всех в мире оказала ощутимое негативное влияние не только в регионе, но во всем мире. До войны в Грузии Европа рассматривала конфликты на Кавказе как нечто очень далекое и непосредственно ее не касающееся. Но в результате этой войны взаимоотношения Запада и России пришли на грань конфликта, я уже не говорю о негативных экономических последствиях этой войны для всех. И теперь Запад (а с ним и Турция) и Россия сошлись во мнении о том, что возобновление военных действий между Арменией и Азербайджаном нанесет гораздо больший ущерб всем вокруг, чем грузинский конфликт. И тогда, Запад и Россия, договорившись, бросились уговаривать Армению и Азербайджан не воевать, ибо экономические и политические последствия такой войны для всего мира могли бы быть тяжелыми.
Как Вы считаете, будет ли в ближайшее время подписан какой-либо документ по нагорно-карабахскому конфликту, который бы привел к реальным шагам по возвращению Азербайджану оккупированных Арменией территорий?
Я уже говорил на эту сложную тему. Но повторюсь еще раз. Первое: следует помнить, что в реальности мы ведем переговоры не с Арменией (которая фактически потеряла независимость), а с ее хозяевами в Москве. Второе: кроме того, переговоры по Карабаху ведутся между Западом и Россией. Азербайджан хочет вернуть свои земли, Россия хочет вернуть Азербайджан под свое влияние. Запад хочет стабильности в регионе, чтобы вести здесь свой бизнес и бесперебойно получать каспийскую нефть. Россия хочет поддержания нестабильности в регионе, ибо только так она может оказывать влияние на страны Южного Кавказа. Третье: между Западом и Россией есть несколько неразрешенных глобальных пробоем, в том числе, расширение НАТО на Восток, проблема нераспространения ядерного вооружения и иранская ядерная программа, проблема Северной Кореи, проблема вступления России в ВТО, продажа Россией оружия нестабильным и агрессивным режимам и в этом ряду находятся конфликты на постсоветском пространстве, а, в частности, и карабахский конфликт. Так вот, когда Запад и Россия начнут договариваться по вышеперечисленным проблемам, то тогда и карабахская проблема сдвинется с места.
Но безусловно, принятие любого решения подразумевает взаимные компромиссы. Как Вы считаете, на какие компромиссы может пойти Азербайджан в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
Есть два очень трудных для Азербайджана условия, которые, в принципе мы бы могли выполнить: а) Азербайджан должен стать истинно федеративным (но не конфедеративным) государством; б) Азербайджан должен стать истинно демократическим государством с честными выборами, гарантией прав человека и независимой судебной системой. Такому Азербайджану Запад готов был бы помогать в разрешении конфликта в рамках азербайджанского суверенитета, а нынешнему Азербайджану Карабах не отдадут. Но России все равно, будет наша страна демократической или нет, если даже сегодня Баку и Ереван договорятся о мире, то Россия будет ему препятствовать, как она это сделала, свергнув
Крен в сторону России в политике карабахского руководства за последний год стал очевиден, столь же очевидна и симпатия к России лидера НКР. И неслучайно, что к восстановлению и развитию республики привлекаются все больше российских бизнесменов армянского происхождения. Сразу после вступления в должность президента