Во Владикавказе прошло совместное совещание членов Общественной палаты Северной Осетии и руководителей организаций, задействованных в строительстве Зарамагских ГЭС. Какие обсуждались вопросы на данном совещании? На эти и другие вопросы корреспондент ИА REGNUM попросил ответить 25 сентября директора североосетинского филиала ОАО "РусГидро", первого заместителя генерального директора ОАО "Зарамагские ГЭС" Виталия Тотрова.

Совместное совещание состоялось по просьбе членов Общественной палаты республики. В нем приняли участие представители различных политических партий и общественных объединений, а также средств массовой информации и руководители ряда строительных организаций. Общественность была обеспокоена информацией о том, что затопление котловины Зарамагских ГЭС представляет опасность для окружающих при прорыве плотины. Упорно распространяются слухи и о возможном нанесении ущерба Транскавказской автомагистрали. Все эти разговоры об опасности, в том числе и сейсмической, мы попытались опровергнуть в ходе прошедшего мероприятия. Я ознакомил представителей общественности с тем, что в настоящее время все гидроэлектростанции Северной Осетии дают 15% энергии. С вводом Зарамагских ГЭС республика будет иметь 80% собственной электроэнергии, это составит 812 млн кВт часов. На сегодняшний день мы получаем основную часть потребляемой энергии из Ставропольского края. В случае нештатных ситуаций мы сможем обеспечить электроэнергией только объекты жизнеобеспечения. А население может остаться без света. Сдав объект в эксплуатацию, мы будем пополнять бюджеты всех уровней на 308 миллионов рублей. Кроме того, в Северной Осетии увеличатся и рабочие места на 200 человек.

ИА REGNUM: На какой стадии находится строительство Зарамагских ГЭС?

Должен сказать, что на сегодняшний день у нас две очереди ввода - это предплотинная ГЭС и ГЭС-1. Строительство находится в завершающей стадии, при всех благоприятных условиях мы можем запустить объект. Для этого необходимо, чтобы правительство республики подписало нам документ о готовности ложа водохранилища. После этого мы проведем испытания и сделаем технический пуск гидроэлектростанции. Запустим и посмотрим ее параметры, с мая 2009 года ГЭС может полноценно начать работать. Все сомнения Общественной палаты мы уже сняли, детально показали, что платина находится на целой плите. Она способна выдержать все непредсказуемые природные явления. Вода в плотине на глубине 32 метра, нет никакой опасности и для Транскама. Однако Общественная палата настояла на том, чтобы мы создали комиссию по мониторинговому наблюдению до начала затопления и после. Для защиты от оползней необходимо строить обходной тоннель. Правительство республики поддержало нас в этом, средства на это запланированы на будущий год. При сходе малых оползней наше водохранилище способно их удержать. Зарамагские ГЭС не представляют опасность для населения Северной Осетии. Точно такие же гидроэлектростанции построены и действуют в Дагестане. Аналогичная есть и у нас в республике, я имею в виду Гизельдонскую ГЭС.

ИА REGNUM: Известно, что жители, проживающие вблизи котловины, подлежат отселению, как идет этот процесс?

Ложе водохранилища находится в зоне ответственности субъекта федерации, на эти цели выделяются денежные средства. Люди должны быть отселены, насколько мне известно, работа в этом направлении ведется. К сожалению, есть граждане, которые оспаривают это в судебном порядке. Жители не согласны с суммами, выделяемыми на приобретение жилья.

ИА REGNUM: Что можете сказать о раскопках, которые ведутся уже продолжительное время в зоне затопления котловины?

Сдерживают нашу работу и археологи, которые ведут раскопки в котловине. Более 30 лет никто не обращал внимания на исторические ценности, которые якобы находятся там. Мы пошли на убытки и выделили на эти раскопки 81 миллион рублей. Намеченные археологами мероприятия были полностью выполнены. Приезжали к нам представители Росохранкультуры, проверили итоги работы археологов, подписали нам соответствующие документы. Однако в настоящее время выяснилось, что там обнаружены новые предметы древней культуры. Нужны деньги, их у археологов нет, а мы не можем больше финансировать проводимые ими работы. Мы планировали затопить котловину в августе 2008 года, но в связи с тем, что возникли непредвиденные обстоятельства, дали возможность участникам раскопок завершить работу до октября месяца. К сожалению, сейчас раскопки ведут там всего два человека. Повторюсь и скажу, что со стороны Росохранкультуры к нам нет никаких претензий, но появляются в ряде республиканских СМИ публикации, которые будоражат общественное мнение и необъективно освещают деятельность нашей организации. 30 лет строилась гидроэлектростанция и наконец-то, когда она готова к эксплуатации, появляются искусственные барьеры к запуску объекта.