Энергетический саммит в Баку

В Баку прошел IV Энергетический саммит, по итогам которого участники подписали Бакинскую декларацию. Основная цель форума: обсуждение различных вариантов, путей диверсификации поставок энергетических ресурсов для стран региона и государств Европейского союза. Участники саммита, в целом, выразили уверенность, что такой подход важен и выгоден не только потребителям, но и поставщикам углеводородов (ИА АзерТАдж).

Для участия в саммите в Баку прибыли президенты Грузии, Украины, Польши, Турции, Литвы, а также руководители правительств ряда европейских стран. В работе саммита приняли участие также высокопоставленный представитель администрации Белого дома по энергетике и комиссар Европейского союза по энергетическим вопросам Андриас Пиебалгс. Ряд стран региона были представлены на саммите главами и сотрудниками внешнеполитических ведомств ("525-я газета").

Выступая на открытии Энергетического саммита, президент Азербайджана Ильхам Алиев обратил внимание присутствующих на растущий энергетический потенциал страны. По его словам, в первые годы независимости Азербайджан добывал до 10 миллионов тон нефти, а сегодня этот показатель достиг отметки 50 миллионов. Глава государства особо отметил, что в отличие от советских времен, сегодня Азербайджан является хозяином своих богатств и может распоряжаться ими самостоятельно. Последние результаты в сфере освоения немалых углеводородных ресурсов страны, по словам президента, стали реальностью в результате налаживания хорошего уровня сотрудничества с зарубежными партнерами. Открытие энергетического коридора, по которому ресурсы из региона Каспия поступают на западные рынки, как отметил глава государства, стало историческим шагом. "Сегодня это отражается на экономической жизни нашей страны", - подчеркнул президент. Более того, по его словам, страны-участники бакинского саммита серьезно обсуждают реализацию проекта доставки углеводородных ресурсов нашего региона на рынки стран Балтийского региона по линии Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск. Помимо этого он особо отметил расширившийся состав участников Энергетического саммита, основа которого была заложена в польском Кракове (ИА "Тренд").

Как пишет "Эхо", "особо искренним среди выступающих выглядел премьер-министр Венгрии Ференц Дьюрчан, который предложил говорить на чистоту. "Сегодня Азербайджан нам нужен больше, так как у него есть энергетические ресурсы, которые Баку может нам продать, а не наоборот",- отметил венгерский политик. По его словам, диверсификация источников поставок углеводородов - важный вопрос. Он также обратил внимание на важность привлечения туркменских ресурсов к альтернативным энергетическим проектам. "В любом случае проект "Набукко" нельзя осуществить, опираясь только на экономическую составляющую, важно продемонстрировать политическую волю", - считает премьер-министр. По его словам, последние события, война в Грузии заставляют Европейский союз действовать более решительно".

IV Энергетический саммит в Баку прошел успешно, несмотря на проблемы в регионе. Об этом заявил директор Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу. "Саммит проведен в дни, когда финансовый мир сотрясает экономический кризис, а в регионе Южного Кавказа царит неопределенность, вызванная войной России против Грузии, и связанные с этим сомнения в надежности грузинского пути транспортирования углеводородов", - отметил политолог (ИА "Новости-Азербайджан"). Тем не менее, энергетический саммит в Баку состоялся, была подписана Бакинская декларация, и Ахмедоглу считает это важным достижением энергетической политики Азербайджана.

