Виктор Жосу: МИД России дипломатично призывает Воронина не изображать из себя "святую политическую невинность"
Наблюдая за поведением президента Молдавии
Любой человек, мало-мальски знакомый с историей этого так называемого урегулирования, вправе бы спросить: этот господин что, с Луны свалился? Или Воронин до сих пор не понял, что Россия ничего, кроме очередной разновидности "меморандума Козака" (проще говоря, федерализации Республики Молдова) предлагать не собирается? Или лидер молдавских коммунистов полагает, что в отношениях с Москвой он может вести себя так же, как с собственной оппозицией внутри страны? Сначала послать подальше, записать в число врагов, затем пожаловаться, что, видите ли, никак не хочет стать "конструктивной", и при этом, ничтоже сумняшеся, изображать из себя "святую политическую невинность".
От последней, увы, не осталось даже воспоминаний, на что и указал источник в МИД Российской Федерации, выдержав, впрочем, приличествующую межгосударственным отношениям сдержанную дипломатическую тональность. Молдавским властям также посоветовали "не надеяться на посредников, а самим искать компромиссные решения". Все бы так, вот только кто и где их будет искать?
Вопрос непраздный, поскольку политический класс в Кишиневе и слышать не хочет об отказе от принципа унитарного государства, а в Тирасполе меньше, чем о федерации двух равноправных субъектов и не помышляют. Таковая позиция сторон сохраняется уже многие годы, и нет ни малейших симптомов, что кто-то из них готов к компромиссу. И вряд ли в Москве об этом не догадываются. Непонятно только, зачем России нужны все эти заигрывания с Ворониным вокруг "урегулирования", да еще и в канун тех самых парламентских выборов 2009 года, на которые, кстати, ссылается упомянутый источник.
И если уж зашла речь о выборах, то не секрет, что после принятия весной текущего года российской Госдумой известного постановления по Абхазии и Южной Осетии, молдавский президент использовал отсутствие в этом ряду Приднестровья исключительно для собственной партийной выгоды. Еще бы, в преддверии надвигающейся избирательной кампании у лидера молдавских коммунистов появилась возможность реанимировать лозунги, близкие электорату Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ): "сближение со стратегическим партнером - Россией", "близкое приднестровское урегулирование". Ведь даже демонстрируемое Ворониным "прохладное отношение" к
Наблюдая за действиями российских функционеров, курирующих отношения с Республикой Молдова, создается впечатление, что Воронину и его окружению удалось-таки убедить их в том, что шанс решить проблему Приднестровья остается лишь до тех пор, пока у власти находится ПКРМ. Дескать, если после выборов власть перейдет к либеральной молдавской оппозиции, открыто выступающей за вступление страны в НАТО, говорить об объединении берегов Днестра станет вообще невозможно. Вот так: коротко, примитивно и вполне себе эффективно. После активизации российско-молдавских контактов, особенно после августовской встречи
Спецпредставитель ЕС на переговорах по урегулированию
В контексте сказанного было бы ошибкой считать недавнее заявление Воронина в адрес
Суть его, помимо уже четко обрисовавшихся в регионе интересов США и Евросоюза, заключается в том, что Республика Молдова, все еще оставаясь де-юре независимым государством, де-факто утратила значительную часть своего суверенитета. И дело не только в констатации наличия у страны такой внешней финансовой зависимости, при которой о суверенности, вообще, лучше бы не упоминать. Очевидно, что в принятии решений по вопросам, выходящим за рамки узких внутриполитических дел, у Воронина, при всей снисходительности к авторитарности его режима, отняли право на самостоятельность. Мочить собственную оппозицию или насиловать судебную систему - это сколько угодно, в Вашингтоне или Брюсселе разве что поворчат. Но договариваться с Россией без нас... как говорится у классика, позвольте вам не позволить.
Собственно, это стало ясно уже после непринятия Кишиневом "
Поэтому, если Россия действительно заинтересована в скорейшем урегулировании приднестровского конфликта, да еще и по принципиально другому сценарию, чем в Абхазии и Южной Осетии, ей имело бы смысл перестать подыгрывать Воронину, а заняться поиском надежного и способного принимать ответственные решения партнера за пределами Республики Молдова. Где-нибудь в Евросоюзе, например. Где на самом деле присутствует интерес, чтобы потенциально конфликтный приднестровский регион превратился в зону стабильности и безопасности. И где есть с кем договориться. Потому что в Кишиневе договариваться не с кем. Раз уж сам Воронин призывает, чтобы Россия выступила с инициативой, которую одобрили бы "остальные", вот и надо обращаться к "остальным". Напрямую, минуя всяких там молдавских "посредников", у которых, кроме собственных шкурных, никаких других интересов быть не может по определению.