ГЛОНАСС: локальные проблемы глобального проекта
В сентябре 2008 года премьер-министр России
Однако "на люди", как всегда вынесли лишь "информационную пену", а практическая часть происходящего осталась за кадром.
Прежде всего, широкой публике стоило бы пояснить, зачем вообще нужна эта ГЛОНАСС, в которую "вливаются" такие немалые государственные инвестиции. В чем смысл системы, американский аналог которой - GPS используется уже в сотнях тысяч коммуникаторов и навигаторов по всей России (не говоря уже о десятках миллионов устройств по всему миру)? С точки зрения конечного потребителя (рядового и корпоративного) ГЛОНАСС не имеет никаких технологических преимуществ перед GPS. Те же спутники на орбите, похожая точность позиционирования. Заявляемые технические характеристики в чем-то лучше GPS, в чем-то хуже. "С точки зрения пользователя навигации практический смысл может быть от внедрения комбинированных приемников, работающих в двух системах ГЛОНАСС-GPS одновременно, - комментирует Андрей Свириденко, президент компании SPIRIT, одного из разработчиков ГЛОНАСС-приемников. - В ситуациях ограниченной видимости спутников одной системы (скажем, в каньонах) наличие спутников другой может повысить устойчивость получения сигнала навигационным потребительским оборудованием". Пожалуй, только в этом можно усмотреть потребительскую "вкусность" системы.
Но смысл ГЛОНАСС скорее геополитический. Американская система навигации GPS контролируется правительством США. Если же посмотреть глобально, то через десяток-другой лет навигационные технологии станут такой же неотъемлемой частью экономической и оборонной инфраструктуры государства, как и телефонная связь, сотовые сети, интернет и прочее. Навигация будет использоваться на транспорте, в геологоразведке и ресурсных отраслях, в сельском хозяйстве. Не говоря уже о ракетах и самолетах, ориентирующихся на местности по спутниковым координатам. Естественно, что в такой ситуации дальновидные люди в правительстве не могут делать ставку на GPS. В этом и есть истинная причина "реанимации" в начале 2000-х уже почти канувшей в лету собственной российской навигационной системы. "Страны Европы и Китай идут по тому же пути и сейчас планируют или уже создают свои навигационные системы, аналогичные ГЛОНАСС и GPS", - отмечает Андрей Свириденко. То есть все хотят быть с навигацией, но без контроля США.
Однако на фоне радужных и светлых перспектив ГЛОНАСС в России вырисовывается несколько весьма острых и щекотливых проблем, которые только "патриотическим" запалом сверху решить пока не получается. Прежде всего, это проблемы приемников. Российская микроэлектронная промышленность безнадежно отстала от Запада и Востока. В стране просто нет технологии производства чипов, позволяющих производить приемники спутникового сигнала ГЛОНАСС с хоть сколько-нибудь похожими тактико-техническими характеристиками на своих GPS-собратьев. Все, что сейчас производится - аппаратно-программные модули приема ГЛОНАСС-сигнала, которые также могут работать и с GPS. Такие комбинированные приемники собираются из отдельных компонентов на электронной плате. Производство хотя и промышленное, но объемы пока небольшие и расширение производства несет с собой ряд опять-таки системных проблем. "Технические характеристики ГЛОНАСС-GPS-приемников, в том числе наших разработок, постоянно совершенствуются, приемники становятся компактнее, уменьшается энергопотребление. Но до тех пор, пока в стране нет технологий производства ГЛОНАСС-чипов, характеристики навигационных устройств для ГЛОНАСС будут хуже, чем у GPS-аналогов", - отмечает Свириденко.
Одной из таких характеристик является цена устройства. Единственный, имеющийся в продаже потребительский навигатор с поддержкой ГЛОНАСС стоит больше 20000 рублей, имеет диагональ экрана 7 дюймов. При том, что многочисленные GPS-навигаторы стоят сейчас от 3000 рублей и выше и представлены в гораздо более широком ассортименте от больших до гораздо более компактных (3-4 дюйма). Неудивительно, что результаты продаж такого "изделия" не впечатляют: по данным аналитической группы Smartmarketing в первом полугодии это устройство заняло порядка 0,12% рынка навигационного оборудования, то есть продажи по сути штучные (да и те, есть мнение, в основном генерируются "спросом на экзотику", в том числе и среди чиновников и бизнесменов, вовлеченных в тему).
