Военный вестник

Как сообщает "Новости-Азербайджан", "армянские подразделения 2 сентября с безымянных высот и с позиций близ деревни Куропаткино Ходжавендского района, а 3 сентября с позиций, расположенных в селе Марзили Агдамского и близ села Горган Физулинского района подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции".

Согласно агентству "Тренд", "3 сентября с позиций на территории села Чинарлы Бердского района Армении были подвергнуты обстрелу азербайджанские позиции, расположенные на безымянной высоте Товузского района и в селе Коху Няби Товузского района Азербайджана. Потерь нет".

По сообщению Day.az, "армянская сторона с позиций, расположенных вблизи безымянных высот Физулинского района, около безымянных высот и деревни Куропаткино Ходжавендского района, деревни Сейсулан Тертерского района, близ села Гюлюстан Геранбойского и деревни Юсифджанлы Агдамского района обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. Кроме того, передает агентство, армянские вооруженные силы с позиций, расположенных в Бердском районе Армении, обстреляли позиции азербайджанской армии, дислоцированные в Товузском районе. Потерь нет".

1news.az сообщает, что "4 и 5 сентября армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана сразу в нескольких направлениях фронта. Согласно агентству, 4 сентября позиции Национальной армии в селах Джафарли и Гызылагаджлы Газахского района были обстреляны со стороны сел Азатамут и Беркабер Иджеванского района Армении. Кроме того, согласно агентству, со стороны села Чинари Бердского района Армении были обстреляны позиции азербайджанской армии в селе Коха Наби Товузского района".

"Подразделения Вооруженных сил Армении 7 сентября с 18:45 до 18:50 и 8 сентября с 04:20 до 04:35 с мест дислокаций на территории сел Чинари и Воспекар районов Берд и Ноемберян Армении обстреляли позиции азербайджанских войск на территории села Коха Няби Товузского района. В тот же день армянские подразделения обстреляли позиции азербайджанских войск в районе села Куропаткино Ходжавендского района". ("525-я газета").

Как сообщает радио "Свобода", миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Мониторинг был проведен в восточной части села Сейсулан Мартакертского района Нагорного Карабаха. Согласно пресс-службе МИД Нагорного Карабаха, передает "Свобода", нарушений режима прекращения огня в ходе мониторинга обнаружено не было. С позиций Армии обороны Нагорного Карабаха мониторинг осуществлял личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. Наблюдательскую миссию сопровождали представители МИД и Министерства обороны Нагорного Карабаха.

Процесс урегулирования

Как сообщает PanARMENIAN.Net, 2 сентября, на встрече президентов Армении и РФ Сержа Саргсяна и Дмитрия Медведева, в числе прочих вопросов были обсуждены проблемы процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Президент РФ подтвердил свою позицию в вопросе урегулирования нагорно-карабахской проблемы и отметил, что конфликт должен быть решен исключительно путем мирных переговоров, а также выразил свое содействие продолжению переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ.

По сообщению газеты "Айкакан жаманак", вице-президент США Дик Чейни после своей встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил, что Вашингтон решительно поддерживает территориальную целостность Азербайджана. "Мы привержены достижению решения карабахского конфликта переговорным путем. Решения, которое основывается на принципе территориальной целостности и учитывает другие международные принципы. Достижение урегулирования сегодня важно как никогда. Уважение государственных границ является одной из основ мира и безопасности. Это принцип, который сегодня находится под угрозой", заявил Чейни в Баку.

Специальный докладчик Парламентской ассамблеи ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Горан Ленмаркер считает, что главным препятствием для более тесного сотрудничества стран Южного Кавказа является карабахский конфликт. "Урегулирование карабахского конфликта может стать началом более тесного сотрудничества южнокавказских республик. Конфликт является единственным препятствием на пути сотрудничества трех стран, и считаю необходимым приложить усилия для его решения", сказал Ленмаркер. ("Айоц ашхар").

