Перестрелки

Азербайджанские СМИ продолжают сообщать о случаях нарушения армянской стороной режима прекращения огня. Так, согласно бакинской "525-й газете", "подразделения Вооруженных сил Армении 23 сентября с 23:10 до 23:40 с позиций на территории села Чинари Бердского района Армении подвергли обстрелу места дислокаций азербайджанских ВС, размещенных на территории села Коха Няби Товузского района Азербайджана". Согласно газете, "в тот же день азербайджанские позиции были обстреляны вблизи безымянных высот Гейгельского района, безымянных высот Геранбойского района, близ села Куропаткино Ходжавендского района".

"Армянская сторона 25 сентября с 11:20 до 11:25, с 15:15 до 15:30 подвергла обстрелу места дислокаций ВС Азербайджана на безымянных высотах Газахского района. С 16:40 до 17:05 и 26 сентября с 01:40 до 02:20, с 05:30 до 05:50 с позиций близ сел Гервенд, Горадиз, Ашагы Абдурахманлы Физулинского района, с 18:30 до 20:35, с 21:15 до 21:45 и 26 сентября с 04:10 до 06:10 с перерывами с сел Гызыл Оба, Сейсулан, Гейарх, Чайлы и Чиляберт Тертерского района, с 20:15 до 20:20 и с 23:40 до 23:45 близ села Куропаткино Ходжавендского района был открыт огонь по местам дислокаций азербайджанских войск". ("Day.az").

По сообщению ANS-PRESS, азербайджанские позиции близ села Коха Няби Товузского района были обстреляны также 26 и 27 сентября. Согласно агентству, в эти же дни были обстреляны позиции близ сел Гёйарх и Чилябюрт Тертерского района, а также вблизи безымянных высот и села Ашагы Вейсялли Физулинского района. По сообщению агентства, во всех случаях обстрел был подавлен, потерь нет.

Трехсторонняя встреча в Нью-Йорке

Как сообщает АрмИнфо, 26 сентября в Нью-Йорке состоялась трехсторонняя встреча глав МИД Армении, Турции и Азербайджана. А накануне, 25 сентября глава МИД РА Эдвард Налбандян встретился со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. Во встрече также приняли участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта - Бернар Фасье (Франция), Мэтью Брайза (США), Юрий Мерзляков (РФ), а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ посол Анджей Каспршик. На повестке встречи были переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, ведущиеся на основе предложенных в 2007 году "мадридских предложений". Стороны подтвердили необходимость решения конфликта мирным путем посредством переговоров. Затем состоялась отдельная встреча глав МИД Армении и Азербайджана, в ходе которой были обсуждены пути сближения позиций сторон по вопросу урегулирования конфликта и возможности организации новой встречи президентов Армении и Азербайджана. В тот же день Налбандян встретился с главой МИД Турции Али Бабаджаном. Министры, на основании данных им поручений президентов своих стран, продолжили обсуждение вопроса нормализации отношений между Арменией и Турцией. Затем состоялась встреча глав МИД Армении, Турции и Азербайджана в трехстороннем формате. В ходе встречи были обсуждены последние события в регионе и инициатива создания "Кавказской платформы".

Если на Кавказе будет достигнуты мир и стабильность, то верю, что мы сможем осуществить многое. Как передает Day.Az со ссылкой на турецкое информагентство Anadolu, об этом на пресс-конференции по итогам встречи глав МИД Турции, Азербайджана и Армении, заявил министр иностранных дел Турции Али Бабаджан. По его словам, мир и стабильность на Кавказе улучшат геополитическую ситуацию в регионе. Он сообщил, что на встрече были обсуждены ситуация на Южном Кавказе, инициатива Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе и нагорно-карабахский конфликт. По словам Бабаджана, армяне выразили готовность к решению проблем не только с Турцией, но и с Азербайджаном. "Для решения проблем между Азербайджаном и Арменией имеется сильная воля. Он сообщил, что визит 6 сентября президента Турции в Ереван создал возможность для выхода из сложившейся в последнее время кризисной ситуации на Южном Кавказе. "Армяне выразили готовность к решению проблем не только с Турцией, но и с Азербайджаном", сказал он. По его словам, Азербайджан, Турция и Армения демонстрируют сильную волю для решения проблем. Бабаджан подчеркнул, что Турция делает все возможное для выхода из сложившейся ситуации. Он выразил надежду, что после проведения президентских выборов в Азербайджане данный процесс ускорится. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров отметил, что встреча создает возможности для разрешения существующих проблем между странами. Глава МИД Армении Эдвард Налбандян поблагодарил Бабаджана за организацию данной встречи. По его словам, руководство Армении положительно воспринимает инициативу Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе.

