Социология сегодня. SOCIUM: "Ошибки в СНГ влияют на уровень поддержки президента России"
Начиная серию интервью с представителями активно действующих в России исследовательских социологических центров, ИА REGNUM ставит своей целью "обновить" представления своих читателей о состоянии дел в отечественной прикладной социологии, её месте в отношениях власти и общества - внутри и вне России. Сегодня на вопросы агентства отвечает генеральный директор Центра социологических и маркетинговых исследований "SOCIUM" Артём Геворкян.
Есть ли, по вашему мнению, какое-либо существенное отличие в качестве работы российских социологических компаний и их иностранных коллег? Если есть, то в чём оно?
Различия, о которых вы говорите, существуют и особенно выразительно они проявляются в работе как российских, так и иностранных социологических компаний на территориях бывшего СССР.
Во-первых, следует отметить богатейший исследовательский опыт иностранных коллег. На мой взгляд, такие методы социологического исследования, как поквартирный и телефонный опросы, иностранными коллегами, в частности американцами, буквально "отшлифованы" и здесь есть чему у них поучиться. Однако, методы поквартирного и телефонного опросов не всегда работают на постсоветском пространстве, и наша практика в РФ и государствах
Во-вторых, работая на постсоветском пространстве, иностранные коллеги, как правило, доверяют проведение полевого этапа на условиях подряда местным организациям и специалистам. Мы полевой этап в максимальной степени осуществляем сами. В обязательном порядке направляем на территории руководителей групп интервьюеров, формируем на основе постоянной занятости и группы интервьюеров, как например, на Украине. Чрезвычайно важно, чтобы руководитель исследования выходил в поле, наряду со своими интервьюерами (иностранные коллеги, в силу ряда причин, в подобном маневре ограничены: трудно представить иностранного специалиста с анкетой на пороге дома в этническом узбекском селе под городом Шимкентом в Казахстане). Считаем, что подобный формат работы повышает валидность (качество, о котором вы говорили) результатов исследования. И если тщательность расчета выборочной совокупности у иностранных коллег и у нас сопоставима, то с точки зрения эффективности проведения полевого этапа применение нашего подхода считаем приоритетным.
Насколько существенную долю в прикладных исследованиях российских социологов составляют маркетинговые исследования? Какие отрасли рынка интенсивнее других привлекают социологов к оценке рынка и перспектив своей работы?
Если говорить в целом о социологическом корпоративном цехе, то соотношение маркетинговых и социально-политических исследований примерно 50 на 50, но например, в практике нашей организации наблюдается заметная диспропорция в пользу социально-политических исследований.
С научной точки зрения специалистов привлекают проблемные или потенциально проблемные отрасли рынка. Однако потенциальные клиенты, функционирующие в подобных прогнозируемо критических условиях, не всегда адекватно реагируют на предостережения и предложения специалистов. Например, примерно семь лет назад, в крупнейших городах Восточной Сибири наблюдался потребительский всплеск на рынке бытовой электроники, детерминированный стихийностью предложений крупнейших местных игроков рынка, которые усиленно продвигали колоссальные объемы относительно дешевой продукции и не сумели спрогнозировать момент первичного насыщения рынка и его сегментацию. Как результат - закрытые магазины, кредитно-долговые проблемы, потеря бизнеса, хотя в тот период понятие "кризис продаж" у этих коллег вызывало саркастическую улыбку.
На сегодняшний день крайне интересно наблюдать за бурным развитием автомобильного рынка в России, интересно с научной точки зрения, ибо видны подводные камни (покамест подводные камни), способные превратиться в рифы. Автомобильные дилеры вовсю и с традиционным размахом тратятся на возведение многомиллионных шоу-румов, и как мне кажется, забывают о границах рынка, его сегментации и вариативности. Например, продвигая через дилерскую сеть дизельные автомобили, особенно премиум-класса, в условиях высоких рисков по качеству топлива, необходимо думать о механизмах компенсации репутационного капитала фирмы производителя.
Какие основные перемены в общественном мнении и мнении, так сказать, массового покупателя, произошедшие в последние годы, вы могли бы назвать?
Главное: российский массовый покупатель изжил, переборол в себе страх товарного дефицита. Как следствие, изменились потребительские приоритеты, если раньше надо было запасать и покупать в расчете на долговременное использование, то сегодня массовый покупатель стремится к повышению качества потребляемых товаров и оптимизации сроков эксплуатации. Многообразие кредитных программ позволило массовому покупателю удовлетворить свои потребности, но на поверхность стали подниматься проблемы обоснованности потребительских затрат вкупе с кредитно-долговыми последствиями. Это означает, что массовый потребитель все еще входит в русло потребительской культуры. Следующая стадия потребительской озабоченности, которую следует прогнозировать - это практичность.
Кристаллизация критериев формирования среднего класса, задающего темп потребительской активности, существенно повлияло на изменение мнений возможного покупателя. Несколько лет назад пропуском в "средний класс" считался личный доход, сегодня же фундаментом прочности среднего класса является институт частной собственности, а статус собственника расширяет горизонты потребительских возможностей.