"Не думаю, что до завершения президентских выборов в Азербайджане в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта произойдут какие-то подвижки", заявил в интервью турецкой газете "Радикал" президент Армении Серж Саргсян. По его словам, урегулирование конфликта зависит от политической воли сторон: "Мы обсудили этот вопрос на встрече с президентом Ильхамом Алиевым 6 июня в Санкт-Петербурге. И я, и азербайджанский президент положительно оценили итоги встречи. Мы считаем, что провели диалог, дающий основы для продолжения переговоров. После этого министрам иностранных дел было дано поручение продолжить переговоры на основе мадридских принципов. На уровне министров состоялись три такие встречи. Надеемся, что на основе этих принципов мы сможем принять удовлетворяющее стороны решение. Было бы неправильно до завершения президентских выборов в Азербайджане говорить о каких-то ожиданиях. Все зависит от политической воли. Мы готовы проявить политическую волю".

В Нью-Йорке в рамках 63-й сессии Генеральной ассамблеи ООН планируется встреча глав МИД Азербайджана Эльмара Мамедьярова и Армении Эдварда Налбандяна. Напоминая, что министры ИД Армении и Турции уже договорились встретиться в ходе сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, газета "Новое время" передает, что, по словам Али Бабаджана, глава МИД Армении согласился, чтобы на встрече в Нью-Йорке принимал также участие министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. В связи с этим сопредседатель Минской группы ОБСЕ со стороны России Юрий Мерзляков отметил, что разговор о возможности проведения очередных переговоров в Нью-Йорке велся еще во время московской встречи 1 августа. "Я так понял, что планируется встреча Али Бабаджана и Эдварда Налбандяна. Но если речь идет о том, чтобы все три министра - Бабаджан, Налбандян и Мамедьяров встретились, - то это хорошо, мы только рады". Мерзляков не считает, что в данном случае можно говорить об изменении формата переговоров.

Надеюсь, в скором времени мы будем готовы возобновить работу Минской группы ОБСЕ. Об этом заявил азербайджанскому агентству "АПА" американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. Он отметил, что США сделают все возможное для продвижения в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Подчеркнув, что запланирована встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении, сопредседатель отметил, что дата проведения встречи пока не известна.

Кому нужна Минская группа ОБСЕ?

"Для урегулирования карабахской проблемы необходимо отказаться от Минской группы ОБСЕ и начать двусторонние переговоры - этот трехсторонний формат посредничества никуда не ведет, и это было известно с первого же дня", сказал в интервью радио "Свободе" известный американский политолог Пол Гобл. "Замороженные конфликты Южного Кавказа - это ядовитые пилюли, заложенные Сталиным", подчеркнул политолог и разъяснил: "Отец Советского Союза, проводя границы старался поддерживать огонь этнических конфликтов, предполагая, что нацменьшинства, ради поддержки Москвы вынуждены будут следовать диктуемой центром политике". "Включение в основном армянонаселенного Нагорного Карабаха в состав Азербайджана является наиболее известным, но не единственным примером этой политики", сказал Гобл, который почти четверть века был экспертом правительства США по вопросам нацменьшинств Советского Союза. "В 1991 году, когда Союз развалился, США решили, что границы государств, которые, по моему, были специально расчерчены не для образования этнических и цельных государств, а с целью разжигания межнациональной розни и столкновений, будут признаны именно в этом виде, без учета того, что единственной причиной таких разграничений было желание Сталина", отметил он. "Соединенные Штаты не должны становиться гарантом политики Сталина", подчеркнул американский политолог и добавил: "Считаю, что права людей важнее линий на карте. Право наций на самоопределение важнее, я сторонник этого. Вот уже 17 лет после развала СССР, исключив этот принцип из внешнеполитической повестки США, мы встали перед сложнейшей задачей. Сейчас мы должны говорить о конкретных механизмах нахождения решений путем переговоров, а не допускать того, чтобы некие "светлые" головы решили бы решить конфликты военным путем". "Последние события в Грузии показывают, что происходит, когда правительства и народы региона вынуждены бывают и спустя 17 лет, по сей день глотать заложенные Сталиным ядовитые пилюли", написал Пол Гобл на прошлой неделе в газете Moscow Times и добавил, что грузинские события являются "самым свежим, но не последним тому свидетельством".

