Воеводина в поисках "функциональной автономии": Балканы за неделю
Болгария: "Едва ли не "
Болгария: "Едва ли не "Газпром" хотел секретности договора из-за очень выгодных для Болгарии цен". Болгарские СМИ продолжают оживленно обсуждать вопрос о повышении цен на газ и об ответственности за него, а также начавшийся на позапрошлой неделе скандал вокруг "незаконного" изучения спецслужбами Болгарии материалов телефонных разговоров местных политиков и журналистов. Как и было запланировано, в среду 1 октября в Болгарии произошло повышение внутренней цены на природный газ, на чем настаивал государственный монополист "Булгаргаз". Однако по решению Государственной комиссии по энергетическому и водному регулированию (ДКЕВР) цена на газ была повышена всего на 23,89 %, хотя "Булгаргаз" выступал за единовременное шоковое подорожание на 36,7 %. Вместо этого, как сказал министр экономики и энергетики Болгарии
Впрочем, председатель ДКЕВР профессор Константин Шушулов поспешил сделать успокаивающее заявление. По его словам, озвученная Димитровым цифра в 21,4 % отражает ценовые прогнозы на первый квартал 2009 года, и пока еще совершенно неясно, будет ли проведено второе январское повышение цены на газ. Последнее будет во многом зависеть от развития мировых цен на альтернативные виды топлива и от курса доллара, динамика которых, как считает Шушулов, благоприятна. В этом заявлении руководителя регулирующей организации некоторые болгарские СМИ даже усмотрели желание дать "задний ход". (Mediapool.bg. 03.10.2008)
Стало известно также, что Конфедерация независимых синдикатов Болгарии, Конфедерация работодателей и промышленников и Болгарская торгово-промышленная палата обжаловали в Верховном административном суде решение ДКЕВР о повышении цены на "голубое топливо" с 1 октября 2008 года на 23,89 %. По действующему закону об энергетике, данное обжалование не может помешать вступлению в силу решения ДКЕВР, однако если суд примет решение в пользу синдикатов - цену на газ придется снизить. (Mediapool.bg. 03.10.2008)
Праволиберальные СМИ Болгарии продолжают систематически проводимую ими кампанию критики действий коалиционного правительства
"Трудно оценить, имелась ли альтернатива пересмотру условий газовых договоров до истечения сроков их действия. И были ли возможны лучшие условия. С "Газпромом" договариваться трудно, и вполне вероятно, что в 2006 году правительство не имело другого варианта - по крайней мере, таковы были тогда намеки власти", - пишет "Капитал". Издание вынуждено признать, что в настоящее время Болгария продолжает платить за российский газ меньше, чем остальные европейские страны. Таким образом, было бы вполне логично, чтобы цена на газ поднялась до уровня, при котором покрывались бы реальные расходы поставщика. Однако "Капитал" полагает, что главной причиной нынешней острой дискуссии является не желание синдикатов получать дешевый газ за счет государства (в чем их обвиняют представители правительства), а неэффективность правительства. "Если оно заботится об экономике, правительство должно обеспечить плавное и прозрачное подорожание [газа]. Случилось обратное - шоковое и темное", - говорит издание.
Утвержденный договорами 2006 года график подорожания "бартерного" газа, который Болгария получает в качестве таксы за транзит российского "голубого топлива" в третьи страны (около 40% потребления Болгарии), предусматривал ряд повышений цены в 2006-2007 гг., однако тогда цены для болгарского конечного потребителя так и не выросли. В 2008 году "Булгаргаз" в своих намерениях повышать цену на газ столкнулся с сильным противодействием ДКЕВР и начал нести серьезные убытки. Есть и еще один фактор подорожания, который до сих пор не вспоминался, пишет "Капитал". В прежние годы большая часть доходов от транзита газа (около $80-100 млн.) оставалась в торговом обществе "Булгаргаз", и это позволяло поддерживать цены для конечных потребителей на низком уровне. Однако после преобразования "Булгаргаза" в холдинг доходы от транзита должны были поступать в учрежденную в начале 2007 года дочернюю компанию "Булгартрансгаз" и расходоваться на ее инвестиционные проекты и поддержание существующей газотранспортной сети. Согласно европейской директиве, эти средства ни в коем случае не могли доставаться торговой компании "Булгаргаз", поскольку в этом случае имело бы место перекрестное субсидирование цен на газ для внутреннего потребления за счет доходов от транзита. Тем самым Болгария могла навлечь на себя санкции
И, тем не менее, не ситуацию на международных рынках, не энергетическую политику России или
