Реформа Конституции и никакой эротики: Абхазия за неделю
Итоги второго раунда женевских дискуссий и роль Европейского союза в решении проблем безопасности на Южном Кавказе в эфире Абаза-ТВ обсуждали секретарь Совета Безопасности Абхазии
Абаза-ТВ: Может ли Абхазия отказаться от участия в переговорном процессе, пока в Грузии сохраняются реваншистские настроения и такое правительство?
Станислав Лакоба: Такой вопрос рассматривался: мы могли отказаться, конечно, от ведения переговоров. Но ведь все упирается не только в Грузию, но и в международное сообщество. После признания нам необходимо, чтобы у Абхазии был определенный статус и в международном плане. Не последнюю роль в связи с этим будет играть имидж государства, которое мы стремимся построить - независимого и демократического. Реваншистская риторика в Грузии существует, но она больше для внутригрузинского пользования. Та катастрофа и тот крах, которые понесли в Тбилиси и руководство Грузии говорят о том, что это государство несостоявшееся. Грузия на сегодняшний день фактически изолирована от других средств информации, слушают только грузинские СМИ и не владеют полной информацией.
Ираклий Хинтба: Переговоры - это своего рода проверка Европейского союза на влияние, которое он пытается осуществить на Южном Кавказе. Евросоюзу удается посадить за стол переговоров и представителей Грузии, Абхазии и даже Южной Осетии, после того, что произошло. Для Европейского союза переговоры играют очень большую роль. То же самое и для России, потому что это своего рода завершение выполнения плана Медведева-Саркози - точка, которую необходимо было поставить. Статус же, в котором были представлены наши делегаты, мне не совсем понятен. Фактически они были представлены как частные лица. Когда речь зайдет о подписании юридически обязывающих договоров в рамках Женевского процесса, конечно, возникнут некоторые проблемы. Тем не менее, тот факт, что абхазская делегация приняла в них участие, практически в равном статусе с остальными вела переговоры - это позитивный показатель.
Абаза -ТВ: Чем вызвана активизация Евросоюза на Южном Кавказе?
Станислав Лакоба: Это не сегодня произошло, не после событий в Южной Осетии, это было и раньше. Имели место неоднократные визиты в Абхазию спецпредставителя Евросоюза
Ираклий Хинтба: В 2003 года
Станислав Лакоба: Причина заключается и в энергоресурсах. Россия хочет остаться монополистом энергоносителей. А Евросоюз пытается каким-то образом на Южном Кавказе играть определенную роль, чтобы иметь определенную долю с той же самой России. Со своей стороны, Россия также больше предпочитает Евросоюз, нежели США. Обращает на себя внимание и довольно ревнивое отношение ЕС, особенно в последнее время, к взаимодействиям между Россией и Турцией. Евросоюз ставит барьеры на пути принятия Турции, последняя стремительно сближается с Россией по многим вопросам - в энергетическом плане она очень зависима от России. Есть и курдский вопрос и другие вопросы, которые не устраивают Турцию с позиции Евросоюза. Россия и Турция - традиционные игроки на Кавказе. Нельзя забывать, что есть еще и Иран. Больше всего опасаются все (Евросоюз, Турция), что подключится Иран. Иран самый древний игрок, с этим надо считаться. (с сокращ.)
Изменят ли конституционные поправки политическую жизнь республики?
14 лет назад, 26 ноября 1994 года, парламент РА принял Конституцию Республики Абхазия, одобренную на всенародном референдуме. "Республика Абхазия (Апсны), - гласит ст.1 Основного Закона - суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение". В нынешнем году Абхазия отметила День Конституции в особой обстановке - в условиях признания государственности Республики Абхазия. Признание стало возможным прежде всего потому, что Абхазия доказала свою состоятельность, четкую приверженность принципам демократического развития, заложенным в ее Конституции, пишет "Республика Абхазия".
В то же время, как отметил в интервью газете депутат парламента Абхазии Владимир Начач, Конституция недостаточно проработана ни с теоретической, ни с практической сторон, "в ней есть ряд пробелов и противоречий, которые необходимо устранить". "Незадолго до последних президентских выборов парламент принял Закон "О механизме внесения поправок в Конституцию Республики Абхазия"- отметил В. Начач, добавив, что уже 2006 году приступили к прямому применению данного закона. По словам В. Начач, была создана Комиссия по конституционной реформе, было предложено внести поправки в главы: 3-ю (законодательная власть), 4 -ю (исполнительная власть), 5 - ю(судебная власть) и главу 7 - ю (конституционные поправки и порядок внесения поправок). "В настоящее время все внесенные поправки откорректированы, и на днях поступят в Парламент, где будут обсуждаться в комитетах и комиссиях. На обсуждение заседания сессии парламента они будут внесены после
По мнению депутата, данные поправки укрепят устои государства, расширят функции парламента - усилят его контроль над деятельностью исполнительной власти, предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий парламента при большинстве голосов депутатов парламента за это; правом роспуска парламента будет пользоваться и президент страны.