Президент Турции Абдулла Гюль намерен стать посредником между президентами Армении и Азербайджана. Об этом, передает PanARMENIAN.Net, пишет турецкая газета Hurriyet со ссылкой на самого Гюля. По его словам, президент Армении Серж Саргсян дал свое согласие на организацию встречи. При этом турецкий лидер выразил надежду, что свое согласие даст и президент Азербайджана Ильхам Алиев. "Я встречусь с ним в ближайшее время и обсужу все детали, а также итоги моего визита в Армению", заявил он. Позже, передает агентство, Гюль заявил, что "Минская группа ОБСЕ, действующая на протяжении 17 лет, не смогла добиться существенных результатов". При этом он отметил, что вопросы между Турцией и Арменией, Азербайджаном и Арменией - не только двусторонние вопросы - это территориальные вопросы. "Ситуация в регионе значительно изменилась, мир на Кавказе, урегулирование конфликтов между государствами приведет не только к политической, но и экономической стабильности", отметил он. Турецкие эксперты не исключают возможности проведения встречи президентов Армении, России, Турции и Азербайджана по урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Так как Турция является проазербайджанской страной, вряд ли Армения будет доверять ей в качестве посредника в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил европейский эксперт по Кавказу, содиректор стокгольмского Института по безопасности и политике развития Сванте Корнелл, комментируя намерение президента Турции Абдуллы Гюля выступить в качестве посредника между президентами Армении и Азербайджана. Помимо этого, добавил он, Россия, которая является сопредседателем Минской группы ОБСЕ и хочет сохранить нынешний формат, не допустит посредничества Турции. На вопросы Day.Az отвечает азербайджанский политолог Вафа Гулузаде

Как Вы оцениваете вероятность вывода переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта из-под ведения Минской Группы ОБСЕ?

Уже есть заявления США о том, что они выйдут из МГ ОБСЕ, дабы не соседствовать в этой структуре с Россией. И это объяснимо. Ведь после неприкрытой военной агрессии России против Грузии отношения между Кремлем и Белым Домом до крайности охлаждены. Кроме того, деятельность МГ ОБСЕ давно уже превратилась в объект шуток, и доверия к этой структуре не осталось никакого. Потому все чаще и чаще слышны разговоры о том, что деятельность МГ ОБСЕ пора приостановить. И очень символично, что именно сейчас, когда достигли своей кульминации как охлаждение между США и Россией, так и разговоры о безрезультатности деятельности МГ ОБСЕ, на повестке дня появилась предложенная Турцией идея создания Кавказской платформы мира и сотрудничества. В появлении такой структуры заинтересованы все те же стороны, что делают все для того, чтобы какой-никакой переговорный процесс по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, шел. В рамках реализации этой инициативы будут организованы встречи с участием президентов России, Турции, Азербайджана и Армении, будет выработан механизм дальнейшей работы в рамках данного проекта. Это даст возможность России трубить, на страницах собственной прессы, об "очередной политической и дипломатической победе Кремля", а Турции это даст возможность представлять интересы Запада и позиционировать в качестве более весомого игрока в регионе Южного Кавказа.

А что эта платформа даст Азербайджану?

Ровным счетом, ничего. Точно так же, как ничего не дала Азербайджану работа Минской Группы ОБСЕ. Просто создается очередная говорильня, в рамках "деятельности" которой будут организованы встречи в России и Турции, а может быть, и в Ереване и Баку. В частности, я вовсе не исключаю, что в рамках "работы" этого проекта будут осуществлены визиты представителей официального Баку в Ереван, и наоборот. И все это будет преподноситься как доказательство серьезных подвижек в переговорном процессе. Но по сути, никаких подвижек в деле возвращения оккупированных Арменией территорий Азербайджана ждать не стоит, и мы будем свидетелями очередной имитации переговорного процесса.

Но стоит ли Азербайджану вообще соглашаться на участие в ничего не дающем ему проекте, тем более, что инициатива его создания исходит от Турции, руководство которой открыто идет на сближение с Арменией?

Знаете, Азербайджан ничего не теряет от участия в данном проекте. И потому нам не стоит осуществлять особо агрессивных шагов по отношению к Турции, руководство которой ныне пошло на сближение с Арменией. В этой связи, мне очень понравилась позиция официального Баку, который заявил о том, что визит Абдуллы Гюля в Ереван - личное дело Турции. Стало быть, и нам нужно просто осуществлять собственную политику, без оглядки на те или иные действия соседних государств. (Day.az, с сокращениями).

