В настоящее время социально экономические и политические процессы на постсоветском пространстве значительно интенсифицировались. Особое место, в данной связи, занимают государства Центральной Азии. Фактически все крупные мировые державы в значительной степени заинтересованы в расширении своего влияния на процессы, происходящие в данном регионе. Каждое Центрально-Азиатское государство, в свою очередь, реализует собственную политику относительно перспектив данных взаимодействий. Туркменистан, в отличие от других государств региона, придерживается достаточно прагматичной и адекватной позиции "государственного нейтралитета" в реализации собственной внешней политики. С другой стороны, активным актором внешнеполитических взаимодействий, особенно с государствами Европейского Союза и, в частности, Германии, в настоящее время является Узбекистан.

"В определённых странах нужно делать различие между бизнесом и внутренней политикой" [1], - этими словами министр экономики и технологий ФРГ Михаель Глос подтвердил курс Германии относительно политических и экономических отношений с бывшими среднеазиатскими республиками, в частности, с Узбекистаном, и одновременно отреагировал на критику со стороны немецкой и европейской общественности относительно умеренных реакций Федерального правительства Германии по отношению к несоблюдению прав человека в Узбекистане.

Самым характерным примером массовых репрессий граждан со стороны узбекского правительства стала трагедия в Андижане в мае 2005 года. По оценкам организаций за права человека, тогда, под предлогом борьбы с терроризмом, были убиты около 700 [2] митингующих граждан [3]. Происшествия в Андижане на какое-то время привлекли внимание мировой общественности. Однако ограниченный доступ к информации делает невозможным дать объективную и полноценную оценку данного инцидента и по сей день. Тем не менее, Европейский Союз, так же как и Соединённые Штаты Америки, ввел санкции против Узбекистана. За резкую критику действий правительства Узбекистана в Андижане Америка поплатилась возможностью пользования авиабазой Ханабад. Президент Узбекистана Ислам Каримов воспользовался случаем и изменил прежний внешнеполитический курс, направленный на Запад, переориентировав его на Москву.

НАТО же в лице Германии тем временем продолжает использовать узбекские военные базы для снабжения своих войск, расположенных в Афганистане. Одновременно с этим, взамен на диалог о правах человека, немецкое правительство выступает за отмену санкций, введенных против Узбекистана, за исключением эмбарго на ввоз оружия, и продолжает исполнять роль верного союзника И.Каримова, закрывая глаза на притеснение основных демократических ценностей в Узбекистане, которые, в свою очередь, считает базисом собственного общества. По мнению немецкого министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера, прогрессом в этом диалоге и самым важным достижением является отмена смертной казни в Узбекистане с января этого года.

Но почему же Германия продолжает выступать в роли марионетки в руках автократичного регента? Не потому ли, что Узбекистан является важным объектом в геостратегии Германии, не в последнюю очередь из-за военной базы Бундесвера в Термезе, а также "фильтром" в борьбе с наркотрафиком и терроризмом.

Помимо этого, Германия преследует в Узбекистане и экономические цели, впрочем, как и Узбекистан в Германии. Германия занимает пятое место в рейтинге импортёров Узбекистана. Несмотря на заинтересованность со стороны узбекских элит и верховной власти и их попытки улучшить инвестиционные условия и увеличить приток иностранного капитала в настоящее время, Узбекистан является более привлекательным для немецких компаний исключительно в сфере торговли, нежели в сфере инвестиций. В первую очередь, Узбекистан интересен наличием полезных ископаемых, в том числе газа и нефти.

Помимо сотрудничества на экономическом и политическом уровне существуют многочисленные организации, инициирующие и поддерживающие межкультурный диалог и обмен опытом между Германией и Узбекистаном в культурной, научной и социальной сфере. ДААД [4], к примеру, является такой организацией, которая намерена поощрять межкультурные трансформации при помощи Международных программ обмена, студенческого и т.д. [5]

Несмотря на то, что информация о внутриполитических событиях последних лет в Узбекистане просочилась в западные СМИ, не взирая и на легенды из былых времён и мифы о Шёлковом пути, европейцы и немцы, в частности, мало знакомы с этой страной. Вероятнее всего, не в последнюю очередь из-за такого отношения, вернее его отсутствия, немецкое правительство и имеет возможность поддерживать амбивалентные отношения с правительством Каримова.

Уместно ли называть позицию Германии и Европейского Союза в отношениях с узбекским правительством во главе с И.Каримовым безысходной? Фактом является то, что Каримову удаётся, не в последнюю очередь при поддержке со стороны Европы и Германии, в частности, успешно осуществлять борьбу с оппозицией и религиозными группами под видом борьбы с терроризмом. Своим членством (Узбекистан стал первым среднеазиатским членом в интернациональном партнёрстве против терроризма) в интернациональном союзе против терроризма [6] И.Каримов подтверждает серьёзность своих намерений.

Повышение политического давления со стороны Германии на Узбекистан равносильно потере военной базы и диалога между странами, а с ними и влияния на геостратегически важный регион. Помимо Германии и остальных европейских стран у Узбекистана достаточно потенциальных союзников, в том числе это Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, которые не критикуют его "антитеррористические" действия.

Список ссылок:

[1] http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,3157495,00.html (09.10.2008)

[2] http://jungle-world.com/artikel/2006/20/17491.html (09.10.2008)

[3] По государственным данным пострадали 200 человек.

[4] Германская служба академических обменов

[5] "change by exchange"

[6] Anti-Terror Alliance