Российский капитал в Армении не выступает в качестве нападающего игрока: интервью Эммануила Мкртчяна
Интервью с директором Национального рейтингового агентства AmRating/GlobalRating Эммануилом Мкртчяном (Армения)
ИА REGNUM: С чем связано резкое падение курса евро в Армении?
Прослеживается общемировая тенденция сближения курсов евро-доллар в связи с восстановлением позиций американской валюты в качестве резервной. Причина тенденции заключена в резком падении цен на нефть, обусловленном снижением потребления в связи с мировым финансовым кризисом. Кроме того, надо признать, что европейская экономика почувствовала на себе основную тяжесть финансового кризиса, потеряв, видимо на время, свойства альтернативной резервной валюты. Что же касается ситуации, сложившейся на валютном рынке Армении в случае с парой доллар-евро, то на рынке сбережений Армении прослеживается та же тенденция сброса наличных евро в пользу доллара. Об этом свидетельствуют и остатки на депозитных счетах армянских банков, где в последнее время замедлился процесс драмизации (драм - национальная валюта Армениии - ред.), то есть увеличения объемов драмовых вкладов за счет роста долларовых сбережений. Казалось бы этот тренд должен был заметно повысить курс американской валюты. Однако активная позиция Центробанка Армении, оказывает сглаживающий эффект на резкий подъем курса доллара. Последние биржевые данные свидетельствуют об активной долларовой интервенции главного банка страны. Более того, в страну идут значительные долларовые поступления, связанные как с относительной стабильностью армянского рынка на фоне мировой неразберихи, так и под реализацию конкретных, запланированных ранее, инвестиционных программ в энергетической и финансовой сфере. Я считаю, что хотя прогноз - дело неблагодарное, тем более сегодня, но доллар в Армении будет постепенно, без резких колебаний, набирать вес. Ведь, общемировая тенденция такова, что на мировом рынке сработает эффект домино, при котором США, явившаяся источником кризиса и как страна, первая, вошедшая в него, соответственно первая и будет из него выходить. Второй фактор кроется в предстоящих в США президентских выборах, в результате которых, не исключено, что сам факт прихода в Белый дом нового президента-демократа подтолкнет валюту вверх, укрепив ожидания мировых игроков. Небольшим стимулятором усиления доллара в Армении может стать ожидаемое сокращение зарубежных трансфертов, основная доля которых стекается в страну в долларовом выражении.
ИА REGNUM: Насколько возможно падение цен на недвижимость в Армении в связи с мировым экономическим кризисом?
Мировой финансовый кризис поставил в очень жесткие рамки девелоперов во всех странах, в том числе и армянских застройщиков. Дело в том, что как и за рубежом, а в Армении в большей степени недвижимость являлась сферой вложения капитала, за неимением иного, более разнообразного и надежного, спектра инвестиционных инструментов. Более того, в Армении спрос и предложение формировались за счет иностранных денежных потоков, в основном за счет диаспоры, что и поддерживало необоснованные с общеэкономической точки зрения высокие ценовые параметры даже в условиях явного перенасыщения рынка первичной недвижимости. В ближайшей и среднесрочной перспективе резкого падения цен на недвижимость я не прогнозирую, однако можно ожидать падения спроса и как следствие снижения уровня цен примерно на 15-20%. На рынке вторичной недвижимости падение может быть более весомым. Первый фактор подобного прогноза в уменьшении трансфертной "подушки" в экономике в целом, второй - возможное уменьшение прямых зарубежных инвестиций, направленных на реализацию девелоперских проектов в Армении. Важным сдерживающим спрос фактором станет повышение в стране процентных ставок, в том числе и по ипотечным кредитам. Более того, можно ожидать существенного снижения доли ипотечных кредитов в совокупном кредитном портфеле банков и кредитных компаний, которая составляла порядка 15%. Ведь не секрет, что рост ипотечного кредитования в стране за последние 2-3 года являлся сильным фактором, поддерживающим высокий уровень цен на недвижимость. Но есть и корректирующий сценарий. К сожалению, мы не владеем точной картиной реального состояния экономики России и в особенности российского рынка труда. Это важно для понимания финансового положения наших соотечественников, многие из которых в условиях существенного ухудшения экономического положения России, возможно, пожелают вернуться на родину с соответствующим приобретением квартир на накопленные ранее сбережения. Это обстоятельство может поддержать рынок в целом.
ИА REGNUM: Насколько кризис отразится на системах денежных переводов, действующих в Армении?
В первую очередь, объемы денежных потоков зависят от состояния нашего главного трансфертного "донора" Российской Федерации и в первую очередь, как я уже отмечал выше армянской диаспоры в России. Здесь я вижу прямую зависимость состояния экономики России от мировых цен на нефть. Сегодня прогнозируются разные параметры, но при худшем развитии сценария, то есть если цены, от распространения мирового кризиса на азиатские страны, будут находится в диапазоне 50-60 долларов за баррель, то в общем и целом это скажется на сокращении рабочих мест и реальных доходов жителей России. Соответственно будут сокращаться и объемы трансфертов в Армению. Насколько именно - сказать трудно.
