Дмитрий Соин: Дорожная карта Дмитрия Медведева актуальна и для Приднестровья
Выступление президента
Сегодня, когда ни у кого нет сомнения в том, что Россия крепко стоит на ногах и активно отвоевывает статус второй сверхдержавы мира, можно придать дополнительный импульс демократическим институтам. Теперь гражданское общество, партии и независимые СМИ получат новые возможности в деле управления страной и прямого влияния на принятие политических, экономических, геополитических и прочих решений. Дмитрий Медведев поставил крест на рассуждениях отдельных политиков и экспертов о необходимости "закручивания гаек" в условиях кризиса. Теперь уже точно можно сказать, что "военного коммунизма" в России не будет. Кризис будет преодолен не в условиях диктатуры, а как раз наоборот - на фоне возрастающей роли гражданского общества, партий и каждого отдельного человека. Этот парадокс, кажущийся нонсенсом для любителей "твердой руки" и косной бюрократии, на самом деле имеет свое логичное объяснение. Чем активнее развиваются внутренние, в том числе социально-политические, процессы в государстве, тем быстрее оно исцелится от кризиса.
Следует отметить, что демократический вызов Дмитрия Медведева - это не только дорожная карта России, но и сигнал для всех пророссийских анклавов за пределами страны. Послание к Федеральному Собранию должно быть внимательно изучено в Приднестровье. Дискуссия, которая ведется сегодня в нашем обществе, если мы считаем себя пророссийской республикой, должна быть откорректирована с учетом мнения главы Российской Федерации. Нелепы мысли отдельных чиновников и псевдо-идеологов о том, что нам не нужны гражданское общество, многопартийная система, а выборы по партийным спискам необходимо выбросить в мусорное ведро. Следует прямо и принципиально поставить вопрос о начале пакетной демократической реформы в ПМР. Конечно, если мы хотим развиваться и быть рядом с Россией.
На этом пути нас подстерегает много преград и опасностей. К сожалению, в Приднестровье сложилась влиятельная генерация чиновников, заинтересованных в замораживании внутренней ситуации. Для них это очень удобно, потому что любые изменения связаны с напряжением сил, с необходимостью принимать ответственные решения, генерировать новые идеи и подходы. А это их не устраивает.
Более того, демократические реформы сделают власть более прозрачной, подотчетной гражданскому обществу, ориентированной не на абстрактные общественные, а на конкретные индивидуальные проблемы человека и, что самое важное, менее коррумпированной. Желание косного чиновничества и дальше пребывать в "великом бездействии" лежит в основе периодически вбрасываемых в общественное сознание идей о бессмысленности и вредности политических реформ, многопартийной системы, независимых средств массовой информации, сильном и влиятельном гражданском обществе.
Нам пытаются внушить, что жить по старинке лучше, но при этом никто не может объяснить, почему живя так, мы испытываем все большие экономические и социальные трудности. Почему молодежь и люди среднего возраста массово покидают Приднестровье в поисках работы, а сама инфраструктура государства все явственнее отстает от тех образцов и стандартов, которые мы можем увидеть в той же России и на Украине, не говоря о Западной Европе. Конечно факторы непризнанности, экономической блокады и отгремевшей в 1992 году разрушительной агрессии Молдавии серьезно усугубляют наше положение. Но торможение, застой и антиреформаторство на самом деле более опасные явления. Они не позволяют нам уверенно заявить о вхождении в двадцать первый век.
Сохранение этой тенденции грозит самому существованию приднестровской государственности. Один из важнейших маркетинговых принципов гласит: "изменяйся или умри". Поэтому если Приднестровье не будет динамично и последовательно развиваться в сторону существующих мировых стандартов - оно умрет.
И еще: мы любим ссылаться на результаты референдума от 17 сентября 2006 года, который подтвердил наше право на независимость и союз с Россией. Сразу после референдума в Приднестровье началась активная дискуссия о необходимости унификации государственных систем ПМР и РФ. Понятно, что не Россия должна была двигаться в сторону Приднестровья, а наоборот. Прошло уже более двух лет.