Между тем грузинский политолог Сосо Цискаришвили назвал вполне понятным желание Азербайджана увязать прокладку маршрута перспективного газопровода "Набукко" с решением своей территориальной проблемы, вызванной оккупацией Арменией азербайджанской территории, "Думая о маршрутах энергетических потоков, государства должны исходить из своих дальних интересов", - сказал он ("Эхо"). Что касается Армении, то, по словам политолога, она стала "заложником своей виртуальной победы в Карабахе, загнав себя в тупик". Затронув азербайджано-грузинские отношения, Цискаришвили сказал, что необходимо четко прогнозировать возможные усилия РФ развалить азербайджано-грузинский тандем на Кавказе. В свою очередь, политолог Ильгар Велизаде считает, что бакинская декларация IV Энергосаммита отражает стремление стран к энергетическому сотрудничеству. По его словам, форум проходил в непростых условиях впервые за всю короткую историю его проведения. События в Грузии наложили свой отпечаток на осуществление региональных проектов и на отношения основных участников этих проектов, считает эксперт. "Несмотря на то, что состав участников и сами обсуждаемые вопросы не изменились, изменился характер их обсуждения. Так, из шести государств, представленных на саммите главами государств, только Азербайджан представлял страну-производителя. Остальные пять стран-транзитеров в лучшем случае (частично) - потребители", - отметил Велизаде. Тем временем председатель регионального центра развития Чингиз Исмайлов заметил, что Азербайджан может сотрудничать с Грузией, но на взаимовыгодных условиях. "Несмотря на всю привлекательность предложений России и Ирана о закупке всего азербайджанского газа по мировым ценам, Азербайджан заключил с Грузией соглашение о пятилетней продаже газа по цене вдвое меньшей, чем мировые. Это лучший пример доброжелательности Азербайджана и его готовности помочь Грузии в трудную минуту", - отметил он.

Напряженность на севере страны

Вопреки официальным сообщениям, в северных районах страны, на границе с Россией проводится спецоперация против боевиков. Об этом сообщили ИА "Туран" хорошо осведомленные источники. По информации агентства, в лесах Гусарского района уже несколько дней проводятся меры по обезвреживанию боевиков, просочившихся туда из Дагестана. Речь идет о религиозных экстремистах, уже воевавших в Чечне и Дагестане. В составе группы чеченцы, афганцы и местные граждане. Несмотря на малочисленность, группа оказывает отчаянное сопротивление. Имеющие опыт боевых действий в условиях высокогорья боевики уходят от преследования. В операции в основном участвуют Внутренние войска. При этом используются опытные военнослужащие-сверхсрочники. В ходе боев есть потери с обеих сторон. Правоохранительные органы Азербайджана тесно взаимодействуют с соответствующими структурами России, чтобы предотвратить переход боевиков в Дагестан.

Представитель пресс-службы Внутренних войск назвал всю информацию об операции вымыслом. При этом он подтвердил, что некоторые подразделения Внутренних войск стянуты в северный регион страны, однако речь идет лишь об их участии в плановых учениях. "Нездоровый ажиотаж по поводу любых передвижений Внутренних войск вызывает удивление. Между тем речь идет всего лишь об учениях, согласно утвержденному верховным главнокомандующим плану на этот год", - подчеркнул представитель пресс-службы ("Эхо").

"Мы уточняли эту информацию по своей линии, и выяснили, что она соответствует действительности, - заявил в свою очередь "Эхо" представитель Союза офицеров запаса, военный эксперт Узеир Джафаров. - Несмотря на заверения пресс-службы МВД, что там проводятся какие-то учения, на самом деле это как раз мероприятия по выявлению группы вооруженных лиц, которые до последнего времени прятались в горных лесах Гусарского и Губинского районов. А сейчас есть предположения, что они могли продвинуться и дальше, в глубь Губинского района. Речь идет о лицах, которые незаконно перешли границу со стороны Дагестана. Подробной информации у нас нет, но есть сведения, что во время операции появились потери среди военнослужащих Внутренних войск. Думаю, уже в ближайшее время будет распространена официальная информация о количестве и именах погибших. Долго скрывать не получится, ведь есть конкретные жертвы".

Эксперт полагает, что, скорее всего, происходящее стало следствием того, что российская сторона выдавила этих боевиков со своей территории, и по ее наводке Азербайджан начал операцию со своей стороны. "Вообще такие ситуации в последние месяцы возникают в северном приграничье спорадически, - говорит Джафаров. - Именно в этих местах не так давно проводились спецмероприятия против группы Моллачиева, и тогда с нашей стороны тоже были потери. Скорее всего, сейчас поступила информация об обнаружении остатков той бандгруппы, а может быть и так, что это одно из формирований террористов, действовавших на территории Чечни или Дагестана, и вынужденных укрываться от натиска русских на нашей территории. Вообще такие проникновения остаются возможными, поскольку наша граница с Россией ничем не огорожена, на практике она условна, это какие-то горные речки, леса, тропки, и люди привыкшие с легкостью пересекают их. Ведь ясно, что эти партизаны уроженцы Северного Кавказа, то есть хорошо ориентируются на такого рода местности, а наши солдаты испытывают трудности при ведении боевых действий на таких территориях. Наверное, этим и объясняются потери с нашей стороны".

