"КоммерсантЪ" пишет, что нижегородская транспортная прокуратура заподозрила авиакомпанию "Красноярские авиалинии" и аэропортового заправщика "ЛУКОЙЛ-Аэро" в самоуправстве. Структура ЛУКОЙЛа отказалась заправлять самолет авиакомпании за долги.

Как сообщили в прокуратуре, по факту нарушения "Красноярскими авиалиниями и "ЛУКОЙЛ-Аэро" прав граждан возбуждено по ч. 1 ст. 330 УК РФ (самоуправство). Более 16о пассажиров рейса 5М-408 "Красэйра" не могли вылететь в Норильск из Нижнего Новгорода с 29 августа по 2 сентября. Большинство пассажиров оказались нижегородцами и ждали вылета дома, 40 человек поселили в гостинице аэропорта, еще 11 пассажиров - в гостинице "Русский капитал". Официальной причиной задержки стали долги перевозчика перед заправщиком в сумме более 1 млн рублей, из-за чего "ЛУКОЙЛ-Аэро" отказался заправлять самолет. Борт Ту-154 вылетел в Норильск в минувший вторник в 22:50 по московскому времени.

"Два хозяйствующих субъекта разбираются между собой, но от этого страдают люди. В данной ситуации взаимоотношения между этими компаниями должны выясняться в суде, и это не должно отражаться на гражданах",- пояснил причины возбуждения дела и. о. транспортного прокурора Андрей Юдин.

Действия нижегородской транспортной прокуратуры в альянсе AiRUnion комментировать отказались.

В пресс-службе ЛУКОЙЛа отметили, что компания понимает позицию прокуратуры, защищающую права граждан: "Чтобы отправить людей из Нижнего Новгорода в Норильск, мы заправили самолет "Красноярских авиалиний" в кредит под честное слово. Мы ответственно заявляем, что если через два дня они не вернут долги, то заправлять самолеты этой авиакомпании впредь не будем".

При этом потенциальным пассажирам "Красноярских авиалиний" в ЛУКОЙЛе порекомендовали воздержаться от покупки билетов на рейсы авиакомпании. Нижегородская задержка рейса авиакомпаний альянса AiRUnion стала одной из более десяти, случившихся по всей России. Только за последние несколько дней из-за отсутствия топлива и возникших сбоев в расписании из Москвы и регионов не смогли вылететь около 1,5 тыс. пассажиров. К решению проблемы уже подключились госведомства. Но нижегородской прокуратуре, по мнению аналитиков, удалось создать своеобразный прецедент: массовые задержки рейсов AiRUnion впервые довели до уголовного дела.

Правда, как полагают эксперты, его расследование и результат малоперспективны. Отмечая, что действия нижегородской транспортной прокуратуры стали "адекватной реакцией на происходящее", адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Руслан Конорев не исключает, что максимальным наказанием для виновных в этом деле, если таковые будут найдены, станут штрафы, предусмотренные ч. 1 ст. 330 УК РФ (от 80 до 100 тыс. рублей).

По мнению Конорева, доказать самоуправство в этом случае будет непросто и велика вероятность, что дело просто закроют, как только стихнет волна вокруг AiRUnion. "Сейчас многие надзорные ведомства будут пытаться отличиться",- добавляет глава консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. По его словам, более результативными могут быть иски самих пассажиров к перевозчику.

"Если авиакомпания действительно не выполнила обязательства перед пассажирами, то пострадавшие должны объединяться в группы, нанимать дорогого адвоката и пытаться возместить нанесенный им ущерб",- резюмирует эксперт.