По инициативе спикера верхней палаты парламента России Сергея Миронова был сформирован формат встреч спикеров парламентов стран "Кавказской четверки". Очередная встреча глав парламентов Азербайджана, Армении, Грузии и России запланирована на 30 апреля в Тбилиси. Как Вы расцениваете результативность подобных встреч?

К сожалению, практика показала, что встречи глав парламентов стран "Кавказской четверки" носят сугубо процедурный характер. В принципе, от встреч в подобном формате никогда и не было больших ожиданий, учитывая тот факт, что не все из спикеров "четверки" обладают достаточным влиянием и весом в политической жизни своей страны. Таким образом, все сводится к протокольным беседам, в ходе которых поднимаются, казалось бы, важные вопросы, однако, как правило, стороны расстаются, договорившись лишь о дате и месте следующей встречи. Именно по этой причине, от предстоящей 30 апреля в Тбилиси встречи ожидать чего-то конкретного, что возымеет в дальнейшем практические последствия, не следует.

Как Вы оцениваете роль так называемой народной дипломатии в разрешении региональных конфликтов?

Народная дипломатия, в первую очередь, и, в частности, в Южно-кавказском регионе способна оказать лишь содействие в процессе разрешения конфликтов, но никоим образом не стать единственным инструментом их окончательного решения. В то же время, представители стран региона, пытающиеся действовать в этом направлении, должны осознавать, что нередко политические деятели используют возможность встреч на различном уровне, чтобы лишний раз "попетушиться", блеснуть патриотичностью, преданностью своему народу и бросить обвинительные заявления противоположной стороне. Это исключительно бесперспективный подход. А на практике - народная дипломатия полезна только в одном случае, а именно, когда участники встреч отдают себе отчет в том, что сам конфликт на определенном этапе должен оставаться в стороне, а им следует попытаться нащупать общие задачи, для решения которых необходимы двухсторонние усилия. Это позволит достигнуть атмосферы доверия между сторонами, пойти на взаимные уступки - ведь решение конфликтных ситуаций чаще всего и сводится к взаимоуступкам. Вот основные принципы, по которым должны проводится подобного рода встречи. К сожалению, в нашем регионе трудно констатировать реальное понимание сущности народной дипломатии и реальные шаги в этом направлении нам еще предстоит сделать.

Как Вы оцениваете межпарламентское сотрудничество постсоветских стран - каковы перспективы развития и реализации этих связей?

Что касается межпарламентского сотрудничества в рамках СНГ, то и здесь, в первую очередь, важны принципы, вокруг которых это сотрудничество должно строиться. Для начала необходимо уяснить - имеют ли стороны общие цели. Если да, то должен быть сформирован круг вопросов и после этого останется сделать последний шаг - совместными усилиями создать механизмы для решения поставленных задач. К сожалению, Межпарламентская ассамблея СНГ какого-либо существенного влияния на развитие стран Содружества пока не имеет. Конечно, люди встречаются, знакомятся, обмениваются мнениями - знакомства всегда полезны. Однако, как действенный механизм, считаю, что Ассамблея не состоялась. В отличие от Парламентской Ассамблеи Совета Европы, здесь серьезного влияния на конкретные проблемы и процессы не наблюдается. Формируются модельные законы, которым, к сожалению, не суждено стать основой для общего законодательного поля стран Содружества. Деятельность Ассамблеи, в большинстве своем, носит показательный характер, и чтобы она не была таковой, еще раз повторяю, необходимо четко сформулировать общие цели и постараться их достичь.

Сравнительно недавно армянский политический истеблишмент начал осуществлять внешнеполитический курс комплементаризма ("дополнительности"). Видите ли Вы результативность этой политики и как, в частности, на Ваш взгляд, реагирует на это наш стратегический партнер - Россия.