Московская газета "Коммерсант" подвела итоги переговоров об участии Азербайджана в "Платформе мира и стабильности на Кавказе", которые 7 сентября в Москве провел глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. "Ранее господин Мамедьяров заявил, что Азербайджан приветствует турецкую инициативу, но отметил, что ряд деталей нужно обсудить по отдельности", отмечает газета. Как сообщает газета со ссылкой на свой близкий к Кремлю источник, одной из тем предстоящей встречи может стать организация переговоров глав Армении и Азербайджана - но уже не под эгидой Минской группы ОБСЕ, до сих пор курировавшей нагорно-карабахское урегулирование, а при посредничестве президента Медведева.

По мнению председателя Национального собрания нагорного Карабаха Ашота Гуляна, хоть и "теоретически возможно", что последние события в регионе окажут воздействие на переговоры по мирному урегулированию карабахской проблемы, "будет правильным, чтобы переговоры были продолжены в рамках Минской группы ОБСЕ". (Радио "Свобода").

Карабах в контексте постсоветских конфликтов

Как это ни парадоксально, но нельзя исключать, что ситуация с признанием Косово, Абхазии и Южной Осетии может затруднить урегулирование карабахского конфликта", заявил на пресс-конференции первый президент Армении, лидер армянской оппозиции Левон Тер-Петросян. По его словам, на первый взгляд, начавшийся в этом году процесс разрешения ряда замороженных конфликтов должен был оказать положительное влияние и на перспективы урегулирования остальных, однако исключать вероятность обратного развития событий нельзя. "Часто говорится о принципе территориальной целостности государств и праве народов на самоопределение. Но в действительности стал срабатывать принцип целесообразности. Так называемое международное право на деле существует только для сильных мира сего. Как в этом контексте решится судьба Карабаха, я затрудняюсь ответить. Мне неизвестно, выступит ли на каком-то этапе за его самоопределение одна из сверхдержав, как это произошло с Косово, Абхазией и Южной Осетией", сказал Левон Тер-Петросян. (АрмИнфо).

У России четкий сценарий разрешения всех региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Такую точку зрения высказал 10 сентября в ходе видеомоста Москва-Кишинев-Баку азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу. Как передает ИА REGNUM, азербайджанский политолог считает, что Россия приступила к решению нагорно-карабахского конфликта. Об этом, по его мнению, свидетельствует то, что Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев провели телефонные переговоры через три дня после которых в Москву прибыл министр иностранных дел Азербайджана. "Нужно отметить, что российский план урегулирования конфликта не нравится Армении. Об этом говорит то, что Армения активизировала свои отношения с Турцией, а вчера Серж Саргсян создал комиссию по усилению связей с НАТО (8 сентября распоряжением президента Армении Сержа Саргсяна была создана межведомственная комиссия по реализации Арменией совместных программ с НАТО и ЕС - ИА REGNUM). Эту комиссию возглавил Артур Багдасарян, известный своей активной пронатовской и прозападной позицией", подчеркнул эксперт. Эксперт обратил внимание на декларируемую Россией готовность закупить весь азербайджанский газ по мировым ценам, а также начать его транспортировку на мировой рынок через территорию Турции. "Речь идет о доступе к ресурсам, а не об ущемлении национальных интересов. Взамен Москва также потребует невступления в НАТО, отказа от сотрудничества с ГУАМ и обеспечения ее участия в энергетических проектах. В таком случае Нагорный Карабах будет возвращен Азербайджану, и мнение Армении в расчет приниматься не будет", полагает Ахмедоглу.

Президент Армении Серж Саргсян разъяснил позицию республики по поводу признания Южной Осетии и Абхазии. "При наличии нагорно-карабахского конфликта Армения не может признать находящееся в аналогичной ситуации иное образование, пока не признала Нагорно-Карабахскую Республику", сказал Саргсян на встрече с армянскими послами в зарубежных странах и постпредами республики в международных организациях. Глава государства выразил уверенность, что реализация права на самоопределение путем отделения требует определенного времени, в результате чего с мыслью о самоопределении должны смириться все заинтересованные стороны, как это случилось во время распада СССР или Чехословакии. "Именно об этом наши переговоры с Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Наша наивысшая цель - мирным путем, посредством переговоров, убедить азербайджанскую сторону в том, что признание права Нагорного Карабаха на самоопределение неизбежно", подчеркнул президент Армении. Саргсян считает, что армянским дипломатам следует на должном уровне представлять законное требование народа Карабаха, информировать о навязанной ему войне за существование, показать, что развязанные против Нагорного Карабаха действия были попыткой этнических чисток, которая не удалась лишь благодаря мужеству и стойкости армянского народа. (Armenia Today).

