Антинаркотические деньги "зарыли в песок": Обзор СМИ Красноярского края за 19 ноября 2008
История как пиар
(
Не было ни слова "пиар", ни слов "политическая реклама", а сами такие штуки были всегда. Только назывались по-другому. Или не назывались вообще никак. Скажем, профессия государственного историка - всегда наполовину профессия пропагандиста.
Одним это нравилось, и они уходили в государев пиар на 100%, других с этого дела мутило, и они делали вид, что не понимают заказ вовсе. Между тем заказ - если дело касается истории отечественной и тем более недавней - существует всегда. Только очень нерадивое государство, шибко увлеченное своим смутным временем, машет на это рукой. А так обычно не машет.
Самый наглядный пример - учебники истории стран
Битвы и бренды
Скажем, Бородинскую битву считают выигранной и у нас, и во Франции. Правы французы, ибо выиграл Наполеон. Войну проиграл, это да. Но при равных потерях в битве считается проигравшим тот, кто отступил. При равных потерях русские при Бородино отступили. Интереснее с
Есть, однако, неувязка. Через два года после Куликова поля Тохтамыш зачем-то пошел в Москву и пожег ее. Впрочем, Дмитрия Донского в столице в ту пору не было. Как мне пояснял в Москве бывший редактор одного исторического издания, он пожег Москву по просьбе Дмитрия Донского, ибо там случился боярский заговор, и заразу надо было жечь. Получается предельно циничная версия ответной услуги. То есть сначала Донской услужил Орде, русской кровью вернув на Волгу стабильность. Затем Тохтамыш вернул должок, укрепив позиции князя. Дмитрий Донской здесь предстает, конечно, весьма реальным политиком, но вряд ли национальным героем. Но... этому же нельзя учить в школах! То есть реального политика надо учить именно на таких примерах, на зачем стране - столько реальных политиков? Не на великих князей же учат. А подданные должны иметь иную историю, чем элиты. "Никто бы не захотел умирать за родину, если бы знал, как действительно обстоят дела".
Показать и возбудить
Что еще в русской истории - нежелательно для воспитания масс? Что имело смысл положить в чулан "для служебного пользования"? Как один из общих знаменателей лишней правды: Россия никогда не была настолько суверенна, как то рисует учебник. Вот, скажем, история из допетровской еще Руси: немецкий гарнизон в Москве повздорил с шотландским. Чтобы иностранные товарищи не разнесли друг друга и Москву на куски, по итогам переговоров нашли немца с характерной фамилией Ульман, признали его виновным, отрубили ему по обычаям времени руки и ноги и тем утешились. Вопрос - что делали в Москве эти гарнизоны? Про роль итальянцев в основании московской государственности - общее уже место (Венеция и Генуя торговали, а московский царь - как силовая крыша транснационального капитала, но именно капитал был первым, т. е. скорее он делал крышу, а не наоборот). Или, например, такой факт: что делали в будущем Красноярском крае голландцы до пришествия Андрея Дубенского и основания Красноярска?
Между тем в Туруханске мне лично довелось видеть копию русско-голландской карты соответствующих северов самого начала 17-го века. То есть что делали там голландцы - оно понятно. Деньги они делали. Даже понятно на чем, на той же пушнине. И даже понятно, почему про совместные предприятия - особо знать не положено. Одно дело Сибирь, картинно покоренная казаками. Совсем другое те же казаки как ландскнехты иноземного торгаша. Говорят, у нас после 1991 года - зависимость, сырьевая колония и т. п. Но это мнение оптимистов. Реалисты исходят из того, что зависимость и сырьевая колония - самое частое состояние северо-востока Евразии. Не было алюминия - торговые люди везли в Лондон пеньку. Историю же полагается иметь славную. Чтобы не про "пеньку". И людям показать, и себя возбудить. России еще повезло, у нас что-то всемирно-историческое таки было. Меньше, чем принято думать, но все-таки... А каково Эстонии с Грузией?
Крестьяне хотят технику
(Екатерина Малая, "МК в Красноярске", 19.11.2008)
Развитие агропромышленного комплекса края споткнулось о кредиторов
В пятницу выставочно-деловой центр "Mix-Max" Красноярска принимал лучших работников агропромышленного комплекса края. Пустых мест в импровизированном зале не было. Механизаторы и доярки напряженно внимали праздничным речам региональных чиновников. Получали грамоты, иные - премии, избранные - автомобили.