ИА REGNUM: Может ли кризис ликвидности обойти армянские банки? Какие банки находятся в зоне риска?
Пока он их успешно обходит. О причинах говорилось много в последнее время, основная в том, что наши банки долгие годы, сидя на трансфертной "подушке" и пользуясь достаточными по объемам кредитами от международных финансовых организаций, не фондировали свои активные операции за счет привлечения межбанковских кредитов из-за рубежа. В Армении не был развит и как таковой рынок капитала, как следствие он не был интегрирован в мировой рынок. Банковский сектор в стране был нормативно зарегулирован, к нему после "лихих 90-х" предъявлялись особо строгие правила игры. Поэтому запас ликвидности банков довольно высок. На середину года уровень общей ликвидности банков (минимальное соотношение сумм высоколиквидных активов к общим активам) составлял 28,95% при минимальном нормативе в 15%. Общий уровень текущей ликвидности (минимальное соотношение сумм высоколиквидных активов к обязательствам довостребования) составлял 143,16% при уже сниженном недавно со стороны ЦБ минимальном нормативе в 60%. На сегодняшний день картина не очень изменилась и большая половина банков находится на сегодняшний день в диапазоне 20-30% по общей ликвидности. Это не плохой показатель с точки зрения кредитной активности банков. Но вместе с тем, с тем банки создают для себя "подушку" краткосрочной ликвидности, несколько снизив объемы операций как на валютном рынке, так и на рынке государственных заемных обязательств. Боле того, во избежание возможных потерь за пределами страны, в третьем квартале резко сократились остатки на ностро-счетах (средства армянских банков на счетах в зарубежных банках - контрагентах). Идет вместе с тем процесс повышения процентных ставок по депозитам для привлечения средств с рынка, в среднем на 2-3% за квартал и вместе с тем они стали чрезвычайно осторожничать в своей кредитной политике, адекватно повысив ставки на "популярные" кредитные продукты. Таким образом, мировой кризис заставляет наших банкиров быть более осмотрительными, лимитировать предоставление кредитных ресурсов, накапливать ликвидность. Вполне естественно, что каждый банк в первую очередь озабочен уровнем собственной текущей ликвидности в первую очередь для выполнения обязательств перед кредиторами и т. д., что вполне резонно приводит к стремлению аккумулировать ликвидность внутри банка. По идее, если процесс продолжится и банки будут сокращать кредиты, они тем самым лишают денежной подпитки экономику. Но, нам и тут повезло, так как наши банки еще не выступают в роли локомотивов экономического роста, ведь совокупный кредитный портфель банков еле дотягивает до 24% от ВВП, хотя только за последний квартал этот показатель, из-за вышеуказанной причины, существенно сократился.
Что касается вопроса нахождения отдельных банков, как вы выразились, в зоне риска, то здесь можно сказать следующее: все коммерческие структуры, и банки, и наши с вами организации, так или иначе, находятся в зонах различных рисков. Вопрос в том, насколько эффективно оцениваем мы эти риски, управляем ими, какие шаги предпринимаем для их профилактики. Скажу, что наша банковская система в целом, собственно как и все банки в частности хорошо справляются с этой задачей. Другое дело, что до нашей банковской системы еще не дошли те глобальные риски, которые фактически потрясли на корню мировую финансовую систему. Мы сейчас находимся в статусе тихой гавани, к которой, между прочим, стараются укрыться некоторые попавшие в шторм лайнеры. Конечно, они в ней не умещаются, однако спасательные боты с деньгами спускаются к нам на воду. Прошу прощения за лирическое отступление, но оно наиболее подходяще описывает данную ситуацию.
ИА REGNUM: Каковы будут последствия для экономики Армении, если российский финансовый рынок не выдержит кризис?
Последствия будут плачевны, но не катастрофичны, так как российские деньги, на 60% лежащие в уставных капиталах армянской банковской системы, имеют в основном армянские "корни". Более того, банковский уставной капитал - самый консервативный элемент в структуре банковских пассивов. Вывод этих средств, по мановению кризиса, не реален. Фактически российский капитал напрямую не выступает на финансовом поле Армении в качестве нападающего игрока. Другое дело, что углубление финансового кризиса в России приведет к минимизации российских инвестиционных программ в Армении и сократит общий уровень инвестиций в экономику страны, а значит и приток как инвестиционных, так и трансфертных ресурсов. Но в целом, даже при худшем сценарии, экономика Армении выдержит из-за наличия запаса прочности, в том числе золотовалютных резервов, и готовности международных структур, в случае необходимости, поддержать ее значительными ресурсами, о чем буквально накануне объявил