Президент Армении Серж Саргсян выбрал очень удачный момент для подобного рода заявления. Об этом заявил азербайджанский политолог Расим Агаев, комментируя слова Саргсяна о том, что главнейшая цель Армении - мирным путем, посредством переговоров убедить Баку в том, что признание права Нагорного Карабаха на самоопределение неизбежно. "Дело в том, что сокрушительное поражение президента Грузии Михаила Саакашвили на юго-осетинском и абхазском фронтах привело к тому, что Азербайджан может думать о силовом варианте возвращения территорий только теоретически. Кроме того, Грузия скомпрометировала саму стратегическую установку Азербайджана в решении нагорно-карабахского конфликта, опираясь на международное право. После грузино-российской войны международное право, территориальная целостность государств оказались отброшены", сказал он. Агаев считает, что все эти нюансы учитывает и Серж Саргсян, голос которого после событий в Грузии стал звучать увереннее. "Тем более, что он видит и податливость руководства Турции, которое уже делает откровенные шаги на пути к разблокированию границ с Арменией и установлению с ней нормальных отношений. В итоге мы видим, что политика Армении, которая делает ставку на игнорирование международного права, которая открыто предъявляет территориальные претензии ко всем соседним государствам, оказывается более приемлемой для вновь сложившихся геополитических реалий в нашем регионе. А это дает основание Сержу Саргсяну оказывать давление на Азербайджан. В частности, если политическое и экономическое сближение Армении и Турции станет свершившимся фактом, то Азербайджан может инициировать создание нового блока, который будет заниматься решением территориальных споров. Кроме того, в обмен на отказ Армении от территориальных претензий к Азербайджану, официальный Баку может начать разблокирование границ с Арменией", подчеркнул политолог. (Day.Az).

2 сентября исполнилось 17 лет со дня провозглашения независимости Нагорно-Карабахской Республики. В этой связи АРФ Дашнакцутюн провела митинг. В своем выступлении вице-спикер НС Грайр Карапетян назвал символичным тот факт, что День независимости НКР празднуют не только в Арцахе, но и в Ереване: "Арцах является символом борьбы всего армянского народа и победой на первом этапе решения Армянского вопроса. Отныне мир признает право наций на самоопределение. Да и Арцахский вопрос созрел для международного признания независимости НКР. Но к сожалению, зачастую в вопросе, касающемся права наций на самоопределение, сверхдержавы применяют двойные стандарты. Сегодня мы требуем признания права НКР на самоопределение, права армян Арцаха жить свободно". ("Айоц Ашхар").

"Фактор признания независимости самопровозглашенного сепаратистского режима Нагорного Карабаха Арменией ничего не изменит для Азербайджана. Гораздо хуже, если никем не признанную Нагорно-Карабахскую республику (НКР) признает Россия. С таким заявлением в беседе с бакинской "Эхо" выступил азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. По его словам, ресурсы Армении в признании независимости НКР ограничены для политических маневров, поскольку она абсолютно зависима от России. "Если Россию армянские доводы не убедят, Армения может пойти на признание Южной Осетии и Абхазии и, соответственно, автоматически Нагорного Карабаха", предупредил политолог. Правда, по его словам, в таком случае Армения настолько тесно свяжет себя с Россией, что антироссийская позиция Запада распространится и на нее. "Армения это осознает и опасается", указал Ализаде.