"Зеркало" пишет: "Видимо, власти Азербайджана понимают, что, не ограничившись накалением ситуации на российско-азербайджанской границе, спецслужбы России решили расширить поле своей деятельности и на территории Азербайджана. Наверное, не будет слишком большим открытием, если заявим о том, что создание "гнезд" подобного рода религиозно экстремистских течений вроде ваххабизма происходит под покровительством спецслужб иностранных государств, в том числе и российских. Некоторые могут возразить: каким образом Россия может оказывать поддержку ваххабитскому течению, если она сама страдает от этого зла?.. Но, как говорится, ларчик открывается просто. Создаваемые ваххабитские и другие экстремистские организации религиозного толка в северных районах Азербайджана являются чуть ли не столпом реализации "черных" замыслов России против нашей страны.... Интересно, что утечка о напряженности в северных районах совпала с проводимым в Баку Энергетическим саммитом. Случайно ли это? Навряд ли! Из всего вышеперечисленного напрашивается вывод, что Россия, видимо, вновь пытается дестабилизировать ситуацию в регионе для того, чтобы получить контроль над энергоресурсами и с этой целью начинает запускать, если уже не запустила, свою пропагандистскую машину с тем, чтобы подготовить общественное мнение и застраховаться в дальнейшем от возможных обвинений со стороны мирового сообщества в проведении экспансионистской политики, вмешательстве во внутренние дела суверенных государств, а то, упаси нас Господь, и прямой интервенции. Во всяком случае, все старо, как мир, и шито белыми нитками. В принципе же это не просто вызов или предупреждение Азербайджану, но и своего рода "message" для всего Запада..."

Азербайджан-Россия

Президент Грузии Михаил Саакашвили дал интервью французской газете Le Figar, в котором, как отмечает 1news.az, отметил, что русские оказывают огромное давление на Азербайджан, где хотят разместить свои миротворческие силы для разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. Михаил Саакашвили заявил, что "Грузия остается в очень опасной зоне", так как Кремль преследует две цели: установить контроль над транскавказским направлением транзита энергоресурсов и свергнуть демократическую власть в Тбилиси.

Азербайджанский МИД устами своей пресс-службы опроверг эти утверждения. "У Азербайджана с Россией дружеские и динамично развивающиеся отношения. Никакого давления в отношениях между нашими государствами не существует, зато спектр вопросов, по которым имеет место все углубляющееся сотрудничество между Азербайджаном и Россией, все увеличивается", - заявил корреспонденту Day.Az глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. По словам Х.Ибрагима, вопрос размещения в Нагорном Карабахе российских миротворческих сил ни в коем случае не находится на повестке дня.

"Зеркало" отмечает: "Вряд ли от нашего МИД стоило ожидать иной реакции на подобные утверждения. Ведь официальное подтверждение существования подобного давления привело бы к резкому обострению двусторонних отношений между Россией и Азербайджаном..."

В предстоящем 2009 году не стоит ожидать высоких цен на нефть. Об этом заявил один из западных дипломатов, пожелавший остаться неназванным, который принимал участие в Энергетическом саммите в Баку (1news.az). По его словам, падение цен на нефть связано с Россией. "Цены на нефть пока будут снижаться. Почему так происходит, спросите у России, а не у нас. Мы убедились в одном: чем больше денег поступает в Россию, тем больше у нее возникает амбиций. Поэтому было решено немного показать России, что не все ей дозволено", - отметил он. По его словам, новая администрация США также будет придерживаться этой тактики, и высоких цен на нефть не стоит ждать в 2009 году. На вопрос, каким же образом США делают это, собеседник объяснил, что здесь есть несколько факторов, в том числе и плотная работа со странами-партнерами, в основном с государствами Персидского залива. Но при этом он заметил, что цена на нефть не упадет ниже 40 долларов. "Но опять-таки все будет зависеть от поведения России. Если она продолжит политику в таком же духе, то цена на нефть может упасть еще. Наша цель не наказать Россию, а объяснить ей, что в современном мире не стоит вести себя так",- отметил дипломат.