"Мы верим в потенциал Кавказа и в то, что сможем сделать больше, если здесь будет мир и стабильность. Это повысит благосостояние наших граждан, а также пойдет на пользу геополитической ситуации и стабильности в регионе. В ходе сегодняшней встречи мы обсудили идею создания Кавказской платформы и поговорили о специфических конфликтах региона, о которых вам хорошо известно. Мы договорились продолжать эти трехсторонние встречи с тем, чтобы создать площадку для диалога и взаимопонимания", сказал Али Бабаджан. "Мы приветствуем идею создания Кавказской платформы, поскольку в ее основе - стабильность, безопасность и сотрудничество на Кавказе. До трехсторонней встречи я побеседовал с моим турецким коллегой. Мы рассмотрели вопросы, касающиеся дальнейших шагов, о которых говорили президенты наших стран в целях урегулирования двусторонних отношений", сказал Эдвард Налбандян. ("Айоц ашхар"). По словам министра ИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, у каждой из сторон в регионе есть трудности и риски: "Эти проблемы нужно решить. Мы считаем, что инициатива Турции была своевременной и уместной. Такие встречи позволяют нам еще лучше понять позиции друг друга". Глава МИД Армении Эдвард Налбандян подчеркнул, что его страна с удовлетворением восприняла предложенную Турцией Платформу: "В основе этой инициативы стоит создание в регионе атмосферы мира, стабильности и сотрудничества". По словам Налбандяна, стороны обсудили шаги, которые будут предприняты в ближайшем будущем для нормализации двусторонних связей. На вопрос журналистов, когда состоится следующая встреча, армянский министр ответил с улыбкой, что "очень скоро". ("525-я газета").

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ распространили совместное заявление. Как сообщает азербайджанское агентство "АПА" со ссылкой на сайт Госдепартамента США, Мэтью Брайза (США), Бернар Фасье (Франция) и Юрий Мерзляков (Россия) 24 сентября встретились с президентом Армении Сержем Саргсяном, а 26 сентября провели встречу с главами МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым и Армении Эдвардом Налбалдяном. Кроме того, 24 сентября сопредседатели отчитались перед специальным представителем действующего председателя ОБСЕ Хейки Талвитие по последним процессам в переговорах. По итогам прошедших переговоров сопредседатели отметили конструктивную атмосферу и желание усилить переговорный процесс. Стороны обсудили возможность проведения в ближайшем будущем встречи президентов. Выражая позицию своих правительств и ОБСЕ, сопредседатели еще раз заявили о том, что нагорно-карабахский конфликт не может быть разрешен военным путем.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ отмечают конструктивность Армении и Азербайджана в процессе урегулирования конфликта Нагорного Карабаха. "На последнем раунде переговоров глав МИД Армении и Азербайджана в Нью-Йорке стороны проявили конструктивность в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и желание вдохновить процесс переговоров", говорится в заявлении посредников. Сопредседатели Минской группы также приветствуют поддержку Турции процессу урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. "Поддержка Турции процессу урегулирования армяно-азербайджанского конфликта - это хорошо, но поддержка это одно, а переговоры и посредничество - другое", сказал находясь в Баку с визитом журналистам французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье. ("525-я газета").

"Конфликт между Россией и Грузией еще раз продемонстрировал нестабильность на Кавказе и важность нормализации здесь ситуации со стороны мирового сообщества. Этот конфликт коснулся всех стран региона. Например, Азербайджан и Армения были лишены основных транспортных маршрутов. Это вызвало обеспокоенность вокруг инфраструктурных проектов железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, которые предусмотрены обеспечить транспортную и энергетическую безопасность Европы". Как передает Day.Az, об этом говорится в статье министра иностранных дел Турции Али Бабаджана, опубликованной в International Herald Tribune под название "Calming the Caucasus" ("Умиротворяя Кавказ"). В статье отмечается роль Турции в уменьшении напряженности между Россией и Грузией, а также необходимость в урегулировании региональных конфликтов. Коснувшись нагорно-карабахского конфликта, Бабаджан отметил, что ситуация вокруг урегулирования данной проблемы не столь отличается от конфликта между Россией и Грузией: "Также существует проблема между Турцией и Арменией. Отсутствие доверия в регионе создало здесь нестабильность и опасные тенденции. Это ударяет по политическому диалогу, экономическому сотрудничеству и добрососедским отношениям, которые так необходимы странам Кавказа. С этой целью Турция выдвинула инициативу Платформы стабильность и сотрудничества на Кавказе". Бабаджан подчеркнул, что в ходе процесса нормализации турецко-армянских отношений, стороны должны также приложить все усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Оба процесса взаимосвязаны. Позитивное развитие одного из процессов окажет положительное влияние и на ход другого диалога", отмечается в статье.

"Конфликт в Грузии вновь привлек внимание к проблеме Нагорного Карабаха, который в свою очередь инициировал активизацию двух важных направлений: инициативу Турции по региональной стабильности и необходимость предотвращения войны в Нагорном Карабахе". Об этом заявил эксперт центра Jane's, американский аналитик Ричард Гирагосян. "Первый фактор относится к новой турецкой дипломатической инициативе по региональной безопасности и стабильности, включая в себя возможные новые изменения в армяно-турецких отношениях, особенно в свете исторического визита президента Турции Гюля в Ереван. Развитие отношений между двумя странами свидетельствует о том, что Россия в настоящее время проявляет больший интерес в поддерживании этого процесса, чем прежде", сказал он. Но наиболее значительно, по мнению Гирагосяна, то, что Турция сейчас изменила и отделила свою политику по отношению к Армении от карабахского конфликта. "Турция решила покончить с положением заложника Азербайджана в отношениях с Арменией. Это должно быть оценено как очень смелый шаг со стороны Турции. Блокада Армении также потерпела неудачу, а турецкая внешняя политика ничего не выиграла от того, что разделяла точку зрения Баку. Сейчас Турция возвращается к гибкой внешней политике, и Армения может получить новые возможности в экономике, в которой она нуждается, чтобы не зависеть от Грузии, как главного пути для торгового экспорта и импорта энергии", подчеркнул аналитик. Он также отметил, что второй тенденцией являются новые страхи перед возможностью начала войны в Нагорном Карабахе со стороны Азербайджана. "Грузинский конфликт и последующее российское вторжение только увеличили потребность в стабильности и показали опасность так называемых "замороженных" конфликтов, становящихся очень быстро "горячими". И самой большой опасностью для региональной безопасности является тот факт, что Азербайджан может, в конечном счете, преуспеть в формировании самой сильной армию в регионе. И даже большее беспокойство вызывает факт, что Азербайджан вынес различные уроки из недавнего конфликта в Грузии. Ведущие азербайджанские чиновники считают, что самая серьезная грузинская ошибка была не в попытке вернуть силой Южную Осетию, ошибка была стратегического свойства. По мнению Баку, Тбилиси нужно было полностью подготовиться и стать сильнее. Таким образом, азербайджанская позиция состоит в том, что лучше подождать, пока они не станут достаточно сильными и будут готовы вести войну, чтобы вернуть Карабах". (PanARMENIAN.Net).

