Псковский чиновник: Сити-менеджер должен быть грамотным управленцем, а не политиком
17 марта 2009 года истекает срок полномочий действующего мэра Пскова
О причинах, юридическом и конституционном обосновании вносимых изменений корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель комитета по вопросам местного самоуправления администрации Псковской области, кандидат юридических наук
ИА REGNUM: Николай Юрьевич, насколько логично такое сокращение срока полномочий с точки зрения имеющегося опыта и федеральных законов?
Пять лет - срок полномочий, который выходит за рамки срока полномочий Думы IV созыва. Одногодичный срок контракта согласуется с положениями федерального закона, предусматривающими исключительную компетенцию Думы по контролю за деятельностью местной администрации. Такая компетенция раскрывается в Уставе города, который содержит положения об обеспечении проведения ежегодного отчета главы администрации города перед Думой о своей деятельности и деятельности администрации по итогам прошедшего года.
ИА REGNUM: Не идет ли идея о сокращении срока работы сити-менеджера вразрез с политикой правительства и "Единой России", которые ратуют за увеличение срока работы президента и Госдумы?
В данном случае сравнение с президентом и депутатами абсолютно неуместно. Президента и депутатов напрямую избирает народ, они определяют долгосрочную стратегию страны. Сити-менеджер - наемный работник, отвечающий за исполнение конкретных обязанностей и функций. Если его с кем-то и сравнивать, то подойдет более-менее сравнение с премьер-министром, которого назначает президент и утверждает Госдума. Тут аналогичная схема - конкурс и утверждение кандидатуры городской Думой. Однако премьер-министр может быть отправлен в отставку президентом в любой момент. Почему же сити-менеджер фактически бесконтрольно должен пять лет стоять у руля?
Кроме того, замечу, в послании президента Федеральному Собранию РФ на 2008 год содержится тезис об усилении контролирующих полномочий со стороны представительных органов местного самоуправления, которые должны иметь возможность действенно контролировать, а при необходимости - и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Вопрос о повышении ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы давно назрел. Положения послания президента обязательно получат свое отражение в законодательстве РФ, но, учитывая некоторую долю инерции в процедуре разработки и принятия актов, губернатор Михаил Кузнецов предложил действенную меру по созданию эффективного и быстрого механизма отрешения от должности сити-менеджера.
Необходимость создания такого механизма президент также поддержал в ходе пресс-конференции с представителями региональных СМИ в Ижевске, подчеркнув, что никакой глухой стены между муниципалитетами и уровнем субъекта регионов быть не может. Для людей это одна власть: что губернатор или его заместитель, что мэр крупного города. Это все начальники, которые каким-то образом появляются на должностях.
ИА REGNUM: Успеет ли человек, пришедший на должность главы муниципального образования, не только разобраться в проблемах хозяйства города, но и начать их решать?
Брать на такую работу нужно только профи, человека с опытом такой работы, а не кухарку, не инженера или поэта, как это было в 1990-е годы, когда мэров выбирали и они были политиками, а не управленцами. Профессионалу не нужен год, чтобы продемонстрировать качество своей работы. Если улицы убирают, в домах есть свет и тепло, значит, сити-менеджер работает качественно. И контракт с таким хозяйственником будет продлен. А если за год не смог навести порядок в городских делах, то и за пять лет этого не произойдет.
А как же команда? Согласно поговорке "Один в поле не воин". Даже грамотному управленцу справиться со всеми проблемами будет не под силу.
Профессионал способен привести с собой команду таких же профессионалов или быстро подобрать их. Ему не придется действовать методом проб и ошибок, как мэрам-политикам старой закалки, которые подбирали команду по признакам политической лояльности и личной преданности. Кроме того, в ныне действующей мэрии тоже есть специалисты высокого уровня, на которых глава администрации города сможет опереться.
Не отпугнет ли сокращение срока потенциальных кандидатов на должность?
Я считаю, что для настоящего специалиста такая должность - подарок: это хорошая работа, и она достойно оплачивается. Это ценная запись в его резюме. Менеджеры-управленцы привыкли к системе срочных трудовых контрактов, она распространена повсеместно в крупных кампаниях. Я разговаривал со многими специалистами, которые в других городах уже выполняют функции сити-менеджера. Если свести их мнение к общему знаменателю, то оно такое: когда четко прописаны полномочия, работа достойно оплачивается и претендент имеет опыт, то для успешного человека срок один год не имеет никакого значения - он просто уверен в своих силах.
В других регионах и странах срок полномочий сити-менеджера тоже год?
Мы далеко не пионеры. Уже есть наработанный опыт, как положительный, так и отрицательный. То есть есть практика, которая должна учитываться у нас, в городе Пскове.
В этом вопросе в качестве примера я привел бы Латвию, где по окончании отчетного периода глава местной администрации представляет отчет представительному органу и по итогам работы принимается решение о пребывании его в этой должности. Города республиканского значения Латвии - Даугавпилс, Резекне и другие - уже давно применяют такую схему и достигли серьезных успехов в различных сферах: благоустройство, содержание и ремонт местных дорог... Да и выглядят они совсем иначе, чем Псков.
В