Недавние события в Южной Осетии изменили статус-кво на Южном Кавказе, заставив всерьез задуматься о судьбе региона - в том числе и Нагорного Карабаха, пишет ArmeniaNow в статье, озаглавленной "Новая война - новые вызовы: Нагорный Карабах ищет свою нишу после событий в Южной Осетии". Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии в корне изменило политические реалии региона, пишет издание, отмечая, что министр иностранных дел Нагорного Карабаха выступил с заявлением, приветствуя факт признания независимости Россией Южной Осетии и Абхазии и поздравил президентов Абхазии и Южной Осетии. "Признание независимости того или иного государства - не односторонний, а двусторонний акт. Признание Южной Осетии и Абхазии и Косово должны предварять определенные политические процессы, консультации, встречи с депутатами и лидерами стран. Однако мы должны прежде всего стоять на страже своих собственных интересов и наших национальных приоритетов - признания Нагорно-Карабахской Республики в качестве независимого государства", заявил депутат карабахского парламента Ваграм Атанесян. Он также добавил, что Национальное Собрание НКР готовит заявление по поводу признания Абхазии и Южной Осетии. Как отмечает издание, признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии нарушило баланс и карабахские депутаты решили извлечь из этого пользу. Они заявили о намерении признать Косово (как это сделали западные страны) и одновременно признать Абхазию и Южную Осетию в соответствии с решением России - с целью показать, что они поддерживают право народов на независимую государственность безотносительно политической конъюнктуры. "Перед карабахцами сегодня стоит задача выйти из создавшейся ситуации с наименьшими потерями. Если весной признание Косово стало возможным без кровопролития, то Абхазии и Южной Осетии пришлось пройти сквозь кровавую войну. Карабах должен сделать все возможное, чтобы избежать второго сценария. "Мир сегодня оказался разделен на две части: одна признает Косово и отрицает независимость Абхазии и Южной Осетии, другая часть придерживается противоположной позиции. Подход нашей фракции состоит в том, что Карабах должен признать независимость всех непризнанных государственных образований. Это важно, прежде всего, потому, что мы тем самым признаем право на обретение независимости безотносительно политических интересов, и второе - мы делаем шаг попытку сблизить Россию и США", заявил руководитель парламентской фракции "Движение -88" - АРФ Дашнакцутюн Армен Саргсян. Нагорный Карабах вновь заявил, что последствия конфликта с Азербайджаном могут быть обсуждены только после того, как Баку согласится признать независимость Нагорно-Карабахской Республики.

"Нагорно-Карабахская Республика достигнет признания своей независимости. Это лишь дело времени. Происходящие сегодня в мире события свидетельствуют о том, что этот день не столь далек". Как сообщает АрмИнфо, об этом заявил журналистам президент Нагорного Карабаха Бако Саакян в ходе праздничных мероприятий, посвященных 17-летию провозглашения НКР. При этом он отметил, что "мы не проводим параллелей с той или иной страной, мы твердо идем по пути, который, несомненно, приведет к признанию независимости нашей республики со стороны международного сообщества". Отвечая на вопрос, касающийся возможного признания Нагорным Карабахом независимости Абхазии и Южной Осетии, Саакян сообщил, что работа в данном направлении уже начата. "Несколько дней назад Национальное Собрание республики начало обсуждение с участием представленных в парламенте и внепарламентских политических сил республики. Будет проведена последовательная работа в данном направлении, и мы примем наше окончательное решение", сказал Саакян.

По следам визита президента Турции

Газета "Лрагир" пишет, что после встречи 10 сентября с президентом Азербайджана президент Турции Абдулла Гюль заявил, что создана новая возможность решения армяно-азербайджанского конфликта, и что к такому выводу он пришел после своего визита в Армению. Согласно газете, Гюль добавил, что быстрое освобождение оккупированных азербайджанских земель будет большим шагом вперед, и после установления в регионе мира и стабильности начнется эффективное экономическое сотрудничество.

Как сообщает ИА REGNUM со ссылкой на турецкое издание Sabah, Абдулла Гюль по возвращении из Азербайджана заявил турецким журналистам в аэропорту, что "Армения обещала освободить оккупированные земли Азербайджана". Согласно изданию, Гюль, побывавший недавно также и в Ереване, заявил, что лидеры Азербайджана и Армении находятся в уважительных отношениях друг с другом. В свою очередь, президент Азербайджана Ильхам Алиев после встречи заявил, что Азербайджан выступает за мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Алиев отметил, что и он, и президент Турции, придерживаются мнения, что "новое руководство Армении будет продолжать усилия для решения вопроса". "Имеются и определенные обнадеживающие факторы, и обнадеживающая информация. Разумеется, мне не хотелось бы опережать события, однако мы смотрим в будущее с растущими надеждами. Хочу верить, что благодаря усилиям как Турции, Азербайджана, Армении, так и других стран мы добьемся обеспечения мира в регионе", говорится в заявлении Алиева. По его словам, стороны стремятся к миру и спокойствию в регионе, но, "чтобы сделать это, просто необходимы воля и мудрые шаги политического руководства Армении".

