ЗамПредседателя Национального Собрания Армении Тигран Торосян: "США имеют серьезные намерения занять доминирующее положение в регионе Закавказья и всего Ближнего Востока". Интервью ИА REGNUM
По инициативе спикера верхней палаты парламента России Сергея Миронова был сформирован формат встреч спикеров парламентов стран "Кавказской четверки". Очередная встреча глав парламентов Азербайджана, Армении, Грузии и России запланирована на 30 апреля в Тбилиси. Как Вы расцениваете результативность подобных встреч?
К сожалению, практика показала, что встречи глав парламентов стран "Кавказской четверки" носят сугубо процедурный характер. В принципе, от встреч в подобном формате никогда и не было больших ожиданий, учитывая тот факт, что не все из спикеров "четверки" обладают достаточным влиянием и весом в политической жизни своей страны. Таким образом, все сводится к протокольным беседам, в ходе которых поднимаются, казалось бы, важные вопросы, однако, как правило, стороны расстаются, договорившись лишь о дате и месте следующей встречи. Именно по этой причине, от предстоящей 30 апреля в Тбилиси встречи ожидать чего-то конкретного, что возымеет в дальнейшем практические последствия, не следует.
Как Вы оцениваете роль так называемой народной дипломатии в разрешении региональных конфликтов?
Народная дипломатия, в первую очередь, и, в частности, в Южно-кавказском регионе способна оказать лишь содействие в процессе разрешения конфликтов, но никоим образом не стать единственным инструментом их окончательного решения. В то же время, представители стран региона, пытающиеся действовать в этом направлении, должны осознавать, что нередко политические деятели используют возможность встреч на различном уровне, чтобы лишний раз "попетушиться", блеснуть патриотичностью, преданностью своему народу и бросить обвинительные заявления противоположной стороне. Это исключительно бесперспективный подход. А на практике - народная дипломатия полезна только в одном случае, а именно, когда участники встреч отдают себе отчет в том, что сам конфликт на определенном этапе должен оставаться в стороне, а им следует попытаться нащупать общие задачи, для решения которых необходимы двухсторонние усилия. Это позволит достигнуть атмосферы доверия между сторонами, пойти на взаимные уступки - ведь решение конфликтных ситуаций чаще всего и сводится к взаимоуступкам. Вот основные принципы, по которым должны проводится подобного рода встречи. К сожалению, в нашем регионе трудно констатировать реальное понимание сущности народной дипломатии и реальные шаги в этом направлении нам еще предстоит сделать.
Как Вы оцениваете межпарламентское сотрудничество постсоветских стран - каковы перспективы развития и реализации этих связей?
Что касается межпарламентского сотрудничества в рамках СНГ, то и здесь, в первую очередь, важны принципы, вокруг которых это сотрудничество должно строиться. Для начала необходимо уяснить - имеют ли стороны общие цели. Если да, то должен быть сформирован круг вопросов и после этого останется сделать последний шаг - совместными усилиями создать механизмы для решения поставленных задач. К сожалению, Межпарламентская ассамблея СНГ какого-либо существенного влияния на развитие стран Содружества пока не имеет. Конечно, люди встречаются, знакомятся, обмениваются мнениями - знакомства всегда полезны. Однако, как действенный механизм, считаю, что Ассамблея не состоялась. В отличие от Парламентской Ассамблеи Совета Европы, здесь серьезного влияния на конкретные проблемы и процессы не наблюдается. Формируются модельные законы, которым, к сожалению, не суждено стать основой для общего законодательного поля стран Содружества. Деятельность Ассамблеи, в большинстве своем, носит показательный характер, и чтобы она не была таковой, еще раз повторяю, необходимо четко сформулировать общие цели и постараться их достичь.
Сравнительно недавно армянский политический истеблишмент начал осуществлять внешнеполитический курс комплементаризма ("дополнительности"). Видите ли Вы результативность этой политики и как, в частности, на Ваш взгляд, реагирует на это наш стратегический партнер - Россия.