В нынешнем году земля и погода были как никогда благодарны крестьянам за старания. Говорят, собран рекордный урожай хлеба: обмолочено почти 2,5 миллиона тонн зерна. "Урожайность - лучшая в Сибирском округе, 26 центнеров с гектара, - публично порадовался глава региона
Понимание, что с сохой да серпом Сибирь хлебом не обеспечишь, есть и у рядовых героев пашни. Примечателен разговор с механизатором ЗАО "Интикульское" Новоселовского района Александром Бергером. Немногословный, аккуратно одетый, средних лет человек вернулся на свое место в зале с наградой от ООО "
Помощь хозяйствам в замене комбайнов и тракторов не первый год фигурирует отдельной строкой в краевом бюджете. В 2009-м на эти цели положен уже миллиард рублей. Государство берет на себя компенсацию половины расходов на приобретение техники. Но простым арифметическим действием запущенную проблему не решить: по разным оценкам, изношенность парка в сельских хозяйствах региона сегодня - 80 - 90 %.
Депутат Законодательного собрания края, директор передового ОАО "Племзавод "Красный маяк" (Канский район) Сергей Цуканов поделился с "МК" своим видением проблемы: "В конце 2007-го мы планировали на приобретение техники 250 бюджетных миллионов, в этом выделено больше 850. Сумма солидная. Но в чем недоработка краевого бюджета? Технику взяли, например, в ноябре, а компенсацию получают почти через год. Мы (комитет ЗС по развитию АПК - "МК") предлагаем: тем хозяйствам, которые имеют возможность купить технику за свои средства, деньги возвращать моментально, в течение двух-трех недель. По хозяйствам, которые без кредитов не проживут (а таких большинство - "МК"), вопрос пока остается открытым. Мы обдумывали вариант: договориться с заводом-поставщиком и брать технику для села на условиях: 50 % - бюджет, 50 % - свои или заемные средства. Но это противоречит закону. Бюджет может компенсировать расходы только по факту приобретения".
А факт приобретения осенью-2008 становится все более редким. Кредиторы - местные филиалы федеральных банков - за последний месяц не выдали ни одного кредита на покупку машин селянами! Банкиры, которые боятся как огня сочетания "финансовый кризис", в кулуарах делятся полунамеками: в ближайшие месяцы чуда (поворота к лучшему) в их секторе не произойдет. Любопытно, что "техническая заминка" коснулась и облеченного властью агрария. Заявка Сергея Цуканова на выделение кредита второй месяц томится в банке. "Из практики знаю, что сейчас кредиты берут единицы, основная масса в январе - марте. Есть слабенькая надежда, что к тому времени что-то утрясется", - надеется парламентарий. А на вопрос, какова сегодня нужда земледельцев в технике, признается: "Предложи льготные комбайны - 90 % наберут. И я бы с десяток машин взял". Наши засеянные поля привлекательны не только для "Агромашхолдинга" - это заметно. Рядом с "Енисеями" пашут комбайны итальянского, американского, белорусского происхождения. Теоретически у наших кормильцев есть альтернативы для уборки зерновых. Но практически, повторимся, у большинства хозяйств выбора нет, как нет "жировых запасов" для переоснащения, а кредитные организации взяли паузу. При этом Красноярский комбайновый завод готов произвести 2300 комбайнов в год. Но кому их продавать?
Странность "в законе"
(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 19.11.2008)
Прошедшая сессия ЗС пестрела парадоксами
Состоялось очередное заседание сессии Законодательного собрания, на котором помимо бюджета были рассмотрены вопросы обязательного медицинского страхования, приватизации краевого имущества и упрощенной системы налогообложения. Все в перспективе на 2009-2011 годы.
Изменения обязанностей
Первым вопросом, рассмотренным депутатами ЗС, стал бюджет краевого Фонда обязательного медицинского страхования. Согласно планам министерства здравоохранения края доходы фонда за 2009 год должны составить 15,2 млрд руб., 2010-й - 16,3 млрд руб., и в 2011-м - 17,5 млрд руб. За счет этих средств предполагается профинансировать программу обязательного медицинского страхования в объеме 13,3 млрд руб. на 2009 год, 14,3 млрд руб. на 2010-й и 15,5 на 2011-й. Помимо этого, деньги пойдут на льготное лекарственное обеспечение.