Посмотрим внимательно на политическую систему России. В стране активно действуют многочисленные политические партии, выборы в
В послании Федеральному Собранию РФ президент России принципиально расставил точки над i. Теперь роль отдельной личности, гражданского общества, политических партий и независимых СМИ будет только возрастать. В первую очередь, это выразится в повышении влияния на исполнительную власть. Это отнюдь не означает ее ослабления, а скорее наоборот, усиление, т. к. в этом случае управленческие решения будут подкрепляться потенциалом основных институтов гражданского общества и независимых СМИ.
Что на этом фоне мы видим в Приднестровье? По-прежнему сохраняется отжившая свое мажоритарная избирательная система, роль и значение независимых СМИ крайне скромна, вопрос об учреждении правительства и назначении премьер-министра также до сих пор остается в подвешенном состоянии. Это при том, что и по поводу премьер-министра, и по поводу пропорциональной избирательной системы имели место неоднократные положительные высказывания, как президента
Это вполне понятно, так как первые лица государства осознают жизненную необходимость поступательного движения республики вперед. Тем более, что для этого существуют хорошие стартовые позиции: в ПМР зарегистрировано 10 политических партий, сотни общественных организаций и фондов, десятки религиозных конфессий. Но без масштабной, пакетной политической реформы - все это бесполезные активы. Более того, это те самые активы, которые в случае безразличного к ним отношения со стороны государства могут легко стать инструментом внешнего влияния. Как правило, в партиях, общественных организация и религиозных конфессиях концентрируются социально активные люди, которые - в отсутствие работы с ними со стороны государства - начинают действовать за пределами системы, создавая угрозу дестабилизации внутриполитической обстановки.
Так что же мешает Приднестровью, которое уже располагает добротной социальной базой, провести столь необходимые обществу политические реформы? Обратите внимание: есть воля первых лиц государства, есть глубинная общественная потребность в изменениях, есть результаты референдума и провозглашенный по его итогам курс на унификацию нашего законодательства с российским, но реформы как не было, так и нет. Если вы спросите любого непредвзятого эксперта, в чем проблема, он ответит вам - в сопротивлении бюрократического аппарата, а также отживших свое чиновников и псевдо-идеологов. Состояние застоя для них наиболее комфортно, и они будут сопротивляться изменениям всеми доступными средствами.
Цена чиновничьего эгоизма может быть очень высока - это нарастающие внутренние кризисные явления и выдавливание ПМР на задворки цивилизованного мира, за пределы современной истории. Если у лидеров приднестровского государства, равно как и у гражданского общества республики, имеется инстинкт самосохранения, то сопротивление коррумпированного чиновничества должно быть сломлено и реформа начата.
Оптимальным вариантом видится вариант пакетной реформы. Это когда изменения одновременно коснутся законодательной, исполнительной и судебной властей. В качестве основы этой реформы могут быть взяты идеи из послания Дмитрия Медведева Федеральному Собранию России. Естественно, речь идет о переработанных и адаптированных к приднестровской специфике предложениях.
Уже сегодня можно аккуратно, без фанатизма, но при этом настойчиво поставить вопрос о реформировании избирательного права в сторону выборов по партийным спискам. Избранный таким образом парламент должен получить право влиять на назначение министров и самое главное - премьер-министра страны. Но это будет возможно, если в Приднестровье появится правительство и, соответственно, должность премьер-министра. Всем зарегистрированным в республике политическим партиям на законодательном уровне должен быть гарантирован доступ к государственным средствам массовой информации. Параллельно с этим следует создать лучшие условия для развития независимых СМИ в качестве главного канала общения гражданского общества и власти.
Конечно, это всего лишь краткие наброски, которые могут стать предметом рассмотрения элиты и общества. В складывающейся ситуации политические партии, движения и общественные организации Приднестровья должны внести свои предложения по реформированию политической системы республики. Но при этом надо помнить о том, что все это будет возможным только при соблюдении самого важного условия: при сломе существующего сегодня антиреформаторского чиновничьего слоя. Это непростой процесс и битва будет принципиально жесткой.
В России об этом подумали и в качестве наиболее эффективного механизма воздействия на косную чиновничью среду применят борьбу с коррупцией. Реализация в Приднестровье антикоррупционной государственной политики, несомненно, пошла бы на пользу и обществу, и республике, и предлагаемым реформам. Делать это надо не завтра или послезавтра, а уже сегодня, так как на кону судьба народа и приднестровского государства.