Юрий Шевцов: Энергетическая независимость от России: латвийские порты Беларуси
Белорусско-латвийские отношения находятся в тени отношений Беларуси с другими соседними странами. Вероятно, такое невнимание к ним вызвано отсутствием политической составляющей. Беларусь и Латвия никогда не выдвигали совместных политических инициатив. Латвия никогда не пыталась выступать "адвокатом Беларуси" в ЕС, не вела борьбы за "подряд на демократизацию Беларуси" и абсолютно не заметна в поддержке белорусской оппозиции. Разница в идеологии между антинацистской даже на уровне государственной символики Беларусью и симпатизирующей коллаборантам времен
Сначала состоялась встреча премьеров Латвии и Беларуси на границе в сентябре 2008 года. Это была первая встреча такого высокого уровня между белорусским руководством и руководством одной из стран ЕС в рамках примирения Запада и Беларуси. Встреча состоялась до того, как Запад публично объявил о начале примирения. Только после этой встречи состоялись встречи министра иностранных дел Беларуси и Литвы в Друскининкае и министров иностранных дел Польши Беларуси в Беловежской пуще. Встреча премьеров Беларуси и Латвии осталась незамеченной мировыми СМИ. Между тем, именно на ней определился один из ключевых проектов Беларуси и Запада, ради которых и началось "примирение". Результат состоявшихся тогда переговоров и других контактов по линии Беларусь-Латвия вышел на поверхность в ходе прошедшего недавно белорусско-латвийского инвестиционного форума в Минске. Результаты форума сенсационны.
1. Объявлены цифры товарооборота Латвии и Беларуси. По итогам 2008 года ожидается, что товарооборот заметно превысит 2 млрд. долларов. Для сравнения, очень важный для Беларуси очень быстрорастущий товарооборот с Украиной в итогам года должен составить около 5 млрд долларов. С Польшей - около двух млрд. Ни для одной страны Восточной Европы Беларусь не является настолько важным внешним партнером, как для Латвии. Ни в одной стране Восточной Европы Беларусь не обладает столь глубоким экономическим влиянием, как в Латвии. Белорусские грузы составляют треть грузооборота латвийских портов. Значение белорусского транзита для латвийских транспортных магистралей еще выше. Наполнение бюджета Латвии не менее, чем на четверть, прямо или косвенно обеспечивается белорусским транзитом. Для экономики Латвии эта зависимость сейчас критична. Именно через сотрудничество с Беларусью Латвия привязывается к реальному сектору экономики и может рассчитывать на смягчение особенно болезненных для нее последствий мирового кризиса.
2. Объявлено о решении создать белорусско-латвийское СП, которое к 2011 г. построит в порту Риги нефтетерминал мощностью до 10 млн тонн. Нефтетерминал должен быть рассчитан как на прием нефти для Беларуси, так и на отправку белорусских нефтепродуктов. Непонятно, каким образом предполагается поставлять сырье в Ригу. Вероятно, на начальной стадии будут использоваться железнодорожные цистерны. А затем Рига будет подключена с имеющейся северной ветке нефтепровода "Дружба". Эта ветка связывает Новополоцкий НПЗ с портом Вентспилса и проходит через Литву. Ныне ведутся переговоры и некоторые работы по адаптации этого нефтепровода к реверсной подаче нефти из Клайпеды в Новополоцк. Раз не объявляется о строительстве нового нефтепровода Рига-Новополоцк, значит, скорее всего речь идет о подключении Риги к "Дружбе".
10 млн тонн в год - это годовое потребление нефти Беларусью для собственных нужд. Еще примерно 11-12 млн тонн нефти в год перерабатываются на Новополоцком и Мозырском НПЗ, а полученные нефтепродукты экспортируются.