Запад давно размышлял о том, как можно повлиять на Россию, с целью заставить последнюю сменить достаточно жесткую политику по всему восточному периметру, которую осуществляет официальный Кремль. Об этом заявил в интервью "Эхо" политолог Октай Садыхзаде. "В этом есть своя доля истины. Насколько это удастся западным экономическим институтам, в данный момент очень трудно прогнозировать", - пояснил эксперт. Тем не менее, политолог считает, что сдерживать низкие цены на нефть - достаточно сложная задача. С другой стороны - это также не отвечает интересам Азербайджана. "Мы заинтересованы в том, чтобы цена на "черное золото" повышалась. И здесь мы с Россией, как говорится, в одной энергетической упряжке", - продолжил он.

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

"Зеркало" пишет: "Урегулирование карабахской проблемы снова на распутье и, похоже, на том самом, где оно вот уже долгие годы находится. Главная причина в том, что до сих пор не может вырисоваться долгожданный компромисс. На компромиссное решение не работают существенные факторы. И это притом, что конфликт сковывает экономические возможности стран региона, мешает решению элементарных проблем налаживания нормальной жизни населения, не говоря уже о проблемах безопасности и стабилизации на Южном Кавказе. Иначе говоря, не чувствуется экономической заинтересованности сторон в карабахском урегулировании.... Таким образом, все-таки факторы, поддерживающие состояние конфликта, до сих пор преобладают. Безусловно, главная помеха урегулированию - диаметрально расходящиеся представления в Армении и Азербайджане о справедливом решении проблемы. Ни лидеры двух стран, ни народы, судя по многим признакам, не готовы к компромиссам. То есть многолетняя практика переговоров превратила данный аспект в некоторую само по себе разумеющуюся незыблемую субстанцию, смысл которой не подлежит обсуждению и, тем более, пересмотру. Кроме того, параметры сложившихся вокруг конфликтной ситуации интересов и влияющих на конфликтную ситуацию факторов меняются с большей скоростью, чем скорость поиска самого решения. То есть во времени предмет компромисса обрастает дополнительными условиями, увеличивающими преграды на пути решения..."

14 ноября завершился очередной визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Мэтью Брайзы (США) и Бернара Фасье (Франция) в Азербайджан. Из Баку посредники спецрейсом отправились в Ереван, где продолжали переговоры по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в рамках Пражского процесса. Как заявил перед отъездом из Баку американский сопредседатель Мэтью Брайза, у сопредседателей есть предложения по урегулированию нагорно- карабахского конфликта (ИА АПА). "В настоящее время мы работаем над ними". Назвав подписание Московской декларации шагом вперед, посредник отметил, что этот документ окажет помощь в разрешении конфликта. Выражая отношение к активизации Турцией усилий в направлении решения нагорно-карабахского конфликта, Брайза заявил, что эта страна является надежным партнером США, и поэтому мы положительно оцениваем шаги, предпринимаемые Турцией в направлении урегулирования конфликта. При этом американский посредник подчеркнул, что переговоры между президентами Азербайджана и Армении формируют благоприятную среду для создания взаимного доверия. Он также внес некоторую ясность в вопросы освобождения оккупированных территорий Азербайджана, размещения миротворческих сил и проведения референдума. "Вопрос референдума может быть рассмотрен после того, как будут освобождены от оккупации районы Азербайджана, на территории будут размещены миротворцы. А это зависит от того, найдут ли общий язык президенты. В ходе последней встречи президентов образовалась благоприятная среда для продолжения переговоров", - сказал посредник от США.

При этом Мэтью Брайза добавил, что "пока рано говорить о размещении миротворцев в Нагорном Карабахе. Надо завершить работу над базовыми принципами урегулирования, а потом говорить о миротворцах" (1news.az). Дипломат отметил, что США против размещения в Нагорном Карабахе миротворцев соседних государств и стран-сопредседателей.

Из интервью Day.az Метью Брайзы:

"После недавней войны в Грузии вы сказали о том, что эти события некоторым образом скажутся и на урегулировании нагорно-карабахского конфликта в том плане, что с Россией предстоит еще уладить определенные разногласия. Сейчас эти разногласия устранены?

Да, я думаю, президент Медведев показал, что он может сыграть, и уже сыграл позитивную роль. С другой стороны Россия выполняет, не до конца, но выполняет эти обязанности, которые были подписаны президентами Медведевым и Саркози. Это значит, ситуация улучшается, что касается отношений между Грузией и Россией, то они все еще плохие. Но президент Медведев уже сделал свой позитивный вклад.

