95% электроэнергии Эстонии производится на базе сланцев. Тем не менее некоторое время назад был проложен и заработал энергетический подводный кабель в Эстонию из Финляндии. Кроме того, Эстония принимает участие в переговорах по строительству новой АЭС в Литве, предполагаю впоследствии получать часть атомной энергии на свои нужды. А на сланцевых шахтах, входящих в концерн Eesti Pulevkivi (принадлежит государственному концерну Eesti Energia) предполагается некоторая реструктуризация производства. О планах одного из крупнейших предприятий на северо-востоке Эстонии корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель правления Eesti Pulevkivi Ильмар Йыги.

ИА REGNUM: Господин Йыги, кто в настоящее время является основными потребителями сланцев?

Ежегодный уровень добычи сланцев - 14-15 млн тонн в год. Большая часть сырья поставляется на Нарвские электростанции, другими крупными потребителями являются компании-переработчики сырья, производители сланцевых масел, прежде всего предприятия, входящие в Viru Keemia Gruup, и Нарвский завод масел.

ИА REGNUM: Существует так называемая "проблема 2016 года", когда европейские компании-производители должны будут сократить объем выброса вредных веществ в атмосферу. Является ли это проблемой для Эстонии?

С 2016 года объем выбросов в атмосферу будет регулироваться количественно, то есть будут конкретные показатели, которые нельзя будет превышать. По сравнению с сегодняшним днем допустимый уровень выбросов снизится, но не очень сильно.

Таким образом, встанет вопрос о работе Нарвских электростанций (НЭС), которые должны будут сократить объем выбросов. Там уже реконструированы два блока, на них установлено новое оборудование, новые, более мощные фильтры, снижающие объем выбросов в атмосферу. Сейчас специалисты НЭС смотрят, эффективна ли такая работа блоков экономически. Если работа блоков с этими фильтрами будет признана эффективной, то их могут установить и на двух оставшихся блоках. Блоки с новым оборудованием производят меньше энергии, но не значительно меньше, не в разы. Если же нового оборудования установлено не будет, то старые блоки просто будут работать в меньшем объеме, чтобы за счет этого сократить объем выбросов до необходимого уровня.

Мы предполагаем, что наш объем добычи сохранится на прежнем уровне - 14-15 млн тонн в год. Просто изменится структура потребления: электростанция будет закупать меньше сланцев, зато производители масел - больше. Этот переход будет происходить постепенно.

ИА REGNUM: И общий объем производимой в Эстонии энергии также останется примерно таким же?

Да.

ИА REGNUM: В настоящее время квоты на выбросы вредных веществ предоставляются предприятиям бесплатно, но с 2013 года эти квоты будут продаваться. Эстонские чиновники заявляют о намерении добиться для предприятий страны дополнительных квот или льгот на приобретение квот. Некоторые эксперты считают, что продажа квот вместо их бесплатного предоставления приведет к резкому росту цен на электроэнергию. Действительно ли вы рассчитываете на льготы и следует ли ожидать резкого роста цен после 2013 года?

Переговоры на эту тему с Европейским союзом идут, но никакой конкретной информации пока нет. Конечно, с момента, когда квоты будут покупаться, цена на электричество будет расти. Но она и сейчас растет, от этого никуда не уйти, потому что цена на электричество связана с ценами на топливо. Главное, чтобы повышение не было резким, и мы постараемся этого избежать.

ИА REGNUM: Сейчас 95% эстонской энергии производится на сланцах, но часто говорят о необходимости диверсификации источников энергии, о развитии альтернативных источников. Как развиваются эти проекты?

Дело в том, что существует общий план ЕС по альтернативным, возобновляемым источникам энергии, и план этот обязателен для исполнения всеми членами союза. В соответствии с ним, все должны производить энергии из возобновляемых источников больше, чем сейчас. В Эстонии этот показатель сейчас составляет около 5%, а должен будет составлять 15%. Работа в этом направлении идет, и с каждым годом процент производимой из возобновляемых источников энергии постепенно растет.

ИА REGNUM: Некоторые эксперты высказывают предположения, что с момента, когда квоты на вредные выбросы будут продаваться, а объем этих выбросов надо будет сократить, работа Нарвских электростанций перестанет быть рентабельной и Эстонии будет выгоднее не производить энергию, а закупать ее. Действительно ли обсуждается такая возможность?

Некоторое время назад эта тема нами обсуждалась. Сокращение собственного производства возможно, но речь идет о небольших объемах. То есть НЭС будет производить немного меньше энергии, а остальное мы будем покупать. Так уже было некоторое время назад. В то же время есть минимум производства энергии, ниже которого работа НЭС будет просто нерентабельной. Соответствующие подсчеты проводятся специалистами. О полном закрытии станции речи не идет.

ИА REGNUM: Как развиваются ваши проекты, связанные с добычей сланцев вне Эстонии?

Самый интересный для нас проект - это Иордания. Местное месторождение во много раз больше эстонского и ленинградского вместе взятых. Наши специалисты приглашены туда в качестве экспертов. На сегодняшний день там только проводятся исследования, никакого строительства еще не началось. Чтобы браться за это месторождение, нужны огромные инвестиции. Иорданская сторона занимается их поиском. К настоящему времени никакой конкретики в данном вопросе нет.

ИА REGNUM: Действительно ли у концерна есть планы по серьезному сокращению числа рабочих мест?

Реструктуризация концерна происходит все время, и она будет продолжаться. Мы ищем более удобные форматы работы компании. В частности, сокращается менеджмент, но о массовых увольнениях рабочих речи нет. Мы сейчас стремимся сократить количество разного рода "поддерживающих" структур, то есть таких специалистов и служб, которые необходимы концерну не постоянно, а лишь время от времени. Такие службы и специалисты будут работать вне структуры концерна, в самостоятельных компаниях. Содержать таких сотрудников постоянно - очень дорого. Речь идет примерно о 300 рабочих местах, если считать вместе с менеджментом. Рабочие будут переходить на работу в другие структуры, а мы будем заказывать эти "поддерживающие" услуги.