Нефтетерминал в Риге способен в критической ситуации прекращения поставок нефти из России полностью загрузить Новополоцкий НПЗ нефтью для обеспечения потребностей в нефтепродуктах самой Беларуси. Этот терминал, если он будет построен, и есть недостающий элемент белорусской энергетической независимости. Это полная альтернатива проекту обходной ветки БТС-2, которая теоретически должна переориентировать основную часть российского нефтяного транзита на Ленинградскую область. Примерно совпадают и сроки ожидаемого ввода БТС-2, Рижского терминала и даже перехода Беларуси на восточноевропейскую формулу определения цены на российский газ - 2011 год. Именно после ввода в действие БТС-2 возникнет технологическая возможность к полной нефтяной "блокаде" Беларуси со стороны России. Сегодня это технологически невозможно, так как в случае обострения ценовых споров Беларусь просто заберет необходимую ей нефть из транзитных нефтепроводов. Важно и еще одно событие - в 2011 году должны состояться президентские выборы в Беларуси. Рижский терминал в случае его ввода в действие полностью сводит на нет все возможные попытки российского сырьевого давления на Беларусь и передает энергетическую устойчивость Беларуси в руки ЕС. Фактически Рижский терминал вводит Беларусь в контекст энергетической политики ЕС и выводит за пределы нынешней очень жесткой привязки к энергетической системе России.
На менее радикальном уровне Рижский терминал создает возможность Беларуси диверсифицировать транзит своих нефтепродуктов, поставляемых на рынок ЕС. Сегодня эти нефтепродукты отправляются по морю, в основном, через порт Вентспилса. Монополизм Вентспилса будет подорван.
Рижский терминал также дополнительно делает привлекательным для Казахстана использование для экспорта в Европу белорусской части нефтепроводов "Дружба". В этом смысле Беларусь сделала реальными инвестиции Казахстана в латвийских портах, о которых недавно вели речь президенты Латвии и Казахстана в Астане. Рижский терминал парадоксально усилил интерес Беларуси и Казахстана к
У Рижского терминала есть и иная составляющая. В ходе сентябрьского визита в Киев курирующего ТЭК и энергетику вице-премьера Беларуси
Очень важно в этом смысле, что Беларусь получает в итоге не просто доступ к новому нефтяному порту, а - собственность вероятно на уровне 50% при контроле за поступлением к нему нефти. То есть Беларусь становится глубоко заинтересована в функционировании нефтяного транзита на Ригу и таким образом - на Вентспилс, Клайпеду, Бутингу. До сих пор Беларусь не имела в своей собственности никаких заметных портовых мощностей ни в одном используемом ею порту, а просто манипулировала своими грузами между конкурирующими за них портами разных стран. Интересно, что весь проект строительства Рижского морского нефтетерминала оценивается в 270 млн долларов, из которых белорусский вклад составит, видимо, до половины. Беларусь получает выход к морю практически за бесценок. Идея БТС-2 этим проектом очень заметно обесценивается, втягивание Беларуси в украино-прибалтийский ареал экономической политики ЕС качественно усиливается.
3. На второй день латвийско-белорусского инвестиционного форума всплыла не менее сенсационная тема. Министр экономики Латвии объявил, что Латвия готова к любым формам активности белорусских компаний в своих портах. И в частности белорусскому руководству передан проект покупки белорусской стороной контрольного пакета латвийской компании "Калия паркс". Теперь только от личного решения А. Лукашенко зависит, приобретет ли Беларусь эту компанию или нет. Между тем вопрос об этой компании по стратегическим последствиям не уступает вопросу о строительстве Рижского нефтетерминала. "Калия паркс" специализируется на транзите калийных удобрений и калия из Беларуси и России в основном в страны третьего мира. Базируется компания в порту Вентспилса. Белорусский экспорт является в основном несырьевым. Но есть в нем один продукт, который относится к сырью - калий. Около 20% белорусского экспорта составляет калий и калийные удобрения. Белорусско-российский картель Белорусская калийная Компания (