Замминистра ИД Азербайджана Араз Азимов в беседе с агентством "АПА" сказал, что Турция заинтересована в урегулировании региональных конфликтов. Он подчеркнул, что позиция Анкары не поменялась - Карабахский конфликт должен быть разрешен лишь на основе территориальной целостности Азербайджана. Азимов также сказал, что Иран тоже желает видеть Карабахский конфликт урегулированным. По словам замминистра, Баку положительно расценивает стремление официального Тегерана помочь процессу урегулирования конфликта. "Некоторые другие региональные вопросы возможно будет решить тогда, когда будет урегулирован Карабахский конфликт", сказал Азимов.

Встреча министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции в Нью-Йорке закрепляет и придает легитимность участию Турции в диалоге по поиску урегулирования Карабахской проблемы, сообщил 1news.az азербайджанский политолог Расим Мусабеков. "Но российское, американское и европейское участие не принесли результатов, и нет никаких аргументов в пользу того, что турецкое участие выведет этот процесс из тупика. У Турции нет каких-то особых рычагов воздействия на Армению и Азербайджан, чтобы они пошли на какие-то уступки. Не думаю, что ради открытия границ Армения пойдет на уступки, на которые ее до сих пор не могли побудить США или Европа. Вовлечение Турции в диалог - позитивное явление, так как Анкара является нашим стратегическим союзником. Но не следует ожидать, что она сделает то, чего другим не удавалось", отметил политолог.

Россию раздражает факт проведения встреч в Нью-Йорке между главами МИД Турции, Азербайджана и Армении, поскольку там не присутствовал российский официальный представитель, сказал азербайджанский политолог Вафа Гулузаде. "Тем самым Россия постепенно теряет осведомленность о ходе переговорного процесса по Карабахскому конфликту, что не может не вывести из себя кремлевское руководство. Отмечу, что Турция хорошо знакома с армянами и их психологией и азербайджанцами тоже, поэтому официальная Анкара может выдвинуть близкие и приемлемые условия для обеих сторон конфликта", высказал свое мнение Гулузаде. "Вместе с тем стоит отметить, что пока еще, без России, не реально предпринять какие-либо конкретные действия по решению Карабахского конфликта, поскольку Кремль упорно придерживается все эти годы деструктивной позиции и не намерен и шагу сделать по урегулированию проблемы. Дело в том, что Россия имеет влияние и на Армению, и на Азербайджан, которые похожи на человека с приставленным к виску пистолетом, поскольку Россия держит под "прицелом" оба государства. Суть нынешних турецких инициатив состоит в том, что официальная Анкара готовит атмосферу доверительных отношений между Баку и Ереваном, а вопрос нейтрализации влияния России берут на себя США, которые уже приступили к процессу полного выдавливания Кремля из Южного Кавказа", отметил азербайджанский политолог. (1newz.az).

Минская группа ОБСЕ и Турция

Сопредседателями Минской группы ОБСЕ являются государства, для которых решение нагорно-карабахского конфликта не является приоритетным, в связи с чем ее деятельность за долгие годы малоэффективна. Об этом на пресс-конференции в агентстве Trend директор Трансатлантического института (Лондон) Зиба Норман. По ее словам, географическая отдаленность стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ также является причиной малоэффективности деятельности Минской группы ОБСЕ. По ее мнению, Турция может параллельно с Минской группой содействовать разрешению нагорно-карабахской проблемы и ее участие в этом может стать эффективным. По ее словам, бытует мнение, что конфликт в Южной Осетии послужил катализатором для внедрения Турции в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако, это не первая попытка Турции урегулировать этот конфликт. "Турция хотела быть посредником между Азербайджаном и Арменией еще до конфликта в Южной Осетии", сказала Норман. Норман заявила, что если официальная Анкара займется этим делом, это было бы в пользу Азербайджану. Она дополнила, что последние происходящие в Грузии события будут полезными для Азербайджана.

Европейская Комиссия считает, что Турция могла бы внести вклад в урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. "Инициатива Турции о создании "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе" очень интересна, и может содействовать решению конфликтов в этом регионе", сказал глава представительства Еврокомиссии в Азербайджане Алан Ваддамс. Предложения Турции интересны и должны быть рассмотрены, считает он. "Я очень надеюсь, что с инициативой Турции Минская группа ОБСЕ сможет достичь решения затянувшихся конфликтов", сказал дипломат. ("525-я газета").

