Юрий Шевцов: Примирение Беларуси и Запада
Сегодня
Примирение Беларуси и Запада
Европейский парламент принял резолюцию о временной приостановке санкций против Беларуси. Но в общем это решение уже принципиального значения не имеет. Примирение началось по всем направлениям и остановить его уже никакое бюрократическое решение не сможет. Санкции заключаются в основном в запрете на въезд в страны ЕС примерно 40 высших чиновников Беларуси и должностных лиц, которых на Западе полагают особо ответственными за преследования оппозиции и вообще за нарушения демократии. Теоретически к этим санкциям полагается еще и замораживание счетов этих лиц в европейских банках, запрет на любые сделки в Европе, кроме покупки еды и оплаты медицинских услуг и жилья. Но на деле эта часть санкций в жизнь не проводилась. Также к санкциям относится запрет на прямые контакты с этими лицами вне территории Европы, а также на контакты на равном уровне с большинством руководителей белорусских министерств и ведомств.
Теоретически предполагалось, что эти санкции должны вызвать раскол внутри белорусского правящего класса, лишенного возможности выводить свои деньги в европейские банки, отдыхать в странах ЕС и совершать там покупки. А далее должна была произойти революция против "последнего диктатора Европы".
США пошли в санкциях дальше: начали искать счета А.Лукашенко и его окружения, а также помимо дипломатических санкций заморозили счета трех белорусских субъектов хозяйствования на своей территории. Одним из этих субъектов оказался крупнейший белорусский концерн
Почему Запад пошел на это? Ведь санкции Запада никак всерьез на политической ситуации в Беларуси не отражались. Власть А.Лукашенко ныне крепка как никогда, а белорусская оппозиция - слаба и расколота как никогда. Экономика Беларуси развивается самыми быстрыми в Европе темпами: ВВП растет обычно со скоростью 10-11% в год, промышленность (в основе - перерабатывающая) - 13-17% в год. Внешнее давление на Беларусь не смогли организовать даже США, несмотря на скандальное изгнание почти всего американского посольства и дружбу Лукашенко с Ахмадинеджажом и Чавесом. Насколько далеко может зайти это примирение?
Прежде всего важно, что инициатором примирения выступила Беларусь. Запад просто отвечает взаимностью. На Западе, особенно в ЕС давно сформировалось понимание бессмысленности санкций против Беларуси. Но нет ни единства, ни понимания: что же все-таки с Беларусью делать и как строить отношения. Любые попытки Лукашенко поискать взаимопонимания там - находят быстрый отклик, ибо дают хоть какую-то надежду Западу на то, что там называют "демократизацией Беларуси" и на вывод ситуации вокруг РБ из дипломатического тупика.
Реальной изоляции Запад Беларуси устроить не смог. В ЕС даже образовалось группы стран, которые имеют особую политику относительно РБ. Это - восточно-европейские государства-соседи Беларуси. Несмотря на полярность идеологий, экономическое сотрудничество между Беларусью и соседними странами растет очень быстро. Оно перешло на стратегический уровень. Особенно между Беларусью и Украиной и Литвой. Восточно-европейские страны в целом стали как они говорят, "адвокатами" Беларуси в ЕС. Великобритания и Голландия составили вторую группу "пробелорусских государств" ЕС: за последние 5-7 лет именно эти страны стали основными потребителями продукции белорусской нефте-химической промышленности. Именно за счет профицитной торговли с ними Беларусь имеет возможность хоть как-то закрывать дефицит в торговле с Россией. Особые экономические отношения выстроила с Беларусью Австрия. двойственное отношение к Беларуси у Германии, Италии, Франции. По некоторым экономическим позициям и исходя из соображений стратегии у них имеются свои интересы в Беларуси (французская компания AREVA даже участвует в тендере на строительство АЭС в РБ), но есть и сдерживающие факторы.
В целом Запад не смог сформировать вокруг Беларуси кольцо изоляции, которое удалось в свое время создать вокруг Югославии. Более того, Запад вообще лишен возможности выстроить единую политику относительно Беларуси в силу наличия сильных групповых интересов относительно Беларуси разного толка у разных стран. Поэтому инициатива в примирении и динамика самого примирения определяются, в конечном счете, в Минске. Авторитарные системы вообще при наличии внутренней стабильности более мобильны и энергичны во внешней политике, чем "развитые демократии". Зачем примирение Беларуси и чем руководствовалась Беларусь?