Визит президента Турции в Армению говорит о том, что армянская и турецкая общества готовы к урегулированию отношений, тем более, что визит был достаточно тепло встречен в обеих странах. Об этом в беседе с журналистами заявил президент Армении Серж Саргсян. "Мы имели цель улучшить атмосферу, и, я думаю, что мы нашей инициативой добились многого", - заметил президент. Саргсян выразил удовлетворение тем, что Гюль поделился впечатлениями о встрече в Ереване с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Президент Армении подчеркнул важность этой беседы в перспективе создания соответствующей атмосферы доверия. Саргсян сообщил, что во время встречи Гюль отметил, что в случае необходимости Турция готова содействовать урегулированию армяно-азербайджанских отношений. "Я принял это предложение с радостью, так как только ненормальный может отказаться от содействия", - сказал президент, подчеркнув, что содействие отличается от посредничества. Саргсян выразил уверенность в том, что любой шаг, который поможет сегодня Минской группе ОБСЕ урегулировать этот вопрос, должен приветствоваться. "Мы живем в этом регионе, у нас есть соседи, с которыми у нас установлены достойные хорошие отношения, есть сосед, с кем мы не имеем отношения, точнее, не было отношений до сегодняшнего дня, и с другим соседом мы намерены восстановить и улучшить наши отношения",- отметил он, добавив, что в этом вопросе Армения должна проявлять достаточную активность. (ИА REGNUM).

"Мы подозреваем, что Серж Саргсян спекулирует визитом президента Турции в Армению для создания видимости своей легитимности", сказал координатор оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Зурабян. Вместе с тем, добавил он, тревожит то, что в деле урегулирования карабахского конфликта заметно увеличение роли Турции. По словам Зурабяна, есть опасение, что между Сержем Саргсяном и Турцией состоялась сделка: легитимность взамен на увеличение роли Турции. Комментируя заявление Абдуллы Гюля об "обещании Армении освободить оккупированные земли в беседе с "А1+", Левон Зурабян сказал: "Очень примечательно, что речь идет не об урегулировании карабахской проблемы, а об уступках со стороны Армении. Мы не знаем, нарушил ли президент Турции каноны дипломатической этики или представил горькую правду, однако сам факт такого заявления крайне беспокоит. В сообщениях о визите Гюля нет ни слова о том, что выигрывает Армения или Карабах, и это в очередной раз нас убеждает в том, что Серж Саргсян идет на неприемлемые для Армении уступки исключительно для того, чтобы получить поддержку международной общественности в вопросе своей легитимности". По его словам, беспокоит то, что армянской стороне нечего сказать. "Неприемлемо то, что мы об этой встрече узнаем лишь от турецкой стороны. Почему-то армянская сторона никаких сведений своему народу не сообщает, что еще больше углубляет подозрения".

Как сообщает бакинская газета "Зеркало", партия "Мусават" считает, что в ситуации, когда агрессия России против Грузии усилила фактическую блокаду Армении, жесты Турции по отношению к этой стране, а также предназначенный визит на уровне главы государства не окажут позитивного влияния на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. По мнению политолога Лейлы Алиевой, в краткосрочной перспективе это сближение только навредит Азербайджану. "Дело в том, что с открытием армяно-турецкой границы будет ослабевать эффект изоляции Армении, что даст ей больше свободы в маневрировании в вопросе урегулирования карабахского конфликта. А это уже невыгодно нам", отметила она. В долгосрочной же перспективе, начало диалога между Анкарой и Ереваном "прямо скажется на усилении влияния Турции на Южный Кавказ, а это будет означать постепенное ограничение воздействия России на Армению". "Соответственно, после этого можно ожидать, что Армения будет более "покладиста" в вопросе урегулирования карабахского конфликта", отметила она. Политолог Хикмет Гаджизаде считает, что ничего хорошего это потепление Азербайджану не принесет. По его мнению, по сравнению с Россией Турция не обладает тем потенциалом, чтобы притянуть в свою сторону Армению, а значит, Азербайджану нечего рассчитывать на конструктивную позицию армян в карабахском вопросе. Одним словом, заключил политолог, для Азербайджана сей факт не считается хорошим предзнаменованием. По мнению же политолога Рустама Мамедова, "если обстоятельства не изменятся в ближайшем будущем и Турции удастся подкатать под себя Армению, то есть поставить эту страну под свою зависимость, то это будет нам только на руку", - считает Мамедов.