"Азербайджан хотел бы, чтобы Турция стала сопредседателем Минской группы ОБСЕ", заявил Trend News заведующий отделом международных отношений Исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. "Турция является дружеской, братской страной и стратегическим партнером Азербайджана, и представлена в Минской группе. Но формирование сопредседательства Минской группы осуществляется путем консенсуса. Считаю, что вероятность согласия Армении на сопредседательство Турции равна нулю. И поэтому невозможно говорить об этом обширно", сказал Мамедов. По его словам, руководство Турции и Армении несколько раз проводили обсуждения. Мамедов отметил, что на фоне последних процессов руководство Турции выступает с определенными заявлениями. "Если в результате усилий, приложенных руководством Турции в последних переговорах с армянами по решению конфликта, они смогут убедить армянскую сторону дать согласие на представление в Минской группе, может быть внесена ясность в ряд вопросов. Если будет согласие в вопросах формата сопредседателей, может получиться, что Турция станет сопредседателем Минской группы. Но я не считаю это реальным", сказал Мамедов. (АрмИнфо).

"Во время нашей встречи президент Турции выразил готовность содействовать, повторяю, содействовать процессу мирного урегулирования Карабахской проблемы. Мы всегда приветствовали любую помощь, способную создать позитивную атмосферу в посреднической деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и инициатива президента Турции может оказаться именно такой. Главная наша цель в процессе урегулирования Арцахской проблемы заключается в том, чтобы мирным путем, посредством переговоров убедить азербайджанскую сторону в неизбежности признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Я уверен, что после признания этого права мы будем двигаться вперед большими шагами". С таким заявлением, передает "Айоц ашхар", выступил президент Серж Саргсян во время встречи с представителями армянской общины США.

Пока преждевременно давать оценку инициативе Ирана и Турции стать посредниками в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил председатель постоянной комиссии по внешним отношениям НС НКР Ваграм Атанесян. По его словам, НКР озвучит свою позицию только после конкретных предложений. "Обе страны пока высказывают намерения. "Напомню, что Иран уже был посредником на начальной стадии карабахского конфликта и у него есть опыт в решении такого рода вопросов. Что касается Турции, то я сомневаюсь в искренности ее намерений. Турция не может быть непредвзятой в карабахском вопросе, она стоит на стороне Азербайджана и поэтому не может быть справедливым посредником", сказал Атанесян.

Если Армения как-то невнятно откликается на заявления Турции, не опровергает на официальном уровне даже то, что говорится во вред Армении, и заняла какую-то примиренческую позицию, то Нагорный Карабах совсем уже странно молчит, отмечает газета "Айкакан жаманак". "Ни МИД НКР, ни какое-либо официальное лицо или политический деятель даже не пытаются сделать в связи с посреднической активностью Турции какое-нибудь заявление. И не поймешь, чего хотят в НКР, как люди там относятся к происходящим в регионе событиям, имеющим к НКР непосредственное отношение", пишет газета. А поскольку в НКР до сих пор молчат, газета решила сама "потревожить" официальный Степанакерт. Отвечая газете, председатель парламентской комиссии по внешним сношениям НКР Ваграм Атанесян сказал: "Думаю, Турция не получит ту роль, к которой стремится, так что необходимости в точке зрения НКР не будет. Участие Турции в переговорном процессе, как самостоятельной стороны, и та роль, к которой она стремится, противоречит интересам стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а следовательно посредники не потерпят самостоятельную роль Турции". Иного мнения, пишет газета, придерживается эксперт, экс-замминистра ИД НКР Масис Маилян. "Активность Турции они сами (турки, - прим. ИА REGNUM) объясняют желанием помочь Минской группе ОБСЕ, и что речь идет не об отдельном посредничестве. Конечно, с одной стороны, Турция в этом конфликте является членом Минской группы ОБСЕ, с другой - активно помогает Азербайджану и, вместе с ним, подвергает блокаде Армению и Нагорный Карабах, в то время как с точки зрения международного права блокада является одной из форм враждебной деятельности", напоминает Маилян. "Турция не может быть нейтральной стороной, поскольку, по всем признакам, она является стороной конфликта, а в такой ситуации армянская, а тем более карабахская дипломатия просто обязаны быть активными. Надо стремиться принимать участие во всех вопросах, тем более, когда решается твой вопрос", сказал Маилян. То есть, заключает газета, "в НКР только негосударственные деятели говорят о необходимости активизации дипломатических усилий, государственные же деятели предпочитают придерживаться принципа "моя хата с краю" да еще время от времени поддакивать звучащим из Еревана заявлениям". По мнению газеты "Айоц ашхар", инициатива Турции, связанная с проведением трехсторонней встречи, не предполагает изменения формата переговоров, поскольку "страны-сопредседатели Минской группы ни за что не откажутся от столь серьезного рычага". "Анкара должна сделать выбор между ролью "старшего брата" Азербайджана и возможностью стать региональной державой. Призрачная перспектива посредничества Турции в Карабахском вопросе позволит заинтересованным в делах региона центрам силы сделать соответствующие выводы", пишет газета и, ссылаясь на мнение "западных стратегов", призывает Турцию "отказаться от традиционной роли покровителя Азербайджана, стать такой силой в регионе, которая окажется в состоянии убедить Баку принять предложенные сопредседателями Минской группы ОБСЕ условия урегулирования Карабахской проблемы". "Если сегодня посредники не могут сломить сопротивление Баку, то только потому, что он чувствует "плечо друга". Посему нынешняя трехсторонняя встреча министров ИД дает возможность "вышибить клин клином". В подобных условиях Армения не могла лишить сопредседателей и Турцию такого "удовольствия", ведь ей нечего терять в результате этих сложных игр, а вот Анкара может потерять многое", считает "Айоц ашхар" и заключает: "Это значит, что нью-йоркские переговоры позволят Турции получить лишь "пропагандистский эффект", а для Минской группы ОБСЕ они станут "дополнительной платформой" для испытания их предложений".