Основной идеей нового бюджета фонда является перевод ряда медицинских учреждений на систему одноканального финансирования. - Такой подход позволит нам централизовать распределение денег между лечебными учреждениями и повысить эффективность бюджетных расходов в отрасли, - пояснил министр здравоохранения Красноярского края Вадим Янин.
Помимо дел будущих министр не обошел вниманием и дела насущные, предложив парламентариям увеличить бюджет Фонда ОМС на 2008 год за счет федеральных средств на 387 млн руб.
Оба вопроса министерства здравоохранения были решены положительно и приняты.
Нечастная собственность
Следующим вопросом, рассмотренным депутатами, стал проект прогнозного плана приватизации краевого имущества на 2009-2011 годы. Согласно этому плану в 2009 году планируется акционировать два государственных предприятия - "Оптика" №2 на Щорса и "Корпорация-2020". Причем акцент изначально был сделан на том, что это будет акционирование, а не приватизация. Основной умысел в том, что даже став АО, эти предприятия будут принадлежат краю.
- Необходимость акционирования "Корпорации-2020" связана с тем, что на сегодня данное предприятие исчерпало свои возможности привлечения инвестиций, - пояснил руководитель агентства по управлению госимуществом края Юрий Парыгин.
- Непонятно, почему собираются приватизировать "Оптику" на Щорса, - заявил заместитель председателя Законодательного собрания
- В этом плане очень много объектов из Енисейска, - отметила депутат ЗС
В ответ на это Юрий Парыгин предложил депутатам попробовать: "А там посмотрим, получится или нет".
Патент на выход
Следующим настала очередь вопроса об упрощенной системе налогообложения, который представила заместитель министра экономики и регионального развития края
Первым моментом, вокруг которого развернулись дебаты, стала региональная сбалансированность патентной политики. Дело в том, что разная цена патента предусмотрена не только для различных видов деятельности, но и зависит от региона, в котором эта деятельность осуществляется. Такие оценки проводились на основании анализа средних заработных плат в регионах. В результате получилось, что в Северо-Енисейском районе (большая часть рабочих - это вахтовики "Полюса") цена патентов на некоторые виды предпринимательской деятельности оказалась даже выше, чем в Красноярске.
Второй спорный момент программы состоял в странном распределении цен на патенты в пределах Красноярска.
- Я не понимаю, почему патент на такой вид деятельности, как народные промыслы, стоит 150 тыс. руб. в год, а на ремонт и производство ювелирных изделий - 70 тыс. руб., - недоумевал Алексей Клешко. - Особенно странно это выглядит в свете того, что мы стараемся поддерживать развитие народных промыслов. Такая политика приведет к тому, что уже в первых числах января все ювелиры города перерегистрируются в ИП и будут платить такие смешные налоги. Был, однако, и третий момент, заставляющий задуматься о целесообразности введения в крае новой системы патентов. Такая система на территории региона действует уже три года (на эту сессию вынесен обновленный в части цен на патенты проект). За это время количество ежегодно выдаваемых патентов не превышало четырех. Несмотря на все пререкания, закон все же был принят.
Такая странная получилась сессия: то продаем памятники культуры, то приватизируем социальные объекты на фоне "повальной социализации бюджета", то принимаем ненужные предпринимателям законы под вывеской заботы о них.
Красота до столицы доведёт
(Иван Мужчинский, "Красноярская неделя", 19.11.2008)
After some kisses every miss becomes missis. Это такая народная аглицкая поговорка. Про то, что, мол, всякая мечтательная и прекраснодушная барышня, будь она хоть трижды тургеневская, рано или поздно неизбежно приобретает искомый статус степенной замужней матроны. И уж во всяком случае сугубо стремится к этому.