Оценивая различные процессы, в особенности, касающиеся России, необходимо учитывать те тенденции, которые наблюдаются в ней самой. Россия, в особенности в последнее время, сама является приверженицей многосторонних отношений. У нее весьма активные отношения с США. Иное дело, что время от времени между Москвой и Вашингтоном по различным вопросам случаются разногласия. Однако это вовсе не означает, что Россия воздерживается от сотрудничества с США. Мало того, она старается активно работать также и с НАТО, и в этом аспекте Армения даже в чем-то ей уступает. Исходя из этого, нельзя рассматривать и оценивать политику Армении с точки зрения ущемления интересов России. Более того, оценивая внешнюю политику официального Еревана необходимо учитывать в первую очередь интересы самой Армении - вот подход, который должен доминировать. В то же время весьма часто даются противоречивые, а иногда и резкие оценки отношений Армении и США. Из уст местных политиков не перестают звучать заявления о том, что интересы США в определенной мере пренебрегаются в угоду России. Такая же картина наблюдается и в оценках взаимоотношений Ереван-Москва. В короткие промежутки времени политики и политологи обвиняют Армению то в излишней приверженности Москве, то наоборот, высказываются за необходимость еще более тесного сближения. Противоречивость оценок и есть доказательство того, что Армения с успехом ведет уравновешенную и взаимодополняющую политику, что и называется комплементаризмом. Подобная политика, наряду с большим потенциалом, скрывает и серьезные опасности, поскольку, в случае того или иного просчета, будет намного сложнее не оказаться в роли мишени. Однако, для такой маленькой страны, как Армения, исторически находящейся в эпицентре различных противоречий, не остается ничего другого, как придерживаться именно этой линии. Другое дело, что этот вид политики требует очень тонкой работы.
В отношениях с США хочется еще отметить те процессы, которые наблюдается в последние месяцы. Очевидны факты, однозначно свидетельствующие об ужесточении позиции США по отношению к Армении. В частности, не без вмешательства Вашингтона политический аспект в деятельности различных международных организаций получил больший вес. Однако я не считаю, что в Армении делается что-то во вред интересам США. Возможно, это ужесточение связано со всем регионом, в обширном понимании этого слова, то есть не только Закавказья, но и всего Ближнего Востока, вплоть до Афганистана. Одно очевидно: активизация политики США после трагических событий 11 сентября оказывает прямое влияние и на отношения с Арменией.
Как Вы оцениваете ситуацию в Ираке, считаете ли Вы, что активная фаза конфликта позади?
Возвращаясь назад в 80-е годы, когда войска СССР вошли в Афганистан и присутствовали там довольно длительное время, мы понимаем, что боевые действия нельзя однозначно считать за активную фазу любого противостояния. Более того, боевые действия длятся намного короче, чем все остальные послевоенные процессы. В этом аспекте, ликвидация последствий войны требует намного более активных усилий, чем ее эскалация и ведение. Мировой опыт свидетельствует о том, что именно с окончанием боевых действий все и начинается. Удастся ли в Ираке установить мир и стабильность и повести эту страну тем путем, который наметили США - покажет время. Если на данном этапе активного противостояния уже нет, то успеха в программных восстановительных работах также не наблюдается. Тот факт, что после свержения режима Саддама Хусейна формулировки Франции и Германии смягчились, не означает, что противоречия между США и материковой Европой полностью преодолены. Подобные противоречия не возникают на пустом месте. Они попросту становятся явными в свете того или иного процесса. В дальнейшем нелегко будет США разрешить иракскую проблему - им еще предстоит этап преодоления противоречий со странами Европы. Что касается заявлений Вашингтона насчет Сирии и Ирана, то иногда победа приводит к головокружению и "победители" позволяют себе выражения, которые в других условиях непозволительны. Это с одной стороны, но с другой... Очевидно, что США имеют серьезные намерения занять доминирующее положение в регионе, а заявления о вероятности существования в Сирии химического оружия ничто иное, как попытка уточнения позиций стран региона.