Нагорно-карабахский конфликт может быть урегулирован мирным путем. Об этом заявил профессор конфликтологии и международных отношений университета Джорджа Мейсона (США), доктор Деннис Сандоле. Касаясь изменения формата Минской Группы ОБСЕ по урегулированию нагорно- карабахского конфликта, Сандоле заявил, что Турция может стать посредником в урегулировании конфликта. "Она способна стать более эффективным посредником, чем МГ ОБСЕ. Сопредседатели же могут помочь только в случае, если Армения и Азербайджан смогут иметь какие-либо дивиденды от решения проблемы", подчеркнул он. (PanARMENIAN.Net).

По сообщению Bakililar.az, Ереван дал добро на участие Турции в переговорном процессе по мирному урегулированию карабахского конфликта. Согласно агентству, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил в Нью-Йорке, что приветствует инициативу Анкары в качестве посредника между Азербайджаном и Арменией.

Позиция Армении по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта остается неизменной. Заявил корреспонденту PanARMENIAN.Net глава департамента МИД РА по связям с прессой Тигран Балаян. "Урегулирование конфликта возможно только в формате Минской группы ОБСЕ без дополнительных посредников", подчеркнул Балаян в ответ на сообщение Bakililar.az.

Процесс урегулирования

Министр иностранных дел Армении Эдуард Налбяндян заявил в интервью турецкой газете "Миллийет", что в рамках мирного процесса, продолжающегося для разрешения нагорно-карабахского конфликта, достигнуты очень серьезные продвижения. По его словам, сейчас необходима лишь политическая воля. Глава МИД Армении заявил, что не против проведения трехсторонних встреч при участи Турции, Армении и Азербайджана. "Турция может помочь в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Однако все должно быть разрешено в рамках Минской группы", сказал Налбандян. Налбандян положительно оценил тот факт, что президент Азербайджана в своем последнем заявлении впервые не высказал мысль об использовании силы в разрешении конфликта. Министр отметил, что наряду с этим, беспокоящим моментом является то, что 35% общественности Азербайджана является сторонником военного решения нагорно-карабахского конфликта. ("525-я газета").

Турция и США стремятся вытеснить Россию с переговорного процесса по решению Карабахской проблемы, как в свое время США вывели СССР из переговоров по ближневосточному урегулированию, сообщил 1news.az политолог Зардушт Ализаде. "Карабах - блестящая возможность держать регион на крючке. Сейчас стороны конфликта держит на Карабахском крючке Россия, которая, имитируя бурный переговорный процесс, в то же время делает все, чтобы конфликт не решался. То же самое будет происходить, когда урегулирование вопроса перейдет в полное покровительство США. Что касается Армении, то Ереван хотел получить какие-то выгоды от Набукко, железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и прочих проектов. Наконец они увидели, что Армения ничего не выиграла и находится в проигрыше, даже самые ярые дашнаки признают это. В Армении находится у власти криминальный режим, эта страна стала марионеткой другого государства и пр. Но пока ни у одной из сторон конфликта - ни у Армении, ни у Азербайджана - нет желания решить Карабахскую проблему", сказал азербайджанский политолог.

Усилить свою роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта для России означает заведомо решить, с кем - с Азербайджаном или Арменией - испортить отношения. Об этом в ходе круглого стола "Предвыборная ситуация в Азербайджане" в Москве заявил ведущий сотрудник МГИМО Андрей Загорский. По его словам, Россию не устраивает ни один из вариантов. "Поэтому мы не можем навязывать свои концепции. И продолжаем придерживаться политики статус-кво. Однако это не означает, что Россия и Азербайджан должны отказываться от более тесного сотрудничества в других сферах", подчеркнул российский эксперт. (PanARMENIAN.Net).

"Назрела необходимость серьезно подумать о праве наций на самоопределение. Мы далеки от мысли, что любая заявка на самоопределение должна быть удовлетворена в форме отделения. Вместе с тем мы все чаще видим, что именно оно становится решением существующих проблем. Между тем, когда народ тем не менее реализует свое неотъемлемое право, все в один голос называют этот случай "исключением". Конечно, чтобы быть эффективной и стабильной, реализация права на самоопределение посредством отделения должна получить согласие всех вовлеченных в конфликт сторон. Именно по этой причине мы продолжаем активные переговоры с Азербайджаном, стремясь достичь признания этой страной Нагорно-Карабахской Республики, почти два десятка лет де-факто являющейся независимым государством", сказал Серж Саргсян на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. ("Айоц ашхар").