Однако чтобы стать достойной хранительницей семейного очага, юной деве предварительно надобно постичь многие брачные науки и приобресть различные полезные в быту уменья. По сию пору не устаю поражаться жизненной мудрости профессора философского факультета
И очень хорошо, что барышням, обдумывающим житьё, есть где и чему учиться. По сути, именно такими постоянно действующими курсами и являются различные конкурсы красоты и розыгрыши гордых званий всяко-разных "мисс". На днях, к примеру, состоялся финал конкурса "Мисс Красноярский край - 2008". Прекрасные нимфы, как водится, состязались в умении грациозно дефилировать в купальниках и готовить модное суши, демонстрировали свои ораторские и ещё многие другие жизненно важные навыки. И получали в подарок от растроганных спонсоров брильянты, турпутёвки за кордон и остродефицитные сертификаты на обладание всякими земными радостями. Самой же пресамой из всех конкурсанток была в итоге признана 20-летняя красноярская студентка Мария Худоногова. Она, стало быть, и поедет на финал конкурса "Мисс Россия - 2008". Поздравляем от души!
А что касается досужих разговоров недоброжелателей о том, что, дескать, итоги красноярского конкурса были предопределены заранее, то ведь недовольные будут при любом раскладе. Да и главное не надо забывать: бизнес есть бизнес - ничего личного.
Расходный аврал
(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 19.11.2008)
Эффективность краевого бюджета страдает от низкого исполнения расходов
Увеличение доходной части краевого бюджета породило проблему освоения денег. По ряду отраслей за прошедшие 9 месяцев года этот показатель не только не достиг приемлемых величин, но даже снизился. В такой ситуации очень сложно выстраивать эффективную экономическую политику в регионе.
Нас не догонят
Опережающие тепы социально-экономического развития Красноярского края стали уже привычными. Эта тенденция сохранилась и в этом году, за 9 месяцев которого только индекс промышленного производства в крае составил 106,6% к уровню прошлого года, тогда как по России этот показатель равен 105,4%. Также довольно высокие результаты достигнуты в сферах производства машин и оборудования (116%), обработки древесины и производства изделий из дерева, производства неметаллических минеральных продуктов (134,5%). Вырос объем производства в добывающих отраслях, составив 130% к прошлому году. Темпы роста инвестиций в экономику края за три квартала этого года составили порядка 122%, тогда как по России этот показатель находится на уровне 115%. Позитивность развития края подкрепляется и показателями исполнения бюджета региона за 9 месяцев текущего года. Доходная часть основного финансового документа края за отчетный период была исполнена на 113,2%, составив 81,8 млрд руб. Большая часть этих денег - 72,5% - пришлась на налоговые и неналоговые поступления. Около 26% поступило в виде безвозмездных вливаний (субсидии и субвенции), и чуть более 1% - от платных услуг бюджетных учреждений.
- Имеющаяся на сегодня оценка исполнения доходной части бюджета, - заявил министр финансов края Михаил Котюков, - позволяет нам быть уверенными, что эта часть бюджета по итогам года будет исполнена в запланированном объеме.
Традиционный расход
Помимо доходной части бюджета существует расходная, и ее показатели не менее важны для региона. В ситуации же развития экономики эти показатели начинают играть даже большее значение.
- По сути, расходы бюджета - это аванс на развитие отраслей, - говорит председатель правительства края
Подтверждают это и цифры министерства финансов, по данным которого общий объем расходов за 9 месяцев текущего года составил 75,7 млрд руб., а это 88,3% от плана этого периода, или 63,4% от плана года. Для справки: за тот же период прошлого года процент освоения годового плана по расходам составил 61,2%, а за три квартала - 83,8%.
- Несмотря на положительную динамику освоения расходных ассигнований, ситуация достаточно неоднозначная, - заявил Котюков. - По ряду отраслей процент освоения расходной части бюджета колеблется от 36 до 68%. Есть две программы, исполнение которых на 1 октября текущего года составляет 0%, (речь идет о программах "безопасный город" и "организации общей врачебной практики" - "ВК") и есть программы, расходы по которым исполнены менее чем на 20%. Если конкретизировать, то получим следующую картину: по краевым целевым программам расходы исполнены на 77,2% от планов за 9 месяцев, или 47,8% от годового плана. Краевая адресная инвестиционная программа исполнена на 75,9% от планов на этот период и на 37,3% от плана годовых назначений. Максимальные показатели освоения расходных средств бюджета, свыше 80%, показала программа обеспечения жильем молодых семей.
Достаточно грустно выглядит ситуация с рядом приоритетных краевых проектов, в частности с нашумевшими "4Д" ("Дом", "Деревня", "Демография", "Дети"): исполнение расходных обязательств по этим программам составило 38,7% годовых назначений против 41,8% в прошлом году.