Улучшились ли перспективы решения карабахского конфликта, учитывая последние события?

Я думаю, что улучшились, потому что все стороны знают, что надо решить этот конфликт и нельзя не обращать внимания на этот конфликт. Его надо решить, и для этого есть возможность. И я чувствую очень хорошее настроение между президентами Алиевым и Саркисяном. Это тоже зависит от того, до какой степени два лидера чувствуют доверие и уважение друг к другу. Это нормально, это вопрос взаимоотношений между людьми.

Можно ли предполагать в связи с завершением выборов в Армении и Азербайджане, что для решения конфликта в ближайшие пять лет создались благоприятные перспективы?

Да. Я даже надеюсь, что в течение следующего года..."

Из интервью Метью Брайзы ИА АПА:

"Удалось ли сопредседателям добиться каких-то подвижек в вопросе статуса Нагорного Карабаха? Будет ли это федерация, наподобие Татарстана в России?

Краеугольный камень, ядро всех дискуссий это - как соотнести принцип территориальной целостности Азербайджана и сильное желание Армении применить принцип самоопределения. В Азербайджане считают, что принцип самоопределения должен быть реализован в рамках границ республики. В свою очередь, в Армении считают, что Карабах также имеет право на самоопределение, и хотят видеть НК независимым от Азербайджана. Вот такие различные мнения. И я не могу предвидеть, каким будет результат. Могу только сказать, что сопредседатели Минской группы применяют весь свой дипломатический опыт, делают все, чтобы помочь президентам прийти к решению. Все это время сопредседатели пытаются найти компромисс.

В последнее время сопредседатели активизировали свои усилия, более активно стали использовать принцип челночной дипломатии. В чем причина такой активизации?

Ответ очевиден - для того чтобы прийти к общему решению. К тому же за все время моего сопредседательства в Минской группе не припомню столь высокого уровня готовности президентов прийти к соглашению. Сейчас стороны очень настроены на то, чтобы вести конструктивный диалог.

Как вы оцениваете факт подписания Московской декларации? Станет ли это переломным моментом, либо останется просто еще одним документом о намерениях?

Я не знаю, что будет в будущем и какое решение примут президенты, но на данный момент могу сказать, что декларация - это очень знаменательный момент, так как это единственный документ, подписанный президентами Азербайджана и Армении по вопросу урегулирования. И это очень важный факт. Также очень важно и содержание декларации, которая демонстрирует готовность президентов к мирному и политическому урегулированию конфликта. Это своего рода международные гарантии по выполнению обязательств, указывающие на возможность диалога между странами. За последний год инициатива к данному вопросу пробуксовывала, а теперь благодаря декларации появилась возможность двигаться дальше..."

В будущем эскалация военных действий на линии соприкосновения огня Вооруженных сил Азербайджана и армянских вооруженных формирований будет набирать обороты. С таким прогнозом в беседе с "Эхо" выступил известный военный эксперт, конфликтолог Рауф Раджабов. Между тем, как в беседе с "Эхо" обратил внимание Рауф Раджабов, обстрелы позиций Вооруженных сил Азербайджана со стороны армянских вооруженных формирований участились после встречи президентов Азербайджана Ильхама Алиева, Армении Сержа Саркисяна и России Дмитрия Медведева в Москве, по итогам которой была подписана так называемая Московская декларация, посвященная мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Напомню, что в подписании Бишкекского протокола принимали участие не только азербайджанская и армянская стороны, но и представители сепаратистского режима Нагорного Карабаха. Что же касается Московской декларации, то ее подписали исключительно главы государств, тогда как сепаратисты оказались не у дел. Проще говоря, армянские сепаратисты Нагорного Карабаха начали осознавать, что остаются на обочине переговорного процесса, и их это не может не беспокоить", - предположил эксперт. По словам Раджабова, регулярно проводя массированные обстрелы позиций Вооруженных сил Азербайджана, оккупанты дают понять, что они тоже есть, от них тоже многое зависит и с ними нужно считаться. "С другой стороны, таким образом проявляется их обида на то, что Армения забыла про них во время подписания декларации и не настояла на включении в переговорный процесс", - пояснил эксперт. В этой связи, как он предположил, сепаратисты будут стремиться вновь заявить о себе, а для этого у них есть только одна возможность - эскалация на линии фронта. "Это своеобразное противостояние Бишкекского протокола и Московской декларации. Какой документ победит - покажет время", - добавил Рауф Раджабов.