Оценивая различные процессы, в особенности, касающиеся России, необходимо учитывать те тенденции, которые наблюдаются в ней самой. Россия, в особенности в последнее время, сама является приверженицей многосторонних отношений. У нее весьма активные отношения с США. Иное дело, что время от времени между Москвой и Вашингтоном по различным вопросам случаются разногласия. Однако это вовсе не означает, что Россия воздерживается от сотрудничества с США. Мало того, она старается активно работать также и с НАТО, и в этом аспекте Армения даже в чем-то ей уступает. Исходя из этого, нельзя рассматривать и оценивать политику Армении с точки зрения ущемления интересов России. Более того, оценивая внешнюю политику официального Еревана необходимо учитывать в первую очередь интересы самой Армении - вот подход, который должен доминировать. В то же время весьма часто даются противоречивые, а иногда и резкие оценки отношений Армении и США. Из уст местных политиков не перестают звучать заявления о том, что интересы США в определенной мере пренебрегаются в угоду России. Такая же картина наблюдается и в оценках взаимоотношений Ереван-Москва. В короткие промежутки времени политики и политологи обвиняют Армению то в излишней приверженности Москве, то наоборот, высказываются за необходимость еще более тесного сближения. Противоречивость оценок и есть доказательство того, что Армения с успехом ведет уравновешенную и взаимодополняющую политику, что и называется комплементаризмом. Подобная политика, наряду с большим потенциалом, скрывает и серьезные опасности, поскольку, в случае того или иного просчета, будет намного сложнее не оказаться в роли мишени. Однако, для такой маленькой страны, как Армения, исторически находящейся в эпицентре различных противоречий, не остается ничего другого, как придерживаться именно этой линии. Другое дело, что этот вид политики требует очень тонкой работы.

В отношениях с США хочется еще отметить те процессы, которые наблюдается в последние месяцы. Очевидны факты, однозначно свидетельствующие об ужесточении позиции США по отношению к Армении. В частности, не без вмешательства Вашингтона политический аспект в деятельности различных международных организаций получил больший вес. Однако я не считаю, что в Армении делается что-то во вред интересам США. Возможно, это ужесточение связано со всем регионом, в обширном понимании этого слова, то есть не только Закавказья, но и всего Ближнего Востока, вплоть до Афганистана. Одно очевидно: активизация политики США после трагических событий 11 сентября оказывает прямое влияние и на отношения с Арменией.

Как Вы оцениваете ситуацию в Ираке, считаете ли Вы, что активная фаза конфликта позади?

Возвращаясь назад в 80-е годы, когда войска СССР вошли в Афганистан и присутствовали там довольно длительное время, мы понимаем, что боевые действия нельзя однозначно считать за активную фазу любого противостояния. Более того, боевые действия длятся намного короче, чем все остальные послевоенные процессы. В этом аспекте, ликвидация последствий войны требует намного более активных усилий, чем ее эскалация и ведение. Мировой опыт свидетельствует о том, что именно с окончанием боевых действий все и начинается. Удастся ли в Ираке установить мир и стабильность и повести эту страну тем путем, который наметили США - покажет время. Если на данном этапе активного противостояния уже нет, то успеха в программных восстановительных работах также не наблюдается. Тот факт, что после свержения режима Саддама Хусейна формулировки Франции и Германии смягчились, не означает, что противоречия между США и материковой Европой полностью преодолены. Подобные противоречия не возникают на пустом месте. Они попросту становятся явными в свете того или иного процесса. В дальнейшем нелегко будет США разрешить иракскую проблему - им еще предстоит этап преодоления противоречий со странами Европы. Что касается заявлений Вашингтона насчет Сирии и Ирана, то иногда победа приводит к головокружению и "победители" позволяют себе выражения, которые в других условиях непозволительны. Это с одной стороны, но с другой... Очевидно, что США имеют серьезные намерения занять доминирующее положение в регионе, а заявления о вероятности существования в Сирии химического оружия ничто иное, как попытка уточнения позиций стран региона.