В 2007 и в 2008 году Беларусь резко сократила транзит калия и калийных удобрений через порт Вентспилса, переориентировав его на порт Клайпеды. Фактически "Калия паркс" стала на грань банкротства. Можно спорить, почему это случилось: удачная ли ценовая политика литовцев, целенаправленная белорусская (белорусско-литовская) политика банкротства "Калия паркс", но в общем, Латвия теряя белорусский калийный транзит, получает удар по всей инфраструктуре порта Вентспилса. Это не просто потеря инвестиций в калийные терминалы этого порта. Это - системная конкуренция со стороны Клайпеды, уничтожающая этот порт по всем пунктам. Параллельно с калием из Вентспилса могут уйти и белорусские нефтепродукты. Если Беларусь приобретет "Калия паркс" и перенаправит туда вновь заметную часть своего калийного экспорта, это будет означать, что:
- около половины этого порта с уже готовой инфраструктурой отойдет Беларуси. Это будет второй после будущего Рижского нефтетерминала морской порт, где Беларусь будет иметь, по сути, контрольный пакет. На таких мощностях возможно развернуть белорусский морской флот, о котором в Беларуси давно говорят, но никак не решатся, где его базировать. Эти два латвийских порта сделают возможным создание Беларусью морского флота для самых разных нужд. Доля Беларуси в этих портах обязательно вырастет еще и сами порты вырастут, так как Беларусь наращивает экспорт в страны третьего мира и реально нуждается в морских перевозках;
- Беларусь обязательно будет стремиться загрузить своими нефтепродуктами и нефтяной порт Вентспилса. Таким образом Беларусь становится действительно глубоко заинтересованным игроком на "трубах" по всем их направлениям. Вентспилс - это уже существующий крупный нефтяной порт. Он и Рижский терминал превращают Беларусь в сильного игрока вокруг транзита каспийской нефти. Вариант альянса Беларуси и Украины получает сильнейший базис;
- Литва, чтобы сохранить конкурентоспособность порта Клайпеды, должна предложить Беларуси также собственность в этом порту и еще более льготные условия транзита к нему.
Пока неясно, воспользуется ли Беларусь возможностью приобрести "Калия паркс". Решение об этой сделке не является чисто коммерческим. Это скорее геополитическая игра, чем коммерция. Подводные камни у этого решения тоже в основном в области геополитики. Но впервые у Беларуси появилась возможность фактически за бесценок превратиться в страну с несколькими выходами в Балтийское море. В свою очередь, Латвия получает загрузку своих морских портов и коммуникаций как раз в момент мирового кризиса. Привязка к белорусской экономике, которая основана на реальном секторе и меньше страдает от кризиса, чем латвийская, - это, конечно, для Латвии логичное решение.
4. На инвестфоруме в Минске также была обсуждена возможность поставки через территорию Беларуси в Латвию энергии украинских АЭС. Латвия также хотела бы закупать энергию будущей белорусской АЭС. Уже в конце 2009 года, когда должна быть закрыта Игналинская АЭС, Латвия ощутит очень сильный дефицит энергии. Сегодня Латвия энергию импортирует с Игналины. Конечно, потери от закрытия Игналины для Латвии будут меньшими, чем для Литвы, но заметными. Предварительно достигнуто соглашение о поставках украинской энергии в Латвию через Беларусь. Это создало еще один очень важный момент в отношениях Беларуси и Латвии. Однако его надо рассматривать во всем комплексе региональных проблем вокруг закрытия Игналинской АЭС. В латвийском случае важно, что в 2009 году потери Латвии от закрытия Игналины, скорее всего, не приведут к дополнительному резкому удару по её и так кризисной экономике и Латвия еще и энергетически привяжется к Беларуси.
В конечном счете, достигнутые предварительные белорусско-латвийские соглашения создали новую региональную геополитическую ситуацию. Беларусь сегодня превратилась в гораздо более сильного регионального игрока, чем было все годы после распада СССР. Эти соглашения открыли возможность к очень масштабным проектам Беларуси с Украиной. Эти проекты могут быть очень далеко идущими, вплоть до транзитного альянса. С другой стороны, Беларусь теперь стала более привлекательной для сотрудничества и России. Дальнейшее сближение России и Беларуси, если оно будет происходить, будет усиливать позиции России в Восточной Европе. Просто функция защиты интересов России будет в большей степени связана с расходами на это и усилиями Беларуси, чем самой России.