Строительство жилья и жилищная политика Москвы

"По итогам первого полугодия московский строительный комплекс сорвал планы по вводу жилья. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение, по данным Росстата, составило 50,7%", сообщает "Газета" в номере от 7 августа. "Этот факт чиновники объясняют, в частности, войной за стройплощадки и увеличением строительства социальных объектов. Впрочем, не исключено, что объем жилищного строительства в Москве сократился не случайно, а ради поддержания высокой цены за 1 кв. м... "Объемы строительства жилья в Москве снизились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - заявил на пресс-конференции первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин, признав, что стройкомплекс сработал ниже своих возможностей... Недостроили в Москве, по словам Ресина, из-за конфликта в Щербинке, где могли построить и не построили 300 тысяч кв. м социального жилья, из-за противостояния в Бутово, где не построили еще 100 тысяч кв. м, а также из-за передислокации нескольких объектов точечного строительства общим объемом более 150 тысяч кв. м", пишет газета. "Еще одной причиной вынужденных задержек строительства жилья кроме войн за стройплощадки стало принятие неких новых законов, которые вынуждают удлинить сроки строительства, не уточняя, правда, какие именно законы помешали строителям. Окончательно оправдывает невыполнение планов по жилстроительству, по словам Ресина, наращивание строительства в Москве детсадов и физкультурно-оздоровительных комплексов. Однако, уже выходя из зала пресс-конференции, в беседе с журналистами Ресин частично подтвердил совсем иную версию причин сокращения строительства жилья: строить стали меньше, потому что меньше стали покупать - цены предложения новостроек превысили финансовые возможности покупателей".

"За полгода в Москве сдали в два раза меньше жилья, чем за тот же срок прошлого года. Купить квартиру в новом панельном доме уже невозможно. Не потому, что дорого, а потому, что их нет", продолжает тему "Труд" в номере от 8 августа. "В столице территорий под массовое строительство фактически не осталось - все, что можно было, застроили. Теперь надо сносить пятиэтажки, осваивать промышленные зоны, убирать линии электропередач под землю. Но это выйдет гораздо дороже и дольше. Поэтому в Москве имеет смысл строить только элитное жилье, чтобы окупить затраты. По мнению вице-президента Ассоциации строителей России Владимира Пономарева, строительный цикл (от получения разрешений до сдачи объекта) занимает три-четыре года, поэтому причины сегодняшней стагнации надо искать в 2005 и 2006 годах, когда изменились правила игры на рынке... По мнению экспертов, строить, как раньше, Москва уже не будет. Предложение новостроек сократится, и это еще подогреет рынок". "Труд" ссылается на мнение экспертов, согласно которому "в ближайшие годы москвичи станут покупать жилье в ближнем Подмосковье. Там цены тоже не стоят на месте, и темп роста увеличится".

"Цены на жилье в Москве скорее всего продолжат расти на 20-30% в год в рублевом исчислении", сообщает "РБК daily", ссылаясь на данные исследования, проведенного Центром стратегического анализа и планирования Росгосстраха в обзоре рынка столичной недвижимости. "Среди причин неуклонного роста цен - приток инвестиционных ресурсов, повышение доходов населения и сокращение объемов строительства. И даже сохранение значительных объемов строительства в Подмосковье не спасает московский рынок от перегрева, отмечают эксперты, объясняя это неразвитостью инфраструктуры в области и перегруженностью транспортных магистралей... Небольшой объем предложения жилья, даже несмотря на перегретые цены (в среднем 140 тыс. руб. за квадратный метр), делает его инвестиционно привлекательным. По данным Росгосстраха, около 2% московских семей имеют недвижимость для дальнейшей перепродажи, кроме того, значительная часть инвестиционных квартир в Москве принадлежит иногородним. Спрос на квартиры подогревается и ростом доходов москвичей, который за первую половину 2008 года составил в среднем 19%", пишет газета. "Руководитель исследовательского центра компании "Миэль-Новостройки" Борис Флексер считает, что до конца года цены на жилье в Москве могут вырасти в среднем на 15-20%. По мнению члена совета директоров Mirax Group Максима Темникова, стоимость элитного жилья будет расти на 30-40% из-за ограниченного предложения в этом сегменте. Кроме того, он не исключает, что в ближайшие год-два сокращение предложения в сегменте жилья экономкласса приведет к росту цен и на него на 30%".