Бакинская газета "Зеркало", комментируя выступление президена Армении Сержа Саргсяна на заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН, пишет: "Во-первых, президент Армении впервые признал, что реализация принципа самоопределения не всегда означает отделение. Во-вторых, Саргсян также впервые признал, что для реализации принципа самоопределения в том или ином формате необходимо согласие всех сторон, вовлеченных в конфликт. То есть по сути это означает осознание со стороны официального Еревана того, что в нынешних геополитических условиях реализовать принцип самоопределения в отношении Нагорного Карабаха в любом формате невозможно без согласия Азербайджана".

На сегодняшний день стадия переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта не предполагает прогресса. Напротив, ситуация осложнилась напряженными отношениями между двумя из трех стран-сопредседателей Минской группы: Россией и США, считают эксперты. Кроме того, обеспокоенность вызывает активизация Турции в регионе, в том числе и в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Об этом заявил корреспонденту "Кавказского узла" председатель партии "Родина и честь" Гарник Маргарян. По мнению политолога Амаяка Ованнисяна, нынешний этап урегулирования карабахской проблемы отличается активизацией позиции Турции: "Запад поддерживает эту активизацию Турции, ибо это и есть цена за обеспечение безопасной и бесперебойной поставки энергоносителей из южнокавказского региона в Европу". По его словам, США и Европа протестуют против притязаний России быть гарантом безопасности в Южном Кавказе, но одновременно понимают, что им не удастся этому воспротивиться и придется смириться с этим. Одновременно Запад считает, что наименьшим из зол является выступление в качестве гаранта безопасности, наряду с Россией, Турции, которая будет представлять интересы Запада. По мнению Ованнисяна, у американцев и европейцев есть механизмы контроля над Турцией через НАТО, а завтра, возможно, появятся и через Европейский Союз, в члены которого "напрашивается Турция".

Члены Конгресса США - известный адвокат Марк Герагос, консультант по правам человека Кэтрин Портер и более 100 членов американского парламента, собрались на прошлой неделе на Капитолийском холме, чтобы выразить поддержку независимости Нагорного Карабаха. Как сообщили АрмИнфо в Армянском Национальном Комитете Америки, на мероприятии на тему "Нагорный Карабах: 20 лет свободы, демократии и прогресса" присутствующие обсудили вызовы, стоящие перед НКР, а также прогресс, достигнутый за годы де-факто независимого существовании республики. Присутствующие высказались за необходимость того, чтобы США продолжали оказывать содействие развитию демократии НКР, а политика страны предусматривала возможность расширения диалога с избранным руководством НКР.

Вокруг карабахской проблемы происходят весьма активные процессы, но в Армении почему-то царит глухое молчание, пишет газета "Чоррорд ишханутюн". Серж Саргсян предпочитает на эту тему вовсе не говорить, и общественности не остается ничего другого, кроме как пытаться анализировать сообщения зарубежных СМИ, пишет газета и представляет "уже известные факты": "После встречи с Сержем Саргсяном,Абдулла Гюль заявил, что, по его впечатлению, Армения готова вернуть оккупированные территории. Никто, ни Серж Саргсян, ни МИД Армении до сих пор не заявляли, что это "впечатление" ошибочно. Сразу после "исторического визита" президент Турции заявил, что готов оказать поддержку в деле урегулирования карабахского конфликта. Саргсян приветствовал это, разъяснив, что отказываться от поддержки было бы глупо. Здесь вроде все ясно: Саргсян дает Гюлю понять, что готов вернуть оккупированные территории, и Гюль спешит донести эту "благую весть" в Баку. Теперь, что касается позиций России и США. Практически все международные аналитики в один голос утверждают, что Россия, по всей видимости, откажется от своего "стратегического партнера" Армении взамен на азербайджанский газ (Россия намерена любой ценой скупить весь азербайджанский газ, чтобы сохранить свои монопольные позиции в Европе). Что касается позиции США, то американский сопредседатель минской группы ОБСЕ только на днях заявил, что США всегда будут рядом с Азербайджаном и безусловно поддерживают территориальную целостность Азербайджана. Более того, он заявил, что Турция может помочь Армении выступать с более гибких позиций".

Можно, но деньги вперед?

Как сообщает ИП "Кавказский узел", президент Армении Серж Саргсян предложил главе Азербайджана Ильхаму Алиеву вложить инвестиции в экономику Нагорного Карабаха с тем, чтобы в будущем армяне были уверены в заинтересованности Азербайджана в сотрудничестве по обеспечению благополучия и безопасности в регионе. "Может после этого, в ходе референдума, карабахцы изъявят желание находиться в составе Азербайджана. Иного пути нет. Если сегодня произойдет чудо и Карабах окажется в составе Азербайджана, то, по моему, в течение очень короткого времени в Карабахе не останется ни одного армянина", заявил Саргсян турецкой газете Milliyet.

"Карабахский вопрос невозможно решить путем азербайджанских инвестиций в экономику НКР. Это пыталась безуспешно сделать и Советская власть", заявил на встрече с журналистами председатель оппозиционной Народной партии Армении Степан Демирчян в ответ на просьбу АрмИнфо прокомментировать последние заявления президента Сержа Саргсяна относительно соответствующих предложений главе Азербайджана Ильхаму Алиеву. По словам председателя НПА, вместо подобных заявлений Саргсяну следовало предпринять усилия, направленные на вовлечение в переговорный процесс по карабахскому урегулированию представителей Нагорно-Карабахской Республики. "Вот это наша важнейшая задача", сказал Демирчян.