Представители правительства продолжают выступать в защиту заключенных им газовых соглашений с Россией. Как заявил министр экономики и энергетики Болгарии Петр Димитров, благодаря изменениям в условиях договоров о поставках и транзите российского газа, прямые выгоды Болгарии до 2030 года составят $7,9 млрд., а непрямые - еще $9,2 млрд. Потери же, вызванные повышением закупочных цен на газ, составляют, по словам Димитрова, всего $430 млн., за период до 2012 года. Как пишет Mediapool, Димитров признал, что условия газовых соглашений 2006 года действительно держались в секрете, причем по предложению российской стороны, с чем согласились болгарские представители. "Из слов Димитрова следует, что едва ли не "Газпром" хотел секретности договора из-за очень выгодных для Болгарии цен", - пишет издание. (Mediapool.bg. 03.10.2008). Mediapool, как и другие правые болгарские СМИ, высказывает сомнения в достоверности слов Димитрова о выгодности для Болгарии газовых соглашений 2006 года. Отмечается, что приводимые министром данные на период до 2030 года основываются на неясно прогнозируемых параметрах, суть которых так и остается неизвестной. По словам Mediapool, заявление Димитрова о выгодности для Болгарии газовых договоров было проиллюстрировано листом бумаги с некими цифрами, без объяснения их значения. (Mediapool.bg. 03.10.2008)
Параллельно с острой дискуссией о повышении цены на газ и об условиях сотрудничества Болгарии с "Газпромом", в болгарском обществе и СМИ продолжает развиваться громкий политический скандал, связанный с прослушиванием ряда депутатов и журналистов Государственным агентством национальной безопасности (Държавна агенция "Национална сигурност", ДАНС). Эта специальная служба была создана в начале 2008 года и объединила под своим руководством национальную службу безопасности и службу защиты информации
Скандал начался в середине последней декады сентября 2008 года, когда заместитель председателя внутренней комиссии Народного Собрания Болгарии Татьяна Дончева (БСП) заявила, что сотрудники ДАНС пытались получить информацию о телефонных переговорах ее и еще нескольких депутатов. На другой день был временно отстранен от своей должности глава управления внутренней безопасности ДАНС Владимир Писанчев. (Дневник. 26.09.2008). Глава ДАНС Петко Сертов заявил, что использование сотрудниками агентства распечаток телефонных разговоров депутатов происходило без его ведома. (Дневник. 30.9.2008)
Вскоре затем, в результате переговоров парламентской комиссии с руководством ДАНС, было сообщено, что сотрудники агентства проявляли интерес к телефонным разговорам депутатов в рамках расследования дела об утечках служебной информации из самого ДАНС. Глава парламентской комиссии Минчо Спасов, представляющий "царскую" партию НДСВ, члена правящей коалиции, заявил, что интерес спецслужб к его телефонным разговорам в 2006 и 2008 годах был профессионально обоснован, так как оба раза его приятели имели контакты с иностранными агентами и вызывали, в силу этого, внимание военной контрразведки. (Дума. 01.10.2008). Выяснилось также, что сотрудники ДАНС действовали именно в рамках распоряжения Петко Сертова о полном расследовании возможных утечек служебной информации агентства. В итоге члены парламентской комиссии и представители спецслужбы пришли к соглашению о том, что впредь любые запросы на ознакомление с материалами телефонных разговоров должны быть четко и конкретно мотивированы, без использования стандартных фраз об "оперативной необходимости". (Дневник. 30.9.2008) Таким образом, депутаты от правящей коалиции продемонстрировали миролюбивое настроение и нежелание раздувать историю вокруг распечаток телефонных разговоров. "Много шума из ничего", - так отозвался о сути скандала вокруг ДАНС президент Болгарии
Однако представители правой оппозиции не преминули использовать скандал вокруг ДАНС для ведения того, что премьер
Представители оппозиционных правых партий ДСБ и ОДС уже озвучили предположения, что скандал вокруг телефонных распечаток связан с внутренней борьбой в рядах Болгарской социалистической партии накануне ее осеннего съезда, а также с недавними утверждениями одного из болгарских интернет-ресурсов о том, что ДАНС пытается восстановить каналы контрабанды прежней службы госбезопасности. (Дневник. 28.9.2008). Озвучивается и версия о том, что Петко Сертов предпринимает шаги для очистки ДАНС от людей, связанных с бывшим министром внутренних дел Руменом Петковым (2005-2008), членом БСП, оставившим пост министра в результате громкого коррупционного скандала вокруг утечек из