- В прошлом году мы говорили, что низкое освоение денег имеет место вследствие того, что программы работают первый год, - был категоричен Котюков, - но в этом, несмотря на проведенную работу, цифры не только не выросли, но и уменьшились. Общий объем расходов - 1,379 млрд руб. за 9 месяцев, в прошлом же году был 1,87 млрд руб.
Похожая ситуация складывается и с приоритетными
Потери на финише
Основные причины низкого освоения бюджетных средств Котюков видит в отсутствии обращений от участников программ, которые соответствовали бы требованиям. По этой причине остаются недоосвоенными деньги по программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства (65,8%), обеспечения доступным жильем молодых семей (82%), развития сельскохозяйственной потребительской кооперации (около 80%).
Другая причина, обозначаемая министром финансов, - это задержки, связанные с проведением конкурсов и поздним предоставлением поставщиками документов на оплату соответствующих товаров, работ и услуг. Это касается, например, программ по физкультуре и спорту, программы "Культура Красноярья", улучшения проживания граждан в учреждениях социального обслуживания. По последней, кстати, исполнение составляет 44,7%.
Примерно о том же говорят и другие министры края. Так, например, программа организации общей врачебной практики, исполнение которой на 1 октября этого года составляет 0%, оказалась в этом списке именно по причине долгой организации и проведения конкурсов.
- Эта программа реализовывалась через два конкурса среди муниципальных образований, которые у себя на территории способны создать такие практики, - пояснил причины задержки министр здравоохранения края Вадим Янин. - Нами было отобрано 18 районов. Отбор завершился в августе. На сегодня все конкурсы проведены и соглашения подписаны. По итогам года мы ожидаем исполнение этой программы на уровне 99%.
Такая же ситуация разворачивается и вокруг строительства перинатального центра, являющего собой краеугольный камень программы "Демография".
- На сегодня по перинатальному центру проведены все конкурсы, - заверил руководитель агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края Юрий Парыгин. - Сроки сдачи проектной документации по всем контрактам приходятся на начало декабря. Таким образом, мы ожидаем, что с точки зрения работ программа будет выполнена в полном объеме, однако будет недоосвоение средств из-за снижения цены контракта.
Однако Эдхам Акбулатов видит и еще одну причину низкого освоения бюджетных средств.
- Ко мне периодически поступают жалобы от различных муниципальных образований на то, что за выполненные работы предприятия месяцами не могут получить деньги, - рассказал председатель правительства, - и это в ситуации, когда мы говорим о том, что деньги должны быстро поступать в экономику. Зачастую все это является следствием излишне забюрократизированных механизмов. Создали всевозможные контролирующие эшелоны, которые зачастую функцию контроля ставят выше функции достижения эффективности. В свете перехода края на трехлетнее бюджетирование необходимо провести инвентаризацию порядка финансирования по всем программам и отраслям на предмет необоснованных задержек.
Казалось бы, ситуация складывается вполне благоприятно: так или иначе, расходная часть обязательств краевого бюджета будет выполнена если не в полном объеме, то во вполне приемлемых рамках. Однако такой подход может привести к тому, что освоение денег будет ставиться выше эффективности расходования.
- Нельзя, чтобы программы, предполагающие целенаправленную и планомерную работу в течение года, практически в полном объеме исполнялись за 1-2 оставшихся месяца, - заявил Акбулатов, - поскольку в такой ситуации может сильно пострадать качество ее исполнения.
Пока же, к сожалению, приходится констатировать, что возросшие возможности доходной части краевого бюджета несопоставимы с возможностями эффективного и качественного освоения этих денег.
Скатертью шоссе
(
Дорожная отрасль выходит на новый виток развития
За три ближайших года краевые власти намерены потратить на модернизацию транспортных магистралей беспрецедентную сумму - 21 миллиард рублей.
- В будущем году финансирование останется на прежнем уровне - 4,7 миллиарда, но уже с 2010-го объем средств на развитие дорожной отрасли начнем усиленно наращивать, - говорит министр экономики и регионального развития краевого правительства
Уже определены приоритетные направления - реконструкция автотрассы, ведущей в природный парк "Ергаки", создание инфраструктуры промышленного кластера в Нижнем Приангарье, строительство транспортного обхода Лесо-сибирска, новых мостовых переходов через Енисей и Кан.