Предложение Азербайджану инвестировать в Карабах является очередной сенсацией от Сержа Саргсяна, после того, как он стал президентом Армении. Об этом Day.Az заявил директор азербайджанского Центра политических инновацией и технологий Мубариз Ахмедоглу, комментируя слова президента Армении о том, что в случае инвестиций Азербайджана в Карабах, армяне могут высказаться за то, чтобы остаться в составе Азербайджана. Политолог считает, что первыми двумя сенсациями от Саркисяна можно назвать решение создать комиссию по геноциду, а также приглашение президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван. "Предложение от президента Армении - большое событие. Возможно, что кратковременно его ждет критика. Но если он сдержит свое слово, то войдет в историю не только региона, но и всего мира", считает Ахмедоглу. При этом, по мнению политолога, этим самым Саргсян создаст условия для существования армян как общины в составе Азербайджана и существования в целом государственности Армении. Ахмедоглу уверен, что с азербайджанской стороны никто не будет против этого. "У нас деньги есть. Мы ищем места для вложения финансов. Лучше будет, если мы будем инвестировать в соседние страны. В случае, если Армения вернет Карабах Азербайджану, то она станет уже соседом нашей страны. При желании Армении, Азербайджан может реализовывать там различные экономические проекты. Ответным условием Азербайджана может быть только одно - армяне больше никогда не будут требовать отделения Карабаха от Азербайджана", сказал Ахмедоглу. По его мнению, именно такие отношения положат основу благополучной жизни, как Азербайджана, так и Армении.

Я считаю абсурдным предложение президента Армении Сержа Саргсяна об инвестировании Азербайджаном Карабаха, взамен на раздумье армян относительно того, оставаться или нет в составе Азербайджана. Об этом в беседе с корреспондентом Day.Az заявила депутат Милли Меджлиса Ганира Пашаева, комментируя слова президента Армении о необходимости вложения Азербайджаном инвестиций в Карабах, чтобы армяне подумали, оставаться или нет в составе Азербайджана. По мнению депутата, выступать Сержа Саргсяна с такими заявлениями вынуждает ситуация, которая создалась после российско-грузинской войны, когда Армения столкнулась с конкретными трудностями. По ее мнению, именно поэтому Саргсян сделал реверансы в сторону Турции, и теперь выступает с предложением к Азербайджану вкладывать инвестиции в Карабах.

"Очень глупое, но вполне отвечающее торгашескому психотипу нынешнего руководства Армении заявление", заявил в беседе с Day.Az азербайджанский политолог Вафа Гулузаде. "Крайне смешно выглядит попытка Сержа Саргсяна предложить идею "азербайджанские инвестиции в Нагорный Карабах в обмен на референдум в так называемой НКР. "Ведь, и ежу понятно, что в результате референдума в Нагорном Карабахе, где после этнических чисток со стороны армян больше не осталось азербайджанцев, армяне проголосуют за предоставление так называемой НКР независимости, что не позволит Азербайджану восстановить свою территориальную целостность. Куда честнее было бы просто предложить руководству Азербайджана выкупить оккупированные Арменией территории нашей страны. На такое предложение руководство Азербайджана вполне может пойти. И пусть Серж Саргсян делится этими деньгами со своими подельниками и усадившими его в кресло президента Армении хозяевами из Москвы", заявил Гулузаде.

Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде считает, что Азербайджан рано или поздно должен инвестировать в Нагорный Карабах, так как это его территория. "Президент Армении говорит верно, Азербайджан в итоге все равно должен инвестировать в Карабах, но армяне должны с этим согласиться", сказал Ализаде. ("525-я газета").

"Нагорный Карабах неотъемлемая часть Азербайджана, которая, как известно, оккупирована соседней Арменией. Естественно, Азербайджан будет вкладывать в Нагорный Карабах инвестиции, так как это его территории, развивать инфраструктуру, строить дома, школы, больницы, восстанавливать все разрушенное агрессором, и возвращать на свои исконные земли вынужденных переселенцев, как только оккупированные территории будут освобождены и возвращены Азербайджану", сказал политического анализа и информационного обеспечения Исполнительного аппарата президента Азербайджана Эльнур Асланов. ("Trend News").

Комментируя заявление Сержа Саргсяна, азербайджанский политолог Вугар Сеидов отметил: "Утром стулья, вечером деньги. Карабахские армяне, признайте себя частью Азербайджана, и инвестиции последуют. Да такие, что даже сама Армения начнёт ревновать Азербайджан к армянам Карабаха, и ей самой захочется стучаться в двери Азербайджана". ("Day.az").