Член исполнительного бюро БСП Антон Кутев заявил, что в руководстве соцпартии нет никакого конфликта интересов, который мог бы вылиться в скандал вокруг ДАНС. По словам функционера, настроения в партии спокойные, и никаких внутренних потрясений не ожидается. (Bulgarian Post. 03.10.2008)
В свою очередь, в пресс-центре ДАНС заявили, что агентство не предпринимает каких-либо действий по сбору личной информации, манипулированию или компрометации болгарских журналистов. Однако ДАНС, в соответствии с законными полномочиями, ведет наблюдение за медийными материалами, создающими предпосылки к утечке секретной информации, нагнетающими общественное напряжение и угрожающими дестабилизацией государства. (Дума. 03.10.2008)
Остро критический комментарий по поводу ДАНС и его работы опубликовал авторитетный сайт Mediapool. Это издание назвало недавно созданную новую службу государственной безопасности "(Не)ожиданным Франкенштейном". По мнению автор комментария, "пропагандистской мантрой" являются слова о том, что ДАНС является или должен стать болгарским аналогом американского ФБР. Главное отличие двух структур заключается, с правовой точки зрения, в том, что ДАНС по болгарскому законодательству не имеет права собирать доказательства, которые могли бы быть использованы в суде. Его ведение ограничивается лишь внепроцессуальными мероприятиями на стадии предварительного следствия. Предельно общим и расплывчатым считает автор сферу ответственности ДАНС, согласно действующим законам. Так, ДАНС должно заниматься противодействием антиконституционной деятельности, борьбой с угрозами экономической, финансовой и экологической безопасности государства, с международным экстремизмом и терроризмом, с деструктивными воздействиями на коммуникационные и информационные системы. Таким образом, ДАНС получает возможность вмешиваться во многие дела, не отвечая ни за что конкретно. По сути, в отношении целого ряда своих оперативных функций ДАНС будет дублировать существующие полицейские структуры Министерства внутренних дел, а намного лучшие условия службы и содержания приведут к зависти сотрудников МВД и снижению их профессиональной мотивации. Наконец, автор статьи обвинил ДАНС в склонности к шумным постановочным PR-акциям с целью рекламы своей деятельности. (Mediapool.bg. 01.10.2008)
Выступая с трибуны Народного Собрания,
Сербия: "Я готов размышлять и о разделе Косова" (
Как заявил 30 сентября президент Сербии
Слова Тадича о возможном разделе Косова вызвали бурю эмоций и самые резкие отклики как в самой Сербии, так и за ее пределами. О неприемлемости идеи раздела территории Косова заявили даже представители Социалистической партии Сербии, коалиционного партнера демократического блока Тадича. Лагерь патриотической оппозиции в очередной раз обвинил президента Тадича в том, что он, в данном случае своими словами о разделе Космета, готовит почву для признания Белградом независимости Косова под давлением США и Евросоюза. Саму идею раздела Косова правые оппозиционные партии, народняки и радикалы, назвали противоречащей конституции Сербии. Особенно резко против территориального размежевания Косова выступили народняки, представители Демократической партии Сербии (ДСС)
Президент косовских албанцев
Американский посол в Сербии Кэмерон Мантер заявил, что США выступают против раздела Косова, и добавил, что высокопоставленные сербские чиновники заверили его, будто президент Тадич не подразумевал действительный раздел края. (Политика. 02.10.2008) Также идею раздела Косова осудили представители UNMIK и Евросоюза.
По мнению британского аналитика-балканиста
Другой темой, которую активно обсуждают общество и СМИ Сербии, является предстоящее принятие нового Статута автономного края Воеводина, подготовкой которого в настоящее время занимается краевая Скупщина. По итогам последних выборов, правящее большинство в ней образовала коалиция демократов, социалистов и местных, в том числе этнических мадьярских, партий, которые контролируют две трети мандатов в 120-местной Скупщине.
Проект текста Статута, разработанный этой коалицией, был обнародован некоторое время назад и вызвал шумную полемику. Представители правых патриотических партий Сербии, прежде всего народняки ДСС и радикалы СРС, усмотрели в проекте Статута Воеводины попытку создания еще одного самостоятельного государства в составе Сербии, что, по их мнению, угрожает окончательным расчленением сербских земель. Сторонники Статута, в свою очередь, недовольны ограниченной степенью автономии, заложенной в проекте документа.