Б списке первоочередных объектов, безусловно - четвертый мост и новые транспортные развязки в краевом центре. По мнению специалистов, ввод этих сооружений существенно разгрузит городские магистрали и станет временной альтернативой "долгоиграющему" проекту Красноярского метро.
Однако львиная доля трехлетнего бюджета отрасли - 17 мил-лиардов рублей - пойдет на содержание уже существующих дорог. Эксперты рассчитывают, что увеличение финансирования позволит сократить долю магистралей, требующих незамедлительного ремонта, с 30 до 25 процентов.
В перспективе крупнейшие трассы региона войдут в трансконтинентальную сеть, которая свяжет страны Азии и Европы.
- Неудивительно, что наш регион стал активным участником разрабатываемого странами ШОС соглашения об упрощении транзитных перевозок и развитии транспортной инфраструктуры - ведь от скорости движения товара зависит экономика любой территории, - говорит министр транспорта краевого правительства края Александр Ядов. - Это позволит привлечь на развитие отрасли дополнительные инвестиции из федерального бюджета. Ориентировочно документ будет подписан в следующем году.
К переменам готовится весь край. Только в Красноярске в 2009 году финансирование дорожного хозяйства увеличивается на 400 миллионов рублей. По словам мэра краевой столицы
- В нынешнем году 2,2 миллиарда рублей хватило только на строительство 25 новых дорожных объектов и ремонт 31 кило метра улиц, - подчеркивает глава города. - Учитывая общую протяженность красноярских трасс -1053 километра, - такие темпы нас не устраивают.
Кроме того, по-прежнему остро стоит вопрос качества выполняемых работ. Контроль в этой сфере осуществляет отдельное муниципальное предприятие.
- На его базе мы намерены создать специальную лабораторию, задача которой - детальная проверка состояния асфальтового покрытия, - говорит руководитель департамента городского хозяйства Виктор Ящук. - За ходом ремонтных работ постоянное наблюдение ведут так-же федеральная, краевая и городская контрольно-счетные палаты. Это позволяет избежать нецелевого использования бюджетных средств.
Помимо лаборатории в следующем году краевой центр обзаведется 10 новыми грейдерами и антиоблединительной машиной. На их приобретение запланировано 44,5 миллиона рублей.
Антинаркотические деньги "зарыли в песок"
(Елена Шлома, "Вечерний Красноярск", 19.11.2008)
Александр Хлопонин раскритиковал исполнение целевой программы
17 ноября исполнение целевой программы обсудила антинаркотическая комиссия края под председательством губернатора Александра Хлопонина. В ее состав входят члены краевого кабинета министров и руководители территориальных подразделений правоохранительных органов. Как выяснилось на заседании, эффективность программы "Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае" на 2007-2009 годы оставляет желать лучшего. Потраченные деньги, по выражению главы региона, можно считать закопанными "в песок".
- Наша территория всегда находилась в зоне повышенного риска с точки зрения распространения наркотиков, - сказал губернатор, открывая заседание. - Это обусловлено рядом обстоятельств: мы являемся транзитным регионом, географическое положение края позволяет использовать его как удобный перевалочный пункт. К тому же у нас стабильно работают все виды транспорта. Плюс - растет покупательская способность населения. При этом решить проблему наркомании силами какого-то отдельного ведомства "без взаимодействия со всеми органами власти и, самое главное, с жителями, без разъяснительной работы с ними и без пропаганды невозможно", уверен Хлопонин.
- Именно поэтому на 2007- 2009 годы в регионе была принята программа, которая ставила своей задачей координацию и объединение усилий всех краевых учреждений в содействии правоохранительной системе, - продолжил губернатор. - В ее реализации были задействованы министерства здравоохранения, образования и науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, сельского хозяйства. По словам Хлопонина, на мероприятия этой программы предусматривалась сумма свыше 70 млн рублей, причем из них 40 млн - это "конкретно" те средства, которые должны были пойти на борьбу с распространением наркотиков и профилактику наркомании среди молодежи. Так на что же были они потрачены?