Последняя миротворческая инициатива президента Армении Сержа Саргсяна, проявленная им в присутствии иностранных журналистов в Ереване, кажется, не на шутку встревожила политический бомонд Армении и Азербайджана. Собственно, иной реакции ожидать было попросту нелепо. Ведь в известном смысле, высказанная мысль армянского президента прозвучала довольно сенсационно. Еще бы: Серж Саргсян предложил Азербайджану делать инвестиционные вложения в карабахскую экономику. В ином контексте это было бы сродни грому среди ясного неба. Однако контекст был не иным, а что ни на есть миролюбивым. И в конечном счете призванным разрядить напряженные отношения с Азербайджаном. Вряд ли можно назвать Сержа Саргсяна наивным человеком, однако, кажется, его не поняли. И даже осудили, навешивая при этом нелестные ярлыки, применяя некорректную лексику. Буквально через пару дней после этого высказывания азербайджанские СМИ запестрели заголовками, одна другой абсурднее. Армянского президента и в самом деле не так поняли. Или, если быть более точным, поняли дурно. Миролюбие армянского президента довольно реалистично. Он признает, что если ненароком Нагорный Карабах окажется в составе Азербайджана, то "в скором времени там не окажется ни одного армянина". То есть речь идет не о вульгарном торге, как то понимают в Азербайджане и пытаются преподнести своей и чужой общественности посредством собственных СМИ. Вы, мол, нам инвестиции, а мы вам Карабах. На блюдечке. Речь идет об элементарной безопасности народа Нагорного Карабаха. Той самой безопасности, о которой в Азербайджане и не думают. А думают о другом. Вафа Гулузаде, известный тамошний политолог западной ориентации, договорился даже до того, что от имени азербайджанского руководства предложил "выкупить оккупированные Арменией территории". Другой азербайджанский умник от политологии Вугар Сеидов решил повторить ильф-петровский анекдот насчет денег и стульев в разное время суток. То есть пусть сначала карабахцы признают себя частью Азербайджана, и инвестиции последуют. Да такие, мол, что самой Армении "захочется постучаться в двери Азербайджана". "Предложение от президента Армении - большое событие", комментирует слова Сержа Саргсяна Мубариз Ахмедоглу и пророчит армянскому главе государства бессмертие в истории - не только региональной, но и "всего мира". Лестное, конечно, пророчество. Но кто сказал, что Серж Саргсян согласится на такую славу, цена которой (по Ахмедоглу) "создание условий для существования армян как общины в составе Азербайджана и существования в целом государственности Армении". Ни больше, ни меньше. Мол, почему бы и нет, раз уж у Азербайджана "деньги есть", и надо их вкладывать в покупку армянского мира: вначале Карабаха, затем и Армении. Однако! Это уже почище "оккупированных" территорий. В том смысле, что масштабнее. Не в меру разыгрался аппетит и у политолога Зардушта Ализаде, посчитавшего "призыв Саргсяна Азербайджану... "очень разумным и прагматичным". Однако прагматичным, почему-то только для Азербайджана. Впрочем, и Турции тоже. Ведь таким образом там "сумеют быстро привязать экономику (Карабаха - ред.) к экономике Турции и Азербайджана". Глядишь, и появятся в Степанакерте, пардон, теперь уже в Ханкенди, азеро-турецкие "банки, компании в сфере услуг и др." Ализаде предлагает "развернуть такую деятельность, чтобы армянам даже не захотелось отделяться". Ну, конечно, куда уж там при такой политике, которая есть та самая "сконцентрированная экономика". Настолько сконцентрированная, что Армении по Ализаде остается в ней места разве что на размер азербайджанских инвестиций. Ведь считает же другой политолог Азербайджана Расим Агаев, что Армении "в выходе из данного (тяжелого - ред.) экономического кризиса может помочь ТОЛЬКО соседний Азербайджан, располагающий большими финансами от продажи своих энергоресурсов". Тем не менее, он советует не торопиться вкладывать инвестиции в Нагорный Карабах сразу. Торги, мол, в данном случае неуместны, и следует заручиться твердыми гарантиями "отказа от сепаратизма". В том же духе вторит ему Расим Мусабеков, тоже политолог. Он также требует твердых гарантий "о признании суверенитета Азербайджана" над карабахскими армянами, после чего "и без советов Саркисяна официальный Баку знает, куда и сколько вкладывать инвестиций". Вот это уж точно - "куда и сколько". Ведь карабахцы хорошо помнят куда и сколько вкладывал Азербайджан за годы советской власти. Во-первых, в азербайджанские населенные пункты; во-вторых, несравнимо больше, чем карабахским армянам. Может в Азербайджане станут утверждать, что они теперь не такие. Свежо предание... А потому, торги и в самом деле неуместны. Ни в данном случае, ни вообще. Ни Карабах, ни Армения не собираются торговаться с Азербайджаном в том смысле, в каком им это приписывают азербайджанские политологи и озвучивающие их СМИ. Независимость не покупается и не продается. Либо она есть, либо ее нет. И третьего не дано. У Нагорного Карабаха независимость есть, что бы и как бы не говорили на этот счет в том самом официальном Баку, впадая в экстаз от желания выдать мечты за реальность. А реальность такова. В инвестициях, упомянутых президентом Армении нет ничего личного - всего лишь бизнес. При этом никто Азербайджану его не навязывает. Это было всего лишь предложением, от которого по большому счету грех отказываться. Аллах может не простить. Ведь предложение Сержа Саргсяна это в своем роде психологический тест. По сути дела Азербайджану был задан вопрос: готов ли он быть благородным, благожелательным, благочестивым, толерантным и демократичным? И так далее, и так далее... Судя по публикациям в азербайджанской прессе на этом вопросе официальный Баку и реальный Азербайджан засыпались. Однако, как обычно говорит известный телеведущий, до свидания. А Азербайджану - прощайте. (ИА "Де-Факто", с сокращениями).