Коммерческая недвижимость в Москве

"Правительство Москвы не будет продавать нежилые помещения малому бизнесу, как того требует недавно вышедший федеральный закон (№159-ФЗ от 22.07.08), заявил вчера глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев. Для предпринимателей аренда останется преимущественным способом расположиться в нежилом фонде, принадлежащем городу. Цена выкупа помещений в столице чересчур высока", пишет "Газета" в номере от 14 августа. ""Мэр столицы Юрий Лужков принял решение: ничего из принадлежащего муниципалитету нежилого фонда не продавать, исключая те объекты, которые по экономическим соображениям держать у себя на балансе невыгодно", - сообщил Вышегородцев. По его словам, доля невыгодных для города объектов ничтожно мала. Тем не менее он упомянул, что перечень объектов, предоставляемых в аренду малому бизнесу, будет сформирован в третьем квартале текущего года... По данным имущественного департамента правительства Москвы на 1 января 2008 года, всего город сдает в аренду 3,5 млн кв. метров нежилых площадей, в том числе для нужд малого бизнеса - 2,1 млн кв. метров. Средняя ставка без учета льготных категорий бизнеса составляет около 5 тысяч рублей (около $200) за 1 кв. метр в год... Льготники - к ним относятся предприятия службы быта, предприятия, оказывающие социально значимые услуги, а также предприятия инновационные и научно-технической сферы - платят еще меньше. По словам Вышегородцева, арендная ставка льготируется в среднем на 50-70%, но бывает доходит до 1 тысячи рублей за 1 кв. метр в год", отмечает газета. "Впрочем, злые языки предпринимательского сообщества утверждают, что чиновникам просто выгодно не менять отношения с арендаторами из сферы малого и среднего бизнеса, поскольку сохраняется возможность класть в карман разницу между рыночной и официальной городской ставкой аренды нежилых помещений в Москве".

Гаражное строительство

"В последние годы российская столица в буквальном смысле стала на колеса. Эксперты утверждают, что за последние 10 лет уровень "автомобилизации" населения вырос на 85%. Ближайшие перспективы прироста железных коней в Москве таковы: к 2015 г. количество автомобилей увеличится с 3 до 5 млн.", сообщает "Московская правда" в номере от 11 августа. "С нехваткой гаражей и парковок в центре города и в густонаселенных кварталах различных районов Москвы власти намерены бороться сразу несколькими способами. Одним из них является строительство многоэтажных муниципальных паркингов, наиболее широко применяемое при комплексной реконструкции кварталов, в том числе при сносе ветхого жилого фонда. Другое эффективное решение - возведение в районе транспортно-пересадочных узлов перехватывающих гаражей-стоянок, для того чтобы автомобилисты, направляющиеся из Подмосковья и с окраин города, могли оставить свои машины неподалеку от конечных станций метро и продолжить свой путь в центр уже в качестве пассажиров городского транспорта", пишет газета. "Чтобы изыскать свободные земли под гаражи и парковки без ущерба для жилищного строительства, власти находят самые оригинальные решения... Например, решено освоить территории, занятые под линии электропередач. Другой вариант - устройство паркингов над полотном дороги... Еще один экспериментальный пример - экологические парковки, размещаемые на специальных полимерных газонных решетках. Такие парковки уже появились в Северном округе... Следующий "умный" вариант - установка быстровозводимых гаражей на месте плоскостных гаражей-стоянок. В условиях плотной застройки создать места для парковки можно в первую очередь благодаря подземным паркингам, механизированным многоярусным стоянкам... И, наконец, важным ресурсом для строительства стоянок является подземное пространство города. Особенно это актуально для центра, где уже существует проект создания парковки на 1000 машиномест, общей площадью порядка 50 тыс. кв. м (начало Тверской улицы до площади Маяковского)... по словам руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина, в соответствии с целевой программой строительства гаражей-стоянок в период с 2008 по 2010 год в столице запланирован ввод в эксплуатацию 395 тыс. машиномест, что позволит повысить обеспеченность мест хранения автотранспорта с 47% до 56%".