Против формальности
- Можно, конечно, констатировать, что определенные результаты достигнуты. Но в основном вся работа была проведена силами только правоохранительных органов. Так что говорить о том, что программа дала значительный эффект, преждевременно, - подчеркнул Хлопонин. По словам губернатора, статистические данные по краю все так же неутешительны, как и прежде: снижение распространения наркомании в крае по сравнению с 2005 годом составило чуть больше 2%. Только официально в крае зарегистрированы 12,5 тыс. человек, предрасположенных к употреблению наркотиков. По мнению экспертов, неофициальная цифра больше в пять-шесть раз.
- Если мы это хотим видеть в будущем Красноярского края, то нам всем вообще здесь делать нечего, - заявил Хлопонин. - Можно сделать только один вывод: программа, которую мы приняли и пытались реализовать, неэффективна и не достигает своих результатов. Причина этого зачастую исключительно формальный подход к решению поставленных задач. Эффект, который мы достигли, - это не есть результат тех задач, которые мы перед собой ставили, - продолжил губернатор. - При таком подходе я буду считать, что 40 млн рублей потрачены в песок, словно была задача не решить проблему, а просто освоить бюджетные деньги. Такой подход недопустим, тем более что сейчас мы говорим о максимально эффективном использовании бюджетных ресурсов.
Cубботник для правительства
Для программы необходимо срочно искать новые формы и вносить в нее дополнения, считает глава края. Он напомнил членам комиссии, что у них не так много времени для разработки ее следующего этапа, а в качестве тех самых новых форм предложил активнее задействовать краевые проекты в сфере молодежной политики. "Учитывая чрезвычайность ситуации и значимость проблемы", Хлопонин поручил правительству уже в ближайшее время выйти на более качественный, содержательный уровень подготовки программы 2010-2012, которая бы полностью предусмотрела участие в ней всех министерств и ведомств с учетом уже сделанных ошибок. Особое внимание в своем вступительном слове председатель комиссии уделил борьбе с дикорастущей коноплей.
По мнению Хлопонина, то, что значительная часть действий, направленных на борьбу с наркоманией, проходит либо в Красноярске, либо в Норильске, не вполне верно. Да, действительно, по концентрации населения это самые большие города. Да, "транзитные ворота" находятся именно в них. - Но нельзя останавливаться только на этих городах, - уверен глава региона.
- Посмотрите, что происходит в других населенных пунктах, там, где должна проводиться конкретная работа с главами местного самоуправления. На сегодняшний день я не вижу эффективности действий по другим территориям. Хотел бы обратить особое внимание полпредов: сядьте за руль и проедьте по полям. Даже далеко от Красноярска отъезжать не надо. А потом пусть главы муниципальных образований расскажут, почему нельзя было эти поля убрать. Как выяснилось, губернатор готов даже на крайние меры в борьбе с краевыми источниками наркосырья. "Если мы не в состоянии решить задачу уничтожения наркосырья организационными способами, значит, пойдем на субботник и будем косить коноплю. Пусть люди посмеются", - пообещал он.
"будем считать"
Как рассказал потом начальник управления губернатора по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами
- Во-первых, нам предстоит самым серьезным образом разобраться с собственной наркосырьевой базой, - сказал Ковригин. - Кроме того, необходимо обратить внимание и в сторону наших соседей - Республики Тывы. Предлагается провести серию консультаций, а возможно, и совместное заседание региональных антинаркотических комиссий для того, чтобы наметить конкретные действия по пресечению поставок наркотиков и сырья из Тувы на территорию края. - Были высказаны предложения как по внесению изменений в нормативно-правовую базу на уровне субъекта, так и по выходу с инициативой на федеральный уровень, - добавил начальник управления. - Прозвучали предложения о ряде пилотных проектов, которые станут реализовываться в школах, ПТУ и вузах, на промышленных предприятиях, в первую очередь - на предприятиях, связанных с опасными производствами.
На новые мероприятия, которые предстоит разработать до 1 января 2009 года, в рамках действующей "неэффективной" программы будут выделены дополнительные средства. "Лимиты губернатор не установил, он установил задачи. Например, уничтожить в 2009 году все очаги дикорастущей конопли в крае. Сколько денег потребуется на это - будем считать", - сказал Ковригин. По его словам, на заседании особо прозвучала мысль о том, что в условиях экономического кризиса жалеть деньги на данную программу, если, конечно, они будут расходоваться эффективно, не стоит. Именно в такие переломные моменты у определенной части населения возникает повышенное тяготение к наркотикам и алкоголизму, и край "должен быть во всеоружии", - заключили члены комиссии.