Экс-представитель США в ООН: "международное право - невыполнимая задача"
В первом выпуске еженедельника "Русский Журнал" (РЖ), дебютировавшего сегодня, рассматривается проблема кризиса дипломатии после войны в Южной Осетии. РЖ публикует интервью с экс-представителем США в ООН
Вы несколько лет отработали в ООН представителем США, имели дело с различными дипломатами. Основываясь на своем опыте, могли ли бы Вы сказать, какая разница существует между американской, российской и европейской дипломатией?
Американская и российская дипломатия очень похожи, потому что и США, и Россия во внешней политике преследуют свои интересы. Европейцы же настолько вовлечены в процесс формирования общего наднационального правительства, что порой сложно понять, в чем именно заключаются их интересы. В некоторых случаях американцам гораздо проще вести переговоры с Россией, Китаем или даже со странами третьего мира, чем с европейцами.
Как Вы считаете, можем ли мы констатировать фрагментацию пространства глобального правового универсализма, характерного для эпохи, наступившей после
Международное право или право наций, как его еще называют, зародилось в XV-XVI веках и изначально представляло собой своего рода кодекс поведения для стран. Это были договоренности о том, как страны будут вести себя на мировой арене. Сначала это были в основном двусторонние соглашения, что-то вроде контракта, обязывавшего страны, поставившие свою подпись, его соблюдать. Затем, после Второй мировой войны, резко стало увеличиваться количество многосторонних соглашений, вслед за чем появилась целая индустрия юристов-профессоров, которые пытались создать систему международного права, даже несмотря на тот факт, что страны необязательно ей следовали. Вот почему я считаю, что усилие, направленное на создание системы международного права, было в какой-то степени искусственным. Это была попытка адаптировать понятие "права" к международным отношениям, в сфере которых большинство решений имеет все же политический, а не юридический характер.
Более того, сравнение внутреннего, национального права и права международного совершенно не имеет смысла, так как это две разные сферы. Иначе говоря, изначально ставилась невыполнимая задача - сформировать пространство международного права, а с течением времени стало понятно, насколько невыполнимой она является.
К чему может привести мир и Европу участившаяся практика применения "двойных стандартов"? Кто несет за нее ответственность в наибольшей степени: Европа, Россия, США, Китай?
Многие аспекты поведения стран на международной арене в принципе нельзя рассматривать с юридической точки зрения. Право - это очень удобный механизм для управления конкретной страной, однако в международных отношениях это невозможно. "Двойные стандарты" - это путаница в головах отдельных людей в отношении того, в каких случаях для решения проблемы может и должен применяться закон, а когда должны использоваться политические средства. Если кто-то и несет ответственность за появление "двойных стандартов", то это Европа. С окончанием Второй мировой войны европейцы столь сильно хотели избежать повторения еще одного разрушительного конфликта, что решили создать такую структуру как