Константин Казенин: "Великая Черкесия" или министерский портфель?
Чрезвычайный съезд черкесского народа Карачаево-Черкесии, намеченный на 23 ноября, самим фактом своего проведения вызывает вопрос: не подходит ли этот регион к новой взрывоопасной точке? Кто-то в связи со съездом уже вспомнил о событиях 1999 года, когда противостояние лидеров национальных движений на выборах главы Карачаево-Черкесии абсолютно дестабилизировало регион и потребовало экстренного вмешательства федерального центра. Съезду предрекают разные сценарии - от "жесткого", с призывами к Москве санкционировать создание Черкесии как отдельного субъекта федерации, до более "мягкого", с требованием изменить "национальный баланс" в единой Карачаево-Черкесии. Какой бы сценарий ни реализовался, это будет первой в республике за долгое время попыткой громко заявить политические требования от лица целого народа. Тем удивительнее, что события, предшествовавшие съезду и во многом предопределившие его проведение, не выходили за рамки чиновничьих и околочиновничьих интриг местного масштаба.
В то время, когда Карачаево-Черкесию возглавлял
Кадровые решения Эбзеева по составу правительства устроили не всех. Например, потерял должность премьера
В своих декларациях организаторы черкесского съезда прямо называют основной причиной его созыва нарушение национального баланса во власти Карачаево-Черкесии, произошедшее, по их мнению, при новом президенте. Непосредственно перед съездом имела место консолидация республиканского черкесского движения "Адыгэ-Хасэ". Ранее оно было расколото на два "крыла", одно из "крыльев" ассоциировалось с Хапсироковыми, другое - с родственниками покойного Станислава Дерева. (Любопытно, что практически одновременно с этим летом-осенью 2008 года резко обострилась борьба между основными черкесскими кланами в тех районах республики, где большинство составляют черкесы. Там были попытки инициировать досрочные выборы, однако ЦИК республики их заблокировал.)
Однако участниками съезда 23 ноября планируют быть вовсе не только ветераны республиканских аппаратных сражений. Съезд поддержали и собираются принять в нем участие черкесские организации из соседних республик. "Адыгэ-Хасэ" - не единственная национальная организация, объединяющая черкесов (и кабардинцев как одну из ветвей черкесского народа), однако наиболее представительная и имеющая развитую сетевую структуру. Активную поддержку предстоящему съезду уже оказало "Адыгэ-Хасэ" Адыгеи. Люди, выступившие с этой поддержкой, достаточно далеки от дележа должностей и преференций. Это в первую очередь руководитель адыгейского "Адыгэ-Хасэ"
Главные идеи, волнующие эту молодежь, - создание единой Черкесии и репатриация черкесов, покинувших родину во время Кавказской войны в 19 веке. Эти идеи живут на Западном Кавказе давно и совершенно не зависят от малоинтересных для большинства черкесского населения отношений между влиятельными людьми того или иного региона. Смогут ли поборники единой Черкесии заявить о себе с новой силой, или их идеология выполнит лишь временную функцию прикрытия в борьбе других людей за власть? Это и станет основной интригой предстоящего съезда, который должен показать, уместны ли сегодня воспоминания о грозовом 1999 годе.