Дорожное и транспортное строительство

"К середине 2010 года откроются пять станций Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) на участке Красная Пресня - Канатчиково", сообщает "Российская газета" в номере от 11 августа со ссылкой на первого заместителя мэра Петра Бирюкова. "Как стало известно "РГ", на участке Красная Пресня - Канатчиково появятся пассажирские станции Сити, Кутузово, Потылиха, Лужники, Площадь Гагарина. Стартовым это участок был выбран потому, что он лучше других подготовлен к пуску пассажирских электричек. При строительстве Гагаринского тоннеля, соединяющего Ленинский проспект и Третье транспортное кольцо, уже было заложено соединение с малой "железкой". Кроме того, этот железнодорожный путь соединяет строящийся деловой центр "Москва-Сити" со столичным аэропортом Внуково, а в планах городских властей связать его и с аэропортом Шереметьево. Затем рельсы двинутся от Пресни примерно до Лихоборов. Далее - от Канатчикова до Черкизова и от Черкизова к Лихоборам. К 2015 году в ходе реконструкции МК МЖД город планирует открыть 30 станций, которые, по словам Бирюкова, будут соединены со станциями метрополитена, - дорога пересекает практически все радиальные линии метро. По сути, это станет альтернативой Кольцевой линии метро", пишет газета. "Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла предусматривает освоение до 2020 года 767 миллиардов рублей. Предполагается, что половину необходимых средств выделит федеральный бюджет, а оставшиеся 50 процентов возьмут на себя РЖД и Москва. В результате освоения этих денег подмосковные электрички смогут перевозить вдвое больше пассажиров - не 800 миллионов в год (как сейчас), а 1 миллиард 600 миллионов".

"Рокот строительной техники, кучки грунта и строительных отходов. Все остальное - под землей. Здесь, на пересечении Ленинградского проспекта с улицами Балтийская и Алабяна, строители прокладывают тоннель под Замоскворецкой линией метрополитена", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 12 августа. "Юрий Лужков во время субботнего объезда сравнил строительную операцию с нейрохирургической, сказав, что у строителей нет права даже на миллиметр ошибки. Подобных участков "Большой Ленинградки", требующих хирургического вмешательства, оказалось немало... сроки реконструкции самой напряженной из городских магистралей отодвигаются на год. Впрочем, несколько лет назад 2010 год и назывался как "финишный". Городские власти хотели приблизить срок окончания строительства, доставляющего водителям и пешеходам немало проблем - не вышло: слишком много факторов влияет на ритм этой стройки. Что ж, придется терпеть заторы на год дольше", заключает газета. ""Большая Ленинградка" задумывалась как бессветофорная, безостановочная магистраль. По задумке проектировщиков, водители должны затрачивать минуты на дорогу от центра до МКАД. Но за кольцевой - шестиполосное (в обоих направлениях) Ленинградское шоссе, которое на настоящий момент некому "прооперировать". Подмосковная администрация соглашается им заняться только при условии, что шоссе будет передано в ведение Московской области. А у федерального центра хватает забот на других направлениях... Остается только верить в здравый смысл областных и федеральных чиновников. Хотелось бы, чтобы вопрос с реконструкцией Ленинградского шоссе в районе Химок был решен до 2010 года", рассуждает "Вечерка".

Перспективное развитие города

"В распоряжении "Газеты" оказался список размещения первых высоток, которые будут построены в рамках программы "Новое кольцо Москвы"", сообщает "Газета" в номере от 13 августа. "Пока что столичные власти четко определились с 58 объектами, которые и вошли в уже упомянутый список. Причем из них на 14 объектах начато строительство, а для остальных 43 высоток подобраны земельные участки. Небоскреб на Давыдковской улице уже сдан в эксплуатацию... Предполагается, что до 2015 года в городе появится около 200 высотных зданий, которые будут располагаться за пределами Третьего транспортного кольца. Кроме того, согласно документу, строительство высоток, не вошедших в программу, отныне запрещено. Между тем поспешность, с которой столичные чиновники приступили к реализации этого проекта, пока не очень понятна... как сделать проект инвестиционно привлекательным, чиновники, похоже, пока не придумали. Размещать в высотках социальное жилье или квартиры эконом-класса - значит сразу поставить крест на окупаемости проекта. А перспектива продавать квартиры бизнес-класса где-нибудь на 45-м этаже на Алтуфьевском шоссе, владение 54, выглядит весьма сомнительно. Не стоит забывать и о том, что в России пока нет опыта массового строительства небоскребов, нет необходимых специалистов и мощностей в стройкомплексе, что не снимает с повестки дня вопрос о безопасности будущих строений", констатирует "Газета". В материале опубликован перечень из 73 пунктов: адреса, где в скором времени появятся небоскребы.