Что принципиально отличает социологическую практику и настроения общества в постсоветских странах от тех же в России?
Определяющим фактором является социальный запрос населения. В государствах, которые переживают системный кризис, антикризисным оказывается и социальный запрос. Никак иначе нельзя истолковать, то, что по результатам социологического исследования, в современной Грузии 87% респондентов в классификаторе наиболее актуальных проблем на первое место подняли проблему "преодоления кризиса в экономике", а на второй строчке рейтинга оказалась проблема "преодоление безработицы" которую отметили 78% респондентов. В то же время, например, для казахстанцев наиболее актуальными проблемами являются улучшение медицинского обслуживания - 59,5%, борьба с коррупцией - 53,5% от общего числа респондентов. 73,9% респондентов на Украине считают наиболее актуальной украинской проблемой кризис в экономике. В России, в Центральном федеральном округе, актуальными для населения являются проблемы доступного жилья (50,2%), снижения цен на продукты и товары первой необходимости (56,8%), улучшение медицинского обслуживания (47,5%). В Южном федеральном округе, на первых местах проблемы доступного жилья (40%), преодоления безработицы (41%), улучшения медицинского обслуживания (40%).
Особенный разговор - ситуация в Армении, где помимо таких наиболее актуальных проблем, как преодоление безработицы (70,0%) и бедности (53%), существует и конфликт между властью и обществом, материализовавшийся из беспрецедентно высокого уровня социального протеста, который существовал в республике все последние годы. На вопрос: "отражает ли нынешняя власть республики Армения интересы своего народа", в октябре 2007 года утвердительно отвечали 28,5% респондентов, сегодня этот показатель значительно ниже. Приведенные выше цифры социального запроса населения в тех или иных государствах являются и зеркалом общественных настроений.
Чего "не видит" большинство социологов в своих обществах - в России и за рубежом?
Учитывая богатую с точки зрения научно-исследовательской деятельности реальность социологов, не увидеть, чего-либо крайне сложно. "Социологического вакуума" нет. Другое дело - понять наиболее приемлемый для общества механизм решения тех проблем, что "увидел".
Какие решения российских властей представляются вам социологически не просчитанными, и какие - имеют наибольшую общественную поддержку (по данным социологов)?
Подойдем дифференцированно. К внутриполитическим решениям российских властей особенных претензий со стороны граждан нет. Другое дело - механизм реализации этих решений. Очевидно, что приоритетные
Особенный разговор - внешнеполитическая проблематика. Российскому обществу, сбросившему с плеч багаж самобичевания конца восьмидесятых и начала девяностых, преодолевшему кризис власти и экономики, требуется уверенность внешнеполитического курса. Ошибки на внешнеполитическом направлении, в частности в СНГ, напрямую влияют на уровень поддержки президента России. И если грузинский экзерсис 2003-го, как точка отсчета, слабо повлиял на трансформацию уровня поддержки президента России внутри российского общества, то события на Украине в октябре-декабре 2004-го, в первой половине 2005-го, ощутимым эхом прокатились по материалу российской действительности и рейтингу доверия президенту России.
Какие из постсоветских обществ, по вашему мнению, в ближайшие годы изменятся в наибольшей степени и в чём именно?
Изменения подразумевают не только прогресс, но и регресс. Стагнации, в условиях экономического подъема или наоборот упадка, быть не может, ибо стагнация во время всеобщего развития и означает упадок.
Прогресс России очевиден. И речь не только об экономических успехах, федеральная власть имеет серьезный кредит доверия, ёмкость которого позволяет браться за решение проблем любой сложности. Однако использование кредита общественного доверия нуждается в диверсификации.
Испытание на прочность финансово-экономической системы придется пройти Казахстану. Прогрессирующая импортозависимость и раскрутившийся маховик инфляционного процесса съедают больше средств, чем скапливается от продажи углеводородов в Национальном фонде Казахстана. Эту проблему SOCIUM подробно освещал в 2006 году по результатам комплексного социологического исследования в Республике Казахстан.
Два других "острых угла" - Украина и Армения. На Украине уровень общественного антагонизма к властям, как президенту, так и правительству, критически высок. Вкупе с этим очевиден и пока остается безответным общественный запрос на деолигархизацию государства. Вкупе с проблемами украинизации, натоизации государства, церковного раскола и демографического спада, все вышеперечисленное скорее всего не оставляет украинскому обществу свободы маневра и поиска социального компромисса.
Острота армянской проблемы детерминирована не только остроконфликтной обстановкой в республике, противостоянием власти и оппозиции, но и парадигмой сохранения армянской государственности. Восемнадцать лет фактической инфраструктурной и экономической изоляции, десятилетие взаимного непонимания власти и общества генерировали общественный запрос граждан Армении, который формулируется жестко: сохранит ли республика свою государственность?!