12 ноября впервые были опубликованы "Мадридские принципы" урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Текст этого документа впервые опубликовало ИА "Новости - Азербайджан" со ссылкой на ереванскую газету "Аравот". Если верить автору статьи, текст "Мадридских принципов" отыскала на английском языке в интернете армянская журналистка Рузан Аракелян. Редакция газеты спрашивала у "достоверного источника", который подтвердил, что это действительно те самые "Мадридские принципы", согласованные в свое время президентами Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном.

"Эхо" приводит перевод текста, называемого "Гарантии".

"Правительствам Армении и Азербайджана
1. До выборов 2008 г. достичь согласия по документу, содержащему следующие принципы; а) гарантии безопасности и размещение международных миротворцев; б) вывод вооруженных сил Армении и Нагорного Карабаха из всех сопредельных с Нагорным Карабахом оккупированных территорий, особые условия для Кяльбаджара и Лачина; в) возвращение депортированного населения; г) окончательный статус Нагорного Карабаха в перспективе определяется референдумом; до этого устанавливается временный статус; д) разблокирование всех транспортных и торговых путей.
2. В случае отсутствия консенсуса по всеобъемлющему документу согласовать то, что подлежит согласованию, и четко указать спорные пункты.
3. Способствовать тому, чтобы во время предвыборной кампании 2008 г. политические деятели положительно оценивали перспективы мирного процесса и необходимость компромиссов. Правительствам Армении и Азербайджана, а также де-факто властям Нагорного Карабаха
4. Уважать перемирие 1994 года, воздерживаться от применения силы, прекратить увеличение военных бюджетов и взаимные обвинения, а также воинствующую и провокационную риторику.
5. Содействовать неофициальной дипломатии и дискуссиям о компромиссных решениях, в том числе вышеуказанным принципам, поощрять парламенты стран на развертывание подобных дискуссий и облегчение контактов между азербайджанцами и армянами.
6. Де-факто власти Нагорного Карабаха должны прекратить оказывать содействие заселению оккупированных территорий армянами, включая прекращение процессов приватизации, развития инфраструктур и создания местных структур в этих районах.
7. Азербайджан должен позволить азербайджанцам Карабаха выбирать руководителя своей общины и инициировать совместные усилия по повышению прозрачности и сокращению коррупции, чтобы доходы от нефти направлялись в пользу всех граждан, в частности депортированных лиц. Сопредседателям Минской группы (Франция, Россия и США) и широкой международной общественности.
8. Возобновить усилия по достижению согласия вокруг основных принципов, четко указать на положения о разногласиях с тем, чтобы после президентских выборов в Армении и Азербайджане в 2008 г. были обеспечены продолжение процесса и отправная точка переговоров.
9. Повысить степень представительства сопредседателей, сделать урегулирование проблемы Нагорного Карабаха ключевым элементом двусторонних и многостороннних отношений с Арменией и Азербайджаном.
10. Публиковать больше информации о содержании переговоров и избегать искусственного раздувания ожиданий посредством чересчур оптимистичных заявлений.
11. В отношении Евросоюза а) Увеличить роль спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе, который должен наблюдать за Минским процессом, поддерживать связь со всеми сторонами, посещать Нагорный Карабаха, встречаться в Азербайджане с депортированными гражданами и вместе с Еврокомиссией оценить объем финансирования, необходимого в рамках конфликта б) использовать программы стратегии "Европейское соседство" и механизм их финансирования с тем, чтобы оказывать содействие укреплению доверия, а также становлению институтов и обеспечению уважения прав человека и приоритета закона".

"Зеркало" отмечает: "Не исключено, что это очередная фальшивка, но, как говорится, очень близкая к оригиналу, так как любой внимательно следящий за ходом мирных переговоров эксперт вполне мог бы "состряпать" подобный документ. Хотя вполне возможно, что мы на самом деле имеем дело с оригиналом. Во-первых, уже нечего и скрывать, а во-вторых, после грузино-российского конфликта "Мадридские принципы" по сути потеряли свою актуальность как с точки зрения содержательности, так и в связи с изменениями в формате мирных переговоров..."