Из внешних факторов одним из основных выступило понимание опасности оказаться совершенно в иной ситуации после ратификации Лиссабонского договора и выборов в Европейский парламент. Как раз к белорусской президентской компании 2011 года. К 2011 году ЕС имеет возможность после ратификации ЛД создать достаточно сильный союзный центр и институт реально единой внешней политики. Этот институт просто в силу массы экономической мощи, которая стоит за ним, окажется очень опасным для небольшого 10-миллионного государства. При всей раздробленности Европы относительно борьбы с "режимом, угнетающим белорусов", Беларусь оказывалась чуть ли идеальным поводом проверить эффективность этого института. Президентская компания 2011 года могла перерасти в сильный конфликт с бюрократической верхушкой ЕС. ЕС мог бы реально ввести и экономические санкции и вообще создать множество дорогостоящих проблем.
Другим важным внешним фактором является рост цен на углеводороды. Беларусь страдает от роста цен на углеводороды двояко - и в силу зависимости от монопольного поставщика газа - России (еще и 80% энергии в Беларуси - газ). И в силу индустриального характера своей экономики, в основе которой крупное промышленное производство. Эта проблема нерешаема за счет простой диверсификации источников углеводородов. В 2006 году в ходе президентских выборов Лукашенко провозгласил курс на достижение энергетической безопасности за счет множества факторов. Важнейшим из них является технологическая модернизация промышленности. А технологии могут прийти в основном из Европы. Сам курс на энергетическую безопасность программировал в какой-то момент переход Беларуси к более тесному сотрудничеству с ЕС. Но без стремления вступить в ЕС. В этом и есть смысл примирения: сотрудничать, но не сливаться.
В текущем году оба фактора слились. Кроме того, восточно-европейцы оказались редкостно заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью именно сейчас:
- Литва должна в 2009 году закрыть Игналинскую АЭС, которая дает около 80% энергии этой стране и позволяет ее экспортировать в Латвию и другие соседние страны. Создать энергомост из Польши в Литву не удалось. Польша затребовала слишком большую долю в будущей новой Игналинской АЭС, которую еще предстоит построить. Оптимальным, а может и реально единственным решением проблемы является поставка энергии в Литву, Латвию, возможно Калининградскую область и Эстонию с западно-украинских АЭС через Беларусь. Вопрос неотложный. Дотянули до последнего.
- В регионе Каспийского моря добыча углеводородов вышла на заметные уровни. Проблема загрузки нефтепровода
Как минимум,эти два важнейших вопроса являются предметом очень большой заинтересованности восточно-европейских стран и влекут за собою множество менее эффектных, но очень важных иных проектов. У Беларуси сложилась великолепная возможность разрешить за счет двустороннего сотрудничества с соседями ряд собственных задач:
- диверсифицировать источники поступления нефти и электроэнергии;
- получить компенсацию со стороны Литвы и частично Латвии за энергомост с Украины в виде гарантированного дешевого транзита к их портам и мощности в этих портах; это особенно важно в связи с резким ростом белорусской активности в странах третьего мира.
- получить более широкий доступ к украинскому рынку.
Сложилась уникальная ситуация, когда соседние восточно-европейские страны, сливаясь в собственный единый блок, просто вынуждены ради решения собственных стратегических проблем отстаивать интересы Беларуси перед остальной частью Запада.
Основные проекты, которые должно открыть примирение, были обозначены в ходе переговоров по экономическим темам на протяжении последних двух-трех лет. Само примирение готовилось несколько лет: наращивался взаимный товарооборот по особым моделям и т.д. С Украиной, например, товарооборот Беларуси вырос за примерно 4 года с примерно 500 млн долларов до более чем 5 млрд в текущем году. Белорусские грузы стали ключевыми для портов Клайпеды и Вентспилса, также, как и белорусский транзит для этих стран.
Примирение должно сделать возможными следующие проекты, обозначенные в ходе переговоров премьеров Беларуси и Литвы в Друскининкяе, вице-премьеров Беларуси и Украины в Киеве, совсем недавно и еще ряда подобных встреч. Это проекты:
1. Создание энергомоста от Хмельницкой и в основном Ровенской АЭС в Литву. Позднее, после строительства белорусской АЭС, Литва также получит часть этой энергии. Часть украинской энергии также будет предназначена Беларуси. С конца следующего года энергетическая безопасность Литвы, а также частично Латвии и Калининградской области будут в руках Беларуси.