"Столичные власти начали реализацию проекта по переносу под землю линий электропередачи", сообщает "Российская газета" в номере от 12 августа. "Что же получит Москва, если проект будет реализован? Повысится безопасность самих лэп и подстанций. Сегодня провода и проводники электричества ничем не защищены... При переносе под землю питающих центров будет использоваться новое оборудование, более современное и надежное. Ну а высвобожденные территории, пойдут, соответственно, под застройку", констатирует "РГ". "До конца этого года среднесрочная программа по переносу ЛЭП должна быть разработана и передана на обсуждение в правительство Москвы и гордуму. После ее утверждения, пояснили в управлении перспективных застроек, начнется детальное изучение всех территорий под лэп. Будут строиться детальные планы их перекладки, которые еще нужно будет увязать с генпланом Москвы, перспективным планом развития города до 2025 года и планами застроек префектур. Понятно, что рассчитана эта работа не на один год. Но в том, что ее выполнение вполне реально, в управлении перспективных застроек не сомневаются. Как ни крути, Москве нужны новые территории для развития". При этом газета приводит мнение специалиста: зам. начальника управления по связям с общественностью Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК) Александр Шапочкин считает, что "технически ничего невозможного нет. Силами наших специалистов вполне реально ее осуществить... Однако прежде всего необходимо продумать вот какой момент: город сегодня испытывает дефицит электроэнергии. Если начнется перенос линий, без отключения электричества не обойтись. То есть потребителям - а это и население, и промышленность, придется испытывать определенный дискомфорт. Дополнительных мощностей в столице, увы, пока нет".

"Градостроительное наступление на зеленые зоны столицы, судя по всему, не ограничится уже одобренными Московской городской думой поправками в закон "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", согласно которым в парках может быть разрешено возведение спортивных объектов. Продавившие эти поправки представители департамента природопользования и охраны окружающей среды теперь настаивают на ускорении процесса согласования проектной документации по освоению так называемых "особо охраняемых" зон отдыха"... первый заместитель главы департамента Наталья Бринза заявила, что иначе могут быть сорваны утвержденные ранее планы по увеличению в Москве количества особых зон", сообщает "Время новостей" в номере от 13 августа. "По ее словам, только в этом году городской запас зон отдыха должен был пополниться пятнадцатью новыми дополнительными территориями с особым статусом. Всего же в ближайшие два года особый статус должны получить 27 территорий, а к 2020 году их общая площадь должна вырасти с нынешних 16,9 тыс. гектаров до 20 тыс. и достичь 20% от общей городской территории. Однако программа по расширению и "окультуриванию" особых зон буквально забуксовала на стадии разработки градостроительной документации, необходимой для возведения в парках капитальных строений. "Построить туалет - это уже капитальное строительство, и для этого нужен проект планировки", - пояснила "Времени новостей" Наталья Бринза... По данным городского департамента природопользования и охраны окружающей среды, москвичи, как правило, остро реагируют на желание властей что-либо поменять в привычных для них зонах отдыха. И по словам Натальи Бринзы, горожане в первую очередь опасаются ограничения посещений природной зоны и отсутствия возможности заниматься в парках спортом... обещания экологов вывести с территории зеленых зон автостоянки и прочие "нецелевые" объекты выглядели просто декларацией. "Если под видом рекреации строят офисные объекты - это недопустимо. Рекреация же в интересах города допустима и возможна", - заявил, в частности, глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, не уточнив, какие именно интересы города он подразумевает", пишет газета.