На этом фоне очень странно слышать заявления некоторых чиновников о планах на производство сотен тысяч ГЛОНАСС устройств в перспективе менее года. Непонятно, как и на чем все это будет производиться и, что самое главное, - кому это все будет продаваться? Создать же собственную индустрию производства чипов за столь короткое время даже с учетом миллиардных инвестиций также вряд ли возможно - в этой отрасли в России десятилетние технологические отставания.
Другой немаловажный аспект развертывания системы ГЛОНАСС - навигационная картография. Допустим, сигнал со спутника принят и расшифрован, дальше надо показать потребителю, где же он находится в данный момент, и рассчитать оптимальный путь к искомой точке. Крайне важная тема, напрямую связанная с ГЛОНАСС навигацией - производство ПО и навигационных карт местности. Проблема эта общая и для ГЛОНАСС, и для GPS. Основная проблема индустрии навигационного ПО - наличие актуальных, точных и обновляемых навигационных карт. Причем речь идет не просто о векторной карте, с нанесенными на неё объектами. На карте должен быть так называемый "дорожный граф" - совокупность данных о дорожном движении: развязки, светофоры, перекрестки, направление движения в случае разрешения только одностороннего, разметка. Наличие такого графа позволяет пользователю прокладывать оптимальный маршрут. "К сожалению, в нашей стране нет единой актуальной базы информации, по которой можно было бы строить, а самое главное - своевременно обновлять дорожный граф Дорожная ситуация меняется, строятся новые дома, новые дороги, меняется организация дорожного движения - всю эту информацию необходимо своевременно наносить на карту. Помимо качественного дорожного графа важно наличие в навигационном пакете актуального адресного плана, контуров домов, объектов инфраструктуры (точек интереса): заправок, банкоматов, крупных предприятий сервиса и торговли", - отмечает
Здесь нельзя не заметить, что отечественная навигационно-картографическая индустрия ушла вперед по отношению к зарубежным коллегам. Несмотря на присутствие на рынке последних и на тот факт, что на рынке навигационного ПО уже существует достаточно плотная конкуренция, а финансовая состоятельность этого рынка очевидна всем (GPS-устройства набирают популярность), рынок этот активно "подминают" под себя именно российские компании. Причина кроется во внимательном учете российскими компаниями наших реалий. Большинство зарубежных производителей ПО, в частности, не учитывают тот факт, что в России не сквозная нумерации домов (дом 1 - дом 3 - дом 5), как в Европе, а есть еще понятия "корпус", "дробь", "строение". К тому же при наличии также растущих рынков Европы и США, зарубежные компании не готовы инвестировать в расширение регионального покрытия России такие деньги, как отечественные компании.
И хотя ни один из производителей картографического ПО и карт не может обеспечить 100% точности своей продукции, а на навигационной карте России еще очень много белых пятен, ситуация именно с картографической частью ГЛОНАСС существенно лучше, нежели с ГЛОНАСС-"железками". "Навигационному ПО и карте все равно, откуда приходит сигнал о координатах объекта, от какой системы - нашей или американской. Мне кажется, что в этом плане перспективы ГЛОНАСС вполне хорошие. На данный момент рынок наводнен GPS-устройствами, рынок этот вполне зрелый, хоть и не до конца сложившийся - на лицо фаза активного роста (200-300% ежегодно). На руках у людей уже сотни тысяч навигаторов и телефонов с GPS-модулем. Только пользователей нашего ПО в России более 400.000 человек. Люди привыкают пользоваться навигацией ежедневно. Активно развивается производство навигационного ПО и навигационных карт. Если в какой-то момент ГЛОНАСС "полновесно" включится в работу, появятся потребительские устройства с поддержкой этой системы, потребитель этого даже не заметит. Та же программа, та же карта. Просто сигнал, вчера генерированный GPS, теперь пойдет от ГЛОНАССа", - комментирует Александр Казаков.
Однако, несмотря на все сложности, участники и эксперты рынка верят в перспективы ГЛОНАСС - его значимость для экономики страны очевидна. "Если финансовый кризис не затронет кардинальным образом финансирование программы, если государство и дальше будет уделять достаточно внимания этой отрасли, то уже в ближайшей перспективе в ГЛОНАСС активно пойдет коммерческий сектор. Все, что для этого необходимо - это, во-первых, реалистично оценивать состояние дел в той или иной отрасли, вовлеченной "в тему", а, во-вторых, создать четкие, прозрачные и равные для всех правила игры, планомерное регулирование деятельности участников рынка: производства и продажи электроники, производство ПО и карт. Но регулирование должно носить не только ограничивающий, но и мотивирующий характер", - замечает независимый аналитик рынка навигации