2. Литва за это обеспечивает дешевый транзит белорусских грузов в Клайпеду. Беларусь требует дешевого транзита в Калининградскую область. Может и удастся. Клайпеда будет гораздо больше, чем ныне, переваливать белорусских грузов. В том числе предполагаются поставки нефти в заметных объемах через Клайпеду и Бутингу в Новополоцкий НПЗ. При такой модели взаимной зависимости становится возможно обсуждать вопрос о больших приобретениях самих портовых мощностей Беларусью в литовских портах и в латвийском Вентспилсе. Клайпеда может стать основным морским портом Беларуси.
3. В зависимости от того, будет ли достаточно нефти для прокачки ее через Украину в Беларусь находится вопрос о модернизации трубы Броды-Мозырь. Если США и Запад в целом решат проблему прокачки нефти через Грузию, тогда транзит Броды-Мозырь будет иметь смысл. Если нет, все равно какие-то объемы нефти через Украину завести в РБ будет выгодно под рынок нефтепродуктов центральной и западной Украины. Эта тема стала актуальной.
4. Беларусь и Украина доросли до создания крупных машиностроительных предприятий. Ключевым из этих проектов стало создание филиала Минского тракторного завода под Киевом мощностью 10-12 тысяч тракторов. Это будет самый крупный сборочный завод МТЗ вне РБ. Возможно, только в Венесуэле со временем будет крупнее.
5. С Польшей обсуждается строительство двух или более угольных электростанций в западной части Беларуси: уголь поставлять из Силезии, электричество экспортировать в Польшу. Важные, может быть, спасительные для шахтеров Катовиц проекты. Диверсификация источников энергии - для РБ.
6. Также с Польшей идут обсуждения быстрого строительства своими силами или иным образом второй очереди российского Ямальского газопровода на своей территории. Объявлено, что РБ готова в два раза за короткий срок увеличить транзит российского газа по своей территории, т.е. и по территории Польши и Украины. Это стало особенно актуально в белорусско-польских отношениях после войны в Южной Осетии. Потоки казахских углеводородов вполне могут прийти в РБ не через Грузию, как полагали в прошлом году или еще весной, а - через Новороссийск-Одессу или по континентальным трубопроводам из России.
Примирение также означает "вламывание" РБ с помощью, в основном, соседних восточно-европейских стран внутрь европейского экономического пространства. В основном Беларусь интересуют инвестиции и технологии. Западной Европе предложено участвовать в начавшейся белорусской Большой приватизации. Уже определились примерные сферы интересов капитала из разных стран. Немецкий капитал интересуется прежде всего нефтехимией. Австрийский - инвестирует в некоторые крупные металлургические и машиностроительные предприятия и т.д. В ноябре в Лондоне намечен крупный белорусский инвестиционный форум. Туда подготовлены 72 инвестпроекта. Некоторые из них ключевые для Беларуси - модернизация Минского автомобильного, Минского тракторного заводов, расширение и модернизация ПО "Азот" в Гродно и другие. Обычно в Беларуси говорят про готовность Германии и Австрии быстро инвестировать не менее 10 млрд долларов.
Примирение в конечном счете должно привести к быстрому росту капитализации Беларуси. Сегодня белорусская собственность недооценена.
Все эти проекты связаны в основном с реальным сектором экономики. И вырастают как следствие быстрого роста промышленности Беларуси. Отсюда не очень большое внимание РБ к политической и идеологической сторонам примирения. Ведь то, что происходит - это не "оранжевая революция сверху". Речь идет в основном о расширении возможностей для взаимовыгодного сотрудничества РБ с европейскими странами. Поэтому политическая напряженность и идеологическая конфронтация между Беларусью и Западом вряд ли исчезнут. Разве что немного ослабятся. Также и в области безопасности. Беларусь стремится сохранить и усилить военный союз с Россией. Никакого взаимного доверия и симпатии между белорусским руководством и Западом не возникает. Оппозиция в Беларуси как была маргинальной, ограничиваемой властью антисистемной силой, опирающейся на Запад, так и осталась.
А потому происходящее примирение полностью укладывается и во вторую линию внешней политики РБ - сохранение и углубление союза с Россией.
Это особенно важно на фоне начавшейся глобальной рецессии. Россия может избежать втягивания в слишком ожесточенное противостояние в восточной Европе. Белорусское примирение с Западом успокаивает часть потенциальных противников России как раз в момент обострения ситуация вокруг Украины.