Реставрация и реконструкция памятников архитектуры

"В Москве вопреки всем действующим законам бесследно исчезают каждый год десятки памятников архитектурного наследия. Об этом вчера говорили участники "круглого стола", посвященного градостроительной политике столицы", сообщают "Новые Известия" в номере от 13 августа. "Вместо дома-музея Аксакова теперь стоит его бетонная копия, главный дом Герцена превратился в смесь стекла и бетона, домик декабриста Свистунова обзавелся огромной пристройкой. Перечислять потери столичной архитектуры можно бесконечно. И число их, по мнению независимых архитекторов, будет расти до тех пор, пока не будет остановлена бюрократическая машина, единственная задача которой - выкачать максимум денег из города... На "круглом столе" приводились десятки примеров того, как на глазах исчезают памятники: на месте старинных зданий возникают безвкусные торговые центры, пропадает лепнина, демонтируются кованые ворота. Словом, то, что запрещено в старинных европейских городах, в Москве динамично процветает. Энтузиасты, радеющие за сохранность наследия, сравнивают наше время с первыми годами советской власти, когда варварское отношение к памятникам было в порядке вещей: церкви перестраивались под гаражи, особняки - под магазины и так далее. Сегодня, по мнению участников "круглого стола", происходит то же самое с той лишь разницей, что процесс этот протекает тихо, без пафоса послереволюционных лет", пишет газета. "Есть ли выход из сложившейся ситуации? По мнению госпожи Ждановой [Светлана Жданова, заместитель руководителя управления Росохранкультуры по Москве и Московской области - ИА REGNUM], необходим строгий, четкий закон, который защищал бы архитектуру от самоуправства инвесторов и чиновников. "На нынешний день у нас очень мало прав, чтобы изъять памятник у незаконных пользователей. И пока суды неохотно берутся за рассмотрение подобных дел".

"Позорная эпопея Военторга входит в завершающую стадию. На днях москвичи увидели, что создала на его месте придворная московская архитектура. Тем временем на короткой улице Воздвиженке строятся еще два новодела вместо снесенных памятников старины", продолжают тему разрушения памятников архитектуры "Известия" в номере от 8 августа. "Оценивать это творение на языке художественной критики не приходится. Но остаются вопросы. Зачем было после скандала со сносом устраивать скандальную архитектурную премьеру? Почему просто не построить муляж, какой построен на месте гостиницы "Москва" под руководством тех же авторов? Военторг, "Москва" и Манеж - три памятника, судьба которых всколыхнула Москву. Именно тогда, в 2003-2004 годах, одиночные голоса защитников старины получили массовую поддержку. Именно на руинах Военторга родились движения "Москва, которой нет" и "MAPS". Именно после Военторга правительство Москвы в первый раз испугалось москвичей. Этот снос не стал последним, но последним из тех, под которыми стоит подпись Юрия Лужкова", пишет газета. "О масштабе разрушения города можно судить не уходя с Воздвиженки... О судьбе Манежа (Воздвиженка, 1) напоминать излишне. Свадебный дом графа Шереметева и Параши Жемчуговой (дом 8) в 1990-е годы лишился балкона и лестниц парадного входа, ныне воссозданных. В год 850-летия Москвы снесен "Соловьиный дом" (дом 20) - мемориал Александра Варламова, написавшего здесь 75 романсов. Только теперь можно видеть, зачем его снесли: на многолетнем пустыре начали копать подземелье. За этим строительством, как и за сносом Военторга, стоит ООО "КБФ АСТ". Здесь, как и там, проектированием руководит Михаил Посохин. Он уже пытался провести на градсовете новую этажность (о чем писали "Известия"), но не преуспел. Новодел другой этажности полным ходом строится и на месте дома Рахманинова. Мало защитить памятники. Нужно побороть архитектуру жадности", - заключает газета.

"Первый зам. мэра, руководитель стройкомплекса Владимир Ресин на своей пресс-конференции не уклонился от вопроса: как он относится к новому зданию "Военторга", подвергшемуся критике москвичей, едва с него сняли леса", отмечает, в свою очередь, "Российская газета" в номере от 11 августа. "Ресин уверен: Москва - не Рим, где можно держать в руинном состоянии многие объекты и сохранять их в том виде, в котором они есть. Лучше здания, находящиеся в аварийном состоянии, сразу приводить в порядок, чтобы не повторялись ЧП, как в том же "Военторге", в котором отлетела штукатурка и погибли люди".