Как полагает сотрудник Фонда независимой экспертизы
Как полагает Спартак Жидков, многое будет зависеть от того, будут ли эти поправки предлагаться на референдуме единым списком или по отдельности. По мнению Жидкова, некоторые вопросы, в частности три первых неизбежно объединяются по блокам - "вторая поправка без первой резко усиливает полномочия президента. "Если предлагать на рассмотрение населения сразу весь пакет поправок, есть опасность, что полезные инициативы будут приняты параллельно с негативными, и вторые сведут на нет положительный эффект от первых".
"Абхазские партии уже сегодня заявляют претензии на более ярко выраженное участие в политике. В частности, все чаще слышатся требования о переходе от мажоритарной к партийной системе выборов. А предложенная схема реформирования парламента ( с правом парламента утверждать премьера и особенно с правом президента распускать парламент) имеет смысл именно в этом случае. Иначе президент просто может до бесконечности распускать парламент, пока не соберет его из послушных людей, способных голосовать "за"., - считает сотрудник Фонда независимой экспертизы. Кроме того, как отмечает Спартак Жидков, смещение главы кабинета министров в случае кризиса имеет смысл в том случае, если действующий премьер выражает интересы какой-либо партии и если его смена будет автоматически означать смену курса - " в противном случае президенту или парламенту будет достаточно указать премьеру на его ошибки и оставить его на прежнем месте".
Жидков, считает, что авторы данных поправок стремились к тому, чтобы республика больше не попадала в ситуацию, подобную той, что имела место в 2002 г, когда парламент, оказавшийся в оппозиции президенту и правительству, не имел возможности повлиять на ситуацию. "Оппозиция была вынуждена дожидаться выборов, а затем предпринимать разнообразные действия, вплоть до самых радикальных. В 2003 году оппозиция добилась даже смены главы кабинета, но не правительственного курса. Лишь избрание нового президента в 2004 - 2005 гг. разрешило конфликт, хотя отнюдь не устранило поляризации общества".
Создание Конституционного суда, по словам Жидков, необходимо, однако в то же время, он полагает, что вряд ли существование этого учреждения сможет избавить республику от противостояния в случае нового обострения политической и социальной напряженности, как в 2004 году. "Во главе Конституционного суда должен стоять человек, который будет для всех сторон авторитетным и безусловным арбитром. Найти такого человека и возложить на него всю ответственность будет очень непростой задачей".
Как полагает Жидков, создание Счетной палаты было бы правильным шагом, но при условии прозрачности ее работы. Пятилетний ценз для кандидатов в президенты, пишет автор, не был предусмотрен конституцией и введен в 1999 году в процессе предвыборной борьбы. "Особо важных аргументов для введения 5-летнего ценза названо не было, кроме идеалистического и не очень убедительного довода: будущий президент должен несколько лет накануне избрания находиться в республике, чтобы знать о нуждах и проблемах своего народа. Возражений можно привести немало: прежде всего, при современном уровне социального расслоения можно прожить в республике гораздо более долгий срок и ничего не знать о проблемах простого народа (и, соответственно, неверно оценить настроение электората); кандидат, находящийся вне республики, но активно помогающий расширению ее внешних связей, может быть гораздо лучше осведомлен и лучше подготовлен для роли члена руководства, чем ее житель, не участвующий в политике.
Еще более опасным, по мнению Жидкова, может стать предоставление права на произвольную перекройку конституции парламентом, без выноса новых поправок на всенародный референдум. "Если право предлагать законопроект получает президент, треть депутатов или 10 тыс. граждан, то и в первом, и во втором, и в третьем случаях речь идет о меньшинстве, чья инициатива, пройдя через парламент, сможет стать частью Основного закона. Конституция 1994 года была одобрена на всенародном референдуме; в случае принятия соответствующей поправки ее статьи будут подвергаться изменениям лишь на основе решений парламентского большинства. Это может породить серьезные противоречия в обществе: если меньшинство при каких-либо обстоятельствах навяжет волю большинству, последнее может оспорить данное решение как нелегитимное. Даже если "поправка о поправках" будет внесена путем референдума, этот факт не сможет компенсировать "ущербность" поправок, пропущенных через парламент",- заключил Жидков. ("Эхо Абхазии").
На состоявшейся 21 ноября сессии Народного Собрания - парламента Абхазии, проходившей под председательством спикера
В первом чтении был принят законопроект "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в таможенных органах, и их семей". Во втором чтении парламентарии приняли законопроект "Об обеспечении равных прав и возможностей для мужчин женщин в Республике Абхазия". При этом, как отмечает газета, представлявший законопроект председатель Комитета по правам человека и соблюдению законности Батал Кобахия подчеркнул, что, "хотя у нас, в общем-то, права женщин не ущемляются, тем не менее, закон этот нужен, так как он будет обеспечивать гендерное равенство путем устранения всех форм дискриминации по половой принадлежности.