3 октября, после долгих предварительных согласований и доработок, итоговый текст проекта Статута был представлен журналистам. Его авторы подчеркивают, что после вступления нового Статута в силу Народная Скупщина Сербии сохранит полный контроль над степенью автономии Воеводины. Как сказал краевой секретарь по вопросам управления Тамаш Корхец, Статут позволит краю получить "функциональную автономию". (Политика. 04.10.2008). Председатель Исполнительного Совета Воеводины Боян Пайтич заявил, что подготовленный проект Статута края является "проевропейским" и направленным на децентрализацию и защиту мультикультурности и мультиэтничности региона. (Данас. 02.10.2008)
"Политика" опубликовала перечень наиболее спорных разделов Статута, сопроводив их доводами противников и сторонников. Так, противники проекта говорят, что он противоречит конституции Сербии, фактически предполагая самостоятельность автономной Воеводины в отношении ее территории, служебного языка и письменности, главного города и международной субъектности. Сторонники Статута возражают, что этот документ не предполагает создания в Воеводине своей армии, полиции, дипломатических представительств, центрального банка и валюты. Особо острые нападки представителей ДСС и СРС вызвали 1-й, 3-й, 16-й, 19-й, 26-й, 34-й, 47-й и ряд других статей проекта Статута. В этих статьях, среди прочего, говорится о праве Воеводины на открытие зарубежных представительств и заключение международных соглашений; о праве местной Скупщины на принятие решений, имеющих силу закона; применение латиницы в качестве алфавита для служебной письменности, вместо конституционной кириллицы; использование термина "правительство" ("влада") для обозначения краевых органов исполнительной власти; создание независимого от центральных властей Банка развития Воеводины, а также ряд другие положений.
Отдельные нарекания оппозиции вызвал 1-й пункт проекта Статута, в котором говорится о Воеводине как о "европейском регионе, интегрированном в европейскую региональную систему". Воислав Коштуница и его сторонники настаивают, что это положение противоречит Конституции Сербии, и что ни одна часть страны не может считаться интегрированной в Европу, пока вся Сербия не станет членом ЕС. Подчеркивается также, что ЕС является объединением государств, а не отдельных регионов. Сторонники Статута отвечают, что Воеводина уже имеет формальные отношения с пятью регионами Европы и что это никто не оспаривает, и добавляют, что положение о праве на международные связи соответствует интересам экономического развития Воеводины, и что даже частные компании могут иметь свои заграничные представительства. (Политика. 04.10.2008)
Как сообщил 5 октября лидер ДСС Воислав Коштуница, его партия подготовила альтернативный проект Статута Воеводины, в котором устранены все противоречия с Конституцией Сербии. В частности, в этом проекте не упоминается "главный город" Новый Сад, "правительство", "министерства", "Воеводинская академия наук", "европейский регион" и пр. (Данас. 06.10.2008). Впрочем, позиции народняков в краевой Скупщине весьма слабы (всего пять мест), и нельзя рассчитывать, что они на данном уровне смогут противодействовать проекту правящей коалиции.
В то же время, пока у сербских политиков нет уверенности, что проект Статута получит поддержку в Скупщине Сербии. По словам Бояна Пайтича, он не видит оснований к неутверждению Статута. Пайтич напоминает, что степень автономности Воеводины по новому Статуту будет гораздо меньше, чем в югославские времена, по Конституции Сербии 1974 года, когда автономный край Воеводина имел законодательные права, собственные суды и полицию. Пайтич надеется, что Статут Воеводины будет утвержден на республиканском уровне уже к концу 2008 года. (Глас jавности. 02.10.2008).
Рассмотрение проекта Статута в краевой Скупщине намечено на 14 октября 2008 года.
Босния и Герцеговина: "Следующие выборы сведутся к этническому цензу".
В воскресенье 5 октября в Боснии и Герцеговине прошли выборы в местные органы власти, в ходе которых избирались на четырехлетний срок градоначальники и члены городских советов. За 3000 должностей в местных органах самоуправления, включая 140 мэрских постов, состязалось 29.043 кандидата и 72 политические партии. Согласно условиям нынешних выборов, в обеих составных частях Боснии и Герцеговины - мусульманско-хорватской Федерации БиГ и Республике Сербской - победители мэрских выборов определялись простым большинством голосов. По предварительным данным, из общего числа в три с небольшим миллиона избирателей явка составила около 55%, причем жители сельских районов голосовали активнее, чем горожане. За ходом выборов следили 1300 местных и международных наблюдателей, которые не отметили никаких серьезных нарушений.
Как пишет Southeast European Times, результаты выборов практически совпали с линиями этнического разделения. Издание приводит слова политолога Асима Муйкича из Сараевского университета, сказанные Reuters: "Если эта тенденция сохранится, парламентские выборы 2010 года сведутся к этническому цензу". (SETimes. 06.10.2008)
Как и предсказывали аналитики, одним из главных победителей на местных выборах стал Союз независимых социал-демократов (СНСД), возглавляемый действующим премьер-министром Республики Сербской (БиГ)
Другим победителем на выборах стала преимущественно мусульманская Партия демократического действия (СДА), победившая, по предварительным данным, на 38 городских выборах, в том числе в шести муниципалитетах Сараева и в ряде муниципалитетов Тузлы и ее окрестностей. Также СДА усилила свои позиции в центральной Боснии, где ей удалось победить Хорватский демократический союз БиГ (ХДЗБиГ). "СДА находится на пути к тому, чтобы стать сильнейшей политической партией на всей территории БиГ", - сказал председатель СДА