"Во вторник Басманный суд слушал дело по иску Центра русской культуры "Кадаши" к правительству Москвы. Истец просит признать незаконным распоряжение правительства о сносе дома N 10 по Кадашевской набережной. Заседание отложено по просьбе ответчика", сообщают "Известия" в номере от 13 августа. "Центр русской культуры "Кадаши" занимает приговоренный к сносу дом. Положение вдвойне трудное: учредитель центра - Третьяковская галерея - только что отказался от аренды дома. Отсюда второй иск "Кадашей" - о принуждении Мосимущества к заключению прямого договора аренды. Но это невозможно, если не выигран первый иск, поскольку распоряжение о сносе прекращает все права пользования зданием... По Кадашевской набережной проходит граница охранной зоны памятника всемирного наследия "Московский Кремль", и все дома на красной линии застройки входят в эту зону своими главными фасадами. "Режим содержания" охранной зоны предполагает регенерацию, то есть "сохранение и восстановление традиционных характеристик ценной градостроительной среды". И уж никак не предполагает сноса", пишет газета. "Дом N 10, о котором идет судебный спор, не является памятником, но, как стоящий на красной линии, он принадлежит главным фасадом охранной зоне Кремля. Это значит, что Юрий Лужков не имел права выпускать распоряжение о сносе дома... Распоряжение мэра о сносе дома N 10 ссылается на протокол пресловутой "несносной" комиссии, в котором техническое состояние дома названо неудовлетворительным. Между тем в письме Росстроя на имя председателя Москомнаследия Валерия Шевчука прямо говорится, что снос по приведенным в протоколе ложным основаниям недопустим. Наконец, в распоряжении истца есть историко-культурная экспертиза Института искусствознания, согласно которому дом N 10 заслуживает статуса памятника. Перед нами здание Биржевой артели Торгового дома Хлудовых (знаменитый купеческий род), построенное архитектором Александром Бирюковым в 1898 году. Уже два месяца назад Центр русской культуры "Кадаши" подал в Москомнаследие заявку о признании Хлудовской артели вновь выявленным памятником архитектуры. Ответа пока нет".

"Москомнаследия собирается направить в прокуратуру заявление в связи с плачевным состоянием радиобашни Шухова, что на Шаболовке", сообщают "Новые Известия" в номере от 1 августа. "Знаменитая радиобашня на Шаболовке, самое известное в народе творение гениального инженера Владимира Шухова (1853-1939), уже около 20 лет находится в плачевном состоянии. Впервые об этом стало известно еще в середине 80-х годов прошлого столетия - при очередном исследовании специалисты отметили значительную коррозию металлоконструкций. С тех пор проводились лишь дополнительные исследования башни в 2001 году. Они подтвердили ограниченно-работоспособное состояние конструкций башни. Исследования состояния фундамента памятника не проводились. Но специалисты не сомневаются: башня - на грани разрушения", пишет газета. "В дело вмешалось Москомнаследия. 26 июня ведомство провело проверку состояния памятника. По ее итогам пользователей башни - РТРС решено было оштрафовать на 30 тыс. рублей. Кроме того, организация должна была срочно предоставить Москомнаследия график проведения ремонтных работ башни. Но дело опять не сдвинулось с мертвой точки. Тогда Москомнаследия созвало совещание, на которое пришли и представители РТРС. Договорились до следующего. Во-первых, отправить в Росимущество письмо с предложением о передачи памятника инженерной мысли городу. При этом должен быть решен вопрос доступа к памятнику, который спрятан за кольцами колючей проволоки. Во-вторых, попросить помощи у федералов - сообщить в Министерство культуры РФ о необходимости срочного выделения средств на ремонтно-реставрационные работы памятника. Ну и заодно через прокуратуру наказать РТРС за то, что не смогли вверенную им башню сохранить в достойном виде. Остается надеяться, что наступление по всем фронтам все же приведет к спасению уникального архитектурного памятника. Хотя в то, что башня все же дождется помощи, сейчас уже верится с трудом", пессимистично заключает газета.

Вероника Шарова