Во втором чтении были приняты законопроекты о внесении изменений: в закон Абхазии "О статусе военнослужащих", которые регламентируют назначение и выплату пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и их семьям в случае потери кормильца, и в Закон " О резерве Вооруженных сил Республики Абхазия", принятие которого обеспечит надлежащую социальную защиту и пенсионное обеспечение резервистов, ставших инвалидами, и их семей в случае потери кормильца.
Как пишет "Республика Абхазия", много вопросов вызвали предложенные Генпрокурором Сафарбеем Миканба в порядке законодательной инициативы изменения и дополнения в закон Абхазии "О средствах массовой информации". В частности, Генпрокурор предложил: включить в ч.1 статьи 4 Закона дополнение о недопустимости использования СМИ для посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; запретить распространении информации от имени партий, профессиональных союзов или общественных объединений, не прошедших государственную регистрацию; не разрешать публиковать либо обнародовать незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения надзирающего прокурора или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. Подобная поправка в Закон, как считает Миканба, максимально оградит правоохранительные и судебные органы от давления на них со стороны заинтересованных лиц и организаций.
В числе дополнений, предлагаемых Генпрокурором, значится прекращение и приостановление деятельности СМИ по иску не только регистрирующего органа, но и прокурора. Миканба также предлагает обязать редакции называть источник информации, предоставивший сведения не только по требованию суда, но и лица, осуществляющего предварительное следствие. По мнению Генпрокурора, "это позволит следственным органам расширить доказательственную базу по расследуемым ими уголовным делам". Миканба также выступил за введение в Закон о СМИ статьи "Эротические издания", согласно которой на территории Абхазии должен быть запрещен выпуск радио и телепрограмм эротического характера, а розничная продажа журналов и газет с материалами эротического содержания допускаться только в непрозрачных упаковках и в специальных местах; распространение же и изготовление такой продукции должны осуществляться по специальному разрешению.
Депутат Даур Аршба назвал такие поправки "поползновением на СМИ". Депутат Батал Кобахия также считает, что предлагаемые дополнения ущемляют права СМИ. Представитель президента в Народном Собрании Дмитрий Шамба также выступил против ряда поправок, тем не менее, законопроект был принят в первом чтении. Первое чтение прошел и законопроект о внесении изменений в Закон "Об актах гражданского состояния", согласно которым для граждан РА или людей, постоянно проживающих на территории Абхазии, упрощается процедура и устраняются ограничения на свободный выбор национальной принадлежности на основании осознанного решения. В первом чтении принят законопроект о внесении поправок в Закон "О милиции". Депутат Рита Лолуа предложила исключить из Закона часть 5 статьи 30, по которой 20% от сумм штрафов и возмещения ущерба оставались в УБЭП. "Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел является прерогативой госбюджета, поэтому не имеет смысла стимулировать сотрудников УБЭП за счет внебюджетных средств", - считает Лолуа. ("Республика Абхазия".)
Представители Общественной Палаты не проявляют инициативу
Последнее заседание Общественной палаты прошло три месяца назад. Регламент это позволяет, хотя уже по одному этому факту можно судить об эффективности ее работы, считает "Нужная газета". Как отмечает газета, 19 ноября состоялось очередное заседание. Секретарь ОП Натела Акаба не стала скрывать, что ощущает "глубокое неудовлетворение от работы Общественной палаты". Ведь "до сих пор в обществе, и даже у самих членов Палаты, нет должного представления о том, как должна работать Палата". Заместитель секретаря ОП Даниил Убирия с Нателой Акаба согласен. Причины несостоятельности Палаты он видит в том, что не работают восемь комиссий. "Если бы восемь комиссий за все время занимались хотя бы одним вопросом - было бы уже хорошо. Наш хлеб и наше фирменное блюдо - общественный контроль".
ЭРА набирает обороты
Партия Экономического развития Абхазии (ЭРА) - реальная политическая партия, которая проявляет активность, расширяет свои ряды, приобретает авторитет и популярность среди разных слоев населения, пишет "Эхо Абхазия", напоминая, что 20 ноября состоялась конференция Сухумского отделения партии ЭРА. Заместитель председателя партии ЭРА
Еще одной проблемой, которая, по мнению Барателия, может возникнуть в ближайшие годы, является растущее давление на природные ресурсы Абхазии. "Наша страна обладает колоссальным рекреационным потенциалом, способным обеспечивать устойчивое развитие экономики, гарантирующее благосостояние нам и нашим детям. Но все проекты, связанные с добычей полезных ископаемых, требуют серьезной экологической экспертизы. Очень беспокоит информация, появляющаяся в последнее время в СМИ, о возможных проектах по разработке месторождений нефти и других полезных ископаемых, а также транзиту газа по нашей территории. Нельзя допустить того, чтобы в нашей стране реализовывались проекты, способные нанести непоправимый ущерб нашей экологии. Мы должны сознавать, наше главное богатство - это целебный воздух, чистое морское побережье и богатый растительный покров, все то, что будет представлять самую большую ценность для развития международного туризма в Абхазии", - считает Беслан Барателия. ("Эхо Абхазии".)