"Данный факт глубоко беспокоит националистов. Сегодняшняя турецкая власть намерена разом перечеркнуть восстановленное и укрепленное за последние 17 лет турецко-азербайджанское единство. В тот момент, когда в связи с произошедшими в Грузии событиями, на Южном Кавказе возникли новые возможности разрешение Нагорно-Карабахского конфликта, учитывая единственный выход Армении в мир через Иран, Турция намерена совершить предательство по отношению к Азербайджану. Легче договориться с голодным и слабым врагом, нежели с сытым и сильным", говорится в заявлении Национал-демократическая партия (НДП) Азербайджана. (1news.az).

Как сообщает бакинская газета "Эхо", Центр мониторинга "Ряй" провел опрос общественного мнения с целью выяснить реакцию населения Азербайджана на визит Абдуллы Гюля в Ереван. Судя по анкетам, пишет газета, реакция респондентов на этот визит оказалась крайне негативной. Отвечая на вопрос о том, "Каково ваше личное отношение к этому визиту?", лишь 9% респондентов выбрали такие ответы, как "положительно" или "нейтрально" (затруднились с ответом 3%). Остальные 88% населения Азербайджана оценили этот вояж отрицательно. На вопрос "Почему вы так считаете?" 3% ответили, что "это разумный шаг, направленный на развитие сотрудничества в регионе". 45% - это недружественный шаг по отношению к Азербайджану. 11% - это предательство национальных интересов Турции. 38% - это предательство национальных интересов Турции и Азербайджана. 90% опрошенных считают, что ереванский вояж не будет способствовать разрешению конфликта в Карабахе. По мнению 92% опрошенных, визит Гюля в Ереван отражает изменения позиций Турции в вопросе карабахского урегулирования, и эти изменения, скорее всего, "со знаком минус".

Официальная Анкара преследует свои интересы, которые не всегда совпадают с азербайджанскими. Об этом заявил сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана (СДПА) Араз Ализаде, отвечая на вопрос ИА REGNUM о том, что стоит за принятием президентом Турции Абдуллы Гюля приглашения главы Армении Сержа Саргсяна посетить футбольный матч между сборными этих стран в Ереване. Ализаде напомнил, что, несмотря на отсутствие дипломатических отношений и формальное закрытие общей границы, в Турции трудятся, как минимум, 40 тысяч граждан Армении, а в последней с успехом работают турецкие компании, в том числе и государственные. "Не стоит уподобляться ультранационалистическим политикам и журналистам, поспешившим обидеться за этот шаг на турецкое руководство. Интересы даже самых близких друзей иногда могут различаться. Турция много лет прикладывает усилия для вступления в Евросоюз и один из больных вопросов - это признание так называемого армянского геноцида 1915 года. Понятно, что признание большой трагедии трех народов бедой одних армян противоречит истории. Оно неприемлемо и с финансовой точки зрения. Вслед за этим придется выплачивать потомкам армян гигантские компенсации, которые могут ввергнуть в коллапс экономику Турции, которая, кстати, не является правопреемницей той самой Османской империи, где происходили в начале прошлого века трагические события. Другое дело, постепенное налаживание дипломатических отношений, конечно, предварительно заручившись согласием Армении предоставить расследование трагедии почти столетней давности историкам, перестав политизировать этот вопрос", подчеркнул он.

Армянская сторона получила от Турции письменный предварительный вариант документа, предполагающего создание "Платформы мира и стабильности на Кавказе". Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. По его словам, документ содержит основные положения по созданию этой системы безопасности. "В основе платформы лежит принцип установления доверия, безопасности и сотрудничества в нашем регионе. Все эти принципы приветствуются, и Армения продемонстрировала положительный подход к этой идее", отметил он. В то же время министр подчеркнул, что естественно, документ нуждается в подробном обсуждении, результатом чего станет уяснение всех механизмов и формата его реализации. Агентство напоминает, что инициатива создания "Платформы мира и стабильности на Кавказе" в формате "кавказской пятерки" была выдвинута премьер-министром Турции Реджеп Тайип Эрдоганом в ходе визита в Москву. Турецкий премьер посетил Россию в период острой фазы вооруженного конфликта в Южной Осетии. Официальная Москва в принципе поддержала турецкую инициативу, которая должна объединить усилия по достижению региональной стабильности пяти стран - Армении, Азербайджана, Грузии, России и Турции.